Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 12:26, реферат
Вундеркинд и гений — два абсолютно разных понятия. Гениев в детстве обычно называют «странный мальчик». Так, «странным мальчиком» был Стефенсон — любитель, как казалось окружающим, слоняться без дела и торчать на кухне часами напролет. Но именно на кухне этот «бездельник» обратил внимание на странное поведение крышки кипящего чайника, что дало ему возможность впоследствии стать создателем первого паровоза. Не менее «странным» был и Чарльз Дарвин, вместо уроков возившийся с мышами и окрещенный собственным отцом «позором всей семьи». Даже Пушкин не проявлял в детстве признаков гениальности. По словам сестры, он просто приводил мать в отчаяние своей неповоротливостью и молчаливостью.
Введение……………………………………………………………………..…3
Проблемы одарённости детей дошкольного возраста…………...…….5
Вундеркинды в школе……………………………………………...…….8
Гениальность…………………………………………………………….14
Заключение………………………………………………………………...….19
Список использованных источников…………………………………...……21
Есть в жизни вундеркиндов и ещё один опасный «подводный риф» — о него нередко разбиваются самые яркие дарования: лёгкость, с которой способному ребёнку даётся учение, привычка учиться, «хватать на лету» могут приводить к нежеланию, неумению упорно заниматься. «Нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев», — отмечал Д. И. Менделеев. Большие природные задатки не освобождают даже маленького ребёнка от необходимости трудиться, учиться управлять своими повышенными способностями, развивать их.
Доктор психологических наук Н. Лейтис предостерегает: «Неверно предполагать, что способности на основе врождённых задатков могут как бы сами собой «созреть». Формирование и рост интеллекта — это обязательно приобщение к занятиям, к богатству культуры, это труд ребёнка, его настойчивость и увлечённость делом. Иногда высказывается мнение, что чуть ли не все дети с ранним расцветом способностей могли бы стать большими талантами, если бы для них были созданы благоприятные условия. Думается, такие надежды всё же преувеличены... Нужно всемерно помогать росту интеллекта, но вместе с тем не торопиться с прогнозом и не считать, что расцвет способностей будет зависеть только от обучения и воспитания. К сожалению, распространена точка зрения, будто в раннем и школьном возрасте возможность усваивать у детей столь велика, что с помощью усиленного обучения восприимчивого ребёнка можно развить сколь угодно высокие способности. Неверно думать, что установка «чем раньше чему-либо обучать ребёнка, тем лучше» обоснована во всех случаях...».
Известный российский психолог А. В. Запорожец, много сделавший для выявления резервов развития детского организма и всегда считавший, что маленький ребёнок может значительно больше, чем предполагалось раньше, призывал не забывать: мы имеем дело с растущим организмом, с развивающимся мозгом, созревание которого ещё не закончилось, особенности которого ещё не сложились и возможности которого ещё ограниченны. Именно поэтому нужно думать не только о том, чего ребёнок определённого возраста может достигнуть при интенсивных тренировках, но и о том, каких физических и нервно-психических затрат ему это будет стоить. Учёный предупреждал об опасности перегрузок и переутомления для детей, которые непременно негативно скажутся на их здоровье.
Все вундеркинды, чьи имена сразу приходят на ум, иностранцы. Прежде всего, это маленький Моцарт и маленький Бетховен, которых родители муштровали целыми днями. К восьми годам Бетховен свободно играл на органе и клавесине, владел азами игры на скрипке и альте. 11- летний Блез Паскаль заинтересовался за обедом звуком, издаваемым посудой при ударе, и начал экспериментировать с ним, стуча по разным предметам. Итогом стал «Трактат о звуках», вывод которого состоял в следующем: «Звук возникает от сотрясения частиц ударяемого предмета, эти сотрясения достигают нашего уха через воздух, сила звука пропорциональна размаху колебаний, тон - частоте колебаний вещества».
Гете к 13 годам знал
уже 6 языков. Для закрепления
знаний он написал «
В наше время никто
так сразу и не вспомнит, что
Грибоедов поступил в
С другой стороны, многие гении плохо учились в школе, например, А.П. Чехов, у которого по русскому языку и литературе были сплошные тройки. Леонардо да Винчи за 500 лет до появления первого самолета начертил его схему, но с детства и до конца дней ему не давалась обыкновенная латынь. Гении не вписываются в школьные понятия, их мышление не поддается логике. Не каждый вундеркинд становится гением, и почти каждый третий гений - в прошлом не вундеркинд, а ученик «с последней парты».
Гениальность.
«Гениальность - это высшая степень, какой может достигать человеческая способность. В мысли, рожденной вдохновением гения, есть что-то непомерное, экстраординарное - этим и отличаются его творения. Но когда он не одержим вдохновением, он может быть лишь более или менее умным, более или менее образованным человеком».
- по мнению Платона, гениальность - плод божественного наития;
- Чезаре Ломброзо постулировал связь между гениальностью и психическими расстройствами;
- в психоанализе гениальность
определяется как врождённое
умение сублимировать свои
- бихевиоризм определяет
гениальность в терминах
- гештальтпсихология определяет гениальность как способность к умению видеть общее в частном;
- когнитивная психология
тесно переплетается с
- с точки зрения модной
«квантовой психологии», гений
- тот, кому в результате
- аналитическая психология, во главе с Карлом Юнгом, отстаивает мнение, что «… художественное произведение возникает в условиях, сходных с условиями возникновения невроза…».
