Средства воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 11:58, реферат

Описание

В педагогике до настоящего времени нет единой трактовки понятий средства и методы. В одном из ранее изданных учебников: «Под методом воспитания понимается то средство, при помощи которого воспитатель вооружает детей, подростков и юношей твердыми моральными убеждениями, нравственными привычками и навыками и т.д.»
Как видим, понятие средства в этом определении смешиваться с понятием метода, с чем вряд ли можно согласиться.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие о средствах воспитания 3
2. Выбор воспитательных средств 4
3. Природа как средство воспитания 5
4. Труд как средство воспитания 6
5. Игра как средство воспитания 8
6. Искусство как средство эстетического воспитания 9
7. Медиаобразование как средство воспитания 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 16

Работа состоит из  1 файл

Реферат 2.docx

— 39.30 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Омский  Государственный Технический Университет

Кафедра «Психология труда и организационная  психология»

 

 

 

 

 

Реферат

по  дисциплине: «Психология и педагогика (высшей школы)»

на  тему:  «Средства воспитания»

 

 

 

 

Выполнил:

студент гр. СУР-512

Ткаченко И.С.

Проверил:

Перепелов А.Н.

 

 

 

 

 

Омск

ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Понятие о средствах воспитания 3

2. Выбор воспитательных средств 4

3. Природа как средство воспитания 5

4. Труд как средство воспитания 6

5. Игра как средство воспитания 8

6. Искусство как средство эстетического воспитания 9

7. Медиаобразование как средство воспитания 13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 16

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В педагогике до настоящего времени нет единой трактовки понятий средства и  методы. В одном из ранее изданных учебников: «Под методом воспитания понимается то средство, при помощи которого воспитатель вооружает  детей, подростков и юношей твердыми моральными убеждениями, нравственными  привычками и навыками и т.д.»

Как видим, понятие  средства в этом определении смешиваться  с понятием метода, с чем вряд ли можно согласиться.

1. Понятие о средствах воспитания

Средствам воспитания долгое время уделялось меньше внимания, чем, например, принципам, методам, формам обучения и воспитания. Однако в  последнее десятилетие "лед тронулся": педагоги все чаще пытаются раскрыть сущность этого понятия. Средства воспитания следует отличать от методов воспитания.

Средства воспитания – это те конкретные мероприятия или формы воспитательной работы (беседы, собрания, вечера, экскурсии и т.д.), деятельности учащихся (учебные занятия, предметные кружки, конкурсы, олимпиады), а также наглядные пособия (кинодемонстрации, картины и т.д.), которые используются в процессе реализации того или иного метода. Например, с помощью таких воспитательных средств, как разъяснительные беседы на уроках и во внеурочное время по вопросам политики, нравственности, искусства и др., собрания, диспуты и т.д. реализуется убеждение как метод воспитания. В качестве средств метода упражнений выступает организация труда, патриотическая и художественно-эстетическая деятельность учащихся и т.д.

Роль средства может выполнять любой объект окружающей действительности: предметы и ценности материальной культуры, природные явления, достижения науки и техники, живая и неживая природа; разнообразные виды деятельности, человек и группы людей, знаковые символы... Средства воспитания в современной педагогике трактуются по-разному, оттеняя различные аспекты их понимания. «Средства воспитания, – считает Т.А. Стефановская, – виды деятельности, типичные для данного возраста; среда в педагогическом плане (микросреда); предметы, приспособления для осуществления какой-либо деятельности».

Методы и  средства воспитания должны использоваться комплексно для наиболее эффективного осуществления на практике основных направлений воспитания.

2. Выбор воспитательных средств

Средства  воспитания отбираются педагогом в  зависимости от цели и стратегических задач воспитания. Но не только. Они  опосредуются выбранным методом  воспитания, набором используемых педагогом  приемов воспитательного воздействия, избранных организационных форм воспитания.

Например, есть профильные классы: педагогический, туристический, театральный, физико-математический, правовой... И средства воспитания разные: виды деятельности, ценности культуры, предметы обставления воспитательного процесса.

При отборе средств  воспитания главным для педагога выступают ключевые воспитательные функции, которыми потенциально наделен  предмет или явление действительности:

– функция  наглядности (обеспечивает наглядную  опору детям при изучении явлений  жизни: книга, фотография, вещественная реликвия, звучащая мелодия, человек  — свидетель событий, слайды...);

– функция  инициирования, возбуждения духовной активности, мыслительной деятельности, обеспечивающая осмысление проблем  жизни. Например, использование афоризмов  как средства: «Так хлопотно быть хорошим  человеком» (Е. Шварц), «Я живу в сутки  всего два часа. Когда пою» (К.И. Шульженко);

– функция  инструментальная, обеспечивающая воспитаннику самостоятельное взаимодействие с  предметами или явлениями окружающей действительности, а значит, усвоение и развитие умений: социальных, трудовых, интеллектуальных, нравственных, эстетических, экологических.

