Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 18:26, курсовая работа
Конфликт познания или когда существует ситуация, в которой у участвующих сторон расходятся взгляды, идеи и мысли по решаемой проблеме. Разрешение таких конфликтов требует большего времени, так как необходимо выйти на другой уровень знаний.
Чувственный конфликт, появляется, когда у участников различны чувства и эмоции, лежащие в основе их отношений друг с другом как личностей. Такие конфликты труднее всего поддаются разрешению, так как в их основе лежат причины, связанные с психикой личности.
1.Понятие «конфликт». Уровни и типы конфликтов.
2.Причины и поведение в конфликтных ситуациях.
3.Разрешение конфликтов.
4.Анализ поведения конфликтующих сторон.
5.Заключение.
6.Список использованной литературы
меняется не в пользу последних. Вместе с тем личные качества, личные проблемы
в человеке-работнике, за редким исключением, преобладают, пусть и в снятом
виде. Эта «замаскированность»
делает их трудноуловимыми для
аналитика), однако недоучитывать их недопустимо;
-
организация — это «замкнутая
община». Локальность
ролевое распределение, единый конечный продукт труда, иерархичность позволяют
сравнить микроклимат в ней с моральной атмосферой общины. Работник в
организации на виду у всех, сотрудники как бы связаны «круговой порукой»,
анонимность действий исключается, осуждение или одобрение коллег играет
решающую роль не только в моральном самочувствии, но и в его карьере.
Кроме этого, в организационных конфликтах четко проявляются две особенности,
свойственные и другим конфликтам в обществе.
Первая — референтность, сплоченность конфликтующих групп. В различных
коллизиях референтные группы контролируют поведение всех членов, возводя
мотивы конфликтов в надындивидуальные ценности. Отчужденные таким образом
ценности получают самостоятельное существование и довлеют затем над
поведением индивидов и локальных групп, превращая конфликт в самоцель.
Другой важный момент проявляется в том, что структурные" образования
организации складываются не только по объективным признакам, но и в виде так
называемых групп сознания, объединяющих людей по убеждениям, ценностным
ориентациям, настроениям и т. д. - Переплетение объективных и субъективных
факторов затрудняет
прогнозирование конфликтных
неопределенными, а состав их довольно разнообразным.
Сложность управления организационным конфликтом в том, что на том или ином
этапе развития организации важнейшей задачей руководства может стать
поддержание оптимального уровня конструктивного (позитивного) конфликта.
Отсутствие конфликта порождает самодовольство работающих, и особенно
управленцев, создает основу для «летаргического сна» коллектива. Конфликт в
организации можно сравнить с болезнью в человеческом организме. Известно, что
люди, долгое время не знавшие болезней, при первом серьезном недомогании
нередко «ломаются» и становятся мнительными, посвящают жизнь поиску различных
симптомов. Точно так же реагируют и социальные системы. Чем система
централизованное, организованнее, тем чувствительнее она оказывается к
потрясениям. Производственные конфликты не только неизбежны, но и необходимы.
Задача состоит в том, чтобы конфликт с деловых рельсов не сползал на
личностные, не переходил во взаимное дискредитирование, не разрушал
формировавшуюся годами совместимость.
Как правило, каждое
подразделение организации
цели часто оказываются противоположными, конкурирующими, возникает
объективное противостояние. Такого рода противостояние в литературе нередко
называется позиционным конфликтом. Конфликт позиционен, потому что он
объективно задан
положением подразделений в
Исследователи отмечают несомненную пользу такого конфликта. Позиционный
конфликт дает возможность руководству более объективно оценивать действия
подразделений, поскольку те в противостоянии ищут более совершенные доводы
своей состоятельности,
разрабатывают новые
позиционный конфликт создает конструктивное напряжение, полезное для
организации. Поэтому на практике он нередко специально предусматривается в
целевой структуре организации. Патология позиционных конфликтов возникает
тогда, когда целевое напряжение, вызванное сугубо позиционными причинами,
насыщается эмоциями,
переходит в межличностное
конфликт.
