Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 17:45, реферат
Задачи исследования:
1.Провести теоретический анализ проблемы социально-психологических параметров личности и ценностных ориентаций в контексте религиозной психологии.
2.Рассмотреть религию как фактор, детерминирующий формирование личности и ценностного сознания.
3.Провести сравнительный анализ социально-психологических личностных особенностей и ценностных ориентаций у лиц с мусульманской и христианской религиозной направленностью.
4.Выявить и описать корреляционные связи между личностными показателями и ценностными ориентациями.
Факультет психологии
Кафедра психодиагностики и консультирования
Автореферат
сравнительный анализ ценностных ориентаций
и социально-психологических параметров лиц
с
различной религиозной
направленностью
«Допущено к защите» Выполнил: студент
Зав. Кафедрой психодиагностики
«___»__________________2011 г. «___»______________2011 г.
_____________________________
Уфа
- 2011
Актуальность исследования. Современные тенденции развития мировой цивилизации и культуры, кардинальные перемены, произошедшие в стране за последние десятилетия, привели к росту в жизни людей роли духовного аспекта жизнедеятельности, в том числе и религиозного. Потеря существовавшей ранее социальной стабильности способствовала тому, что люди в поисках чего-то более устойчивого и надежного чаще стали обращаться к религии. И в первую очередь это ислам и христианство.
Человек не рождается религиозным, он становится таковым в процессе социальной деятельности, то есть во взаимодействии с другими людьми и социальными группами. Религия формирует систему его ценностей и норм, и следовательно, выступает регулятором поведения в различных жизненно важных сферах (образовании, семейной жизни, культуре, политике и т.п.). Правильно, научно понять психологические особенности религиозного человека можно лишь в том случае, если попытаться объяснить их как результат усвоения им из окружающей социальной среды определенных идей, представлений и форм ритуального поведения.
Сегодня становиться характерным для многих стран мира нетерпимое отношение людей друг к другу на почве религиозного предпочтения и национальной принадлежности, поэтому становится актуальной проблема формирования гуманизма и толерантности в обществе. Актуальна она и для России, страны многоконфессиональной и многонациональной.
В наше время существует немало теоретических и эмпирических исследований, посвященных изучению социально-психологических аспектов формирования религиозной личности (М. Аргайл, М. Г. Писманик, Ю. Н. Сафронов), ценностных ориентаций личности и различных социальных групп (Н. А. Журавлева, М. Рокич, Ш. Шварц, В. А. Ядов), толерантности и интолерантности (Т. Адорно, А. В. Асмолов, А. Миллер). Но системные исследования особенностей религиозного человека, в которых раскрывается система ценностных установок и определяются социально-психологические параметры личности, вытекающие из религиозных верований, практически отсутствуют на сегодняшний день.
Исторический путь психологии религиозного человека в нашей стране сложен и запутан. И на данный момент в этой области психологической мысли существует явный дефицит исследований. Это обусловлено тем, что в годы «застоя» религия рассматривалась в русле научного атеизма. Исследования проводились с целью антирелигиозной работы и пропаганды атеистического мировоззрения. И тем не менее, на данный момент эта область психологических знаний является социально и культурно актуальной.
Цель исследования – провести сравнительный анализ ценностных ориентаций и социально-психологических параметров лиц с различной религиозной направленностью. Общая гипотеза исследования – существуют различия в ценностных ориентациях и социально-психологических параметрах у лиц с христианской и мусульманской религиозной направленностью.
Частные гипотезы:
1.
Ценности детерминированы
2.
Существуют специфические
Объект исследования – система ценностных ориентаций и социально-психологические параметры человека с религиозной направленностью.
Предмет
исследования – различия в ценностных
ориентациях и социально-психологических
параметрах у представителей различных
конфессий.
Задачи исследования:
1.Провести теоретический анализ проблемы социально-психологических параметров личности и ценностных ориентаций в контексте религиозной психологии.
2.Рассмотреть религию как фактор, детерминирующий формирование личности и ценностного сознания.
3.Провести сравнительный анализ социально-психологических личностных особенностей и ценностных ориентаций у лиц с мусульманской и христианской религиозной направленностью.
4.Выявить и описать корреляционные связи между личностными показателями и ценностными ориентациями.
Эмпирическая база. Исследование проводилось в период с октября по декабрь 2009 года. Эмпирическую базу составили учащиеся Российского исламского университета духовного управления мусульман России в городе Уфа (n=30) и посетители воскресной школы в Спасском храме в городе Уфа (n=29). Возраст испытуемых варьировал от 19 до 25 лет.
Теоретико - методологическими основами работы послужили принципы единства сознания и деятельности, историзма, развития, личностного и системного подходов (Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн), положения об этноконфессиональной принадлежности личности (Г. Г. Шпет), об этнической идентификации как механизме этноконфессиональной принадлежности (Дж. Марсина, Т. Г. Стефаненко, Э. Эриксон и др.), субъектная парадигма (К. А. Абульханова, Л. И. Анцыферова, А.В. Брушлинский, С.Л. Рубинштейн) и базовые подходы к изучению ценностных ориентаций (Н. А. Журавлева, М. Рокич, Ш. Шварц).
