Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 17:45, реферат
Задачи исследования:
1.Провести теоретический анализ проблемы социально-психологических параметров личности и ценностных ориентаций в контексте религиозной психологии.
2.Рассмотреть религию как фактор, детерминирующий формирование личности и ценностного сознания.
3.Провести сравнительный анализ социально-психологических личностных особенностей и ценностных ориентаций у лиц с мусульманской и христианской религиозной направленностью.
4.Выявить и описать корреляционные связи между личностными показателями и ценностными ориентациями.
В
данной работе мы рассматриваем такие
социально-психологические
Под толерантностью (от лат. tolerantia — терпение) понимается терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. И согласно Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО (1995), «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности..., это гармония в многообразии, это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира...»
Этническая идентичность — составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности. Г. У. Солдатова выделяет 6 типов этнической идентичности:
1.Этнонигилизм.
2.Этническая индифферентность.
3.Норма (позитивная этническая идентичность).
4.Этноэгоизм.
5.Этноизоляционизм.
6.Этнофанатизм.
Религия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину и т. п.). И конечно же, религия имеет свои психологические особенности, которые должны изучаться, и прежде всего, это психологические особенности личности религиозного человека, а также особенности взаимодействия и взаимоотношений больших групп людей, верующих в Бога.
В нашей стране традиционно исповедуются две мировые религии – это ислам и христианство. «Личность по – исламу» — это человек, отказывающийся признавать, что не существует ничего, кроме материального мира, что вселенная и жизнь конкретного человека со всеми ее обстоятельствами и событиями есть результат игры слепого случая. Это человек, живущий с уверенностью в том, что есть Творец, сотворивший мироздание, перед Которым он, человек, несет ответ. Он признает свою зависимость от этого Творца, принимает Его законы как наставление на путь истинный в этой жизни и подчиняет Ему всего себя. Он всегда помнит о Боге во всех своих делах и заботах. Исламские ценности и исламская жизненная позиция являются той основой, на которой формируется его личность, и исламские критерии управляют всеми аспектами его жизни. В христианстве личность воспитывается с колыбели, всю жизнь и до самой смерти. Молитвы, жизнь по Закону Божию, посещение церкви, чтение духовных книг, удаление от греха, постепенное исправление себя, соблюдение постов, беседы с духовным отцом, исповедь и причастие, все это имеет глубокое воспитательное значение, которое постепенно преобразует человека и приближает его, в своих качествах, к идеалу, к Господу Иисусу Христу. То есть христианство способствует самопознанию и создает духовно сильного, цельного и законченного человека. Такой человек ясно видит и понимает себя, свое окружение и весь мир, он знает для чего живет и не подается неуверенности и «исканию себя».
Обобщая
данные, получение в результате использования
методик «Индекс толерантности»
Для христиан в большей степени характерна позитивная этническая идентичность, то есть сочетание позитивного отношения к собственному народу с позитивным отношением к другим народам. Также для них характерен более высокий уровень толерантности в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей и пр.), а так же более выраженные толерантные установки по отношению к окружающему миру и людям, они более оптимистически относятся к собственной личности, верят в свои силы и ценят себя. Возможно, это отчасти объясняется тем, что христианство издавна исповедуют преимущественно европейские страны, где суровые природно-климатические условия, и люди вынуждены были бороться за выживание, т.е. активно взаимодействовать с представителями других стран, культур и религий, покорно принимать и преодолевать трудности погоды, преодолевать себя. И, скорее всего, такой уклад жизни способствовал формированию определенных черт личности, таких как оптимизм, открытость, коммуникабельность.
В результате обработки данных методики Ш. Шварца, было установлено, что наиболее значимые ценности на уровне нормативных идеалов для лиц, исповедующих ислам – это истинная дружба, мир во всем мире и уважение традиций. В число отвергаемых, характеризующихся низкой субъективной значимостью, попали ценности гедонизма и изменчивой жизни. На уровне индивидуальных приоритетов в качестве наиболее значимых ценностных образований испытуемые отметили послушность, благочестивость и уважение родителей и старших. Наименьшие предпочтения респонденты отдали потворствию своим желаниям, открытости чужим мнениям и принятию жизни.
В выборке христиан на уровне нормативных идеалов в качестве наиболее значимых ценностей выступили мир во всем мире и смысл жизни. Отвергаются такие ценности как авторитет, социальная сила и жизнь полная впечатлений. На уровне индивидуальных приоритетов в качестве предпочитаемых ценностей выступили успешность, целеустремленность и ответственность. В число ценностных структур, обладающих малой значимостью, вошли гедонизм и принятие жизни.
