Способности и их развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 19:07, реферат

Описание

Способности — индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения.

Содержание

Введение…………………………………………………………3
1. Способности и их развитие……………………………………
1.1. Понятие о способностях………………….
1.2. Способности, задатки и индивидуальные различия людей…
1.3. Природа человеческих способностей………………
1.4. Развитие способностей…………………………………….
2. Социализация личности
2.1. Понятие социализации…………………….
2.2. Содержание процесса социализации……………
2.3. Стадии процесса социализации…
2.4. Институты социализации
Заключение……………………
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Способности и их развитие.doc

— 174.50 Кб (Скачать документ)

1.4. Развитие способностей

Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, дол­жны пройти большой путь развития. Для многих человеческих способностей это развитие начинается с первых дней жизни и, если человек продолжает заниматься теми видами деятельно­сти, в которых соответствующие способности развиваются, не прекращается до конца. В процессе развития способностей мож­но выделить ряд этапов. На одних из них происходит подготов­ка анатомо-физиологической основы будущих способностей, на других идет становление задатков небиологического плана, на третьих складывается и достигает соответствующего уровня нуж­ная способность. Все эти процессы могут протекать параллель­но, в той или иной степени накладываться друг на друга. По­пробуем проследить эти этапы на примере развития таких спо­собностей, в основе которых лежат явно выраженные анатомо-физиологические задатки, хотя бы в элементарной форме пред­ставленные с рождения.

Первичный этап в развитии любой такой способности связан с созреванием необходимых для нее органических структур или с формированием на их основе нужных функциональных органов. Он обычно относится к дошкольному детству, охватывающему период жизни ребенка от рождения до 6—7 лет. Здесь происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функ­циональная дифференциация отдельных участков коры головно­го мозга, связей между ними и органов движения, прежде всего рук. Это создает благоприятные условия для начала формирова­ния и развития у ребенка общих способностей, определенный уровень которых выступает в качестве предпосылки задатков! для последующего развития специальных способностей. Становление специальных способностей активно начинается уже в дошкольном детстве и ускоренными темпами продолжается в школе, особенно в младших и средних классах. Поначалу развитию этих способностей помогают различного рода игры детей, затем существенное влияние на них начинает оказывать учебная и трудовая деятельность. В играх детей первоначальный толчок к развитию получают многие двигательные, конструкторские, организаторские, художественно-изобразительные, иные творческие способности. Занятия различными видами творческих игр в дошкольном детстве приобретают особое  значение для формирования специальных способностей у детей. Важным моментом в развитии способностей у детей высту­пает комплексность, т.е. одновременное совершенствование нескольких взаимно дополняющих друг друга способностей. Развивать какую-либо одну из способностей, не заботясь о повышении уровня развития других, связанных с ней способностей, практически нельзя. Например, хотя тонкие и точные ручные движения сами по себе являются способностью особого рода, но они же влияют на развитие других, где требуются соответст­вующие движения. Умение пользоваться речью, совершенное владение ею также может рассматриваться как относительно самостоятельная способность. Но, то же самое умение как органическая часть входит в интеллектуальные, межличностные, мно­гие творческие способности, обогащая их.

Если деятельность ребенка носит творческий, нерутинный  характер, то она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей. Такая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя

нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Это само по себе становится сильным и действенным сти­мулом к занятиям ею, к приложению необходимых усилий, направленных на преодоление возникающих трудностей. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых успехов.

Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т.е. на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей,  реализуя то, что Л.С.Выготский называл зоной потенциального развития. Деятель­ность, не находящаяся в пределах этой зоны, гораздо в меньшей степени ведет за собой развитие способностей. Если она слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имею­щихся способностей; если же она чрезмерно сложна, то стано­вится невыполнимой и, следовательно, также не приводит к формированию новых умений и навыков.

Поддержание интереса к деятельности через стимулирующую мотивацию означает превращение цели соответствующей дея­тельности в актуальную потребность человека. В русле рассмат­ривавшейся уже нами теории социального научения особо под­черкивалось то обстоятельство, что для приобретения и закреп­ления у человека новых форм поведения, необходимо науче­ние, а оно без соответствующего подкрепления не происходит. Становление и развитие способностей — это тоже результат на­учения, и чем сильнее подкрепление, тем быстрее будет идти развитие. Что же касается нужного эмоционального настроя, то он создается таким чередованием успехов и неудач в деятель­ности, развивающей способности человека, при котором за не­удачами (они не исключены, если деятельность находится в зоне потенциального развития) обязательно следует эмоционально подкрепляемые успехи, причем их количество в целом является большим, чем число неудач.

