Стили семейного воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 10:33, контрольная работа

Описание

Семья как фактор развития поведения ребёнка.

Семья, как персональная микросреда развития ребёнка.

Наиболее частые проблемы взаимодействия родителей и их влияние на развитие детей.

Работа состоит из  1 файл

стили семейного.doc

— 97.00 Кб (Скачать документ)


 

 

План:

  1. Семья как фактор развития поведения ребёнка.

 

  1. Семья, как персональная микросреда развития ребёнка.

 

  1. Наиболее частые проблемы взаимодействия родителей и их влияние на развитие детей.

 

 

Семья как фактор развития поведения ребёнка.

     Представители третьего поколения американской теории социального научения уделяют особое внимание анализу структуры семьи и других социальных институтов как важнейших факторов развития поведения ребёнка. Одно из интересных направлений в изучении этих факторов разработано У.Бронфенбреннером.

     В  американской психологии, пишет  Бронфенбреннер, существует понятие  «возрастная сегрегация», которая характеризует перемены, происходящие в последние годы в жизни детей и молодого поколения. Возрастная сегрегация проявляется в неспособности молодых людей найти место в жизни общества. Пи этом человек чувствует себя оторванным от окружающих его людей и дел и даже враждебным к ним: он хочет заниматься своим собственным делом, но часто не знает точно, какое это дело и как им надо заниматься. [Л.Ф. Обухова c.132] Этот факт оторванности молодых людей от других людей и настоящего дела в американской психологии получил название отчуждения.

     Корни  отчуждения американские исследователи  ищут в особенностях современной семьи. У.Бронфенбреннер обращает особое внимание на то обстоятельство, что большинство матерей работают. Характерно и то, что большинство других взрослых членов семьи, которые могли бы взять на себя обязанности по воспитанию ребёнка, в то время, когда матери работают, резко падает. Растёт количество разводов, а, следовательно, и детей, воспитывающихся без отца.

     Требования  профессиональной деятельности, претендующие  не только на рабочее, но  и на свободное время матерей и отцов, приводит к тому, что ребёнок чаще проводит время с пассивными нянями, чем с родителями.

      Затрудняют общение ребёнка и  взрослого и многие достижения  цивилизации: появление дополнительных телевизоров в семье, наличие семейных комнат и отдельных спален, специальных комнат для игр и т.п.ведёт к дальнейшему углублению изоляции между поколениями. [Л.Ф. Обухова c.133] Крайний случай такой изоляции достигается с помощью прибора «искусственная нянька», снабжённого специальным приспособлением для укачивания, которое автоматически приводится в действие звуком голоса младенца. Специальные рамы, укреплённые по бокам этого агрегата, позволяют присоединить к нему «программные игральные предметы для сенсорной и физической практики». Поскольку человеческие лица – это первое, что видит новорождённый, в комплекс входят шесть специальных лиц из пластика, предъявляемых через специальное окошко. Родители при таком воспитании выступают лишь в роли потенциальных наладчиков этого прибора, который постоянно ломается, - с горькой иронией замечает Бронфенбреннер. [Л.Ф. Обухова c.134]

 

Семья, как персональная микросреда развития ребёнка.

    Гармоничное развитие личности ребёнка возможно при сохранении и укреплении его здоровья, определяемое, как состояние физического, психического и социального благополучия. Ключевым понятием для социологов и психологов будет понятие психического здоровья, включающее благополучие ребёнка в эмоциональной и познавательной сфере, развитии характера и формировании личности, нервно-психическом состоянии детей.

     «Проблемные», «трудные», «непослушные», «невозможные» дети, так же, как дети с «комплексами», «забитые», «несчастные», – всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье и, как следствие, неудовлетворённых потребностей ребёнка. [Л.Б.Шнейдер, c.518] Как показывает мировая практика   психологической помощи детям и их родителям,  даже очень трудные проблемы с детьми наиболее разрешимы, если удастся создать благоприятный климат общения в семье.

     Как  правило, трудности детей служат  проекцией отношений в семье. Соотнесение себя и семьи у взрослого и ребёнка в известном смысле зеркальны: для взрослого семья – производное от «Я», для ребёнка «Я» - производное от семьи.

     Отказываясь от изолированного, внесемейного контекста анализа детских проблем, мы должны обратить внимание также на то, что корни этих проблем формируются в раннем детстве. Именно в раннем детстве закладываются базисные подструктуры личности и установки, которые слабо поддаются коррекции у подростков и взрослых.

    Проблема  детско-родительских отношений определяется сложностью объектной структуры – всем многообразием взаимоотношений детей и родителей, теми нарушениями в детско-родительских отношениях, которые могут оказывать существенное влияние на благополучие ребёнка в семье и его дальнейшее развитие.

