Средства общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 19:00, контрольная работа

Описание

Целью данной работы является изучение видов, структур, средств общения. Данная тема является весьма актуальной, так как за последние 20-25 лет изучение проблемы общения стало одним из ведущих направлений исследований в психологической науке в целом, и социальной психологии прежде всего. Ее перемещение в центр психологических исследований объясняется изменением методологической ситуации, отчетливо определившейся в социальной психологии в последние два десятилетия.

Содержание

Введение ______________________________________________________3
Понятие и виды общения______________________________________4
Структура общения_________________________________________6
Средства общения____________________________________________10
Роль общения в психическом развитии человека__________________ 18
Заключение _________________________________________________________20
Список использованной литературы ___________________________________ 21

Работа состоит из  1 файл

Психология и педагогика.docx

— 51.20 Кб (Скачать документ)

 

Содержание

 

 

Введение ______________________________________________________3

 

  1. Понятие и виды общения______________________________________4
  2. Структура общения_________________________________________6
  3. Средства общения____________________________________________10
  4. Роль общения в психическом развитии человека__________________ 18

 

Заключение  _________________________________________________________20

Список использованной литературы  ___________________________________ 21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

Под общением следует понимать форму социального  взаимодействия людей, в котором  осуществляется обмен мыслями и  чувствами, мотивами и действиями посредством  знаковых (языковых) средств в целях  взаимопонимания и согласования совместной деятельности. Субъектами общения являются живые существа, люди.  В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения  становится осознанным, связанным вербальными  и невербальными актами.

В ходе общения  обеспечиваются многообразные формы  обмена человеческими мыслями, чувствами  и действиями, обеспечивается взаимное согласование действий и понимание  окружающего нас мира. Проблема общения  актуальна для исследования, потому что проблема эффективного обмена информацией  между людьми, возможности достижения взаимопонимания в контактах  между ними является очень важной для психологии. Общение наряду с  деятельностью, является одной из основных форм преобразующей активности людей.

Степень разработанности темы в отечественной  психологической науке можно  проследить в трудах Д.Б. Эльконина, Т.В.Драгуновой, Л.И.Уманского, а также  А.И.Захарова. Категория «общение» является одной из центральных в психологической науке наряду с категориями «мышление», «деятельность», «личность», «отношения».

 Целью данной работы является  изучение видов, структур, средств  общения. Данная тема является  весьма актуальной, так как за  последние 20-25 лет изучение проблемы  общения стало одним из ведущих  направлений исследований в психологической  науке в целом, и социальной  психологии прежде всего. Ее  перемещение в центр психологических  исследований объясняется изменением  методологической ситуации, отчетливо  определившейся в социальной  психологии в последние два  десятилетия.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие и виды общения

 

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в  обмене информацией, а также в  восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.

В общении  можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства. Рассмотрим их подробнее.

Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных  контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди.

Цель  общения – отвечает на вопрос «Ради  чего существо вступает в акт общения?». Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о  содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки  актуальных для них биологических  потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными и являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.

Средства общения – способы  кодирования, передачи, переработки  и расшифровки информации, которая  передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование  информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

 

Виды  общения

В зависимости  от содержания, целей и средств  общение можно разделить на несколько  видов.

1. По содержанию:

1.1 Материальное (обмен предметами и продуктами  деятельности)

1.2 Когнитивное  (обмен знаниями)

1.3 Кондиционное (обмен психическими или физиологическими  состояниями)

1.4 Мотивационное  (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями)

1.5 Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками)

2. По  целям общение:

    1. Биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма)
    2. Социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида)
  1. По средствам общение может быть:
    1. Непосредственное (Осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу – руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.)
    2. Опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий)
    3. Прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения)
    4. Косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди).

Общение как взаимодействие предполагает, что  люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить  совместную деятельность, сотрудничество. Чтобы общение как взаимодействие происходило беспроблемно, оно должно состоять из следующих этапов:

  1. Установка контакта (знакомство). Предполагает понимание другого человека, представление себя другому человеку.
  2. Ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы.
  3. Обсуждение интересующей проблемы.
  4. Решение проблемы.
  5. Завершение контакта (выход из него).

 

 

 

 

 

2. Структура общения

 

К структуре  общения можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Таким образом схематически структуру общения мы представим так:

 


 


                 


 

 

Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями). Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Употребление  этих терминов условно, иногда в боле или менее аналогичном смысле употребляют и другие: в общении  выделяют три функции – информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная.

