Способы психологической защиты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 19:04, контрольная работа

Описание

При рассмотрении психологических защит, используемых в межсубъектном взаимодействии, как достаточно продуктивный зарекомендовал подход, который основывается (при выделении базовых защитных установок) на эволюции форм защитного поведения. В наших рассуждениях в качестве исходного отправного положения мы также воспользуемся этим подходом, который был апробирован в 1997 г. Е.Л.Доценко в сходных исследовательских целях.
В рамках данного подхода в качестве наиболее филогенетически древних способов защиты выделяются бегство, замирание, прятание (уход в укрытие), встречное нападение и стремление повлиять на поведение противника. Эти способы защиты можно наблюдать практически у всех видов животных (последний, в частности, выражается в особых сигналах подчинения или в использовании разного рода хитростей). Аналогичные формы защит наблюдаются и в истории человеческих отношений, что особенно проявляется в военных действиях.

Содержание

Введение 3
Классификация основных способов психологической защиты 5
Отрицание 5
Подавление 6
Вытеснение 7
Рационализация 8
Реактивные образования 9
Замещение 10
Ирония 10
Сновидение 11
Сублимация 12
Фантазия 13
Перенос 13
Проекция 14
Идентификация 16
Интроекция 17
Деперсонализация 18
Заключение 18
Список использованной литературы 20

Работа состоит из  1 файл

Психология делового общения.docx

— 59.41 Кб (Скачать документ)

При вытеснении неразрешенный  конфликт обнаруживает себя различными симптомами, высоким уровнем тревожности  и чувством дискомфорта. Яркий пример вытеснения описан в работе А. М. Свядоща. "Больной X., 28 лет, однажды, спускаясь утром по лестнице, чтобы пойти на работу, вдруг остановился, так как у него появилась мысль: не осталась ли открытой дверь? Вернулся, проверил – дверь была плотно закрыта. С этого времени его стало преследовать навязчивое сомнение: не осталась ли дверь открытой? При уходе из дому дверь закрывалась женой на засовы, задвижки, замки и тем не менее он по нескольку раз в день, оставив работу, вынужден был возвращаться домой, чтобы проверить, не осталась ли дверь открытой. Он понимал необоснованность своей тревоги, боролся с ней, но не мог ее преодолеть. Сам больной не мог связать свое заболевание с какой-нибудь причиной. Оно казалось ему возникшим без всякого внешнего повода". А предыстория болезни такова. Пациент был женат вторично, первую жену он очень любил и прожил с нею около двух лет. К концу этого периода он стал вспыльчивым, раздражительным, и отношения с женой стали ухудшаться. Как-то раз, придя домой и застав дверь открытой, он нашел записку от жены, в которой она сообщала, что ушла от него к другому человеку. Пациент очень болезненно переживал уход жены, просил ее вернуться, но она отказалась. Через полтора года он женился вторично. Этот брак оказался удачным, и они прожили вместе около двух лет, когда внезапно развилось болезненное состояние. Жена отметила, что незадолго до появления описанной навязчивости больной стал вспыльчивым, раздражительным, ворчливым, поэтому отношения между ними ухудшились. Сам больной этого не замечал.

В приведенном случае навязчивое состояние отражало переживания  человека. Возникшая внутренняя связь  между открытой дверью и уходом первой жены означала в скрытой символической  форме боязнь потерять вторую жену, когда отношения с ней стали ухудшаться. Мысль о потере оказалась для него столь тягостной, что она была вытеснена, то есть не нашла отражения в сознании, и прорвалась в скрытой форме в виде боязни застать дверь дома открытой. Психотерапия помогла осознать эту связь, привела к избавлению от этого состояния.

Таким образом, вытеснение означает подавление, исключение из сознания импульса, возбуждающего напряжение и тревогу. Бывает, что человек должен принять  какое-то трудное решение, связанное  для него с длительными волнениями и переживаниями. В таком случае он может внезапно "забыть" об этом деле. Аналогично он способен полностью  утратить воспоминание о своем неэтичном  поступке, невыполненном обещании. Важно, что человек не делает вид, а действительно забывает нежелательную, травмирующую его информацию, она  полностью вытесняется из его  памяти. Поэтому если мы замечаем, что  неоднократно забываем нечто, то пора задать себе вопрос, действительно  ли мы хотим воспользоваться данной информацией.