Важным моментом развития человеческих способностей явля­ется их компенсируемость, причем это относится даже к тем спо­собностям, для успешного развития которых необходимы врож­денные физиологические задатки. А.Н.Леонтьев показал, что опре­деленного уровня развития музыкального слуха можно добиться и у тех людей, ухо которых с рождения не очень хорошо приспо­соблено для обеспечения звуковысотного слуха (такой слух тра­диционно рассматривается как задаток к развитию музыкальных способностей). Если с помощью специальных упражнений нау­чить человека интонировать звуки, т.е. воспроизводить их часто­ту при помощи сознательно контролируемой работы голосовых связок, то в результате резко повышается звуковысотная чувстви­тельность и человек оказывается в состоянии различать звуки раз­ной высоты гораздо лучше, чем он делал до этого. Правда, такое различение происходит не на тональной, а на тембральной основе, но результат оказывается одним и тем же: обученный подобным образом индивид демонстрирует почти такой же музыкальный слух, какой характерен для людей, имеющих чувствительный с рождения к высоте звука орган слуха.

 

 

2. Социализация личности

2.1. Понятие социализации

Термин «социализация», несмотря на его  широкую распространенность, не имеет однозначного толкования среди разных представителей психологической науки. В системе отечественной психологии употребляются еще два термина, которые по­рой предлагают рассматривать как синонимы слова «социализация»: «развитие личности» и «воспитание». Не давая пока точной дефиниции понятия социализации, скажем, что интуитивно угадываемое содержа­ние этого понятия состоит в том, что это процесс «вхождения индивида в социальную среду», «усвоения им социальных влияний», «приобще­ния его к системе социальных связей» и т.д. Процесс социализации пред­ставляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря ко­торым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, по­зволяющих ему функционировать в качестве члена общества. (1, 265).

Одно из возражений и строится обычно на основе такого понима­ния и заключается в следующем. Если личности нет вне системы соци­альных связей, если она изначально социально детерминирована, то какой смысл говорить о вхождении ее в систему социальных связей?

Сомнение вызывает и возможность точного разведения понятия соци­ализации с другими, широко используемыми в отечественной психоло­гической и педагогической литературе понятиями («развитие личности» и «воспитание»). Это возражение весьма существенно и заслуживает того, чтобы быть обсужденным специально.

Идея развития личности — одна из ключевых идей отечественной психологии. Более того, признание лич­ности субъектом социальной деятельности придает особое значение идее развития личности: ребенок, развиваясь, становится таким субъектом, т.е. процесс его развития немыслим вне его социального развития, а значит, и вне усвоения им системы социальных связей, отношений, вне включения в них. По объему понятия «развитие личности» и «социали­зация» в этом случае как бы совпадают, а акцент на активность личнос­ти кажется значительно более четко представленным именно в идее раз­вития, а не социализации: здесь он как-то притушен, коль скоро в центре внимания — социальная среда и подчеркивается направление ее воздействия на личность. (1, 266)

Вместе с тем если понимать процесс развития личности в ее активном взаимодействии с социальной средой, то каждый из элементов этого взаимодействия имеет право на рассмотрение без опасения, что преимуще­ственное внимание к одной из сторон взаимодействия обязательно должно обернуться ее абсолютизацией, недооценкой другого компонента. Под­линно научное рассмотрение вопроса о социализации ни в коей мере не снимает проблемы развития личности, а, напротив, предполагает, что лич­ность понимается как становящийся активный социальный субъект.

Несколько сложнее вопрос о соотношении понятий «социализация» и «воспитание». Как известно, тер­мин «воспитание» употребляется в нашей литературе в двух значени­ях—в узком и широком смысле слова. В узком смысле слова термин «воспитание» означает процесс целенаправленного воздействия на че­ловека со стороны субъекта воспитательного процесса с целью переда­чи, привития ему определенной системы представлений, понятий, норм и т.д. Ударение здесь ставится на целенаправленность, планомерность процесса воздействия. В качестве субъекта воздействия понимается спе­циальный институт, человек, поставленный для осуществления назван­ной цели. В широком смысле слова под воспитанием понимается воз­действие на человека всей системы общественных связей с целью усво­ения им социального опыта и т.д. Субъектом воспитательного процесса в этом случае может выступать и все общество, и, как часто говорится в обыденной речи, «вся жизнь». Если употреблять термин «воспитание» в узком смысле слова, то социализация отличается по своему значению от процесса, описываемого термином «воспитание». Если же это поня­тие употреблять в широком смысле слова, то различие ликвидируется.

