Способности и их развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 19:07, реферат

Описание

Способности — индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения.

Содержание

Введение…………………………………………………………3
1. Способности и их развитие……………………………………
1.1. Понятие о способностях………………….
1.2. Способности, задатки и индивидуальные различия людей…
1.3. Природа человеческих способностей………………
1.4. Развитие способностей…………………………………….
2. Социализация личности
2.1. Понятие социализации…………………….
2.2. Содержание процесса социализации……………
2.3. Стадии процесса социализации…
2.4. Институты социализации
Заключение……………………
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Способности и их развитие.doc

— 174.50 Кб (Скачать документ)

Наконец, третья сфера социализации — развитие самосознания лич­ности. В самом общем виде можно сказать, что процесс социализации означает становление в человеке образа его «Я»: отделение «Я» от дея­тельности, интерпретация «Я», соответствие этой интерпретации с ин­терпретациями, которые дают личности другие люди. В экспериментальных исследованиях, в том числе лонгитюдных, установ­лено, что образ «Я» не возникает у человека сразу, а складывается на про­тяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влия­ний. С точки зрения социальной психологии здесь особенно интересно выяснить, каким образом включение человека в различные социальные группы задает этот процесс. Играет ли роль тот факт, что количество групп может варьировать весьма сильно, а значит, варьирует и количество со­циальных «влияний»? Или такая переменная, как количество групп, во­обще не имеет значения, а главным фактором выступает качество групп (с точки зрения содержания их деятельности, уровня их развития)? Как сказывается на поведении человека и на его деятельности уровень развития его самосознания — вот вопросы, которые должны получить ответ при исследовании процесса социализации.

К сожалению, именно в этой сфере анализа особенно много противоречивых позиций. Это связано с наличием тех многочисленных и разнообразных пониманий личности, о которых уже говорилось. Прежде всего само определение «Я-образа» зависит от той концепции личнос­ти, которая принимается автором. Есть несколько различных подходов к структуре «Я». Наиболее распространенная схема включает в «Я» три компонента: познавательный (знание себя), эмоциональный (оценка себя), поведенческий (отношение к себе). Самосознание представляет собой сложный психологический процесс, включающий: самоопреде­ление (поиск позиции в жизни), самореализацию (активность в разных сферах), самоутверждение (достижение, удовлетворенность), самооценку. (1, 269).

Существуют и другие подходы к тому, какова структура самосознания человека. Самый главный факт, который подчеркивается при изучении самосознания, состоит в том, что оно не может быть представлено как простой перечень характеристик, но как понимание личностью себя в качестве некоторой целостности, в определении собственной идентичности. Лишь внутри этой целостности можно гово­рить о наличии каких-то ее структурных элементов.

Другое свойство самосознания заключается в том, что его развитие в ходе социализации — это процесс контролируемый, определяемый постоянным приобретением социального опыта в условиях расширения диапазона деятельности и общения. Хотя самосознание относится к са­мым глубоким, интимным характеристикам человеческой личности, его развитие немыслимо вне деятельности: лишь в ней постоянно осуще­ствляется определенная «коррекция» представления о себе в сравнении: представлением, складывающимся в глазах других. Именно поэтому процесс социализации может быть понят только как единство изменений всех трех обозначенных сфер. Они, взятые в целом, создают для индивида «расширяющуюся действительность», в ко­торой он действует, познает и общается, тем самым осваивая не только ближайшую микросреду, но и всю систему социальных отношений. Вме­сте с этим освоением индивид вносит в нее свой опыт, свой творческий подход; поэтому нет другой формы освоения действительности, кроме ее активного преобразования. Это общее принципиальное положение озна­чает необходимость выявления того конкретного «сплава», который воз­никает на каждом этапе социализации между двумя сторонами этого про­цесса: усвоением социального опыта и воспроизведением его. Решить эту задачу можно, только определив стадии процесса социализации, а также институты, в рамках которых осуществляется этот процесс.

 

2.3. Стадии процесса социализации

Вопрос о стадиях процесса социализации имеет свою историю в системе психоло­гического знания. Традиция в определе­нии стадий социализации складывалась в системе фрейдизма. Как из­вестно, с точки зрения психоанализа особое значение для развития лич­ности имеет период раннего детства. Это привело и к достаточно жесткому установлению стадий социализации: в системе психоанализа социализация рассматривается как процесс, совпадающий хронологи­чески с периодом раннего детства. С другой стороны, уже довольно дав­но в неортодоксальных психоаналитических работах временные рамки процесса социализации несколько расширяются: появились выполненные в том же теоретическом ключе экспериментальные работы, иссле­дующие социализацию в период отрочества и даже юности. Другие, не ориентированные на фрейдизм, школы социальной психологии дела­ют сегодня особый акцент на изучение социализации именно в период юности. Таким образом, «распространение» социализации на периоды детства, отрочества и юности можно считать общепринятым.