- по Оксфордскому словарю,
- в третьем издании Большой
Советской Энциклопедии
Во всех определениях наиболее важной, как четко разграничивающей гения от таланта, является констатация того, что можно выразить формулой: «Гений делает то, что должен, талант — то, что может». Формула эта подразумевает подвластность гения той задаче, которую ставит перед ним его внутренняя сущность. Формула эта подразумевает роковую обреченность гения, его безысходность в подчинении своему творчеству, неизбежность напряжения им всех своих сил для достижения поставленной цели, для решения определенной задачи.
Эта формула объединяет Александра Македонского, вопреки бунтам своих измученных солдат устремляющегося на восток и юг от Инда, который он перешел, победив царя Пора; Наполеона, идущего на Москву; Моцарта, накануне дня смерти проигрывающего Реквием, который, как он думает, означает его конец; Бетховена, написавшего большую часть из всех своих величайших творений, будучи глухим. Эта формула объединяет множество других гениальных людей, которые становились фанатиками своего творчества. Если бы у Моцарта, Бетховена, Шопена не было одержимости, фантастической целеустремленности, то они, при всех своих способностях, будучи «вундеркиндами», ими бы и остались. Но Бетховен написал в своем завещании, что он не может уйти из жизни, не свершив всего, к чему предназначен.
Изучение биографий гениев всех времен и народов приводит к выводу: гениями рождаются. Однако только ничтожно малая доля народившихся потенциальных гениев — в гениев развивается.
Гении неисчерпаемо многообразны и зачастую представляют собой совершенно противоположные типы личностей. Приведем несколько примеров.
М. Фарадей в 40 лет, после своего эпохального открытия явления электромагнитной индукции, устояв против соблазна уйти в промышленность ради крупных заработков, довольствуется пятью фунтами стерлингов в неделю и остается лабораторным исследователем, занимаясь чистой наукой.
Уильям Томсон (лорд Кельвин) обладает поразительной творческой энергией, и даже на смертном одре продолжает работать над завершением последней научной статьи. Он стал президентом Королевского общества, пэром Англии, его состояние к смерти оценивалось в 162 тысячи фунтов стерлингов, но он непрестанно работал. Его творческая деятельность не прекращалась никогда, он работал всегда — даже окруженный детьми, в гостях.
Основной особенностью гения действительно всегда оказывается способность к неимоверному труду, абсолютная одержимость и стремление к абсолютному совершенству.
Изложение мыслей Гогена (И. Стоун}: «Напряженная работа, чтобы согласовать шесть основных цветов, глубочайшая сосредоточенность, тонкий расчет, умение решить тысячу вопросов в какие-нибудь полчаса — да тут необходим самый здоровый ум! И притом абсолютно трезвый... Когда я пишу солнце, я хочу, чтобы зрители почувствовали, что оно вращается с ужасающей быстротой, излучает свет и жаркие волны колоссальной мощи! Когда я пишу поле пшеницы, я хочу, чтобы люди ощутили, как каждый атом в ее колосьях стремится наружу, хочет дать новый побег, раскрыться. Когда я пишу яблоко, мне нужно, чтобы зритель почувствовал, как под его кожурой бродит и стучится сок, как из его сердцевины хочет вырваться и найти себе почву семя».
Лаплас однажды обнаружил, что всякий раз, когда он начинал фразу словом «Очевидно», оказывалось, что за этим словом скрывался проделанный им предварительно многочасовой упорный труд.
Известно, что сильнейшие физики и математики тратили месяцы труда, чтобы разобраться в действиях, которые нужно было произвести для последовательного вывода тех восьми—десяти формул, которые Эйнштейн обозначал словами «отсюда следует...».
Иными словами, основной особенностью
гения действительно
Заключение.
В заключении предстоит ответить на главный вопрос: так могут ли вундеркинды стать гениями???
О вундеркиндах, уже в раннем возрасте поражающих своими удивительными способностями, мы с вами слышим нередко, а вот о том, как складываются их судьбы в дальнейшем, сведений маловато. Кажется, уж одаренные-то дети непременно найдут себя во взрослой жизни, добьются небывалых взлетов – из кого, как не из них, вырастают гении?!
Современные исследования показывают, что гениальность максимум на 20-30% зависит от воспитания и личных трудов. 80% - это врожденное! Иными словами, родить гения трудно, воспитать - невозможно.
И все-таки наиболее полным и целостным взглядом на истоки гениальности является взгляд эзотерических учений, утверждающих, что феномен гениальности имеет Божественное Начало, которое в гении нашло идеальный проводник для своего выражения. Вот что писал об этом Лафатер:
«Кто замечает, воспринимает, созерцает, ощущает, мыслит, говорит, действует, создает, сочиняет, выражает, творит, сравнивает, разделяет, соединяет, рассуждает, угадывает, передает, думает так, как будто все это ему диктует или внушает некий дух, невидимое существо высшего рода, тот обладает гением, если же он делает все это так, как будто он сам существо высшего рода, то он есть гений. Отличительный признак гения и всех дел его есть появление; как небесное видение не приходит, а является, не уходит, а исчезает, так и творения и деяния гения. Не выученное, не заимствованное, неподражаемое, Божественное — есть гений, вдохновение есть гений, называется гением у всех народов, во все времена и будет называться, пока люди мыслят, чувствуют и говорят».