Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 19:00, контрольная работа
Целью данной работы является изучение видов, структур, средств общения. Данная тема является весьма актуальной, так как за последние 20-25 лет изучение проблемы общения стало одним из ведущих направлений исследований в психологической науке в целом, и социальной психологии прежде всего. Ее перемещение в центр психологических исследований объясняется изменением методологической ситуации, отчетливо определившейся в социальной психологии в последние два десятилетия.
Введение ______________________________________________________3
Понятие и виды общения______________________________________4
Структура общения_________________________________________6
Средства общения____________________________________________10
Роль общения в психическом развитии человека__________________ 18
Заключение _________________________________________________________20
Список использованной литературы ___________________________________ 21
Если общение носит сопернический или оборонительный характер, то люди садятся напротив; при обычной дружеской беседе – занимают угловую позицию; при кооперативном поведении – занимают позицию делового взаимодействия с одной стороны стола; независимая позиция выражается в расположении по диагонали.
Следует отметить, что невербальное поведение личности полифункционально, оно:
Вербальные средства общения образуют логико-смысловую линию, определяющую его содержание. Эту линию целесообразно назвать «словесным действием».
Ведущей
стилистической чертой современного публичного
общения является разговорность, т.е.
простота и живость построения фразы,
использование разговорной
Стилистическое своеобразие словесного действия проявляется в особенностях синтаксического строя, т.е. в построении фраз и словосочетаний. Но вместе с этим своеобразие разговорного стиля словесного действия создаётся рядом психотехнических приёмов:
а) воображаемой диалогизацией (синтаксический строй словесного действия имитирует воображаемую обстановку диалога);
б) вопросно-ответным ходом (субъект общения сам задаёт себе вопрос и сам на него даёт ответ);
в) риторическим вопросом (который, как известно, содержит утверждение или отрицание, возбуждает мысли, эмоции партнёров по общению);
г) эмоциональными восклицаниями (что позволяет усилить внимание к теме общения, стимулирует разговорность общения);
д) инверсией (т.е. преднамеренным нарушением порядка слов).
Качество и эффективность
Психотехника речи – это система индивиндуально-
Словесное
действие, как видно из его характеристик,
аккумулирует паралингвистические
и экстралингвистические
Если
лингвистические средства определяют
содержательность словесного действия,
то паралингвистические и
Интонация и тональность воздействуют не только на сознание, но и на сферу чувств, придают эмоциональную окраску словам и фразам.
Темп словесного действия – это скорость его осуществления. быстрый темп затрудняет возможность сосредоточить внимание на логике и содержании словесного действия, медленный – утомляет. Наиболее оптимальный вариант темповой организации словесного действия – психологически целесообразное управление. Паузы, при их правильном использовании, позволяют лучше передать смысл слова, фразы, подчеркнуть или усилить наиболее важные места.
Дикция, т.е. ясное, чёткое произношение звуков, облегчает процесс проникновения в содержание словесного действия.
Оптико-кинетические средства организуют динамические психофизические действия.
Жест – это движение, передающее психическое состояние говорящего или думающего про себя человека.
Мимика – это динамическое выражение лица в конкретный момент общения.
Пантомимика – это динамическое состояние позы в конкретный момент общения.
Слияние словесного и оптико-кинетического действий образует процесс воздействия одного субъекта общения на другой и наоборот. Но это воздействие эффективно только в том случае, если в его ткань включаются механизмы взаимопонимания.
Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.
Если
бы с рождения человек был лишен
возможности общаться с людьми, он
никогда не стал бы цивилизованным,
культурно и нравственно
Особенно
большое значение для психического
развития ребенка имеет его общение
со взрослыми на ранних этапах онтогенеза.
В это время все свои человеческие,
психические и поведенческие
качества он приобретает почти
Психическое
развитие ребенка начинается с общения.
Это первый вид социальной активности,
который возникает в онтогенезе
и благодаря которому младенец получает
необходимую для его
В общении сначала через прямое подражание (викарное научение), а затем через словесные инструкции (вербальное научение) приобретается основной жизненный опыт ребенка. Люди, с которыми он общается, являются для ребенка носителями этого опыта, и никаким другим путем, кроме общения с ними, этот опыт не может быть приобретен. Интенсивность общения, разнообразие его содержания, целей и средств являются важнейшими факторами, определяющими собственное развитие детей.
Выделенные
выше виды общения служат развитию
различных сторон психологии и поведения
человека. Так, деловое общение формирует
и развивает его способности,
служит средством приобретения знаний
и навыков. В нем же человек
совершенствует умение взаимодействовать
с людьми, развивая у себя необходимые
для этого деловые и
Личностное
общение формирует человека как
личность, дает ему возможность приобрести
определенные черты характера, интересы,
привычки, склонности, усвоить нормы
и формы нравственного
Разнообразное
по содержанию, целям и средствам
общение также выполняет
Кондиционное
общение создает состояние
Биологическое общение служит самосохранению организма в качестве важнейшего условия поддержания и развития его жизненных функций. Социальное общение обслуживает общественные потребности людей и является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни: групп, коллективов, организаций, наций, государств, человеческого мира в целом.
Непосредственное
общение необходимо человеку для
того, чтобы обучаться и
Благодаря
невербальному общению человек
получает возможность психологически
развиваться еще до того, как он
усвоил и научился пользоваться речью
(около 2 – 3 лет). Кроме того, само по
себе невербальное общение способствует
развитию и совершенствованию
Заключение
Данная работа посвящена раскрытию общения как психологической категории. Термин общение имеет очень много разнообразных трактовок. Под общением следует понимать форму социального взаимодействия людей, в котором осуществляется обмен мыслями и чувствами. Общение нацелено на изучение взаимоотношений между общественными субъектами. Роль общения в психическом развитии человека имеет огромное значение, потому что через активное общение вначале с членами семьи, а затем и со сверстниками, человек становиться более развитой личностью. Роль общения еще велика, потому что это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию.
По
мере развития речи появляется
возможность разнообразить
Дальнейшее
развитие общения можно
Связь общения с совместной деятельностью очевидна. Несомненна связь общения и деятельности. Но возникает вопрос: является ли общение частью, стороной, аспектом совместной деятельности или это два самостоятельных, равноправных процесса? В совместной деятельности человек должен по необходимости объединяться с другими людьми, общаться с ними, т.е. вступать в контакт, добиваться взаимопонимания, получать должную информацию, сообщать ответную и т.д. Здесь общение выступает как сторона, часть деятельности, как важнейший ее информативный аспект, как коммуникация (общение первого рода).
Таким образом, с одной стороны, деятельность выступает как часть, сторона общения, с другой - общение является частью, стороной деятельности. Но общение и деятельность образуют неразрывное единство во всех случаях.
Список использованной литературы
1. Андриенко Е. В. Социальная психология: Учеб. Пособие для пед. вузов (под редакцией В. А. Сластенина). М.: Академия, 2008. – 566с.;
2. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. - 320 с. (Серия "Главный учебник");
3. Головин С.Ю. Словарь практического психолога М.: 1998 г - 589 с.;
4. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн.1: Общие основы психологии. - 688 с.