Рационализация

Рационализация — это механизм защиты, связанный с осознанием и использованием в мышлении только той части воспринимаемой информации, благодаря которой собственное поведение предстает как хорошо контролируемое и не противоречащее объективным обстоятельствам.

Суть рационализации — в отыскании  «достойного» места для непонятного  или недостойного побуждения либо поступка в имеющейся у человека системе  внутренних ориентиров, ценностей без  разрушения этой системы. С этой целью  неприемлемая часть ситуации из сознания удаляется, особым образом преобразуется  и уже после этого осознается в измененном виде. При помощи рационализации человек легко «закрывает глаза» на расхождение между причиной и  следствием, которое так заметно  для внешнего наблюдателя.

Рационализация — это псевдорациональное объяснение человеком собственных стремлений, мотивов действий, поступков, в действительности вызванных причинами, признание которых угрожало бы потерей самоуважения. Самоутверждение, защита собственного «Я» — основной мотив актуализации этого механизма психологической защиты личности.

Наиболее яркие феномены рационализации получили названия «зеленый (кислый) виноград»  и «сладкий лимон». Феномен «зеленый (кислый) виноград» (известный из басни  Крылова «Лиса и виноград») —  это своеобразное обесценивание  недосягаемого объекта. Если невозможно достичь желаемой цели или завладеть  желанным предметом, человек обесценивает их.

Рационализация актуализируется  тогда, когда человек боится осознать ситуацию и стремится скрыть от себя тот факт, что в своих действиях  он руководствовался социально нежелательными мотивами. Мотив, который лежит в  основе рационализации, заключается  в том чтобы объяснить поведение и, в то же время, защитить образ «Я».

Реактивные образования 

Реактивные образования — это замена нежелательных тенденций на прямо противоположные.

Например, преувеличенная любовь ребенка  к матери или к отцу может быть результатом предотвращения социально  нежелательного чувства — ненависти  к родителям. Ребенок, который был  агрессивным к родителям, развивает  по отношению к ним исключительную нежность и беспокоится об их безопасности; ревность и агрессия трансформируются в бескорыстие и заботу о других.

Определенные социальные и внутриличностные запреты на проявление некоторых чувств (например, юноша боится проявлять свою симпатию к девушке) приводят к формированию противоположных тенденций — реактивных образований: симпатия превращается в антипатию, любовь — в ненависть и т. п.

Вот эта неадекватность, часто чрезмерность чувства, его подчеркнутость есть показатель реактивного образования. Если я  проявляю такую же лавину чувств к  начальнику, как и к родным и  близким, то это сигнал того, что  это чрезмерное отношение к начальнику в основе своей реактивно. Тут  уместен вопрос: «Зачем я хочу так  сильно симпатизировать руководителю и поддерживать его, какие негативные чувства скрыты за этим?»

Или обратная ситуация: «Зачем я смотрю так иронично и холодно на человека, которого я люблю? Зачем я демонстрирую дистанцию по отношению к нему (ней)?»

А зашита типа «сладкий лимон» — это  преувеличение ценности того, что  имеешь (по известному принципу — «лучше синица в руке, чем журавль в  небе»).

Чаще всего рационализация достигается  с помощью двух типичных вариантов  рассуждения: 1) «зеленый виноград»; 2) «сладкий лимон». Первый из них основывается на занижении ценности поступка, который  совершить не удалось, или результата, который не был достигнут.

Замещение

Замещение — это механизм психологической защиты от неприятной ситуации, в основе которого лежит перенос реакции с недоступного объекта на доступный или замена неприемлемого действия приемлемым. За счет такого переноса происходит разрядка напряжения, созданного неудовлетворенной потребностью.