Слишком много гармонии в организации, считает американский специалист по
менеджменту Б. Уоррен, — вещь опасная, гармония в управлении всегда отдает
фальшью. Два известных в США руководителя — Дж. Бурке из корпорации «Джонсон
энд Джонсон» и Э. Гроун из «Инеп» — настаивают на важности в управлении
организациями такого фактора, который они охарактеризовали как
«созидательная конфронтация». Они не только поощряют расхождение во взглядах
менеджеров, они просто требуют от них этого. Они окружают себя людьми,
которые достаточно подготовлены, чтобы знать правду, и достаточно независимы
в своих суждениях, чтобы открыто их, излагать, особенно, в тех случаях, когда
правда не совпадает с взглядами высших руководителей.
Здесь важны не столько формы производственных действий, сколько их
тактические (функциональные или дисфункциональные) последствия и
стратегический (обострение или сглаживание будущих конфликтов) результат.
Поэтому само по себе управленческое действие вполне может быть конфликтным:
делая дисфункциональными отношения одного уровня, оно .способно придать
функциональный характер отношениям другого уровня: некоторый инициированный
конфликт первого
порядка действительно
в то же время сглаживает конфликты третьего, четвертого и пятого порядков.
Таким образом, управленческое действие во многих вариациях не только
допустимо, но и необходимо воспринимать в качестве конфликтного, особенно с
учетом того фактора, что оптимизация конфликта лишь в научных дискуссиях
рассматривается в абстрактно-позитивном ключе, а в реальной жизни она
производится, как правило, в интересах конкретного социального субъекта.
Управление конфликтом в определенном ракурсе становится конфликтным
управлением, управлением, имеющим в основе инициирование одного конфликта в
целях редукции другого. Другими словами, несколько маленьких конфликтов могут
в значительной степени нейтрализовать один большой.
Вот как это происходит: аналитическое пространство конфликта содержит в себе
бесконечно большой набор показателей, однако в каждом случае они выливаются
примерно в одинаковую сумму. В одних случаях эта сумма складывается из
немногих крупных
и чрезвычайно опасных
дробление на огромное количество конфликтов незначительных, не подрывающих
общественную стабильность в целом. Инициируя маленькие конфликты, мы
«распыляем», «растворяем» в них большой конфликт (как имеющийся, так и
потенциальный). Частые маленькие конфликты снимают давление в некоторой части
общества, а блокирование, недопущение таких конфликтов, напротив, повышает
его.
Чтобы избежать ненужных конфликтных ситуаций в условиях производства, надо
постоянно совершенствовать систему управленческих отношений. Эффективна такая
организационная структура, при которой руководителю подчинено не более
трех—четырех подразделений, а низовые организации насчитывают не более
семи—восьми человек. Тогда основной закон учреждения гласит: сотрудник должен
непосредственно подчиняться только стоящему на ступень выше и
непосредственно
руководить только стоящим на ступень
ниже.
К настоящему моменту
специалистами разработано
Важно рассмотреть, как действия самих участников конфликта, так и действия, роль посредника, которым может быть и руководитель
«Выделены пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации» Череднеченко И.П. Тельных Н.В.Психология управления - Ростов Н/Д: Феникс, 2004.-С.428.:
- приспособление, уступчивости;
- уклонение;
- противоборство;
- сотрудничество;
-компромисс.
1.Уступчивость,
приспособление этот стиль
-важнейшая задача- восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешения конфликта;
-предмет разногласия не важен;
-лучше сохранить
добрые отношения, чем
-оппонент сознает, что правда не на его стороне;
-оппонент чувствует,
что у него недостаточно
2.Уклонение (избегание, уход) рекомендуется использовать в следующих ситуациях:
-источник разногласий тривиален и несущественен по сравнению с другими более важными задачами, а потому не стоит тратить на него силы;
-у оппонента
мало власти для решения
-оппонент знает, что не может решить вопрос в свою пользу;
-оппонент хочет
выиграть время, чтобы изучить
ситуацию и получить
-немедленно
пытаться решить проблему
-у оппонента был трудный день, а решение этой проблемы может принести дополнительные неприятности.
3.Противоборство,
конкуренция используется в
-делает большую
ставку на свое решение
-обладает достаточной
властью и авторитетом и ему
представляется очевидным, что
предлагаемое им решение-
-чувствует, что у него нет иного выбора и ему нечего терять;
-должен принять
непопулярное решение и у него
достаточно полномочий для
-взаимодействует
с людьми, предпочитающими авторитарный
Тельных Н.В. Психология
4.Сотруднечество
требует продолжительной
-необходимо
найти общее решение, если
-у оппонентов длительные, прочные и взаимозависимые отношения;