Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 18:42, реферат
Проблема конфликта и защиты от него является самой актуальной проблемой времени, и решение ее требует не только определенных знаний, но и желания самих людей к бесконфликтному решению вопросов.
Введение 2
1. История развития конфликтологии 4
2. Становление конфликтологии как науки 5
3 Предпосылки возникновения конфликтов 9
4. Причины возникновения конфликтов и их основные типы 10
Заключение 14
Список литературы 15
Введение
1. История развития
2. Становление конфликтологии
как науки
3 Предпосылки возникновения
конфликтов
4. Причины возникновения
конфликтов и их основные типы
Заключение
Список литературы
Введение
Конфликты - одно из важнейших
явлений современной социальной и политической
жизни. Всем хорошо известно, что жизнь
человека в обществе сложна и полна противоречий,
которые часто приводят к столкновению
интересов как отдельных людей, так больших
и малых социальных групп.
История человеческой цивилизации насыщена
разного рода конфликтами. Одни конфликты
охватывали целые континенты и десятки
стран и народов, другие вовлекали большие
и малые социальные общности, третьи происходили
между отдельными людьми. С древнейших
времен люди пытаются решить возникающие
противоречия и мечтают о бесконфликтном
обществе. Возникающие государственности
тоже можно рассматривать, как стремление
создать универсальный механизм для предотвращения
и разрешения конфликтов. В древнейших
законах жестокого царя Хаммурапи (1792-1750
гг. до н.э.) содержатся десятки способов
разрешения конфликтных ситуаций. По преданию
царь Соломон (965-928 гг. до н.э.) прославился
благодаря мудрости и умению избегать
и разрешать конфликты.
На протяжении веков лучшие умы человечества
создавали теоретические модели бесконфликтного
общества, а порой пытались воплотить
их в реальную жизнь.
К великому сожалению, все заканчивалось
неудачей и порождало еще более жестокие
конфликты.
Таким образом, проблема конфликта и защиты
от него является самой актуальной проблемой
времени, и решение ее требует не только
определенных знаний, но и желания самих
людей к бесконфликтному решению вопросов.
1. История развития конфликтологии
Конфликты с незапамятных времен
притягивали к себе внимание человека.
Упоминание о конфликтах встречаются
во многих дошедших до нас памятниках
литературного искусства. Взять, к примеру,
сюжет с «яблоком раздора» и «судом Париса»,
библейское сказание о раздоре между Каином
и Авелем – сыновьями Адама и Евы.
Конфуций еще в V I в. до н. э. в своих изречениях
утверждал, что злобу и заносчивость, а
с ними и конфликты, порождают, в первую
очередь, неравенство и несхожесть людей.
Он наставлял, что нужно улучшать нравы,
устранять пороки, избегать ссор, достигать
того, чтобы «тяжбы не велись». Сам Конфуций
обладал несомненными достоинствами,
по словам его многочисленных учеников,
был «ласков, добр, почтителен, бережлив
и уступчив». Ему были чужды, по крайней
мере, четыре недостатка: «склонность
к домыслам, излишняя категоричность,
упрямство, себялюбие».
Древнегреческий философ Гераклит считал,
что в мире все рождается через вражду
и распри. Конфликты представлялись ему
как важное свойство, непременное условие
общественной жизни, ибо противоборство,
в том числе и война, есть «отец всего и
царь всего».
Конфликтам уделяли внимание и такие выдающиеся
умы античности, как Платон и Аристотель
(V-IV вв. до н. э.). Они полагали:
· человек по природе своей существо общественное;
· отдельный человек представляет собой
лишь часть более широкого целого – общества;
· заложенное в человеке начало придает
ему способность к взаимопониманию и сотрудничеству
с другими людьми.[1]
Не исключалась при этом и склонность
к вражде, ненависти и насилию. По мнению
Аристотеля, источники распрей состоят
в неравенстве людей по обладанию имуществом
и получению почестей, а так же в наглости,
страхе, пренебрежении, происках, несходстве
характеров, чрезмерном возвышении одних
и унижении других.