Замещение — это та защита, которую  все люди (и взрослые, и дети) обязательно  используют в повседневной жизни. Так, у многих людей часто нет возможности  не только наказывать своих обидчиков  за их проступки или несправедливое поведение, но и просто им противоречить. Поэтому в качестве «громоотвода»  в ситуации злости могут выступать  домашние животные, родители, дети и  др. Капризы, которые нельзя направить  на руководителя (неприемлемый для  этого объект), прекрасно могут  быть направлены на других исполнителей как на объект, для этого вполне приемлемый («вот кто во всем виноват»). Иными словами, замещение — это перенос потребностей и желаний на другой, более доступный объект. В случае невозможности удовлетворить некую свою потребность с помощью одного предмета, человек может найти другой предмет (более доступный) для ее удовлетворения.

Итак, суть замещения состоит в  переадресации реакции. Если при  наличии какой-либо потребности  желаемый путь для ее удовлетворения закрыт, активность человека ищет другой выход для достижения поставленной цели. Защита осуществляется через  перенос возбуждения, неспособного найти нормальный выход, на другую исполнительную систему. Однако способность человека переориентировать свои поступки с  лично недопустимых на допустимые или с социально неодобряемых на одобряемые ограничена. Ограничение определяется тем, что наибольшее удовлетворение от действия, которое замещает желаемое, возникает у человека тогда, когда согласуются мотивы этих действий.

Ирония

Ирония в древнегреческом языке означает «говорить ложь», «насмехаться», «притворяться». Ироник — это человек, «обманывающий с помощью слов».

Современное понимание двойственности характера  иронии заключается в следующем:

  1. Ирония — выразительный прием, противоположный выражаемой идее. Говорю противоположное тому, что подразумеваю. По форме хвалю, по сути порицаю. И наоборот: по форме уничижаю, по сути возвеличиваю, хвалю, «поглаживаю». В иронии мое «да» всегда означает «нет», а за выражением «нет» маячит «да».
  2. Какой бы ни была благородной цель у иронии, например породить высокую идею, открыть глаза на что-то, в том числе на себя, все же эта идея в иронии утверждается отрицательными средствами.
  3. Несмотря на великодушие замыслов иронии или даже несмотря на ее бескорыстие, ирония дает самоудовлетворение.
  4. Человеку, пользующемуся иронией, приписывают черты тонкого ума, наблюдательность, медлительность, бездеятельность мудреца (не моментальная реактивность).

Как психическое  состояние ирония — это измененный знак моего переживания ситуации с «минуса» на «плюс». Тревога сменилась  уверенностью, враждебность — снисходительностью... Человек находится в состояниях, которые автономны относительно ситуации, другого человека, предмета: я уже скорее субъект, чем объект этих ситуаций, и потому у меня есть возможность управления этими состояниями.

Ирония  как психический процесс превращает то, что для меня ужасно, страшно, непереносимо, враждебно, тревожно, в противоположное.

Сновидение

Сновидение — это бессознательные действия «Я» в состоянии сна, которые могут сопровождаться эмоциональными переживаниями.

Сновидение  можно рассматривать как особый вид замещения, посредством которого происходит перенос недоступного действия в иной план — из реального мира в мир сновидений. Подавляя комплекс недоступности, оно аккумулирует энергию  в бессознательном, угрожая сознательному миру своим вторжением. Тайное покаяние, угрызения совести, подсознательные страхи приводят к их прорыву в сновидении. Задача сновидения — выразить сложные чувства в картинках и дать человеку возможность их пережить, осуществив тем самым замещение реальных ситуаций. Однако прямо чувства изображены быть не могут. Зрительно представимо только действие, отображающее это чувство. Невозможно изобразить страх, но можно изобразить такое выражение страха, как бегство. Затруднительно показать чувство любви, но демонстрация сближения и ласки вполне достижима. Поэтому замещающим характером в сновидении обладают действия, разворачивающиеся в его сюжете.

