Специальные способности и условия их развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 15:42, реферат

Описание

Тема способностей и их развития очень важна и актуальна в современном мире, так как именно способности человека определяют успехи, которых он добьется в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день, проблемой развития способностей занимается множество научно-исследовательских институтов и лабораторий, большое внимание уделяется развитию так называемых специальных способностей, а так же исследуются феномены одаренности и гениальности.

Содержание

Введение
Понятие и виды способностей
Условия развития специальных способностей
Методы исследования и развития специальных способностей
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Реферат на темуспец.doc

— 75.00 Кб (Скачать документ)

 Но все  это относится к тренировке  уже существующих способностей. Формирование же новых способностей  проходит в несколько этапов: 

Выявление задатков. Это очень важный этап, на котором  необходимо выявить предпосылки  к тем или иным способностям для  их дальнейшего формирования. Это  может быть сделано с помощью  наблюдения, однако наиболее распространенным подходом к этому процессу является проведение различных тестов. Подобная методика широко используется детскими психологами для выявления задатков у ребенка, но также может быть применена к взрослому человеку, что практикуется работодателями на собеседовании с кандидатом. 

Обеспечение благоприятной среды для развития способностей. Благоприятным условием может считаться сензитивный период развития человека, то есть такой период, когда условия для развития тех или иных способностей наиболее оптимальны. Часто этот период называют периодом особой восприимчивости. Сензитивные периоды характерны для детей, но время их возникновения и длительность зависят от индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка. Задача взрослого на этом этапе предвидеть или вовремя заметить такой период и предоставить ребенку то, что необходимо ему для развития той или иной способности. Примером может служить обучение игре на скрипке. Большинство учителей не начинают учить детей старше девяти лет, так обычно после этого возраста сензитивный период для данной музыкальной способности заканчивается. 

 Благоприятная  среда должна подбираться индивидуально.  Математическая школа не поспособствует  развитию художественных способностей  у ребенка и наоборот. 

Введение в  деятельность. Этот этап является практической реализацией предыдущего и во многом перекликается с ним. Как только выявлены благоприятные условия для развития той или иной способности, необходимо погрузить человека в деятельность, связанную непосредственно с этой способностью. Т.к. как уже было сказано выше, способность может возникнуть и развиться только внутри деятельности. Разнообразие видов деятельности, которыми занимается человек, способствует наиболее разностороннему и вместе с тем комплексному развитию его способностей. Важно также учитывать некоторые требования, соблюдение которых позволит наиболее эффективно развить ту или иную способность. 

Творческий характер деятельности. Такая деятельность требует  от человека сообразительности и  некоторой оригинальности. Кроме  того, этот подход позволит добиться полного погружения в среду, полного захвата внимания. Наиболее актуально это для детей, самые эффективные методики обучения и развития способностей на сегодняшний день основываются на творческой, часто игровой деятельности. 

Оптимальный уровень  трудности. Необходимо учитывать особенности каждого индивида, его умственные способности, физические качества и некоторые индивидуальные свойства, такие как память, внимание и т.д. Если деятельность слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей; если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и, следовательно, также не приводит к формированию новых умений и навыков. 

Обеспечение положительного эмоционального настроя способствует формированию интереса к деятельности и увеличению ее эффективности. Положительный настрой может быть достигнут при помощи системы успехов и неудач. В ее рамках каждая неудача обязательно должна быть подкреплена победой, таким образом в процесс деятельности вносится некоторое разнообразие, возникает азарт, который не позволяется индивиду бросить тот или иной вид деятельности. 

Должная мотивация. Стимулирующая мотивация также  поддерживает интерес индивида к  данной деятельности. Она превращает цель деятельности в актуальную потребность  человека. Для формирования и развития способностей человека необходимо научение, а согласно теории социального научения, этот процесс не может происходить без соответствующего подкрепления. Чем сильнее подкрепление, тем быстрее и эффективнее будет идти развитие той или иной способности. В качестве подкрепления могут использоваться такие стимулы как поощрение и наказание. Поощрение считается более эффективным методом, т.к. наказания нередко приводят к подавлению нежелательного поведения, вместо его устранения. 

 Таким образом,  развитие у человека способностей к различным видам деятельности во многом зависит от внешней среды. Бытует мнение, что развитие творческих способностей человека имеет какие-то особые, внутренние источники. Сторонники этой идеи подкрепляют свою точку зрения предрасположенностью одних и полной неспособностью других людей к определенным видам деятельности. Однако они забывают и искажают главное – источник развития способностей. Стихийно развитые первоначальные способности принимают за врожденные. 

 Итак, первоначальные способности людей развиваются очень быстро, но доходят лишь до самого низкого уровня. Для того чтобы продолжить развитие некоторых способностей или сформировать новые, процесс развития надо организовать, руководить им. 
 
 

Методы исследования и развития специальных способностей 
 

 Вопрос о  методах исследования и развития  способностей и одаренности с  одной стороны совершенно прозрачен  и ясен, но с другой – некоторые  моменты по сей день остаются  нерешенными. К таким моментам  относятся экспериментальные методы исследования и развития, а также диагностики специальных способностей. 

