Средства общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 19:00, контрольная работа

Описание

Целью данной работы является изучение видов, структур, средств общения. Данная тема является весьма актуальной, так как за последние 20-25 лет изучение проблемы общения стало одним из ведущих направлений исследований в психологической науке в целом, и социальной психологии прежде всего. Ее перемещение в центр психологических исследований объясняется изменением методологической ситуации, отчетливо определившейся в социальной психологии в последние два десятилетия.

Содержание

Введение ______________________________________________________3
Понятие и виды общения______________________________________4
Структура общения_________________________________________6
Средства общения____________________________________________10
Роль общения в психическом развитии человека__________________ 18
Заключение _________________________________________________________20
Список использованной литературы ___________________________________ 21

Работа состоит из  1 файл

Психология и педагогика.docx

— 51.20 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

Если  общение носит сопернический  или оборонительный характер, то люди садятся напротив; при обычной  дружеской беседе – занимают угловую  позицию; при кооперативном поведении  – занимают позицию делового взаимодействия с одной стороны стола; независимая  позиция выражается в расположении по диагонали.

Следует отметить, что невербальное поведение  личности полифункционально, оно:

  • создаёт образ партнёра по общению;
  • выражает взаимоотношения партнёров по общению, формирует эти отношения;
  • является индикатором актуальных психических состояний личности;
  • выступает в роли уточнения, изменения понимания вербального сообщения, усиливает эмоциональную насыщенность сказанного;
  • поддерживает оптимальный уровень психологической близости между общающимися;
  • выступает в качестве показателя статусно-ролевых отношений.

Вербальные средства общения образуют логико-смысловую линию, определяющую его содержание. Эту линию целесообразно назвать «словесным действием».

Ведущей стилистической чертой современного публичного общения является разговорность, т.е. простота и живость построения фразы, использование разговорной лексики  и фразеологии.

Стилистическое  своеобразие словесного действия проявляется  в особенностях синтаксического  строя, т.е. в построении фраз и словосочетаний. Но вместе с этим своеобразие разговорного стиля словесного действия создаётся  рядом психотехнических приёмов:

а) воображаемой диалогизацией (синтаксический строй  словесного действия имитирует воображаемую обстановку диалога);

б) вопросно-ответным ходом (субъект общения сам задаёт себе вопрос и сам на него даёт ответ);

в) риторическим вопросом (который, как известно, содержит утверждение или отрицание, возбуждает мысли, эмоции партнёров по общению);

г) эмоциональными восклицаниями (что позволяет усилить  внимание к теме общения, стимулирует  разговорность общения);

д) инверсией (т.е. преднамеренным нарушением порядка  слов).

Качество и эффективность словесного действия, его коммуникативная действенность зависят от того, насколько субъект владеет психотехникой речи (именно психотехникой, а не техникой, как считают некоторые авторы).

Психотехника речи – это система индивиндуально-психологического управления голосом, дикцией, интонацией, логикой в соответствии с социально-психологическими условиями общения.

Словесное действие, как видно из его характеристик, аккумулирует паралингвистические  и экстралингвистические средства общения. В этом смысле психотехника речи – это раздел психотехники общения, раскрывающий приёмы эффективного пользования лингвистическими, паралингвистическими и экстралингвистическими средствами взаимодействия людей.

Если  лингвистические средства определяют содержательность словесного действия, то паралингвистические и экстралингвистические  – его выразительность.

Интонация и тональность воздействуют не только на сознание, но и на сферу чувств, придают эмоциональную окраску  словам и фразам.

Темп словесного действия – это скорость его осуществления. быстрый темп затрудняет возможность сосредоточить внимание на логике и содержании словесного действия, медленный – утомляет. Наиболее оптимальный вариант темповой организации словесного действия – психологически целесообразное управление. Паузы, при их правильном использовании, позволяют лучше передать смысл слова, фразы, подчеркнуть или усилить наиболее важные места.

Дикция, т.е. ясное, чёткое произношение звуков, облегчает процесс проникновения в содержание словесного действия.

Оптико-кинетические средства организуют динамические психофизические действия.

Жест –  это движение, передающее психическое состояние говорящего или думающего про себя человека.

Мимика – это динамическое выражение лица в конкретный момент общения.

Пантомимика – это динамическое состояние позы в конкретный момент общения.

Слияние словесного и оптико-кинетического  действий образует процесс воздействия  одного субъекта общения на другой и наоборот. Но это воздействие  эффективно только в том случае, если в его ткань включаются механизмы  взаимопонимания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Роль общения в психическом развитии человека

 

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и  становлении разумного, культурного  поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким  возможностям к научению, человек  приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через  активное общение с развитыми  личностями он сам превращается в  личность.

Если  бы с рождения человек был лишен  возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни  обречен, оставаться полуживотным, лишь внешне, анатомо-физиологически напоминающим человека.

Особенно  большое значение для психического развития ребенка имеет его общение  со взрослыми на ранних этапах онтогенеза. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие  качества он приобретает почти исключительно  через общение, так как вплоть до начала обучения в школе, а еще  более определенно – до наступления  подросткового возраста, он лишен  способности к самообразованию  и самовоспитанию.

Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального  развития информацию.