С точки  зрения психологии, сновидение представляет собой сообщение или отражение  ситуаций, с которыми сталкивается человек, его историю, обстоятельства жизни, присущие ему способы и  формы поведения, практические результаты, к которым привел совершаемый  им выбор. Во сне находят отражение  ошибки поведения человека не только по отношению к самому себе, но и  к окружающим, в том числе любая  органическая недостаточность с  точки зрения физического здоровья.

Психическая деятельность непрерывна, поэтому процесс  генерирования образов при сновидении не прекращается.

Сон может  фокусировать внимание:

  • на текущей ситуации или проблеме (фотографический снимок реальности);
  • на причинах возникновения проблемы;
  • на путях выхода из проблемы (ее разрешение).

Сны позволяют  вывести наружу страсти, во сне могут  наступить высвобождение, очищение, разрядка до предела выходящих из-под  контроля эмоций, во сне можно реализовать  желаемое поведение, самоутвердиться  и поверить в себя. Сновидение —  это альтернативный путь удовлетворения желаний. Во сне нереализованные  желания сортируются, комбинируются  и преобразуются таким образом, что последовательность сна дает дополнительное удовлетворение или  уменьшение напряжения. При этом не всегда важно, происходит ли удовлетворение в физической и чувственной реальности или во внутренней воображаемой реальности сна, если аккумулированная энергия  в достаточной мере разряжается. Такой сон приносит облегчение, особенно тогда, когда постоянно думаешь  о чем-то и переживаешь.

Сублимация

Сублимация — это один из высших и наиболее эффективных защитных механизмов человека. Она реализует замещение недостижимых целей в соответствии с высшими социальными ценностями.

Сублимация  — это переключение импульсов, социально  нежелательных в данной ситуации (агрессивности, сексуальной энергии), на другие, социально желательные  для индивида и общества формы  активности. Агрессивная энергия, трансформируясь, способна сублимироваться (разрядиться) в спорте (бокс, борьба) или в строгих  методах воспитания (например у слишком требовательных родителей и учителей), эротизм — в дружбе, в творчестве и т. п. Когда непосредственная разрядка инстинктивных (агрессивных, сексуальных) влечений невозможна, находится деятельность, в которой эти импульсы могут разрядиться.

Сублимация  реализует замещение инстинктивной  цели в соответствии с высшими  социальными ценностями. Формы замещения  разнообразны. У взрослых это не только уход в мечту, но и уход в  работу, религию, всевозможные увлечения. У детей к реакциям регрессии  и незрелым формам поведения примыкает  также замещение с помощью  ритуалов и навязчивых действий, которые  выступают как комплексы непроизвольных реакций, позволяющих человеку удовлетворить  запретное бессознательное желание. По мнению З. Фрейда, опираясь на сублимацию, человек способен преодолеть воздействие  ищущих выхода сексуальных и агрессивных  желаний, которые нельзя ни подавить, ни удовлетворить, направив их в другое русло.

Когда человек  ощущает себя слабым и беспомощным, он идентифицирует, отождествляет себя с удачливыми или авторитетными  людьми. Благодаря подсознательным  защитным процессам одна часть инстинктивных  желаний вытесняется, другая направляется на прочие цели. Одни внешние события  игнорируются, другие переоцениваются  в нужном для человека направлении. Защита позволяет отвергать некоторые  стороны своего «Я», приписывать  их посторонним лицам или, напротив, дополнять свое «Я» за счет качеств, «захваченных» у других людей. Такое  преобразование информации позволяет  сохранить устойчивость представлений  о мире, о себе и о своем месте  в мире, чтобы не потерять опоры, ориентиров и самоуважения.

Мир вокруг нас постоянно усложняется, поэтому  необходимым условием жизнедеятельности  является постоянное усложнение защиты и расширение ее репертуара.

Фантазия

Фантазия (мечта) является очень распространенной реакцией на разочарования и неудачи. Например, недостаточно физически развитый человек может получать удовольствие, мечтая об участии в чемпионате мира, а спортсмен-неудачник — воображая, как с его соперником случаются всяческие неприятности, чем облегчает свои переживания.

Информация о работе Способы психологической защиты