     Рассматривая семью как важнейшее условие обеспечения психического благополучия ребёнка, полагаем, что: [Л.Б.Шнейдер, c.519]

  1. Существуют «нормальные» и «нарушенные» детско-родительские отношения, которые непосредственно обусловливают трудности в развитии ребёнка.
  2. Для благополучного развития ребёнка необходимо осознание проблем супружеских и детско-родительских отношений и гармонизация влияния семьи на воспитание ребёнка. 

     Основными звеньями семьи как микросреды развития являются: коллективное мнение, межличностные внутрисемейные отношения, семейные обычаи, традиции, настроения, нормы внутрисемейного поведения, нравственно-духовный климат. [Л.Б.Шнейдер, c.520]

     Влияние  семьи

   

 

Наиболее  частые проблемы взаимодействия родителей  и их

влияние на развитие детей.

 

  • Конфликтная семья.

     В конфликтных семьях каждый стоит на своём раз и навсегда. Каждый занят собой, своими потребностями, проблемами, обидами. При таком положении вещей поводов для конфликтов можно найти предостаточно. Стоит потянуть за ниточку обид, и потом уже не важно, с чего всё началось. Важно отомстить обидчику, чтобы он испытал такую же боль, так же страдал до тех пор, пока не поймёт, как тяжело другому. Вот на эти цели в основном, и тратят время и жизненную энергию в конфликтных семьях.

     Детей  чаще всего стараются заполучить  в качестве сторонников конфликтующие стороны. Манипуляции, подкуп, задабривание или запугивание, вызывание жалости – всё идёт в ход ради доказательства своей правоты. Наверное, нет ничего более калечащего душу и психику ребёнка, чем такая ситуация. Но взрослых это мало беспокоит, ведь они заняты своими проблемами, дитя для них в этот момент только средство борьбы, весомый аргумент в свою пользу. [Т.И.Дымнова, c.118]

     При этом оба родителя страдают от обид, потому что любят друг друга и им небезразлично мнение другого о себе. Ребёнка же разрывают на части.

     Не  нужно говорить, что матери гораздо  легче привлечь ребёнка на  свою сторону, и чем меньше  ребёнок, тем проще это сделать.  Вопрос в другом – чего мать добивается в результате? Развода? Вражды с отцом? Но самое страшное будет потом, когда выросший ребёнок не сможет простить ей этой вражды. Сколько бы ни пыталась мать удержать ребёнка на своей точке зрения, придёт время, когда он оценит всё достаточно объективно и отвергнет мать так же, как она добивалась, чтобы он отверг отца. Такое отвержение может проявляться по-разному. Как эмоциональное – когда живут рядом, в одной квартире, но словно за глухой стеной: сын или дочь избегают общения, разговаривают только в случае крайней необходимости, и то раздражённо, неохотно, словом – отгораживаются.  Отвержение может выразится уходом из дома, разменом квартиры, нежеланием встречаться и общаться вообще,  даже по телефону. Но настоящим проклятием для рода становится так называемое «отвержение-перенос». Это наблюдается, когда , к примеру, сын испытывает неумеренное чувство долга и вины перед матерью. А происходит это по тому, что он вытесняет из сознания сильные негативные чувства к ней: раздражение, гнев, ненависть, обиду. Негативные чувства трансформируются в чувство острой вины, по причине которой сын с матерью советуется по каждой мелочи и неотступно следует её советам. [Т.И.Дымнова, c.119] Но! Все свои негативные чувства, сам того не осознавая, он переносит на женщин и не женится, а «мстит» им всеми доступными способами, или же на жену, если он всё таки женится. Опыт семейного разъединения повторяется на новом витке.

     Ребёнок –  воплощение единства родителей;  тот печальный опыт, когда его  беззащитную детскую душу пытались разъять на части не проходит бесследно. Всё, что ребёнку нужно, это чтобы родные любили друг друга. Для ребёнка взаимная любовь родителей – единственное свидетельство любви к нему самому. Нелюбовь родителей друг к другу он чувствует кожей, и никакие слова не могут его обмануть. Супруги, которым удалось наладить в семье благополучные отношения, сами удивляются, как легко их дети отказываются от каких-то желаний, если возникают денежные затруднения. Тогда как в семьях с напряжёнными отношениями запросы детей неоправданно велики.