В общении  сначала через прямое подражание (викарное научение), а затем через  словесные инструкции (вербальное научение) приобретается основной жизненный  опыт ребенка. Люди, с которыми он общается, являются для ребенка носителями этого опыта, и никаким другим путем, кроме общения с ними, этот опыт не может быть приобретен. Интенсивность  общения, разнообразие его содержания, целей и средств являются важнейшими факторами, определяющими собственное  развитие детей.

Выделенные  выше виды общения служат развитию различных сторон психологии и поведения  человека. Так, деловое общение формирует  и развивает его способности, служит средством приобретения знаний и навыков. В нем же человек  совершенствует умение взаимодействовать  с людьми, развивая у себя необходимые  для этого деловые и организаторские  качества.

Личностное  общение формирует человека как  личность, дает ему возможность приобрести определенные черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы  и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать  средства их реализации.

Разнообразное по содержанию, целям и средствам  общение также выполняет специфическую  функцию в психическом развитии индивида. Например, материальное общение  позволяет человеку получать необходимые  для нормальной жизни предметы материальной и духовной культуры, которые выступают  в качестве условия индивидуального  развития. Когнитивное общение непосредственно  выступает как фактор интеллектуального  развития, так как общающиеся индивиды обмениваются и взаимно обогащаются  знаниями.

Кондиционное  общение создает состояние готовности к научению, формулирует установки, необходимые для оптимизации  других видов общения. Тем самым  оно косвенно способствует индивидуальному  интеллектуальному и личностному  развитию человека. Мотивационное общение  служит источником дополнительной энергии  для человека. Приобретая в результате такого общения новые интересы, мотивы и цели  деятельности, человек  увеличивает свой психоэнергетический  потенциал, развивающий его самого. Деятельностное общение, которое мы определили как межличностный обмен  действиями, операциями, умениями и  навыками, имеет для индивида прямой развивающий эффект, так как совершенствует и обогащает его собственную  деятельность.

Биологическое общение служит самосохранению организма  в качестве важнейшего условия поддержания  и развития его жизненных функций. Социальное общение обслуживает  общественные потребности людей  и является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни: групп, коллективов, организаций, наций, государств, человеческого мира в целом.

Непосредственное  общение необходимо человеку для  того, чтобы обучаться и воспитываться  в результате широкого использования  на практике данных ему с рождения, самых простых и эффективных  средств и способов научения: условнорефлекторного, викарного и вербального. Опосредованное общение помогает усвоению средств  общения и совершенствованию  на базе их способности к самообразованию  и самовоспитанию человека, а также  к сознательному управлению самим  общением.

Благодаря невербальному общению человек  получает возможность психологически развиваться еще до того, как он усвоил и научился пользоваться речью (около 2 – 3 лет). Кроме того, само по себе невербальное общение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных  возможностей человека, вследствие чего он становится более способным к  межличностным контактам и открывает  для себя более широкие возможности  для развития. Вербальное общение  связано с усвоением речи, а  она, как известно, лежит в основе всего развития человека.

 

Заключение

 

 

Данная  работа посвящена раскрытию общения как психологической категории. Термин общение имеет очень много разнообразных трактовок. Под общением следует понимать форму социального взаимодействия людей, в котором осуществляется обмен мыслями и чувствами. Общение нацелено на изучение взаимоотношений между общественными субъектами. Роль общения в психическом развитии человека имеет огромное значение, потому что через активное общение вначале с членами семьи, а затем и со сверстниками, человек становиться более развитой личностью. Роль общения еще велика, потому что это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию.

 По  мере развития речи появляется  возможность разнообразить содержание  передаваемой и воспринимаемой  в процессе общения информации, а при процессе изучения –  пользоваться различными средствами  общения. В результате обогащается  инструментальная сторона общения.

 Дальнейшее  развитие общения можно представить  как постепенное накопление человеком  культуры общения на основе  рефлексии, обратной связи и  саморегуляции. Психологически высокоразвитый  человек отличается от менее  развитого не только выраженной  потребностью в общении с разнообразными  людьми, но также богатым содержанием,  множественностью целей и широким  выбором средств общения.

Связь общения  с совместной деятельностью очевидна. Несомненна связь общения и деятельности. Но возникает вопрос: является ли общение  частью, стороной, аспектом совместной деятельности или это два самостоятельных, равноправных процесса? В совместной деятельности человек должен по необходимости  объединяться с другими людьми, общаться с ними, т.е. вступать в контакт, добиваться взаимопонимания, получать должную  информацию, сообщать ответную и т.д. Здесь общение выступает как  сторона, часть деятельности, как  важнейший ее информативный аспект, как коммуникация (общение первого  рода).

Таким образом, с одной  стороны, деятельность выступает как  часть, сторона общения, с другой - общение является частью, стороной деятельности. Но общение и деятельность образуют неразрывное единство во всех случаях.

 

 

 

 

Список  использованной литературы

 

1. Андриенко Е. В. Социальная психология: Учеб. Пособие для пед. вузов (под редакцией В. А. Сластенина). М.: Академия, 2008. – 566с.;

2. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. - 320 с. (Серия "Главный учебник");

3. Головин С.Ю. Словарь практического психолога М.: 1998 г - 589 с.;

4. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн.1: Общие основы психологии. - 688 с.

 


Информация о работе Средства общения