Сравнительный анализ ценностных ориентаций и социально-психологических параметров лиц с различной религиозной направленностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 17:45, реферат

Описание

Задачи исследования:
1.Провести теоретический анализ проблемы социально-психологических параметров личности и ценностных ориентаций в контексте религиозной психологии.
2.Рассмотреть религию как фактор, детерминирующий формирование личности и ценностного сознания.
3.Провести сравнительный анализ социально-психологических личностных особенностей и ценностных ориентаций у лиц с мусульманской и христианской религиозной направленностью.
4.Выявить и описать корреляционные связи между личностными показателями и ценностными ориентациями.

Работа состоит из  1 файл

автореферат.doc

— 139.50 Кб (Скачать документ)

     В данной работе мы рассматриваем такие  социально-психологические параметры  личности как толерантность и  этническая идентичность.

     Под толерантностью (от лат. tolerantia — терпение) понимается терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. И согласно Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО (1995), «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности..., это гармония в многообразии, это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира...»

     Этническая  идентичность — составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности. Г. У. Солдатова выделяет 6 типов этнической идентичности:

     1.Этнонигилизм.

     2.Этническая индифферентность.

     3.Норма (позитивная этническая идентичность).

     4.Этноэгоизм.

     5.Этноизоляционизм.

     6.Этнофанатизм.

     Религия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину и т. п.). И конечно же, религия имеет свои психологические особенности, которые должны изучаться, и прежде всего, это психологические особенности личности религиозного человека, а также особенности взаимодействия и взаимоотношений больших групп людей, верующих в Бога.

     В нашей стране традиционно исповедуются две мировые религии – это  ислам и христианство. «Личность по – исламу» — это человек, отказывающийся признавать, что не существует ничего, кроме материального мира, что вселенная и жизнь конкретного человека со всеми ее обстоятельствами и событиями есть результат игры слепого случая. Это человек, живущий с уверенностью в том, что есть Творец, сотворивший мироздание, перед Которым он, человек, несет ответ. Он признает свою зависимость от этого Творца, принимает Его законы как наставление на путь истинный в этой жизни и подчиняет Ему всего себя. Он всегда помнит о Боге во всех своих делах и заботах. Исламские ценности и исламская жизненная позиция являются той основой, на которой формируется его личность, и исламские критерии управляют всеми аспектами его жизни. В христианстве личность воспитывается с колыбели, всю жизнь и до самой смерти. Молитвы, жизнь по Закону Божию, посещение церкви, чтение духовных книг, удаление от греха, постепенное исправление себя, соблюдение постов, беседы с духовным отцом, исповедь и причастие, все это имеет глубокое воспитательное значение, которое постепенно преобразует человека и приближает его, в своих качествах, к идеалу, к Господу Иисусу Христу. То есть христианство способствует самопознанию и создает духовно сильного, цельного и законченного человека. Такой человек ясно видит и понимает себя, свое окружение и весь мир, он знает для чего живет и не подается неуверенности и «исканию себя».

     Обобщая данные, получение в результате использования  методик «Индекс толерантности», «Шкала фашизма», «Типы этнической идентичности» и опросника базовых  убеждений, можно говорить о том, что мусульмане сильнее привержены ценностям своего класса, больше стремление к подчинению авторитетам (родителям, старшим, вождям, сверхъестественной силе), явная потребность в сильном лидере, склонность к осуждению людей, не уважающих традиционные конфессиональные ценности. Вера в мистическое предначертание судьбы, склонность к суевериям, перенесение ответственности на внешние силы, а также преувеличенная озлобленность сексуальной жизнью (как своей, так и чужой) в также сильнее проявляется у мусульман, чем у христиан. Возможно, этот факт отчасти объясняется специфическим влияние исламской религии, а именно, следованием  основным постулатам ислама: вера в Аллаха, уважение и почитание старших, соблюдение традиций и расплата за несоблюдение религиозных догмат. Все это формирует определенный тип сознания и поведения, для которого характерно автономность существования, уважение и соблюдение традиций, подчинение авторитету.

     Для христиан в большей степени характерна позитивная этническая идентичность, то есть сочетание позитивного отношения к собственному народу с позитивным отношением к другим народам. Также для них характерен  более высокий уровень толерантности в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей и пр.), а так же  более выраженные  толерантные установки по отношению  к окружающему миру и людям, они более оптимистически относятся к собственной личности, верят в свои силы и ценят себя. Возможно, это отчасти объясняется тем, что христианство издавна исповедуют преимущественно европейские страны, где суровые природно-климатические условия, и люди вынуждены были бороться за выживание, т.е. активно взаимодействовать с представителями других стран, культур и религий, покорно принимать и преодолевать трудности погоды, преодолевать себя. И, скорее всего, такой уклад жизни способствовал формированию определенных черт личности, таких как оптимизм, открытость,  коммуникабельность.

     В результате обработки данных методики Ш. Шварца, было установлено, что наиболее значимые ценности на уровне нормативных идеалов для лиц, исповедующих ислам – это истинная дружба, мир во всем мире и уважение традиций. В число отвергаемых, характеризующихся низкой субъективной значимостью, попали ценности гедонизма и изменчивой жизни. На уровне индивидуальных приоритетов в качестве наиболее значимых ценностных образований испытуемые отметили послушность, благочестивость и уважение родителей и старших. Наименьшие предпочтения респонденты отдали потворствию своим желаниям, открытости чужим мнениям и принятию жизни.  