Зависят от возрастных, половых и индивидуальных особенностей, специфики ученического коллектива и входящих в него групп детей, принятых ценностей, сложившейся психолого-педагогической ситуации, возможностей и мастерства самого педагога...

3. Природа как средство воспитания

Трудно представить  себе воспитание детей без привлечения  в помощники воспитателю природы  – этого самого естественного  источника красоты. Природа –  не только великий учитель и великий  воспитатель. «Природа – источник творческого  вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, не только взрослого, но и подрастающего». Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности. Вот это эмоциональное отношение  к окружающей природе, неисчерпаемому источнику красоты, и должна воспитывать  система образовательных учреждений у детей.

В системе  по эстетическому воспитанию дошкольников большое место должно быть отведено природе. Она лучше, чем что-либо обогащает психику ребенка, совершенствует его органы чувств и эстетический вкус. Воспитание любви к природе, умение чувствовать ее красоту и  восхищаться ею имеет огромное значение не только для эстетического развития детей, но и для нравственного воспитания, в частности, для пробуждения у школьников патриотических чувств, чуткости к окружающему, потребности к труду, способствует физической закалке, а также расширению умственного кругозора.

Умение видеть природу – первое условие воспитания мироощущения единства с ней, первое условие воспитания через природу. Оно достигается лишь при постоянном общении с природой. Чтобы ощущать  себя частью целого, человек должен не эпизодически, а постоянно находиться во взаимоотношениях с этим целым. Вот  почему гармония педагогических воздействий  требует постоянного общения  с природой.

Главная задача в эстетическом развитии средствами природы – это пробуждение  у детей эмоционального отношения  к ней. Эмоциональное отношение  к природе помогает сделать человека выше, богаче, внимательнее.

Большая роль в воспитании средствами природы  принадлежит педагогическому коллективу именно детского сада. Перед ними должна стоять задача – последовательно, систематически, целенаправленно развивать и  совершенствовать эстетические вкусы  детей.

Общение с  природой и забота о ней необходимы для воспитания добрых чувств, обязательных для каждого человека.

Природа –  одно из важных средств воспитания и факторов развития личности.

4. Труд как средство воспитания

Трудовое  воспитание тесно связано с нравственным воспитанием: в труде и с помощью  труда воспитываются личностные качества и положительные взаимоотношения  между детьми.

Используя труд в качестве средства воспитания необходимо ставить следующие задачи: сформировать, во-первых, такие нравственно-волевые  качества, как усидчивость, настойчивость, ответственность, добросовестность, творческое отношение к делу и т.д.; и, во-вторых, взаимопомощь, поддержку, умение договариваться, желание научить другого и  научиться самому, сопереживание  и др.

Для решения  этих задач применяются разнообразные  формы организации труда: совместная деятельность детей, детей и взрослых, беседы, проблемные ситуации и логические задачи, общение в процессе труда  и др.

Труд дает реальный результат. Под результатом  труда следует понимать не только материальное воплощение, но и моральное  содержание: ребенок видит, что его  действия кому-то приятны, вызывают благодарность, доброжелательное отношение. Такое  эмоциональное подкрепление результата труда составляет его главную  педагогическую ценность.

Для того чтобы  труд стал средством воспитания, уже  в дошкольном возрасте следует, наряду с привитием трудовых навыков, направлять усилия ребенка на общественно полезную работу, в которой рождается удовлетворение своей деятельностью для других, понимание своей связи со всеми. В труде формируются дружеские  взаимоотношения: доброжелательность, умение уступить, оказать услугу, предложить помощь. Зарождаются деловые взаимоотношения, для которых характерно умение распределять и планировать общую работу, стремление самому доводить дело до конца и ждать того же от других, оказывать друг другу помощь и относиться с чувством ответственности к порученному делу.

В труде успешно  усваиваются и закрепляются нравственные нормы поведения.

Большое значение имеет трудовая деятельность вместе со взрослыми: легче усваиваются характер взаимоотношений и удовлетворяется потребность в общении. Полезна для нравственного воспитания совместная деятельность старших и младших по возрасту детей. Общаясь со старшими, маленькие дети учатся принимать помощь, их привлекает близость интересов. У старших детей успешнее формируются ответственность и добросовестность в выполнении трудовых заданий, совершенствуются навыки коллективных взаимоотношений.

