Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 11:58, реферат
В педагогике до настоящего времени нет единой трактовки понятий средства и методы. В одном из ранее изданных учебников: «Под методом воспитания понимается то средство, при помощи которого воспитатель вооружает детей, подростков и юношей твердыми моральными убеждениями, нравственными привычками и навыками и т.д.»
Как видим, понятие средства в этом определении смешиваться с понятием метода, с чем вряд ли можно согласиться.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие о средствах воспитания 3
2. Выбор воспитательных средств 4
3. Природа как средство воспитания 5
4. Труд как средство воспитания 6
5. Игра как средство воспитания 8
6. Искусство как средство эстетического воспитания 9
7. Медиаобразование как средство воспитания 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 16
Существует несколько видов искусства: литература, музыка, изобразительное искусство, театр, кино, хореография, архитектура, декоративное искусство и другие. Специфика каждого вида искусства в том, что оно особо воздействует на человека своими специфическими художественными средствами и материалами: словом, звуком, движением, красками, различными природными материалами. Музыка, например, непосредственно обращена к музыкальному чувству человека. Скульптура затрагивает другие струны человеческой души. Она передает нам наглядно объемную, пластическую выразительность тела. Она воздействует на способность нашего глаза воспринимать прекрасную форму.
Каждый вид искусства и искусство вообще обращено к любой человеческой личности. А это предполагает, что любой человек может понимать все виды искусства. Педагогический смысл этого мы понимаем в том, что нельзя ограничивать воспитание и развитие ребенка лишь одним видом искусства. Только совокупность их может обеспечить нормальное эстетическое воспитание. Это, конечно, вовсе не значит, что человек должен непременно испытывать одинаковую любовь ко всем видам искусства. Эти положения хорошо выделены в трудах А.И. Бурова. «Способности ребенка неодинаковы, и потому каждый волен в соответствии с ними предпочитать тот или иной полюбившийся ему вид искусства. Все искусства должны быть доступны человеку, но они могут иметь неодинаковое значение в его индивидуальной жизни. Полноценное воспитание невозможно без восприятия человеком и без воздействия на него всей системы искусств. Тем самым духовные силы ребенка будут развиваться более или менее равномерно».
Взаимодействие ребенка и любого вида искусства, прежде всего, начинается с восприятия.
Д.Б. Лихачев, понимая это, выработал свой подход к этой проблеме. В своей работе он выделяет три важных этапа восприятия художественного произведения школьником.
К первому этапу освоения художественного произведения он относит первичное восприятие, первичное творческое воссоздание в сознании художественных образов. Сущность этого этапа состоит в том, что первичное восприятие детьми художественного произведения необходимо продумывать. Он заметил, что при первичном неорганизованном восприятии, детьми, как правило часто упускается то, что показалось непонятным или неинтересным, что прошло мимо их внимания ввиду недостатка жизненного опыта или слабости художественно-эстетического развития.
Второй этап
постижения художественного произведения
школьниками, Д.Б. Лихачев характеризует,
как организацию процесса "получения
учителем обратной информации о глубине
первичного усвоения учащимися материала
и одновременно активностью духовного
переживания детьми воздействия
искусства". Сущность этого этапа
заключается в том, что учителя
предоставляют ребятам
И третий этап освоения произведения искусства школьниками, который выделяет педагог, можно характеризовать как этап научного постижения художественной деятельности. "После того, как в сознании ребенка воссоздана художественная картина жизни во всей сложности, противоречивости и многообразии образов, возникает необходимость ее научного анализа. Благодаря глубокому проникновению учащихся в идейно-художественную сущность произведения искусства становится возможным его использование для глубокого познания жизни, формирования мировоззрения, воспитания нравственности".
На основе
первых трех этапов, Борис Тихонович
предлагает осуществить четвертый,
этап повторного и вместе с тем
нового, на более глубоком уровне восприятия
и понимания идей и художественных
образов, освоения произведений искусства.
"Именно на этом этапе происходит
глубоко индивидуальный внутренний
процесс превращения
Итак, произведение
искусства достигает своей
Говоря о средствах воспитания, нельзя умолчать и о новой отрасли педагогики — медиаобразовании, т.е. науки, изучающей процесс образования, развития, формирования личности на материале и через средства массовой коммуникации. С середины XX века развивались в теории и методике обучения и воспитания такие направления, как кино-, радио-, теле-, видеокультура, детская журналистика... В настоящее время возникла проблема: компьютеризация и воспитательный процесс. Есть попытки построения «технологий воспитания с компьютерной поддержкой» как «технологий профессионализма», в основе которой «точный прицельный расчет воспитательных воздействий, сочетание самовоспитания с «внешним подталкиванием», диагностирование, прогнозирование, проектирование сдвигов на каждом этапе, своевременная поддержка и коррекция хода воспитательного процесса». Но это, видимо, дело будущего.
А сегодня педагоги-практики имеют дело как с позитивными, так и с негативными сторонами проблемы. Существует множество полезных программ, в том числе и в сети Интернет, которые можно использовать в воспитательном процессе (в школе и дома): например, программы «Учись», «Играй», «Отдыхай» (от 3 до 7 и от 8 до 12 лет); есть странички «Киндергарден» (с разделами «Рисунки», «Игры», «Фото», «Книжки», «Мультсериалы»...).
Постепенно создается богатая видеотека (уже имеются видеофильмы по всем учебным предметам, в том числе и по новым: культурологии, этике, мировой художественной культуре...) и коллекция компакт-дисков: например, «Техника быстрого чтения», «Развивающие игры», «Энциклопедия этикета», «Мировая художественная культура», «Русские народные (и зарубежные) сказки», «Репетиторы», «Словари» и др.
Старшеклассники активно пользуются Интернетом, изменяющим жизнь к лучшему: существенно облегчает поиск информации, контакты с людьми возможны на любом расстоянии, сокращается время на переписку, представляются неограниченные возможности для досуга и образования...
Но есть риск
стать зависимым от ежедневного
посещения Интернета. Уже появилось
и соответствующее понятие «
Значит, это мощное средство воспитания требует сегодня более пристального внимания и психолого-педагогической инструментовки, чтобы стать позитивным средством воспитания.
Обобщая сделанное в этом направлении отечественными исследователями, авторы одного из учебных пособий по педагогике констатируют: "К средствам относятся, с одной стороны, различные виды деятельности..., а с другой – совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы... Нередко методические приемы и сами методы отождествляются со средствами обучения и воспитания".
Таким образом,
объективная потребность