     В выборке христиан на уровне нормативных идеалов в качестве наиболее значимых ценностей выступили мир во всем мире и смысл жизни. Отвергаются такие ценности как авторитет, социальная сила и жизнь полная впечатлений. На уровне индивидуальных приоритетов в качестве предпочитаемых ценностей выступили успешность, целеустремленность и ответственность. В число ценностных структур, обладающих малой значимостью, вошли гедонизм и принятие жизни.

     В целом выборку мусульман характеризует направленность на заботу и помощь окружающим, сохранение признанных обычаев и традиций, установление гармонии, стабильности в обществе и взаимоотношениях. Данное положение может говорить об определенной целостности и устойчивости субъектного пространства, об отсутствии непреодолимых барьеров и затруднений.

     Выборку христиан характеризует направленность на внутренний мир человека и его духовное развитие, рефлексивность и терпимость к окружающим людям и обществу в целом. Это говорит об отсутствии затруднений в установлении межличностных отношений и взаимодействий, успешности включения в малую группу, об самодостаточности личности.

     Данные  корреляционного анализа ценностных ориентаций и личностных показателей  позволяют говорить о том, что  у мусульман больше выражены ценности нормативного уровня, и, возможно, что именно ценности культуры в форме религиозных догмат определяют формирование некоторых личностных образований. Например, таких как толерантность, этнонигилизм, самоконтроль. Малое количество взаимосвязей на поведенческом уровне, возможно отчасти объясняется тем, что мусульмане, боясь выглядеть не придерживающимися религиозным канонам в глазах референтной группы и социума, ограничивают свои потребности и контролируют свое поведение. И, следуя ценностям религии, слабо выделяют личностные ценностные ориентиры.

     В выборке христиан общее количество взаимосвязей ценностных ориентаций и личностных показателей – 6, из них положительных – 4, отрицательных – 2, на нормативном уровне – 2, на индивидуальном  -  4. Этот факт может говорит о том, что личностная структура христианина более устойчива и слабо поддается влиянию культурных норм. И такие личностные образования, например, как этнофанатизм, этнонигилизм и убеждение в контролируемости мира, формируются под влиянием индивидуальных ценностных ориентиров. Такой разброс в показателях, возможно, связан с тем, что личностное пространство христианина более структурировано, целенаправленно и осмысленно, более открыто изменениям и более самотрансцендентно, чем личность мусульманина. Возможно, этот факт может быть обусловлен влиянием различий в религиозных канонах ислама и христианства.  

Таблица №1. Различия в уровнях толерантности 

у лиц, исповедующих ислам и христианство

Переменные Сумма

рангов 

выборки 1

Сумма

рангов 

выборки 2

U критерий

Манна - Уитни

Показатель  значимости
Этническая толерантность 423,00 397,00 187,00 0,72
Социальная  толерантность 499,00 321,00 111,00 0,01
Толерантность как черта личности 548,50 271,50 61,50 0,01

     Примечание:  выборка 1 – христиане; выборка 2 – мусульмане.

     Жирным  шрифтом выделены значимые различия 

     Таблица №2.  Различия  в базовых убеждениях

     у лиц, исповедующих ислам и христианство

Переменные Сумма

рангов

выборки 1

Сумма

рангов

выборки 2

U

критерий

Манна - Уитни

Показатель  значимости
Благосклонность мира 454,50 365,50 155,50 0,22
Доброта людей 454,50 365,50 155,50 0,22
Справедливость  мира 423,50 396,50 186,50 0,71
Контролируемость  мира 361,50 458,50 151,50 0,18
Случайность 438,00 382,00 172,00 0,44
Ценность  «Я» 543,00 277,00 67,00 0,01
Самоконтроль 373,50 446,50 163,50 0,31
Везение 331,50 488,50 121,50 0,03

     Примечание:  выборка 1 – христиане; выборка 2 – мусульмане.

     Жирным  шрифтом выделены значимые различия 
 
 
 
 
 

  Таблица №3.Различия в предубеждениях и личностных особенностях

    у лиц, исповедующих ислам и  христианство

Переменные Сумма

рангов

выборки 1

Сумма

рангов

выборки 2

U

критерий

Манна –

Уитни

Показатель  значимости
Консерватизм 337,50 482,50 127,50 0,04
Авторитарное 

Подчинение

300,50 519,50 90,50 0,01
Авторитарная  агрессия 312,50 507,50 102,50 0,09
Анти-интрацепция 341,00 479,00 131,00 0,06
Суеверность и 

Стереотипия

318,00 502,00 108,00 0,01
Комплекс  власти 363,50 456,50 153,50 0,20
Деструктивность и 

Цинизм

377,00 443,00 167,00 0,36
Проективность 388,50 431,50 178,50 0,55
Преувеличенная 

озлобленность

сексуальной жизнью

289,50 530,50 79,50 0,01

Информация о работе Сравнительный анализ ценностных ориентаций и социально-психологических параметров лиц с различной религиозной направленностью