В условиях средневековья коллективизм
означал подчинение человека феодальному
государству, поглощение личности крестьянской
общиной, ремесленным цехом, купеческой
корпорацией, рыцарским или монашеским
орденом.
Только на излете средних веков сформировался
в мощную силу индивидуализм. Это нашло
свое выражение в западноевропейском
гуманизме, постулатах христиан-протестантов,
учении о естественном праве и общественном
договоре, идеях раннего либерализма.
Томас Мор, Эразм Роттердамский,
Френсис Бэкон и другие гуманисты выступали
с резким осуждением средневековой смуты,
социальных беспорядков и кровопролитных
междоусобиц. Они ратовали за мир и доброе
согласие между людьми, признавая их решающим
фактором развития общества.
Джон Локк и Томас Гоббс полагали, что
человек есть отдельное самоценное существо,
для которого другие люди – только среда
обитания. В соотнесении с обществом приоритет
принадлежит личности. Естественное состояние
общественных связей – это «война всех
против всех», в которой люди выступают
в качестве либо врагов, либо партнеров.
В XVIII в. Адам Смит – родоначальник классической
политэкономии полагал, что причина, которая
движет человеком в стремлении улучшить
свое положение, повысить социальный статус,
состоит в том, чтобы «отличиться, обратить
на себя внимание, вызвать одобрение, похвалу,
сочувствие или получить сопровождающие
выгоды». Он вместо моральных отношений
между людьми поставил во главу угла экономические
интересы. Смит писал: «Наше собственное
благополучие побуждает нас к благоразумию;
благополучие наших ближних побуждает
нас к справедливости и человеколюбию;
справедливость отстраняет нас от всего,
что может повредить счастью наших ближних,
а человеколюбие побуждает нас к тому,
что может содействовать ему
2. Становление конфликтологии как науки
По-настоящему научный подход
к восприятию конфликтов проявился только
со второй четверти XIX в. Именно с этого
времени конфликты выдвинулись в ряд предметов
для специального изучения. Формирование
конфликтологии как особой области изучения
происходило вместе с развитием истории,
социологии, права, этики, психологии и
других социальных наук.
Вслед за Чарльзом Дарвином, который выдвинул
теорию биологической эволюции, появился
так называемый социальный дарвинизм
– направление, сторонники которого объясняли
развитие общества биологическими законами
естественного отбора, наиболее приспособленных
к выживанию, и борьбой за существование.
Фундамент конфликтологии закладывался
при участии основателей социологии таких,
как Огюст Конт, Герберт Спенсер, Карл
Маркс.
Идеи классиков, заложивших основы конфликтологии,
были восприняты и развиты следующими
поколениями представителей наук об обществе.
Например, Эмиль Дюркгейм – один из основоположников
французской социологической школы –
ставил знак равенства между общественным
состоянием и социальной солидарностью.
Он считал, что люди объединяются в общества
не ради индивидуальной и групповой вражды,
а вследствие взаимной потребности друг
в друге.
Для Макса Вебера субъектом эмоционального
действия являлось не общество в целом,
а больше индивид, положение которого
связано с определенным социальным статусом.
С его точки зрения, общество – это взаимодействие
людей, являющихся продуктом социальных,
т. е. ориентированных на других людей,
действий; это арена, на которой действуют
позитивно и негативно привилегированные
группы. Они озабочены тем, чтобы в условиях
конфликта материальных и идеальных интересов
сохранить или даже упрочить свое влияние,
отстоять свои экономические позиции,
а так же амбиции и жизненные ориентиры.
Георг Зиммель специально занялся разработкой
теории конфликта, исходя при этом не только
из ее социальной значимости, но и позитивной
ценности как стимулирующего средства,
фактора. Он ввел в научный оборот термин
«социология конфликта».