Методы исследования.
1.
Анализ социально –
2. Эмпирические методы (экспресс - опросник «Индекс толерантности» (Г. У. Солдатова, О. А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л. А. Шайгерова); опросник базовых убеждений Р. Янов – Бульман; шкала фашизма (Т. Адорно, Э. Френкель - Брунсвик, Д. Левинсон, Р. Сэнфорд); методика Ш. Шварца для изучения ценностей личности; методика «Типы этнической идентичности» (Г. У. Солдатова, С. В. Рыжова);
3.Методы математической статистики (непараметрический U - критерий Манна - Уитни для независимых выборок, непараметрический корреляционный анализ Спирмена). Математическая обработка данных проводилась с использованием пакета прикладных программ Statistica 7.0 для среды Windows.
Теоретическая значимость исследования. Исследование позволило обобщить материалы по проблеме различий в ценностных ориентациях, социально - психологических личностных образований и уровня толерантности у лиц с различной религиозной направленностью. Материалы вносят существенный вклад в раскрытие проблем религиозного самоопределения – формирования религиозной идентичности и религиозного воспитания. Полученные результаты уточняют и расширяют представления о мотивационных целях и социально-психологических особенностях лиц с различной религиозной направленностью.
Практическая значимость исследования. Собранный теоретический материал и результаты эмпирического исследования могут быть использованы в деятельности практического психолога в ходе оказания психологической помощи и сопровождения (консультирование, коррекция, психологическая адаптация). Также результаты исследования возможно использовать в групповой и индивидуальной психологической помощи клиентам. Психотерапевтическая работа в этом контексте требует наличия знаний о том, какая система ценностных установок характерна для личности принадлежащей той или иной конфессии и, соответственно, какие личностные ресурсы и жизненные стратегии задействуются для совладания с трудными ситуациями. Полученный материал необходим для использования в предупреждении негативных социально-психологических проявлений в обществе, так как религиозное сознание – это неотъемлемый компонент развития экономической, политической и культурной сфер общества.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, который включает 60 источников, и приложения.
Апробация работы. По теме работы имеется 7 публикаций, содержание которых докладывалось на конференциях разного уровня.
1.Фархшатова
Д. М. Сравнительный анализ
ценностных ориентаций лиц,
2.Фархшатова
Д. М. Анализ ценностных
3.Фархшатова
Д. М. Сравнительный анализ
социально -психологических
4.Фархшатова
Д. М. Сравнительный анализ
ценностных ориентаций и
5.
Фархшатова Д. М. Анализ
6.Фархшатова
Д. М. Корреляционный анализ
социально -психологических
7.Фархшатова Д. М. Сравнительный анализ ценностных ориентиров лиц с различной религиозной направленностью // Психология сегодня. Материалы XI Всероссийской научно - практической конференции студентов и аспирантов. Екатеринбург, 2011. (В печати)
Понятие «ценностная ориентация» в общественную науку было введено представителями чикагской социологической школы У. Томасом и Ф. Знанецким для обозначения ситуации, когда ценности превращаются в сознательные регуляторы поведения. В отечественной социально-филосовской психологической литературе отсутствует общепризнанное определение ценностей и ценностных ориентаций, что обусловлено сложностью объекта исследования и разнообразием исследовательских подходов (Л. И. Божович, А.Г. Здравомыслов, С. Г. Климова, А. Н. Леонтьев, В. С. Мерлин, Д. В. Ольшанский, В. А. Ядов и др.). Ценности и ценностные ориентации неразрывно связаны между собой, что подтверждает определение, данное Б. Г. Ананьевым: «ценностные ориентации – это направленность личности на те или иные ценности». В этом определении подчеркнуты два важных свойства ценностных ориентаций: связь их с миром человеческих ценностей и принадлежность их не просто к сознанию, но и к поведению личности.
Мы считаем, что определение ценностных ориентаций, данное Н. А. Журавлевой, наиболее точно и полно отражает сущность данного психологического феномена. Ценностные ориентации – это относительно устойчивая, социально обусловленная направленность личности на те или иные цели, имеющие для нее смысложизненное значение, и на определенные способы их достижения, выражающиеся в виде каких-либо личностных качеств, образцов (способов) поведения и являющиеся относительно независимыми от наличных ситуаций.
В психологии на данный момент нет единой трактовки термина «личность», соответственно нет и единых критериев разграничения параметров и свойств личности, чаще эти понятия определяются синонимично. A.M. Столяренко предполагает, что в основе социально – психологических свойств личности лежат ее отношения с социальной действительностью, тем самым социально - психологические свойства личности определяются как особенности, которые она обнаруживает в контактах с основными общественными отношениями, социальными ценностями, нормами, группами, другими людьми, с достижениями человеческой цивилизации