 Дети словно  пытаются компенсировать недостаток  любви в семье материальным эрзацем и – не могут. А родители вместо того, чтобы насторожиться, пользуются этой особенностью детей, усугубляя её до безнадёжности: свекрови против невесток используют пирожные и шоколадки; мамы против пап – мороженое и жвачки; папы против мам – дорогие игрушки. Безысходная тупиковая ситуация, и никто не в силах преодолеть  собственное упорство и взглянуть на проблему с общей точки зрения. [Т.И.Дымнова, c.120]

  • « Спасение в болезни»

     Прежде  всего приходит на ум выражение  «несадовский ребёнок», которое  относится к непрестанно болеющим  детям, неделя пребывания которых  в детском саду заканчивается  месячным бюллетенем.

     Что же отличает  этих детей от других? Предполагают, что до 80% болезней имеют психосоматический характер. И действительно, больше подвержены заболеваниям дети из эмоционально нестабильных семей. На них действует эмоционально негативный семейный фон, который предъявляет к ребёнку  слишком противоречивые или усложнённые для него требования. И тогда ребёнок начинает к ним приспосабливаться каким-нибудь противоестественным способом. Одним из них, весьма распространённым, является «уход в болезнь». Это своеобразный вид психологической защиты, возникающий в наиболее характерных ситуациях.

     Наиболее тяжёлый  случай – когда дети в семье  нежеланные, как говорится «в  тягость». Они или не отвечают  пожеланиям родителей, или родители  ещё не успели «пожить для  себя», а тут приходится ребёнком заниматься. [Т.И.Дымнова, c.122]

          Другой случай: между родителями – разлад, напряжённые отношения, а ребёнок раздражает, например, мать своей похожестью на отца (или наоборот).

     Иногда бывает  достаточно эмоциональной истощённости, подавленности, хронической усталости «задавленных жизнью» и тревогой о завтрашнем дне  родителей.

     Все  эти довольно разные обстоятельства  сводятся к одному: в семье  нарушаются тёплые эмоциональные отношения с детьми. Но именно эти отношения и есть регулярная подпитка детей жизненной энергией: когда к ребёнку нежно и часто прикасаются, когда внимательно слушают его, доброжелательно поддерживают попытки проявить себя, попробовать свои силы. родителям надо знать: когда дети пристают к вам по какому-нибудь, казалось бы, сущему пустяку – это сигнал, что они истощились эмоционально, им нужна «подзарядка», личностный контакт с близкими людьми. Если дети не получают жизненно необходимой им эмоциональной подпитки, то они не успокоятся, а начнут искать другой способ привлечения к себе внимания. Например, капризами, негативизмом, демонстрацией заведомо запретных поступков, которые родители оценивают как упрямство, «дурную породу». Обессиленный в борьбе за столь необходимую ему любовь родных, подавленный ребёнок заболевает и – о чудо! – всё, чего он так долго и безуспешно добивался, изливается на него в избыточном количестве. Семья на время объединяется. Где-то в подсознании у ребёнка прочно откладывается: «как хорошо болеть!»

     Но  вот ребёнок выздоровел. И всё возвращается на круги своя. Всё тот же дискомфорт в семье, всё то же эмоциональное напряжение, отчуждённость между родителями. Ребёнку опять не хватает внимания, любви, теплоты. И с этим багажом ему надо идти в садик, в школу, где так много незнакомых требований. [Т.И.Дымнова, c.123] Такому ребёнку в новой атмосфере вдвойне неуютно, тяжело не столько интеллектуально осилить требования к нему, сколько эмоционально. Этот дискомфорт может спровоцировать уже испытанную ранее защиту – уход в болезнь. И опять он получает порцию повышенного внимания.

     Резкий  контраст отношения к ребёнку  здоровому и ребёнку больному  оказывается тем шифром, который раскрывает загадку болезненности ребёнка.

     Самое  печальное в этой истории, что  у ребёнка формируется тяжёлая личностная черта: при малейших трудностях, вместо того чтобы активизироваться и направить всю энергию на преодоление их и достижение цели, он, как улитка в раковину, прячется в свою болезнь. При такой установке даже человек, родившийся с хорошими физическими и интеллектуальными данными, может навсегда остаться несостоятельным, «зацикленным на своих болезнях», нуждающимся в опекунах.

[Т.И.Дымнова, c.124]

  • «В капкане тревожности».

     Тревожность  одного из супругов – настоящий  бич семьи, источник неблагополучия и нередко – причина разводов.

     Начнём  с того, что уточним два понятия:  тревожность ситуативная, связанная с конкретной ситуацией; и тревожность хроническая или личностная. Носителями хронической тревожности могут быть как женщины, так и мужчины. Но женщины в силу своего особого эмоционального строя всё-таки несравненно чаще. [Т.И.Дымнова, c.126]

Информация о работе Стили семейного воспитания