Артур Шопенгауэр указывал на ряд нравственных
предостережений:
· кто желает, чтобы его мнение было встречено
с доверием, тот пусть высказывается хладнокровно
и без горячности;
· запас снисходительности полезен, ибо
предохраняет от пустых споров и ссор;
· надо, если это возможно, ни к кому не
питать неприязни, никогда не выказывать
гнева либо ненависти.
В отличие от социологов психологи, объясняя
природу конфликтного поведения, ставили
его в зависимость от психологических
факторов. Например, хорошо известно, что
это послужило Зигмунду Фрейду основанием
для того, чтобы в развитии индивида, в
формировании характера человека выдвинуть
на первый план определенные влечения,
в первую очередь сексуальное, предложить
идею расчленения личности на три инстанции,
т. е. ступени, звенья – «Оно», «Я» и «Сверх-Я».
Альфред Адлер утверждал, в противовес
Фрейду, что личность нельзя брать в отрыве
от общества, ибо человек – прежде всего
социальное существо.
Карл Юнг, отказавшись от фрейдистской
теории сексуальности, придавал огромное
значение влечениям и тенденциям индивида,
как на «поверхности» сознания, так и на
подсознательном уровне, полагая, что
поведение и поступки личности определяют
психическая энергия человека, ее обращенность
на внешнюю среду или во внутрь самой личности.
К началу XX в. интерес ученых, прежде всего
социологов и психологов, к исследованию
конфликтов определился со всей отчетливостью.
Конфликт признавался нормальным социальным
явлением. Указывалось на ряд биологических,
психологических, социальных и других
факторов, которые с неизбежностью порождают
конфликты.
Толкотт Парсонс рассматривал общество
как систему отношений между людьми, связующим
звеном которой являются нормы и ценности.
Он следовал следующим положениям:
· любая социальная система представляет
собой относительно устойчивую и хорошо
интегрированную структуру;
· каждый элемент этой системы имеет определенную
функцию, внося тем самым вклад в поддержание
ее устойчивости;
· функционирование социальной структуры
базируется на ценностном согласии членов
общества, которое обеспечивает необходимую
стабильность и интеграцию.
По Парсонсу, возможность конфликта заложена
в самом процессе социализации, в ходе
которого человек оказывается приобщенным
не только к способам функционирования
социальной системы, но и к нормам и ценностям
соответствующей культуры. В конфликт
может перерасти несоответствие, определенная
напряженность, складывающаяся при социализации
между внутренними физиологическими потребностями
организма и потребностями человека в
социальных отношениях.
Результатом исследований Элтона Мэйо
стали рекомендации руководителям индустриальных
предприятий:
· ориентироваться в большей степени на
людей, нежели на выпуск продукции;
· идти смелее на замену индивидуального
вознаграждения групповым (коллективным);
· дополнять экономическое стимулирование
социально-психологическим, имея в виду
поддержание благоприятной моральной
атмосферы, повышение удовлетворенности
работой, следование демократическому
стилю руководства;
· использовать такие средства повышения
производительности, как «гуманизация
труда», «групповые решения», «просвещение
служащих», паритетные отношения с профсоюзами.
Льюис Козер, предлагая понимать под конфликтом
«борьбу ценностей и претензий», усматривал
в нем некую социальную напряженность
между тем, что есть, и тем, что должно быть,
в соответствии с чувствами, взглядами,
интересами определенных социальных групп
и индивидов. Конфликты, по его мнению,
выполняют важные функции, они необходимы
как способ, которым общество время от
времени разряжает напряженную обстановку,
разрешает коллизии и противоречия между
отдельными людьми и социальными группами.
В любом конфликтном противоборстве заложен
позитивный потенциал.
Немецкий социолог Ральф Дарендорф полагает,
что конфликты в принципе не устранимы
из общественной жизни, они вездесущи.
Однако люди имеют возможность для регулирования
конфликтов, упреждения «социальных потрясений».
Для этого важны три условия:
· наличие ценностных установок, признание
различий и противостояние конфликтующих;
· уровень организации – чем выше степень
организованности, тем легче достичь согласия
и исполнения договоренностей;
· взаимоприемлемость определенных правил,
соблюдение которых позволяет сохранять
или поддерживать отношения между сторонами,
участвующими в конфликте.
