Стресс и его природа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 11:47, контрольная работа

Описание

Понятие стресса первоначально возникло в физиологии для обозначения неспецифической генерализованной реакции организма – «общего адаптационного синдрома» – в ответ на любое неблагоприятное воздействие. Содержание этой реакции описывалось, прежде всего, со стороны типичных нейрогуморальных сдвигов, обеспечивающих защитную энергетическую мобилизацию организма. Позднее понятие стресса было расширено и стало использоваться для характеристики особенностей состояний индивида в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3-4
«Стресс» и его виды в конфликтной ситуации………………………………….5-8
Каковы способы предупреждения и управления стрессом……………………9-13
Соотнесите понятия и их определения:…………………………………….…14-15

а) аффект;

б) стресс;

в) фрустрация;

г) депрессия;
Состояние, возникающее в экстремальной ситуации, требующее от человека мобилизации сил и энергии;
Состояние душевного расстройства, подавленности, характеризующем упадком сил и снижением активности;
Эмоциональное состояние, возникающее при неудачах, сопровождающееся переживанием безысходности, крушением надежд;
Кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция, эмоциональный взрыв, нарушающий волевой контроль.

Заключение………………………………………………………………….……....16

Список литературы ……………………………………..……………………….…17

Работа состоит из  1 файл

Копия контрольная.docx

— 32.80 Кб (Скачать документ)

Таким образом, причины стресса выявить нетрудно. Проблема же заключается в том, как  профилактировать стресс, воздействуя  на причины, его вызывающие. Итак, нужно  четко отличать стрессогенные события, на которые мы можем как-то повлиять, от тех, что явно не в нашей власти. Ясно, к примеру, что на кризисную  ситуацию в стране или в мире, на неотвратимо надвигающийся пенсионный возраст и т.п. отдельный человек  если и может воздействовать, то очень незначительно. Поэтому подобные события следует оставить в покое  и сосредоточиться на тех стрессогенных  факторах, которые могут быть нами изменены реально.

Значительную  часть стрессов мы получаем в результате конфликтов, порожденных различными производственными ситуациями. При  этом в любом случае оказывается  затронутой «вертикаль» деловых  отношений: руководитель – подчиненный. Ведь даже если конфликтуют между  собой рядовые сотрудники, руководитель не может не вмешиваться в ход  разрешения конфликта. Поэтому рекомендации по профилактике стрессов формируются  и для руководителей, в чьи  обязанности входит снижать уровень  стресса у сотрудников, и для  подчиненных, которым предлагается беречься от стрессов самим и не служить стрессодателями для  других.

Программа для предотвращения стрессовых ситуаций, предназначенная руководству:

· чаще задумываться над точностью оценки способностей и склонностей своих работников, учитывая, что нужно поручать соответствующий объем и сложность заданий;

· не пренебрегать к четким определениям функций, полномочий и пределов ответственности работников, что может предотвратить мелкие конфликты и взаимные обиды;

· не раздражаться, если работник отказывается от полученного задания, лучше обсудить с ним основательность отказа;

· демонстрировать, как можно чаще свое доверие и поддержку подчиненным, так например, в Америке провели исследование, что сотрудники, испытывавшие значительный стресс, но чувствовавшие поддержу начальника, в два раза меньше болели в течение года, чем те, кто поддержки не замечали;

· использовать стиль руководства, соответствующий конкретной производственной ситуации и особенностям состава сотрудников;

· при неудачах сотрудников оценивать в первую очередь обстоятельства, в которых действовал человек, а не его личные качества;

· не исключать из арсенала средств общения с подчиненными компромиссы, уступки, извинения;

· не использовать сарказм, иронию, юмор, направленные на подчиненного;

· если же возникла необходимость кого-то покритиковать, не следует упускать из виду правил конструктивной и этичной критики;

· задумываться периодически о способах снятия уже накопленных подчиненными стрессов, держать в поле зрения проблемы отдыха сотрудников, возможности их эмоциональной разрядки, развлечений и т.д.

Программа для предотвращения стрессовых ситуаций, предназначенная подчиненным:

· если не устраивают условия и содержание труда, заработная плата, возможности продвижения по службе и прочие организационные факторы, следует тщательно проанализировать, насколько реальны возможность организации по улучшению этих проблем;

· обсуждать рабочие проблемы с коллегами и руководством, при этом необходимо позаботиться о том, чтобы не выглядеть обвинителем или жалующимся;

· следует наладить эффективные деловые отношения с руководством, нужно оценить масштабы его проблем и помочь разобраться в своих; руководители, как правило, нуждаются в «обратной связи», но не всегда в состоянии ее наладить;

· найти в себе силы сказать «нет», если объем поручаемой работы явно превышает возможности, при этом необходимо позаботиться о взвешенном и тщательном обосновании своего отказа;

· не стесняться требовать от руководства и коллег полной ясности и определенности в сути поручаемых заданий;

· обсуждать с руководством проблему несовместимости порученных дел сразу, фиксируя внимание руководства на том, что пострадает именно дело;

· искать возможность кратковременного отклонения и отдыха при напряженной работе, по данным опытов видно, что двух 10-15 минутных периодов расслабления в день вполне достаточно, чтобы сохранить высокую степень работоспособности;

· необходимо помнить, что неудачи на работе редко бывают фатальными, набираться опыта на собственных ошибках – естественное право подчиненного;

· следует разряжать свои отрицательные эмоции в общественно-приемлимых формах;

· стараться не смешивать личные и служебные проблемы.

