Стратегии поведения в конфликте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 18:26, курсовая работа

Описание

Конфликт познания или когда существует ситуация, в которой у участвующих сторон расходятся взгляды, идеи и мысли по решаемой проблеме. Разрешение таких конфликтов требует большего времени, так как необходимо выйти на другой уровень знаний.

Чувственный конфликт, появляется, когда у участников различны чувства и эмоции, лежащие в основе их отношений друг с другом как личностей. Такие конфликты труднее всего поддаются разрешению, так как в их основе лежат причины, связанные с психикой личности.

Содержание

1.Понятие «конфликт». Уровни и типы конфликтов.
2.Причины и поведение в конфликтных ситуациях.
3.Разрешение конфликтов.
4.Анализ поведения конфликтующих сторон.
5.Заключение.
6.Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

конфл.курсовая.docx

— 48.48 Кб (Скачать документ)

Во-первых, конфликты  вызываются факторами, препятствующими  достижению людьми основной цели трудовой деятельности -- получению определенных продуктов.

Такими факторами  могут быть:

- непосредственная  технологическая взаимосвязь работников, когда действия одного из них  влияют (в данном случае негативно)  на эффективность действий другого  (например, при работе на ксероксе);

- перенос проблем,  решение которых должно было  идти по вертикали, на горизонтальный  уровень отношений (так, нехватка  оборудования, инструментов нередко  приводит к конфликтам между  рядовыми работниками, хотя решать  эту проблему должны не они,  а их руководители);

- невыполнение  функциональных обязанностей в  системе "руководство-подчинение" (например, руководитель не обеспечивает  надлежащие условия для успешной  деятельности подчиненных, или,  наоборот, подчиненные не выполняют  соответствующих требований руководителя).

Во-вторых, конфликты  на производстве вызываются факторами, препятствующими достижению людьми вторичных целей трудовой деятельности, -- достаточно высокого заработка, благоприятных  условий труда и отдыха. К этой группе факторов относятся:

- опять-таки  взаимосвязь людей, при которой  достижение целей одним из  них зависит и от других  членов коллектива;

- нерешимость  ряда организационных вопросов "по  вертикали" (т. е. руководством), следствием чего может явиться  обострение отношений между людьми, располагающимися на организационной  горизонтали; 

- функциональные  нарушения в системе "руководства-подчинения", препятствующие достижению личных  целей, как руководителем, так  и подчиненным. 

В-третьих, возникающие  в процессе реализации трудовой деятельности конфликты нередко порождаются  несоответствием поступков человека принятым в его коллективе нормам и жизненным ценностям. Или другая, похожая, конфликтогенная причина: ролевые несоответствия в системе  отношений "руководства-подчинения", когда, например, имеет место несовпадение распространенных в коллективе ожиданий относительно поведения людей, занимающих определенные служебные должности, с их реальными действиями.

Последняя причина  обусловлена, главным образом, плохим описанием во многих наших учреждениях  служебных функций персонала. В  результате, у людей складывается превратное представление о том, кто, за что отвечает и что делает.

Исчерпывающего  списка причин, вызывающих конфликты, в том числе и в трудовой деятельности, не существует. И к  причинам, только что названным, можно  добавить еще немало других, порожденных  организационной практикой. Например, для вертикального управленческого  среза организации: "Сотрудники штаба  фирмы осуществляют общее планирование их деятельности. Именно они сводят всю работу оперативных сотрудников  в единую взаимодействующую систему. По существу, работник центрального аппарата может оказаться эффективным  лишь в том случае, если он накопил  опыт оперативной деятельности. Однако преобладает тенденция, особенно в  таких компаниях, как "Форд мотор", при которой берут выпускника Гарвардской школы бизнеса, ничего не смыслящего в конкретном бизнесе, и назначают его на должность  в центральном аппарате фирмы. Человек  еще никакого практического опыта  в руководстве предприятием не имеет, а уже указывает оперативному работнику, за плечами которого уже 30 лет работы, что тот, мол, все  делает неправильно. ".

Следует упомянуть  также еще о всевозможных коммуникативных  помехах и барьерах, которые часто  встречаются в организационном  процессе и вызывают в нем сильнейшие "климатические возмущения".

Другая группа причин межличностного конфликта -- причины, вызываемые психологическими особенностями  человеческих отношений.

Наиболее яркий  пример такого рода особенностей -- взаимные симпатии и антипатии людей, ведущие  к их совместимости или несовместимости.

Казалось бы, довольно безобидный фактор "симпатия - антипатия" касается не только двух или несколько большего числа  людей, но может иметь и более  серьезные последствия для всего  коллектива. Ведь нередко разного  рода кадровые назначения в учреждениях, на предприятиях имеют своей основой  именно этот принцип. В свою очередь  несправедливость в должностных  назначениях, как правило, имеет  следствием обострение межличностных  отношений.

Можно выделить еще несколько причин конфликта, родственных только что приведенной:

- неблагоприятная  психологическая атмосфера в  коллективе (она может быть вызвана  образованием противостоящих группировок,  культурными, эстетическими различиями  людей, действиями руководителя  и т. д.);

- плохая психологическая  коммуникация (т. е. люди не  понимают, не учитывают намерения,  состояния друг друга, не считаются  с потребностями каждого).

Выделяют еще  одну причину конфликта, относящуюся  к разряду психологических. Речь идет вот о чем. В экологической  психологии используется понятие территориальности, подразумевающее занятие личностью  или группой определенного пространства и установление контроля над ним  и находящимися в нем объектами (предметами). Причем принято выделять групповую и индивидуальную территориальность.