 Первым методом  по праву является исследование  истории развития личности, неразрывно  связанное с ее биографией. Но  следует помнить, что в рамках  этого метода не существует  критериев исследования способностей, которые подходили бы абсолютно всем людям. Основными в этом методе являются вопросы: 

О первых проявлениях  интереса и склонностей к изучаемой  деятельности; 

Об условиях, в которых рос и воспитывался исследуемый (особое внимание уделяется неблагоприятным условиям, препятствующим возникновению той или иной способности); 

О процессе обучения и овладения деятельностью; 

Об успехах  и неудачах в этой деятельности и  реакции исследуемого лица на трудности; 

О первых проявлениях  творческого начала в деятельности, направленной на развитие способностей; 

 Этот метод  является общепризнанным и применяется  длительное время. На данный  момент это практически единственный  метод, не подвергающийся сомнению. 

 Вторым методом  является изучение педагогического опыта формирования способностей. Этот метод сознательно или непроизвольно используется каждым педагогом. Являясь учителями в области своей собственной специфической деятельности, эти люди нередко оставляют после себя значительную литературу, в которой содержится история их профессионального роста и развития, обучения, а также опыт передачи собственного мастерства ученикам. В этих трудах также можно найти ценные данные о проявлении способностей и о ходе их развития в условиях обучения. 

 Третьим методом является анализ деятельности людей с выдающимися способностями и ее результатов. Здесь важен не столько этот результат, сколько процесс его создания – от замысла до окончательной реализации. Здесь хорошим примером служат художественные виды деятельности. Серии эскизов, множество отдельных деталей в живописи позволяют изучать ход созидательного процесса. Тот же принцип действует в конструкторской, музыкальной и многих других видах деятельности. Однако в большинстве случаев исследователи располагают лишь конечным продуктом. Несмотря на это, целью данного метода является выяснение особенностей творческой деятельности, установление истории и причины возникновения замысла, изучение внешних условий, влиявших на процесс созидания, а также внутренних особенностей автора, определивших этот процесс, и отношение автора к его деятельности и к ее результату. Это сложнейший вопрос, трудность которого обуславливается уровнем развития психологии и сложностью объективного анализа процесса творческой деятельности. 

 Четвертым методом, специально психологическим, является эксперимент. Впервые метод естественного эксперимента был введен отечественным психологом А.Ф. Лазурским. Этот метод считается самым жизненным, смысл его заключается в подборе таких задач, решение и способ решения которых является показательным для изучаемого вопроса. Например, применительно к литературным способностям, естественный эксперимент может заключаться в изучении того, как наблюдает и описывает предмет наблюдений исследуемый, как воспринимает и описывает он какое-нибудь сложное драматическое или сюжетное произведение, как он пишет сочинение на заданную тему, может ли он «сочинить» стихи, и т.д.5 

 Особенностью  этого метода является изучение  человека в естественных условиях  и, следовательно, возможность регистрации непосредственных реакций личности. В этом заключается преимущество названного метода перед лабораторным экспериментом, коренным недостатком которого является то, что исследуемый знает, что он является предметом изучения. 

 Этот метод,  несмотря на его широкое признание, не получил еще достаточного применения в психологическом исследовании и в исследовании способностей, в частности. Несмотря на легкость и относительную дешевизну, а так же очевидную объективность получаемых результатов, метод естественного эксперимента вызывает нарекания в этическом плане. 

 Приведенные  выше методы, безусловно, являются  исследовательскими, но на их  основе строятся различные методики  диагностирования и развития  специальных способностей. 
 

Заключение 
 

 Подытожив вышесказанное, можно заключить, что любая способность не является врожденной, а формируется и развивается в результате деятельности. Поэтому первое условие для развития специальных способностей – воспитание потребности в том или ином виде деятельности. Также необходимо уметь диагностировать задатки и благоприятные условия для развития определенной способности, и создавать положительный эмоциональный фон. По этой причине, очень важны исследования, направленные на выявление специальных способностей и тенденций их развития. На данный момент существует несколько методов исследования и диагностирования специальных способностей. Некоторые являются общепризнанными и не подвергаются сомнению со стороны общественности, другие же, в большей степени экспериментальные, вызывают много споров и обсуждений. Кроме того, природа способностей – гораздо более сложный и глубокий вопрос, чем может показаться на первый взгляд. До сих пор мало изучен вопрос о гениальности и феномене сверхспособностей, которые проявляются у некоторых детей. На сегодняшний день не понятно, как работать с такими способностями, как их развивать. Методика работы с прочими, «рядовыми» специальными способностями в общем смысле прозрачна и ясна, но до сих пор не существует универсального метода их развития. Это объясняется тем, что каждый человек индивидуален, и развитие его способностей зависит только от его собственного желания и готовности к совершенствованию. 
 

Список литературы 
 

 Теплов Б.М.  Способности и одарённость. // Психология  индивидуальных различий. Тексты. М.: изд-во Моск. Ун-та, 1982 

 Е.Г. Рабинович.  Мерное бремя // Ноосфера и художественное  творчество. М.: Наука, 1991 

 Естественный  эксперимент и его школьное  применение / Под ред. АФ. Лазурского. Пг., 1918. 

 Гарднер Г.  Рамки ума / 1980 
 

 Размещено  на  

1 Теплов Б.М  «Способности и одаренность» // Психология  индивидуальных различий. Тексты. М.: изд-во Моск. Ун-та, 1982 

2 Теплов Б.М  «Способности и одаренность» // Психология  индивидуальных различий. Тексты. М.: изд-во Моск. Ун-та, 1982 

3 Теплов Б.М «Способности и одаренность» // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: изд-во Моск. Ун-та, 1982 

4 Гарднер Г.  Рамки ума / 1980 

5 Естественный  эксперимент и его школьное  применение / Под ред. А. Ф. Лазурского. Пг., 1918.

Информация о работе Специальные способности и условия их развития