Однако относительно других стадий идет оживленная дискуссия. Она касается принципиального вопроса о том, происходит ли в зрелом возрасте то самое усвоение социального опыта, которое составляет зна­чительную часть содержания социализации. В последние годы на этот вопрос все чаще дается утвердительный ответ. Поэтому естественно, что в качестве стадий социализации называются не только периоды детства и юности. Так, в отечественной социальной психологии сделан акцент на то, что социализация предполагает усвоение социального опыта преж­де всего в ходе трудовой деятельности, поэтому отношение к ней слу­жит основанием для классификации стадий. Выделены три основные стадии: дотрудовая, трудовая и послетрудовая.

Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельных периода: а) ран­няя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до по­ступления его в школу, т.е. тот период, который в возрастной психоло­гии именуется периодом раннего детства; б) стадия обучения, включа­ющая весь период юности в широком понимании этого термина. К этому этапу относится, безусловно, все время обучения в школе.

Относительно периода обучения в вузе или техникуме существуют различные точки зрения. Если в качестве критерия для выделения ста­дий принято отношение к трудовой деятельности, то вуз, техникум и прочие формы образования не могут быть отнесены к следующей ста­дии. С другой стороны, специфика обучения в учебных заведениях по­добного рода довольно значительна по сравнению со средней школой, в частности в свете все более последовательного проведения принципа соединения обучения с трудом, и поэтому эти периоды в жизни челове­ка трудно рассмотреть по той же самой схеме, что и время обучения в школе. Так или иначе, но в литературе вопрос получает двоякое осве­щение, хотя при любом решении сама проблема является весьма важ­ной как в теоретическом, так и в практическом плане: студенчество — одна из важных социальных групп общества и проблемы социализации этой группы крайне актуальны.

Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости челове­ка, хотя демографические границы «зрелого» возраста условны; фикса­ция такой стадии не представляет затруднений — это весь период тру­довой деятельности человека. Вопреки мысли о том, что социализация заканчивается вместе с завершением образования, большинство исследователей выдвигают идею продолжения социализации в период трудовой деятельности. Более того, акцент на то, что личность не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его, придает особое значение этой стадии. Признание трудовой стадии социализации логически следует из признания ведущего значения трудовой деятельности я развития личности. Трудно согласиться с тем, что труд как условие развертывания сущностных сил человека прекращает процесс усвоения социального опыта; еще труднее принять тезис о том, что на стадии трудовой деятельности прекращается воспроизводство социального опыта. Конечно, юность — важнейшая пора в становлении личности, но в зрелом возрасте не может быть сброшен со счетов при выявлении факторов этого процесса.

Практическую же сторону обсуждаемого вопроса трудно переоценить: включение трудовой стадии в орбиту проблем социализации приобретает особое значение в современных условиях в связи с идеей непрерывного образования, в том числе образования взрослых. При таком решении вопроса возникают новые возможности для построения междисциплинарных исследований, например, в сотрудничестве с акмеологией — наукой о зрелом возрасте. Акмеология (от греч. акме — вершина, пик) изучает «закономерности и механизмы развития человека на пени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии». Вообще социализации взрослых в последнее время уделяется большое внимание. Можно обозначить два направления исследований. С одной стороны, интерпретация социализации как непрерывного процесса. В этом ключе в основном сосредоточено большинство социологических работ. Выявлена, например, по сравнению с детской социализацией, специфика социализации взрослых; она выражается в измененении лишь внешнего поведения, в оценивании норм (а не в усвоении их), в осознании оттенков между «черным» и «белым» (а не в простом следовании правилам), в овладении лишь навыками (а не в формировании мотивации). В других работах специально исследуется вопpoc о так называемом «кризисе середины жизни», десятилетии «роковой черты» (30-40 лет), когда возникает расхождение между мечтами и действительностью и люди начинают освобождаться от иллюзий. (1, 272).

Другое направление исследований характерно для психологии. В этом случае социализация не рассматривается как непрерывный процесс, социализация взрослых есть лишь преодоление психологических тенденций, сложившихся в детстве, взрослые просто переосмысливают  этот опыт.

