Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 15:42, реферат
Тема способностей и их развития очень важна и актуальна в современном мире, так как именно способности человека определяют успехи, которых он добьется в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день, проблемой развития способностей занимается множество научно-исследовательских институтов и лабораторий, большое внимание уделяется развитию так называемых специальных способностей, а так же исследуются феномены одаренности и гениальности.
Введение
Понятие и виды способностей
Условия развития специальных способностей
Методы исследования и развития специальных способностей
Заключение
Список литературы
Реферат на тему
«Специальные способности и условия
их развития»
Оглавление
Введение
Понятие и виды
способностей
Условия развития
специальных способностей
Методы исследования
и развития специальных способностей
Заключение
Список литературы
Введение
Тема способностей
и их развития очень важна
и актуальна в современном
мире, так как именно способности
человека определяют успехи, которых
он добьется в том или ином
виде деятельности. На сегодняшний
день, проблемой развития
Неутихающий
интерес к теме способностей
объясняется довольно легко – как свойство
личности, способности являются очень
благодатной почвой для исследований.
На протяжении веков способности человека
являлись предметом философского спора.
Однако эмпирические исследования возникали
и начинали свое развитие лишь в конце
XIX века. Отчасти это обусловлено набирающей
обороты эпохой капитализма, в то время
подобные исследования служили для теоретического
планирования и практической реализации
эксплуатации трудящихся.
В данной
работе особое внимание
Понятие и виды
способностей
Большое внимание
изучению способностей уделял
советский психолог Борис Михайлович
Теплов. Согласно его определению, способности
– это индивидуальные свойства личности,
являющиеся субъективными условиями успешного
осуществления определённого рода деятельности.
Способности не сводятся к имеющимся у
индивида знаниям, умениям или навыкам1.
Это определение считается общепризнанным,
однако, не является исчерпывающим. В некотором
роде способности – гораздо более широкое
понятие. Наглядным примером несовершенности
этого определения является темперамент.
Очевидно, что темперамент не является
способностью. Но с другой стороны, разные
люди обладают различным типом темперамента,
и особенности каждого определенного
типа могут как помочь человеку в осуществлении
определенной деятельности, так и помешать
ему. Темперамент также не является знанием,
умением или навыком. Таким образом, необходимо
учитывать, что признаки, приведенные
в определении, безусловно присущи способностям,
но не являются достаточными для того,
чтобы отделить это понятие от некоторых
других.
В дальнейших
исследованиях Б.М. Теплов выделяет
некоторые условия формирования способностей.
В частности, он выявляет, что сами по себе
способности не могут быть врожденными,
т.е. проявляющимися с момента рождения
и формирующимися под воздействием наследственных
и средовых факторов. Врожденными могут
быть только задатки, из которых позднее
формируются способности. Теплов пишет,
что «…способность не может возникнуть
вне соответствующей конкретной предметной
деятельности». 2Таким образом, способности
формируются в результате выполнения
определенной деятельности и они же могут
повлиять на результат этой деятельности.
Существует
общепризнанная классификация
Общие способности
включают те, которыми определяются
успехи человека в самых различных
видах деятельности. К ним, например, относятся
умственные способности, тонкость и точность
ручных движений, развитая память, совершенная
речь и ряд других.
Умственные
способности во многом походят
на учебные, т.е.
Выделяют
следующие виды специальных способностей:
учебные и творческие
математические
конструктивно-технические
музыкальные
литературные
художественно-изобразительные
физические способности
и др.
Учебные способности
определяют успешность
Математические
способности обуславливаются
Суть конструктивно-
Музыкальные
способности можно разделить
на две группы:
- технические
(игре на данном музыкальном
инструменте или пение)
- слуховые (музыкальный
слух)
В основе
литературных способностей
Художественно-
К физическим
способностям относятся не
Как мы
видим, многие виды
Условия развития
специальных способностей
Способности
имеют сложную структуру,
репродуктивный
творческий
Человек,
находящийся на репродуктивном уровне,
лишь обнаруживает высокое умение усваивать
знания, овладевать деятельностью и осуществлять
ее по данному образцу. На творческом же
уровне человек создает новое, оригинальное.