Кто же больше подвержен стрессу «сильные»  или «слабые» люди? Трудно определить, кто из нас является «слабым», а  кто «сильным». Если исходить из того, что наиболее активный образ жизни  ведут сильные люди с высоким  уровнем притязаний, то они подвержены стрессу в большей степени, чем слабые.  Конкретная стрессовая ситуация уникальна, поскольку не в последнюю очередь определяется индивидуальностью подверженного стрессам человек (его темпераментом, характером, стилем поведения и пр.). Кроме того, наша восприимчивость к стрессам на работе в не малой степени зависит от общего жизненного фона, то есть от того насколько успешно мы умеем выходить из стрессовых ситуаций, порождаемых общесоциальными, семейными, возрастными и прочими факторами. В сущности, профессиональные стрессы – это всего лишь один из многих видов одолевающих нас стрессов. Он, конечно, имеет свою специфику. Но физиологическая природа стрессов одна и та же. Поэтому человек, закаленный в преодолении жизненных барьеров и неприятностей должен успешнее других справляться и с профессиональными стрессовыми ситуациями. Таким образом, один из ключей к успеху в преодолении служебных стрессов заключен в общей жизненной стратегии индивида, опирающейся на избранные базовые ценности и учитывающей особенности его личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Соотнесите  понятия и их определения

а) аффект;

б) стресс;

в) фрустрация;

г) депрессия;

  1. состояние, возникающее в экстремальной ситуации, требующее от человека мобилизации сил и энергии;
  2. состояние душевного расстройства, подавленности, характеризуемое упадком сил и снижением активности;
  3. эмоциональное состояние, возникающее при неудачах, сопровождающееся переживанием безысходности, крушением надежд;
  4. кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция, эмоциональный взрыв, нарушающий волевой контроль.

Ответ:

а) аффект - кратковременная и сильная положительная  или отрицательная эмоция, возникающая  в ответ на воздействие внутренних или внешних факторов и сопровождающаяся соматическими проявлениями.

Таким образом  верным является ответ 4 (кратковременная, бурно протекающая эмоциональная  реакция, эмоциональный взрыв, нарушающий волевой контроль).

б) стресс - неспецифическая реакция организма на очень сильное воздействие, будь то физическое или психологическое, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом).

Верным  является ответ 1 (состояние, возникающее  в экстремальной ситуации, требующее  от человека мобилизации сил и  энергии).

в) фрустрация - психическое состояние, возникающее в ситуации разочарования, неосуществления какой-либо значимой для человека цели, потребности.

Верным  является ответ 3 (эмоциональное состояние, возникающее при неудачах, сопровождающееся переживанием безысходности, крушением  надежд).

г) депрессия - психическое расстройство, как  правило, возникающее после негативных событий в жизни человека, но часто  развивается без какой-либо видимой  причины.

Верным  является ответ 2 (состояние душевного  расстройства, подавленности, характеризуемое  упадком сил и снижением активности).

 

Заключение

Стресс  – это часть повседневной жизни. Стрессы порой необходимы каждому: борьба за свои права, приготовления к празднику, преодоление трудностей, подготовка к экзамену, необходимость произвести должное впечатление при служебном разговоре – во всех этих ситуациях требуется стимуляция позитивного стресса.

Без стресса  жить невозможно и даже вредно. Однако стрессоры бывают разными: стрессор – друг, приносящий огромную пользу нашему здоровью, стимулирующий творческую деятельность; стрессор – от которого можно легко отмахнуться и  через час-другой попросту забыть или  вспомнить с усмешкой и чувством некоторого неудовлетворения. Но встречается (и значительно чаще, чем нам  бы хотелось) стрессор – враг, наносящий страшные удары по самым жизненно важным органам.

Стресс  дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты  и длительны, оказывают отрицательное  влияние не только на психологическое  состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой  главные «фактора риска» при проявлении и обострении таких заболеваний, как сердечнососудистые и заболевания  желудочно-кишечного тракта.

Одним из факторов стресса является эмоциональная  напряженность, которая физиологически выражается в изменениях эндокринной  системы человека. Например, при  экспериментальных исследованиях  в клиниках больных было установлено, что люди, постоянно находящиеся  в нервном напряжении, тяжелее  переносят вирусные инфекции. В таких  случаях необходима помощь квалифицированного психолога.

Каждый  человек по-разному реагирует  на внешний стрессор. В этом проявляется  его индивидуальность. Следовательно, личностные особенности самым тесным образом связаны с формой реагирования на стрессор и вероятностью развития негативных последствий.

 

Литература

  1. Бодров В.А. Психологический стресс: Развитие учения и современное состояние проблемы. – М., 1995.
  2. Г. Селье. «Стресс без дистресса». – М., 1982.
  3. Кижаев-Смык Л.А. Психология стресса. – М., 1983.
  4. Конфликтология. / Под ред. В. В. Ратникова. – М6. ЮНИТИ, 2005.
  5. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., Знание, 1999.
  6. Психология и этика делового общения: Учебник для студентов вузов / Под. ред. В.Н. Лавриенко. – 5-е изд. - М., ЮНИТИ – ДАНА, 2003.
  7. Стресс в работе менеджера / Под ред. Л.Д. Гиссена. – М., 1994.
  8. Суворова В.В. Психофизиология стресса. – М., 1975.
  9. Тарасов А.Н. Социально-психологические особенности функционирования службы персонала в современных условиях: Учебное пособие - М:. ГУУ, 2003.

Размещено на

 


Информация о работе Стресс и его природа