В целом выборку мусульман характеризует направленность на заботу и помощь окружающим, сохранение признанных обычаев и традиций, установление гармонии, стабильности в обществе и взаимоотношениях. Данное положение может говорить об определенной целостности и устойчивости субъектного пространства, об отсутствии непреодолимых барьеров и затруднений.
Выборку христиан характеризует направленность на внутренний мир человека и его духовное развитие, рефлексивность и терпимость к окружающим людям и обществу в целом. Это говорит об отсутствии затруднений в установлении межличностных отношений и взаимодействий, успешности включения в малую группу, об самодостаточности личности.
Данные
корреляционного анализа
В
выборке христиан общее количество взаимосвязей
ценностных ориентаций и личностных показателей
– 6, из них положительных – 4, отрицательных
– 2, на нормативном уровне – 2, на индивидуальном
- 4. Этот факт может говорит о том, что
личностная структура христианина более
устойчива и слабо поддается влиянию культурных
норм. И такие личностные образования,
например, как этнофанатизм, этнонигилизм
и убеждение в контролируемости мира,
формируются под влиянием индивидуальных
ценностных ориентиров. Такой разброс
в показателях, возможно, связан с тем,
что личностное пространство христианина
более структурировано, целенаправленно
и осмысленно, более открыто изменениям
и более самотрансцендентно, чем личность
мусульманина. Возможно, этот факт может
быть обусловлен влиянием различий в религиозных
канонах ислама и христианства.
Таблица №1. Различия в уровнях толерантности
у лиц, исповедующих ислам и христианство
Переменные | Сумма
рангов выборки 1 |
Сумма
рангов выборки 2 |
U критерий
Манна - Уитни |
Показатель значимости |
Этническая толерантность | 423,00 | 397,00 | 187,00 | 0,72 |
Социальная толерантность | 499,00 | 321,00 | 111,00 | 0,01 |
Толерантность как черта личности | 548,50 | 271,50 | 61,50 | 0,01 |
Примечание: выборка 1 – христиане; выборка 2 – мусульмане.
Жирным
шрифтом выделены значимые различия
Таблица №2. Различия в базовых убеждениях
у лиц, исповедующих ислам и христианство
Переменные | Сумма
рангов выборки 1 |
Сумма
рангов выборки 2 |
U
критерий Манна - Уитни |
Показатель значимости |
Благосклонность мира | 454,50 | 365,50 | 155,50 | 0,22 |
Доброта людей | 454,50 | 365,50 | 155,50 | 0,22 |
Справедливость мира | 423,50 | 396,50 | 186,50 | 0,71 |
Контролируемость мира | 361,50 | 458,50 | 151,50 | 0,18 |
Случайность | 438,00 | 382,00 | 172,00 | 0,44 |
Ценность «Я» | 543,00 | 277,00 | 67,00 | 0,01 |
Самоконтроль | 373,50 | 446,50 | 163,50 | 0,31 |
Везение | 331,50 | 488,50 | 121,50 | 0,03 |
Примечание: выборка 1 – христиане; выборка 2 – мусульмане.
Жирным
шрифтом выделены значимые различия
Таблица №3.Различия в предубеждениях и личностных особенностях
у лиц, исповедующих ислам и христианство
Переменные | Сумма
рангов выборки 1 |
Сумма
рангов выборки 2 |
U
критерий Манна – Уитни |
Показатель значимости |
Консерватизм | 337,50 | 482,50 | 127,50 | 0,04 |
Авторитарное
Подчинение |
300,50 | 519,50 | 90,50 | 0,01 |
Авторитарная агрессия | 312,50 | 507,50 | 102,50 | 0,09 |
Анти-интрацепция | 341,00 | 479,00 | 131,00 | 0,06 |
Суеверность
и
Стереотипия |
318,00 | 502,00 | 108,00 | 0,01 |
Комплекс власти | 363,50 | 456,50 | 153,50 | 0,20 |
Деструктивность
и
Цинизм |
377,00 | 443,00 | 167,00 | 0,36 |
Проективность | 388,50 | 431,50 | 178,50 | 0,55 |
Преувеличенная
озлобленность сексуальной жизнью |
289,50 | 530,50 | 79,50 | 0,01 |