Стоит принять
во внимание, что эти уровни
взаимосвязаны, всякая творческая деятельность
включает в себя репродуктивную, а репродуктивная
– творческую. Также, оба уровня довольно
динамичны. Они не являются чем-то застывшим.
В процессе овладения новыми знаниями
или умениями человек переходит с одного
уровня на другой, меняется структура
его способности. Известно, что даже чрезвычайно
одаренные или даже гениальные люди начинали
с подражания.
Развитие
той или иной способности
Задатки
Способности
Одаренность
Талант
Гениальность
Задатки – это лишь
своеобразные анатомо-физиологические
предпосылки к развитию способностей.
Способности могут сформироваться из
задатков только во время деятельности
и при благоприятных условиях. Кроме того,
всякий задаток многозначен, т.е. при различных
условиях из него могут сформироваться
различные способности.
Способность –
это базовое свойство личности, являющееся
условием успешного выполнения определенной
деятельности. Способности к нескольким
видам деятельности присущи абсолютному
большинству людей.
Одаренность связана
с развитием способностей, но одновременно
с этим независима от них. Б.М.Теплов определил
одарённость как «качественно-своеобразное
сочетание способностей, от которого зависит
возможность достижения большего или
меньшего успеха в выполнении той или
другой деятельности3». Одарённость обеспечивает
не успех в какой-либо деятельности, а
только возможность достижения этого
успеха. Т.е. для успешного выполнения
деятельности человеку необходимо обладать
определенными знаниями, умениями или
навыками. Одарённость может быть специальной
– то есть применимой к одному виду деятельности,
и общей – к разным видам деятельности.
Часто общая одарённость сочетается со
специальной. К признакам, которые говорят
об одаренности, относят раннее развитие
способностей или более выраженное по
сравнению с другими членами этой же социальной
группы.
Талант является
способностью, присущей от рождения. Но
раскрывается он постепенно, с приобретение
определенных навыков или опыта.
Современные учёные выделяют определенные
типы таланта, которыми обладают люди
в той или иной степени. В начале 1980-х годов
Говард Гарднер написал книгу «Рамки ума».
В этой книге он определил восемь типов
таланта, интеллекта:
вербально-лингвистический
(отвечает за способность писать и
читать, присущ журналистам, писателям
и юристам)
цифровой (характерен
для математиков, программистов)
слуховой (музыканты,
лингвисты, языковеды)
пространственный
(присущ дизайнерам и художникам)
физический (им
наделены спортсмены и танцоры, эти
люди легче обучаются на практике)
личностный (его
также называют эмоциональным; отвечает
за то, что человек говорит сам
себе)
межличностный
(люди с этим талантом часто становятся
политиками, ораторами, торговцами, актерами)
талант окружающей
среды (этим талантом бывают наделены
дрессировщики, земледельцы).4
О наличии
таланта следует судить по
высокому развитию
Гениальность
– практическое воплощение повышенного
уровня творческого потенциала личности
относительно других личностей. Традиционно
выражается в новых и уникальных творениях,
с опозданием признаваемых «шедеврами».
Иногда гениальность объясняют новым
и неожиданным методологическим подходом
к творческому процессу.
Как правило,
гений творит значительно
Психологи
сходятся во мнении, что способности,
подобно мышцам, необходимо развивать
путем упражнений. Это следует из самого
определения способностей, ведь они не
могут родиться сами по себе, вне определенной
деятельности. Правдивость этого тезиса
легко проследить на примере музыкальных
способностей. Те, кто занимался музыкой,
знает: путь к исполнительскому мастерству
лежит через ежедневные многочасовые
занятия, значительную часть которых составляют
утомительные гаммы. А ведь эти гаммы ежедневно
играют и начинающие музыканты, и великие
пианисты. Впрочем, дело не столько в количестве
упражнений, сколько в силе напряжения,
в системности умственной работы, ее методике.
Информация о работе Специальные способности и условия их развития