Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 10:08, реферат
Психология спорта принадлежит к числу очень молодых прикладных отраслей психологической науки. Понятие «психология спорта» впервые появилось в статьях Пьера де Кубертена – основателя Олимпийских игр современности. Они публиковались в самом начале XX столетия и имели описательный характер. В 1913 году на специальном конгрессе по психологии спорта, организованном по его инициативе Международным олимпийским комитетом в Лозанне, она получила свое «крещение».
1) Введение…………………………………………………………………….…3
a) История психологии спорта………………………………………….. ….3
2) Глава 1………………………………………………………………………....8
a) Предмет психологии спорта……………………………………………...8
b) Цели и задачи психологии спорта………………………………………. 8
c) Направления психологии спорта………………………………………..12
3) Глава 2………………………………………………………………………...13
a) Спортивная психология в настоящее время…………………………….13
b) Спортивный психолог: настрой на победу……………………………...18
c) Слухи и факты…………………………………………………………….24
4) Список литературы…………………………………………………………..
Они редко пользуются готовыми рецептами, чаще разрабатывают собственные методики, иногда – далекие от теории. Они знают, что делать, когда у других опускаются руки, и могут найти те единственные слова, которые надо сказать в нужный момент. Рудольф Загайнов, например, на Олимпиаде в Афинах некоторых спортсменов буквально укладывал спать перед решающими стартами и контролировал их сон всю ночь. А на следующий день они выигрывали медали. Бывало и так, что Альберт Родионов, стоя за скамейкой запасных во время баскетбольного матча, мысленно посылал игроку сигналы: выручи, дорогой, забей… И тот, почувствовав, оборачивался и кивал в ответ. А такое понятие, как секундирование, известно всем спортивным психологам: когда вовремя сказанное слово, пауза, жест решали судьбу упорного противоборства. Это не волшебство, а профессионализм, основанный на знаниях, опыте и внутреннем чутье.
Каким бы великим ни был спортсмен, ему нужен человек, на чье плечо он смог бы опереться в трудную минуту. Конечно, такие отношения не возникают вдруг. Они возможны только при условии полного доверия – а его надо заслужить. Для этого, утверждают психологи, нужно немного: всего лишь любить спортсмена всепрощающей любовью.
Ольга Тиунова, тренер, спортивный психолог, зав. Лабораторией физической культуры и практической психологии ВНИИФК:
- Есть несколько форм работы психолога со спортсменом: одноразовое тестирование (диагностика), серия консультаций-тренингов или длительное кураторство.
На первом этапе совместной работы важно понять, каких именно результатов он хочет достичь - в спорте, в жизни. Далее проводится серия тестов. Это всегда вызывает интерес – ведь мы предлагаем человеку определить свои сильные и слабые стороны. Слабые в дальнейшем можно развивать, на сильные – опираться. Такое знание о себе – мощный инструмент достижения успеха.
Затем предлагаем программу действий: спортсмену, иногда тренеру и даже членам семьи. Подготовка к старту ведь складывается из мелочей. Чтобы не было срывов в решающий момент, нужно предусмотреть все. Иначе – трагедия, одна из тех, что мы наблюдаем на каждой Олимпиаде.
Нельзя забывать, что спортсменов волнуют не только проблемы, связанные исключительно с соревнованиями и достижениями. Например, моя работа с одной из известных гольфисток начиналась с бесед о… смысле жизни – эффективной личностной самореализации. И уже гораздо позже мы начали работать на поле: я буквально по пятам ходила за ней от лунки к лунке. В результате были разработаны специальные приемы «самонастройки», повышающие успешность игры.
У спортсменов - совершенно особая жизнь, и поэтому даже личные отношения не всегда удается выстроить. Ко мне как-то обратился тренер с просьбой помочь его подопечной. Девушка познакомилась с молодым человеком, тоже спортсменом. Она занимается зимним видом спорта, он – летним. У обоих – бесконечные сборы, выезды на соревнования, тренировки. И тот, и другой – безусловно, восходящие звезды, никто из них не готов оставить спорт ради любви. Плюс ко всему – сложные юношеские отношения: а кто первый должен позвонить? а что мне сказать? Такая ситуация стала девушке мешать, тренер это вовремя понял. В индивидуальной работе со спортсменкой мы расставили приоритеты, нашли компромиссы – это помогло.
Вообще, отношения с тренером («она меня не понимает!») и родителями («я уже взрослый!»), беспокойство о собственном будущем («что я могу, кроме спорта?»), очевидные отличия от «обычных» сверстников («я опять не в теме!») может лишить спортсмена сна и снизить спортивные показатели. Работая с психологом, спортсмен может научиться эффективным способам восстановления душевного равновесия и мобилизации внутренних ресурсов. И вот когда в результате такой работы достигается изначально запланированный результат, можно подвести черту. А дальше или ставить следующую задачу, или на какое-то время сделать перерыв. Но если человек чувствует, что получает от взаимодействия с психологом пользу, он, как правило, стремится достичь большего, появляются новые цели.
Слухи и факты
Спортивный психолог путешествует по всему миру, и совершенно бесплатно
Действительно, у него есть возможность побывать в разных странах и посмотреть мир – если успеет. Во время соревнований психолог должен быть рядом со спортсменами практически круглосуточно, чтобы вовремя заметить малейшие сигналы «опасности». В эти дни он отдыхает, ест и спит урывками.
Показатель успешной работы психолога – победа на соревнованиях
Необязательно. Главное для психолога – чтобы спортсмен сумел максимально использовать свои внутренние ресурсы. И если намеченная программа выполнена, не было тревожности, излишней скованности, растерянности, то психолог будет доволен, даже если спортивный результат низкий.
Молодой психолог не может быть профессионалом
Для психолога важен не возраст, а его личные качества и компетентность. Тем не менее, большинство спортсменов и тренеров предпочитают работать с опытными специалистами – они, как правило, не слишком молоды.
Список литературы
1. Киселев Ю.Я. «Психологическая готовность спортсмена. Пути и средства достижения», М.: 2000
2. Киселёв Ю.Я. «Победи! Размышления и советы психолога спорта»,
М.: 2002
3. Спортивная психология в трудах зарубежных специалистов. Хрестоматия, СП.: 2005
4. Таймазов Р.А., Голубь Я.В. Психофизиологическое состояние спортсмена (Методы оценки и коррекции), М.: 2004.
5. http://www.ucheba.ru/prof-arti
6. http://self-master-lab.ru/rese
7. http://wikipedia.com
8. http://www.sport-leader.ru
8