С проявлением  территориальности мы часто сталкиваемся в повседневной жизни, в том числе  и на работе. Люди, входящие в ту или  иную рабочую группу, "обживают" определенную территорию (рабочее пространство или комнату отдыха), и занятие  ее членами другой группы нередко  оборачивается межгрупповыми столкновениями. Точно так же каждый член группы занимает часть общего пространства вместе с находящимися там предметами, он без энтузиазма относится к  вторжению в него. Например, имея свой рабочий стол, вряд ли мы испытываем радость, обнаружив за ним во время  заседания отдела другого человека. Если подобная ситуация повторится, это  может вызвать раздражение.

И, наконец, о  причинах конфликтов, коренящихся в  личностном своеобразии членов коллектива. В этом случае имеются в виду возможные  личностные особенности, порой "загоняющие" нас в конфликтные ситуации. Неумение контролировать свое эмоциональное  состояние, низкий уровень самоуважения, агрессивность, повышенная тревожность, некоммуникабельность, чрезмерная принципиальность. Список личностных причин конфликта  не сводится только набору соответствующих  черт. Демографические характеристики тоже не нейтральны в этом вопросе. Так, по данным, для женщины характерна тенденция к большей частоте  конфликтов, связанных с их личностными  потребностями (зарплата, распределение  отпусков), мужчины больше предрасположены  к конфликтам, связанным непосредственно  с самой трудовой деятельностью (организация труда, определенность трудовых функций).

С увеличением  возраста рабочих больший удельный вес начинают занимать конфликты, связанные  с целевыми характеристиками их деятельности, одновременно сокращается число  конфликтов, вызванных проблемами адаптации  работников в трудовом коллективе (нарушения  трудовой дисциплины, несоответствие требованиям).

Далее остановимся  вот на каком очень важном моменте. Мы нередко усматриваем конфликты  там, где их в действительности нет, и, напротив, оцениваем порой отношения  с другими как безоблачные, когда  конфликт уже назрел.

В разработанной  схеме анализа межличностного конфликта  хорошо показано, что конфликт может  быть адекватно или неадекватно, или ложно понятым.

В первом случае (адекватность) это означает, что  конфликтная ситуация существует объективно. То есть стремление стороны «А» к  достижению некоторого желаемого для  нее состояния «С» объективно препятствует достижению стороной «В»  некоторого желаемого для нее  состояния «Д». И наоборот. Причем стороны справедливо полагают, что  структура их целей, интересов конфликтна, и правильно ощущают существо реального конфликта, т. е. дают адекватную трактовку происходящему.

Во втором случае (неадекватность) конфликтная ситуация существует реально и стороны  это осознают, но их понимание ситуации не вполне соответствует действительности. 

                                       Разрешение конфликтов

                                           Конфликт в организации.

Современный человек  постоянно оказывается в конфликтных  ситуациях. И хотя они

разделяются на производственные и бытовые, социальные и политические, тактика

поведения в  конфликте, как правило, одна и та же. В мировой конфликтологии

сформировался весьма обширный набор рекомендаций по управлению конфликтными

ситуациями, а  также советов и указаний по самоорганизации (само менеджменту)

в конфликтном  взаимодействии.

Существует два  способа овладения накопленным  теорией и практикой опытом.

Один предполагает регулярные упражнения и тренировки, многократное

использование тренингов, участие в деловых  и ситуационных играх. И чем больше

человек повторяет  упражнение, тем совершеннее и  прочнее будут его навыки, тем

увереннее он будет  чувствовать себя в самых непредвиденных конфликтных

инцидентах. Этот способ достаточно эффективен. Но не всегда найдется время

для ежедневных тренировок, а затянувшийся перерыв  неизбежно приведет к потере

навыков.

Другой способ основан на том, чтобы найти свой путь поведения в конфликтной

ситуации, свою технологию управления конфликтными отношениями. Почувствовав

эффективность выбранной тактики, можно совершенствовать свою технологию,

опираясь на внутреннее ощущение. Если удается  найти свою технологию и

внутреннюю опору, то этот навык не пропадет никогда. В целом этот способ

эффективен, но следует помнить, что ситуации, в  которые человек попадает,

меняются, даже если он не продвигается по иерархической  лестнице.

Чаще всего  интерес к проблеме управлений конфликтом возникает применительно к

трудовой сфере, к управленческой деятельности вообще. По мнению

исследователей, управленческая деятельность включает конфликт по определению,

как в функциональном, так и в дисфункциональном  значении этого понятия.

Управленческая  деятельность — это последовательное преодоление

рассогласований в процессе решения производственных задач, а стиль управления

— это методы и приемы, применяемые для достижения намеченных целей и задач и

линий поведения  в возникающих при этом конфликтных  ситуациях.

Можно сказать, что руководитель постоянно конфликтует. С одной стороны, он

вовлечен в  дисфункциональные конфликты, в  какой-то мере навязанные данной

системе управления и данной администрации, т. е. привнесенные извне. С другой

— он участвует  в конфликтах, которые могут быть следствием допущенных в

управлении ошибок: в организации фактор неопределенности. Действует гораздо в

большей степени, чем в иных подсистемах общественной жизни.

Особенности организационного конфликта определяются тремя моментами:

-       различия в объемах социальных  систем. В сравнении с обществом

организация более  локальная и простая система. Это позволяет говорить о

больших по сравнению  с макро уровнем обозримости, управляемости, возможностях

прогнозирования конфликтных ситуаций;

-       ролевая структура организаций,  выдвижение на первый план

профессиональных  качеств и должностного положения, а также определенная

«несвобода» исполнения своих ролей. Соотношение роли и  личных качеств

Информация о работе Стратегии поведения в конфликте