5. Игра как средство воспитания

Благодаря тому, что у учащихся начальных классов  есть потребность в игре, она может  быть использована как эффективное  средство воспитания. Исполнение роли делает их способными к волевым усилиям. Однако педагогу следует помнить, что  руководство ролевой игрой требует  большого такта. Необходимо заботиться о сохранении самодеятельности и  творчества школьников, а самое главное, сохранить у них веру в правду игры.

Наиболее  эффективным способом руководства  игровой деятельностью младших  школьников является раскрытие перед  детьми романтики жизни. Очень важно  показать им красоту повседневных дел  в свете целей и задач, которые  стоят перед нашим обществом.

Основой ролевой  игры является детская самодеятельность. По своему характеру она является деятельностью коллективной, в которой  нужна согласованность детских  усилий. В процессе совместной деятельности во время ролевой игры дети вырабатывают способы взаимоотношений друг с  другом. По сравнению с дошкольниками младшие школьники больше времени затрачивают на обсуждение сюжета и распределение ролей, более целенаправленно выбирают их. В конфликтной ситуации у детей проявляется умение проанализировать свою деятельность в предыдущих ролях, правильно оценить собственные возможности, соотнести свои поступки в привлекательной роли с действиями товарищей по игре и разрешить спор с помощью обобщенных способов, как - то: очередности, считалок и др.

Таким образом, для того чтобы получить наибольший воспитательный эффект от игры, учителю  необходимо фиксировать внимание младших  школьников не только на изображаемых игровых действиях, но также и  на способах решения конфликтных  ситуаций, применение которых детьми очень важно сделать осознанным. В этом случае у школьников возникает  потребность переносить их в различные  жизненные ситуации.

6. Искусство как средство эстетического  воспитания

Важность  искусства в воспитании не вызывает сомнения, так как оно является собственно его сутью. Особенность  искусства как средства воспитания заключается в том, что в искусстве "сгущен, сконцентрирован творческий опыт человека, духовное богатство". В художественных произведениях  различных видов искусства люди выражают свое эстетическое отношение  к бесконечно развивающемуся миру общественной жизни и природы.

В процессе общения  ребенка с явлениями искусства, накапливается масса разнообразных  впечатлений.

Искусство оказывает  широкое и многостороннее воздействие  на человека. Художник, создавая свое произведение, глубоко изучает жизнь; вместе с героями любит, ненавидит, борется, побеждает, гибнет, радуется и страдает. Любое произведение вызывает наше ответное чувство.

Встреча с  явлением искусства не делает человека сразу духовно богатым или  эстетически развитым, но опыт эстетического  переживания помнится долго, и человеку всегда хочется вновь ощутить  знакомые эмоции, испытанные от встречи  с прекрасным.

"Постижение  искусства есть познавательный  процесс глубоко творческого  характера", - отмечают авторы  книги "Эстетическое воспитание  школьников". "Энергия активного,  творческого отношения человека  к искусству зависит как от  качества самого искусства, так  и от индивидуальных способностей  человека, от его собственного  духовного напряжения и от  уровня его художественного образования". Те же авторы сделали правильное  замечание: "Только подлинное  искусство воспитывает, но только  человек с развитыми способностями  может пробудиться сотворчеству  и творчеству". Искусство может  и не выполнить своей воспитательной  роли, если ребенок не получит  собственно художественного развития  и образования, не научится  видеть, чувствовать и понимать  прекрасное в искусстве и жизни.

Жизненный опыт ребенка на различных стадиях  его развития настолько ограничен, что дети не скоро научаются выделять из общей массы собственно эстетические явления. Задача педагога воспитать  у ребенка способность наслаждаться искусством, развить эстетические потребности, интересы, довести их до степени  эстетического вкуса, а затем  и идеала.

Рассматривая  проблему воспитания средствами искусства  необходимо учитывать возрастные особенности  школьников. А.И. Шахова, старший научный  сотрудник НИИ общих проблем  воспитания АПН справедливо заметила: "Нельзя требовать от ребенка, чтобы  он оценил картину Рафаэля "Сикстинская  мадонна", но можно и нужно так  развивать его способности, его  духовные качества, чтобы, достигнув  определенного возраста, он мог наслаждаться творчеством Рафаэля. Воспитание искусством тем самым преследует цель, прежде всего воздействия на внутренний мир ребенка, на его индивидуальное духовное богатство, которое определит и его дальнейшее поведение".

В связи с  этим становится совершенно понятно: для  того, чтобы вести ребенка по пути творческого постижения искусства, нужно знать, как воздействует искусство, в чем заключена его воспитательная роль.

Информация о работе Средства воспитания