Французский социолог Ален Турен предлагает
отказаться от иллюзорных, по его мнению,
попыток анализировать роль субъектов
вне всякого отношения к общественной
системе или от описания социальной системы
без действующих лиц. Он полагает, что
свойство человеческих систем заключается
в выдвижении и изменении собственных
целей, что дает основание ориентироваться
на социологию действия, на анализ механизмов
самопроизводства общественной жизни.
По Кеннету Боулдингу, основу «социальной
терапии» по «снятию», предотвращению
конфликтов составляют три момента:
· понимание причин возникающих противоборств;
· разумный выбор согласованных способов
их устранения;
· нравственное совершенствование людей.
3 Предпосылки возникновения конфликтов
Среди предпосылок возникновения
конфликтов можно выделить следующие
Внутренние –
связанные с особенностями восприятия,
мышления, эмоций личности, типами психологических
защит
Установки, предубеждения
и стереотипы Иногда наше априорное
знание или мнение о человеке, о возможном
способе разрешения ситуации мешает увидеть
другие горизонты и возможности
Сложности регуляции
эмоций. В конфликте сильные эмоции
мешают рациональной оценке ситуации,
генерации вариантов и выбору наилучшего
варианта с максимальным учетом интересов
сторон
Эго-позиция Амбиции
и мотивация быть правым.
Ошибки суждения.
Искаженная или неполная информация, некорректное
обобщение приводит к ошибочным умозаключениям
и выводам.
Ожидания Наличие
собственных ожиданий по отношению к партнеру
и недоучет его ожиданий
Внешние - это
поведенческие проявления - конфликтогены
Конфликтогены – способы поведения, провоцирующие
конфликтные ситуации
Типы конфликтогенов
( по книге Емельянова С. М. «Практикум
по конфликтологии»)
Характер конфликтогена
Прямое негативное отношение - Приказание,
угроза; замечание, критика; обвинение,
насмешка; издевка, сарказм
Снисходительное
отношение - Унизительное утешение;
унизительная похвала; упрек; подшучивание
Хвастовство
- Восторженный рассказ о своих реальных
и мнимых успехах
Менторские отношения
- Категоричные оценки, суждения, высказывания;
навязывание своих советов, своей точки
зрения; напоминание о неприятном; нравоучения
и поучения
Нечестность и неискренность
- Утаивание информации; обман или
попытка обмана; манипуляции сознанием
человека
Нарушения этики
- Причиненные случайно неудобства без
извинения; игнорирование партнера по
общению (не поздоровался, не пригласил
сесть, не проявил внимания, продолжает
заниматься посторонними делами и т. п.);
перебивание собеседника; перекладывание
ответственности на другого человека
Регрессивное поведение - Наивные вопросы; ссылки на других при получении справедливого замечания; пререкания
4. Причины возникновения конфликтов и их основные типы
В общем виде в возникновении конфликтов
можно выделить две стороны — объективную
и субъективную. Значительная часть конфликтов представляет
собой результат объективных, не зави-сящих
от воли конфликтующих
сторон противоречий.
Объективное начало в возникновении конфликтов
связано со сложной, противоречивой ситуацией.
Нечеткое разделение полномочий, функций,
ответственности, нехватка ресурсов объективно
являются предпосылками для возникновения конфликтных
ситуаций. Работа в таких неопределенных
условиях, независимо от персональных
качеств служащих и отношений в коллективе,
увеличивает вероятность возникновения конфликтов.
В многоуровневых системах управления
со сложными отношениями и связями между
элементами системы вероятность конфликтов значительно
увеличивается. Отсутствие необходимой
нормативной базы или ее несовершенство
также вызывает увеличение числа конфликтов.
Объективность конфликтных
ситуаций может быть подтверждена тем,
что конфликт остается
несмотря на то, что работники на определенных
должностях менялись. То есть независимо
от конкретных особенностей людей, втянутых
в конфликт, суть конфликта определялась
той противоречивой ситуацией, в которой
оказались его участники.
