Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 10:33, контрольная работа
Семья как фактор развития поведения ребёнка.
Семья, как персональная микросреда развития ребёнка.
Наиболее частые проблемы взаимодействия родителей и их влияние на развитие детей.
План:
Семья как фактор развития поведения ребёнка.
Представители третьего поколения американской теории социального научения уделяют особое внимание анализу структуры семьи и других социальных институтов как важнейших факторов развития поведения ребёнка. Одно из интересных направлений в изучении этих факторов разработано У.Бронфенбреннером.
В американской психологии, пишет Бронфенбреннер, существует понятие «возрастная сегрегация», которая характеризует перемены, происходящие в последние годы в жизни детей и молодого поколения. Возрастная сегрегация проявляется в неспособности молодых людей найти место в жизни общества. Пи этом человек чувствует себя оторванным от окружающих его людей и дел и даже враждебным к ним: он хочет заниматься своим собственным делом, но часто не знает точно, какое это дело и как им надо заниматься. [Л.Ф. Обухова c.132] Этот факт оторванности молодых людей от других людей и настоящего дела в американской психологии получил название отчуждения.
Корни
отчуждения американские
Требования профессиональной деятельности, претендующие не только на рабочее, но и на свободное время матерей и отцов, приводит к тому, что ребёнок чаще проводит время с пассивными нянями, чем с родителями.
Затрудняют общение ребёнка и взрослого и многие достижения цивилизации: появление дополнительных телевизоров в семье, наличие семейных комнат и отдельных спален, специальных комнат для игр и т.п.ведёт к дальнейшему углублению изоляции между поколениями. [Л.Ф. Обухова c.133] Крайний случай такой изоляции достигается с помощью прибора «искусственная нянька», снабжённого специальным приспособлением для укачивания, которое автоматически приводится в действие звуком голоса младенца. Специальные рамы, укреплённые по бокам этого агрегата, позволяют присоединить к нему «программные игральные предметы для сенсорной и физической практики». Поскольку человеческие лица – это первое, что видит новорождённый, в комплекс входят шесть специальных лиц из пластика, предъявляемых через специальное окошко. Родители при таком воспитании выступают лишь в роли потенциальных наладчиков этого прибора, который постоянно ломается, - с горькой иронией замечает Бронфенбреннер. [Л.Ф. Обухова c.134]
Семья, как персональная микросреда развития ребёнка.
Гармоничное развитие личности ребёнка возможно при сохранении и укреплении его здоровья, определяемое, как состояние физического, психического и социального благополучия. Ключевым понятием для социологов и психологов будет понятие психического здоровья, включающее благополучие ребёнка в эмоциональной и познавательной сфере, развитии характера и формировании личности, нервно-психическом состоянии детей.
«Проблемные», «трудные», «непослушные», «невозможные» дети, так же, как дети с «комплексами», «забитые», «несчастные», – всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье и, как следствие, неудовлетворённых потребностей ребёнка. [Л.Б.Шнейдер, c.518] Как показывает мировая практика психологической помощи детям и их родителям, даже очень трудные проблемы с детьми наиболее разрешимы, если удастся создать благоприятный климат общения в семье.
Как
правило, трудности детей
Отказываясь от изолированного, внесемейного контекста анализа детских проблем, мы должны обратить внимание также на то, что корни этих проблем формируются в раннем детстве. Именно в раннем детстве закладываются базисные подструктуры личности и установки, которые слабо поддаются коррекции у подростков и взрослых.
Проблема
детско-родительских отношений
Рассматривая семью как важнейшее условие обеспечения психического благополучия ребёнка, полагаем, что: [Л.Б.Шнейдер, c.519]
Основными звеньями семьи как микросреды развития являются: коллективное мнение, межличностные внутрисемейные отношения, семейные обычаи, традиции, настроения, нормы внутрисемейного поведения, нравственно-духовный климат. [Л.Б.Шнейдер, c.520]
Влияние семьи
Наиболее частые проблемы взаимодействия родителей и их
влияние на развитие детей.
В конфликтных семьях каждый стоит на своём раз и навсегда. Каждый занят собой, своими потребностями, проблемами, обидами. При таком положении вещей поводов для конфликтов можно найти предостаточно. Стоит потянуть за ниточку обид, и потом уже не важно, с чего всё началось. Важно отомстить обидчику, чтобы он испытал такую же боль, так же страдал до тех пор, пока не поймёт, как тяжело другому. Вот на эти цели в основном, и тратят время и жизненную энергию в конфликтных семьях.
Детей
чаще всего стараются
При этом оба родителя страдают от обид, потому что любят друг друга и им небезразлично мнение другого о себе. Ребёнка же разрывают на части.
Не
нужно говорить, что матери гораздо
легче привлечь ребёнка на
свою сторону, и чем меньше
ребёнок, тем проще это
Ребёнок –
воплощение единства родителей;
Дети словно
пытаются компенсировать
Прежде
всего приходит на ум
Что же отличает этих детей от других? Предполагают, что до 80% болезней имеют психосоматический характер. И действительно, больше подвержены заболеваниям дети из эмоционально нестабильных семей. На них действует эмоционально негативный семейный фон, который предъявляет к ребёнку слишком противоречивые или усложнённые для него требования. И тогда ребёнок начинает к ним приспосабливаться каким-нибудь противоестественным способом. Одним из них, весьма распространённым, является «уход в болезнь». Это своеобразный вид психологической защиты, возникающий в наиболее характерных ситуациях.
Наиболее тяжёлый
случай – когда дети в семье
нежеланные, как говорится «в
тягость». Они или не отвечают
пожеланиям родителей, или
Другой случай: между родителями – разлад, напряжённые отношения, а ребёнок раздражает, например, мать своей похожестью на отца (или наоборот).
Иногда бывает
достаточно эмоциональной
Все
эти довольно разные
Но вот ребёнок выздоровел. И всё возвращается на круги своя. Всё тот же дискомфорт в семье, всё то же эмоциональное напряжение, отчуждённость между родителями. Ребёнку опять не хватает внимания, любви, теплоты. И с этим багажом ему надо идти в садик, в школу, где так много незнакомых требований. [Т.И.Дымнова, c.123] Такому ребёнку в новой атмосфере вдвойне неуютно, тяжело не столько интеллектуально осилить требования к нему, сколько эмоционально. Этот дискомфорт может спровоцировать уже испытанную ранее защиту – уход в болезнь. И опять он получает порцию повышенного внимания.
Резкий контраст отношения к ребёнку здоровому и ребёнку больному оказывается тем шифром, который раскрывает загадку болезненности ребёнка.
Самое печальное в этой истории, что у ребёнка формируется тяжёлая личностная черта: при малейших трудностях, вместо того чтобы активизироваться и направить всю энергию на преодоление их и достижение цели, он, как улитка в раковину, прячется в свою болезнь. При такой установке даже человек, родившийся с хорошими физическими и интеллектуальными данными, может навсегда остаться несостоятельным, «зацикленным на своих болезнях», нуждающимся в опекунах.
[Т.И.Дымнова, c.124]
Тревожность
одного из супругов –
Начнём
с того, что уточним два понятия:
тревожность ситуативная, связа