Сделав это уточнение, можно так определить сущность социализации: социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях), процесс активного вос­производства индивидом системы социальных связей за счет его актив­ной деятельности, активного включения в социальную среду.(1, 267). Именно на эти две стороны процесса социализации обращают внимание многие авторы, принимающие идею социализации в русло социальной психо­логии, разрабатывающие эту проблему как полноправную проблему со­циально-психологического знания.

Вопрос ставится именно так, что человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, ус­тановки, ориентации. Этот момент преобразования социального опы­та фиксирует не просто пассивное его принятие, но предполагает ак­тивность индивида в применении такого преобразованного опыта, т.е. в известной отдаче, когда результатом ее является не просто прибавка к уже существующему социальному опыту, но его воспроизводство, т.е. продвижение его на новую ступень. Этим объясняется преемственность в развитии не только человека, но и общества.

Первая сторона процесса социализации — усвоение социального опыта — это характеристика того, как среда воздействует на человека: вторая его сторона характеризует момент воздействия человека на среду с помощью деятельности. Активность позиции личности предполагается здесь потому, что всякое воздействие на систему социальных связей и отношений требует принятия определенного решения и, следо­вательно, включает в себя процессы преобразования, мобилизации субъекта, построения определенной стратегии деятельности. Таким образом, процесс социализации в этом его понимании ни в коей мере не противостоит процессу развития личности, но просто позволяет обо­значить различные углы зрения на проблему. Если для возрастной пси­хологии наиболее интересен взгляд на эту проблему «со стороны лич­ности», то для социальной психологии — «со стороны взаимодействия личности и среды».

 

2.2. Содержание процесса социализации

Если исходить из тезиса, принимаемого в общей психологии, что личностью не родятся, личностью становятся, то ясно, что социализация по своему содержанию есть процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека. Выделяются три сферы, в которых осуществляется прежде всего это становление личности: деятельность, общение, самосознание.  Каждая из этих сфер должна быть рассмотрена особо.  Общей характеристикой всех этих трех сфер является процесс расшире­ния, умножения социальных связей индивида с внешним миром.

Что касается деятельности, то на протяжении всего процесса социализации индивид имеет дело с расширением «каталога» деятельностей (1, 268), т.е. освоением все новых и новых видов дея­тельности. При этом происходят еще три чрезвычайно важных процес­са. Во-первых, это ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. Она осуще­ствляется через посредство личностных смыслов, т.е. означает выявле­ние для каждой личности особо значимых аспектов деятельности, причем не просто уяснение их, но и их освоение. Можно было бы назвать продукт такой ориентации личностным выбором деятельности. Как следствие этого возникает и второй процесс — центрирование вокруг главного, выбранного, сосредоточение внимания на нем и соподчине­ние ему всех остальных деятельностей. Наконец, третий процесс — это освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и ос­мысление их значимости. Если кратко выразить сущность этих преоб­разований, то можно сказать, что перед нами процесс расширения воз­можностей индивида именно как субъекта деятельности.(1, 270).

Эта общая теоретическая канва позволяет подойти к эксперименталь­ному исследованию проблемы. Экспериментальные исследования носят, как правило, пограничный характер между социальной и возрастной пси­хологией, в них для разных возрастных групп изучается вопрос о том, ка­ков механизм ориентации личности в системе деятельностей, чем моти­вирован выбор, который служит основанием для центрирования деятель­ности. Особенно важным в таких исследованиях является рассмотрение процессов целеобразования. К сожалению, эта проблематика не находит пока особой разработки в ее социально-психологических аспектах, хотя ориентировка личности не только в системе данных ей непосредственно связей, но и в системе личностных смыслов, по-видимому, не может быть описана вне контекста тех социальных «единиц», в которых организована человеческая деятельность, т.е. социальных групп.

Вторая сфера — общение — рассматривается в контексте социализа­ции также со стороны его расширения и углубления, что само собой разумеется, коль скоро общение неразрывно связано с деятельностью. Расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми, специфику этих контактов на каждом ном рубеже. Что же касается углубления общения, это прежде всего пе­реход от монологического общения к диалогическому, децентрация, т.е. умение ориентироваться на партнера, более точное его восприятие. Зада­ча экспериментальных исследований заключается в том, чтобы показать, во-первых, как и при каких обстоятельствах осуществляется умножение связей общения и, во-вторых, что получает личность от этого процесса. Исследования этого плана носят черты междисциплинарных исследова­ний, поскольку в равной мере значимы как для возрастной, так и для со­циальной психологии. Особенно детально с этой точки зрения исследо­ваны некоторые этапы онтогенеза: дошкольный и подростковый возраст. Что касается некоторых других этапов жизни человека, то незначитель­ное количество исследований в этой области объясняется дискуссионным характером другой проблемы социализации — проблемы ее стадий.

Информация о работе Способности и их развитие