Устранение конфликтов, вызванных
такими причинами, возможно
только путем изменения объективной ситуации.
В этих случаях конфликты выполняют
своего рода сигнальную функцию, указывая
на неблагополучие в системе управления.
Полное отсутствие конфликтов внутри
организации — условие не только невозможное,
но и часто нежелательное. Даже в организации,
система управления которой построена
наиболее эффективным образом, неизбежно
будут возникать конфликты по
поводу выбора целей и использования ограниченных
ресурсов. Важно просто не допус-кать того,
чтобы конфликты приводили
к снижению эффективности управления.
Рассматривая конфликты в муниципальном
образовании с подобной точки зрения,
можно отметить следующие по-ложительные
стороны конфликтов:
— получение информации о потребностях
и интересах населения;
— создание и поддержание баланса сил
в местном сообществе и в органах местного
самоуправления;
— конфликты дают
импульс нормотворчеству;
— конфликты способствуют
созданию новых муниципальных служб, подразделений,
реорганизации старых.
Конфликт от других отношений отличают
следующие признаки:
— нарушены интересы хотя бы одной из
сторон;
— противодействие складывающемуся положению
вещей со стороны ущемленной стороны;
— сохранение существующего положения
вещей приводит к тому, что совместная
работа прекращается, либо снижается ее
эффективность, риски возрастают.
Различают внешние и внутренние конфликты. Внешние конфликты порождаются
столкновением интересов органов местного
самоуправления с другими органами власти
и организациями. Внутренние конфликты могут
возникать вследствие противоречивости
интересов отдельных подразделений, групп
или личностей внутри муниципального
образования. Причины этих конфликтов разнообразны:
недостаточная мотивация, нерациональное
распределение власти внутри организации,
нарушение чьих-то интересов конкретным
управленческим решением и др.
С точки зрения причин конфликтной
ситуации выделяются:
— конфликт целей,
при котором участвующие в нем стороны
по-разному видят желаемое состояние или
результат деятельности в будущем;
— конфликт понимания
состоит в том, что взгляды, идеи участников конфликта по
решаемой проблеме противоречивы, несовместимы;
— эмоциональный конфликт, наиболее
трудноразрешимая форма, возникает, когда
стороны испытывают личностные отрицательные
чувства и эмоции.
Также можно выделить специфические конфликты, возникающие
между различными уровнями управления
из-за несовершенства российского законодательства,
нераспределенности полномочий и др.
Конфликт оценки вклада порождается различной
оценкой значимости вклада со стороны
различных уровней власти в выполнение
определенной государственной функции.
Данная форма кон-фликта возникает при
распределении ресурсов между уровнями
управления, одновременно участвующими
в решении определенной задачи. Также
данный конфликт возникает
при распределе-нии ресурсов в пользу
муниципальных образований со стороны
вышестоящих уровней власти, когда передается
одинаковый объем средств за неравный
объем работ или выполнение одинаковой
работы в неравных условиях. Такие конфликты могут
возникать и между муниципальными службами,
обслуживающими различные по площади
участки или выполняющими одну и ту же
работу, но в условиях различной сложности.
Предупредить такие конфликты можно,
дифференцируя оценку работы с учетом
специфических условий.
Конфликты оценки значимости возникают
при различной оценке органами управления
разного уровня их влияния на возможность
и эффективность работы какой-либо службы
или выполнения определенной государственной
функции. Такие конфликты связаны
с уровнями и типами власти конфликтующих
сторон. Причина конфликта обычно
состоит в стремлении каждой из конфликтующих
сторон увеличить причитающуюся ей долю
доходов, например, в виде доли налогов,
поступающих в бюджеты разного уровня.
Предупреждение таких конфликтов осуществляется
распределением средств с учетом обеспечения
воспроизводства ресурсов, находящихся
во власти каждого из уровней управления,
то есть распределение доходов должно
быть пропорционально расходу ресурса,
находящегося под контролем соответствующего
уровня власти. Цели и критерии оценки
решений должны находиться вне сфер прямого
экономического интереса органов власти
и отражать интересы развития общества
в целом.