Рассмотрим  эти три стороны общения поподробнее:

а) Коммуникативная сторона общения.

Во время акта общения имеет  место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами – субъектами общения. Следовательно, схематично коммуникация может быть изображена так: S   S. Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена.


Коммуникативное взаимодействие возможно только в том случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают сходной системой кодификации  и декодификации информации. Т.е. «все должны говорить на одном языке».

В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные  барьеры. Они носят социальный или  психологический характер.

Сама  по себе исходящая от коммуникатора  информация может быть побудительной (приказ, совет, просьба – рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-либо действие) и констатирующей (сообщение  – имеет место в различных  образовательных системах).

б) Средства коммуникации.

Для передачи любая информация должна быть соответствующим  образом закодирована, т.е. она возможна лишь посредством использования  знаковых систем. Самое простое деление коммуникации – на вербальную и невербальную, использующие разные знаковые системы. Вербальная использует в качестве таковой человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации посредством речи менее всего теряется смысл сообщения. Можно обозначить психологические компоненты вербальной коммуникации – «говорение» и «слушание». «Говорящий» сначала имеет определенный замысел относительно сообщения, потом он воплощает его в систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаеиого сообщения раскрывается одновременно с декодированием.

Модель  коммуникативного процесса Лассуэлла  включает пять элементов:

КТО? (передает сообщение) – Коммуникатор

ЧТО? (передается) – Сообщение (текст)

КАК? (осуществляется передача) – Канал

КОМУ? (направлено сообщение) – Аудитория

С КАКИМ  ЭФФЕКТОМ? – Эффективность.

Можно выделить три позиции коммуникатора  во время коммуникативного процесса: открытая (открыто объявляет себя сторонником издагаемой точки зрения), отстраненная (держится подчеркнуто  нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения) и закрытая (умалчивает о своей точке зрения, скрывает ее).

Невербальная  коммуникация. Выделяют четыре группы невербальных средств общения:

1) Экстра- и паралингвистические (различные околоречевые добавки, придающие общению определенную смысловую окраску – тип речи, интонирование, паузы, смех, покашливание и т.д.)

2) Оптико – кинетические (это то, что человек «прочитывает» на расстоянии – жесты, мимика, пантомимика)

Жест  – это движение рук или кистей рук, они классифицируются на основе функций, которые выполняют:

  • коммуникативные (заменяющие речь)
  • описательные (их смысл понятен только при словах)
  • жесты, выражающие отношение к людям, состояние человека.

Мимика  – это движение мышц лица.

Пантомимика – совокупность жестов, мимики и  положения тела в пространстве.

3) Проксемика (организация пространства и времени коммуникативного процесса)

В психологии выделяют четыре дистанции общения:

  • интимная (от 0 до 0,5 метра). На ней общаются люди, связанные, как правило, близкими доверительными отношениями. Информация передается тихим и спокойным голосом. Многое передается с помощью жестов, взглядов, мимики.
  • Межличностная (от 0,5 до 1,2 метра). На ней осуществляется общение между друзьями).
  • Официально-деловая или социальная (от 1,2 до 3,7метра). Используется для делового общения, причем чем больше расстояние между партнерами, тем более официальны их отношения.
  • Публичная (более 3,7метров). Характеризуется выступлением перед аудиторией. При таком общении человек должен следить за речью, за правильностью построения фраз.

4) Визуальный  контакт. Визуалика, или контакт  глаз. Установлено, что обычно  общающиеся смотрят в глаза  друг другу не более 10 секунд.

в) Интерактивная сторона общения.

Это характеристика тех компонентов общения, которые  связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Есть два  типа взаимодействий – кооперация и конкуренция. Кооперативное взаимодействие означает координацию сил участников. Кооперация является необходимым элементом  совместной деятельности, пораждается  самой ее природой.

Конкуренция – одной из наиболее ярких ее форм является конфликт.

г) Перцептивная сторона общения – это процесс восприятия и понимания людьми друг друга.

Все три  стороны общения тесно переплетаются  между собой, органически дополняют  друг друга и составляют процесс  общения вцелом.

Общение выполняет целый ряд функций  в жизни человека:

  1. Социальные функции общения
  1. Организация совместной деятельности
  1. Управление поведением и деятельностью
  2. Контроль
  1. Психологические функции общения
  1. Функция обеспечения психологического комфорта личности
  2. Удовлетворение потребности в общении
  3. Функция самоутверждения

Информация о работе Средства общения