Послетрудовая стадия социализации представляет собой еще более сложный вопрос. Определенным оправданием, конечно, может служить обстоятельство, что проблема эта еще относительно нова, чем пробле­ма социализации на трудовой стадии. Постановка ее вызвана объектив­ными требованиями общества к социальной психологии, которые порож­дены самим ходом общественного развития. Проблемы пожилого возрас­та становятся актуальными для ряда наук в современных обществах. Увеличение продолжительности жизни, с одной стороны, определенная социальная политика государств — с другой (имеется в виду система пен­сионного обеспечения), приводят к тому, что в структуре народонаселе­ния пожилой возраст начинает занимать значительное место. Прежде всего увеличивается его удельный вес. В значительной степени сохраняется тру­довой потенциал тех лиц, которые составляют такую социальную группу, как пенсионеры. Не случайно сейчас переживают период бурного раз­вития такие дисциплины, как геронтология и гериатрия.

В социальной психологии эта проблема присутствует как проблема послетрудовои стадии социализации. Основные позиции в дискуссии полярно противоположны: одна из них полагает, что само понятие со­циализации просто бессмысленно в применении к тому периоду жизни человека, когда все его социальные функции свертываются. С этой точ­ки зрения указанный период вообще нельзя описывать в терминах «ус­воения социального опыта» или даже в терминах его воспроизводства. Крайним выражением этой точки зрения является идея «десоциализации», наступающей вслед за завершением процесса социализации. С та­кой трактовкой связано особое явление, получившее развитие в США, — «эйджеизм» (негативное отношение к лицам пожилого возраста). Рас­пространение эйджеизма следует учитывать при анализе психологии та­кой большой группы, как «пожилые».

Другая позиция, напротив, активно настаивает на совершенно но­вом подходе к пониманию психологической сущности пожилого воз­раста. В пользу этой позиции говорят достаточно многочисленные экс­периментальные исследования сохраняющейся социальной активнос­ти лиц пожилого возраста, в частности пожилой возраст рассматривается как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство соци­ального опыта. Ставится вопрос лишь об изменении типа активности личности в этот период. Кроме естественных возрастных изменений, происходят изменения в структуре социальных ролей в связи с выходом на пенсию, с освоением ролей бабушек и деду­шек, с отказом от многих руководящих функций в бизнесе, политике. Из-за этого сокращается или изменяется круг общения, что некоторыми категориями пожилых переживается драматически. Вместе с тем значительная жизненная активность часто со­храняется, так же как и готовность отдавать свой жизненный опыт.

Косвенным признанием того, что социализация продолжается в по­жилом возрасте, является концепция Э. Эриксона о наличии восьми воз­растов человека (младенчество, раннее детство, игровой возраст, школь­ный возраст, подростковый возраст и юность, молодость, средний возраст, зрелость). Лишь последний из возрастов — зрелость (период после 65 лет) может быть, по мнению Эриксона, обозначен девизом «мудрость», что соответствует окончательному становлению идентичности. Если принять эту позицию, то следует признать, что послетрудовая стадия социализации действительно существует.

Хотя вопрос не получил однозначного решения, в практике отыс­киваются различные формы использования активности лиц пожилого возраста. Это также говорит в пользу того, что проблема имеет, по край­ней мере, право на обсуждение. Выдвинутая в последние годы в педаго­гике идея непрерывного образования, включающая в себя образование взрослых, косвенным образом стыкуется с дискуссией о том, целесооб­разно или нет включение послетрудовой стадии в периодизацию про­цесса социализации.

Выделение стадий социализации с точки зрения отношения к тру­довой деятельности имеет большое значение. Для становления личнос­ти небезразлично, через какие социальные группы она входит в соци­альную среду, как с точки зрения содержания их деятельности, так и с точки зрения уровня их развития. При этом встает ряд вопросов. Имеет ли существенное значение для типа социализации, для ее результата тот факт, что личность преимущественно была включена в группы высоко­го уровня развития или нет? Имеет ли значение для личности тип кон­фликтов, с которыми она сталкивалась? Какое воздействие наличность может оказать ее функционирование в незрелых группах, с высоким уровнем сугубо межличностных конфликтов? Какие формы ее социаль­ной активности стимулируются длительным пребыванием в группах с богатым опытом построения кооперативного типа взаимодействия в ус­ловиях совместной деятельности и, наоборот, с низкими показателями по этим параметрам? Пока этот комплекс проблем не имеет достаточ­ного количества экспериментальных исследований, как, впрочем, и те­оретической разработки, что не умаляет его значения.

 

2.4. Институты социализации

На всех стадиях социализации воздействие общества на личность осуществляется или непосредственно, или через группу, но сам набор средств воздействия можно свести вслед за Ж. Пи­аже к следующему: это нормы, ценности и знаки. Иными словами, можно сказать, что общество и группа передают становящейся личности некоторую систему норм и ценностей посредством знаков. Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации.

Информация о работе Способности и их развитие