Возможно возникновение
межличностного конфликта между
двумя и более индивидуумами, находящимися
в оппозиции друг к другу в отношении целей,
ценностей, методов, решений, поведения.
Масштаб подобных конфликтов может
значительно возрасти, если конфликтуют
руководители муниципальных организаций,
служб, органов власти. Подобные конфликты могут
решаться раз-личными методами: путем
ухода из конфликта, разрешения
его силой, установлением сотрудничества,
вхождением в положение противоположной
стороны, нахождением компромисса.
В муниципальной организации, как и в любой
другой, могут возникнуть карьерные конфликты при
критическом рассогласовании профессиональных
способностей и должности индивида, в
случаях, если профессиональные возможности
служащего перерастают его должность,
уменьшаются его возможности по реализации
собственного потенциала, не удовлетворяются
потребности индивида в уважении и самовыражении.
Одновременно при этом снижается эффективность
работы муниципальной организации в целом.
Если определенную должность занимает
служащий, про-фессиональные возможности
которого не соответствуют его должности,
эффективность также снижается, могут
возрастать затраты и риски деятельности,
порождаемые несоответствием квалифика-ции
служащего сложности решаемых им задач.
Могут возникать внутригрупповые или
межгрупповые конфликты, обусловленные
столкновением между частями или всеми
членами группы, влияющее на результаты
работы группы, службы или муниципального
образования в целом.
Возникновение конфликта между
органами местного самоуправления и вышестоящими
уровнями государственной власти, может
быть обусловлено факторами, которые влияют
на вертикальные связи в организационной
структуре системы управления: цели, власть,
полномочия, распределение ресурсов, функций
и доходов, и др.
Конфликт между органами управления различных
муниципальных образований чаще всего
возникает из-за противоречия целей, различной
оценки вклада или значимости. Для его
решения обычно требуется вмешательство
вышестоящих уровней управления. Подобные конфликты также
могут возникать из-за неточности границ
или по поводу наличия общей инфраструктуры.
В таких случаях конфликтующие
стороны могут сами придти к компромиссу
путем заключения соглашения, регулирующего
спорный вопрос.
Конфликт между органами местного самоуправления
или отдельными муниципальными службами,
с одной стороны, и населением, с другой,
возникает, когда деятельность, решения
муни-ципальных органов власти, муниципальных
служб не соответствуют интересам и потребностям
населения.
Конфликтология – это система
знаний о закономерностях и механизмах
возникновения и развития конфликтов,
а также о принципах и технологиях управления
ими.
Конфликтология представляет собой отдельную
область научного знания. У нее свой предмет
изучения – социальная природа, причины,
типы и динамика конфликтов, пути, методы,
средства их предупреждения и регулирования.
Как важная отрасль обществознания и человековедения
конфликтология возникла, сформировалась
и развивается в настоящее время в тесной
связи с социальной философией, социологией,
психологией, политэкономией, историей,
правом, этикой, рядом других социальных
и гуманитарных наук.
Практическое приложение конфликтологии
вызвано уже тем простым житейским обстоятельством,
что, соглашаясь с распространенным утверждением
«худой мир лучше доброй ссоры», люди,
тем не менее, не могут избежать дисгармонии,
обходиться без конфликтов.
Нередко конфликт оказывается не только
неизбежным, но и приемлемым «выходом»
из сложившейся ситуации, едва ли не единственным
способом восстановить нарушенное равновесие
во взаимоотношениях людей, позволить
им прийти к согласию в совместных делах,
частных и общих интересах, нормах поведения.
1. Ворожейкин И. Е., Кибанов А.
Я., Захаров Д. К. Конфликтология.
М., 2000.
2. Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб.:
Питер, 2000.
3. Козырев Г. И. Введение в конфликтологию.
М.: Владос, 1999.
4. Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина.
СПб.: Лань, 1999.