Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 23:13, реферат
Физиологические основы и общая логика запуска стрессового механизма вражаются в следующем. Стрессор (раздражитель, вызывающий столкновение интересов, проблему для организма) возбуждает гипоталамус (пути передачи этого возбуждения до конца не выяснены). Продуцируется вещество, дающее сигнал гипофизу выделять в кровь адренокортикотропный гормон (АКТГ). Под влиянием же АКТГ внешняя корковая часть надпочечников выделяет кортикоиды. Это приводит к сморщиванию вилочковой железы и многим другим "сопутствующим изменениям".
Выдающийся
психофизиолог и философ, основатель
теории стрессов, Г.
Селье, рассуждая
о сущности стресса, отмечает: "Стресс
есть неспецифический ответ организма
на любое предъявленное ему требование".
При этом "неспецифичный" ответ -
это ответ, предъявляющий требование к
перестройке и адаптации к возникающей
трудности. "Неспецифические требования,
предъявляемые воздействием как таковым,
- это и есть сущность стресса", - пишет
Г. Селье.
Интерес представляют рассуждения
Особо важны для
психолога труда следующие
Сама проблема стресса
остро заявила о себе именно в
ХХ столетии. Это было вызвано тем, что
в современном мире (и на современном производстве)
часто возникают ситуации, когда человек,
встречаясь с какой-то сложностью, не может
полноценно реализовать накопившуюся
энергию (вызванную физиологическим механизмом
стресса), и тогда эта энергия начинает
разрушать самого человека. В итоге, вместо
вполне нормальных стрессовых реакций,
человека начинают разрывать на части
механизмы дистресса, когда энергия не
может реализоваться в каких-то конструктивных
действиях. Например, дистресс проявляется
тогда, когда работник не может ответить
на несправедливые претензии начальника
(многие оправдывают себя тем, что проще
сохранить обиду в себе, чем возмутиться
и создать для себя еще большие проблемы
с этим начальником). В другом типичном
примере человек не может полноценно реализовать
свое стремление к творчеству или стремление
к полноценному общению с коллегами в
условиях карьерной конкуренции и т.п.
Во всех этих и подобных случаях фактически речь
идет об ущемлении человеческого достоинства
в условиях современного производства.
Но особую проблему составляют случаи,
когда человек ущемляется в самом главном
- в справедливой оплате его труда. Общество,
таким образом, отказывает в праве человеку
чувствовать себя не только полноценным
специалистом, приносящим пользу данному
производству, но и чувствовать себя полноценным
гражданином и личностью. Все это, в итоге,
создает базу и для стресса, и для фрустрации,
и для глубочайшего внутреннего кризиса
работника. Конечно, частично такой работник
может успокоить себя тем, что "важны
не деньги, а сам процесс труда" или
"ощущение того, что твой труд полезен
людям, даже безотносительно того, насколько
люди благодарят работника". Но в глубине
души ущемленный в зарплате работник все
равно сохраняет обиду (если у него еще
осталось хоть какое-то достоинство). И
эта обида, которая должна быть направлена
на тех, от кого зависит оплата труда, направляется
на самого работника (согласно механизму
образования дистресса, разрушающего
самого человека). А может, так и должно
быть? Может это и есть главное наказание
для работника за неуважение к самому
себе и к своему труду?..
Соотнося проблемы стресса с условиями
работы в организации, Н.В. Самоукина
пишет: "Профессиональный стресс - это
напряженное состояние
Н.В. Самоукина выделяет основные виды профессионального стресса (дистресса) :
-Информационный стресс возникает в условиях жесткого лимита времени и усугубляется в условиях высокой ответственности задания. Часто информационный стресс сопровождается неопределенностью ситуации (или недостоверной информацией о ситуации) и быстрой переменой информационных параметров.
-Эмоциональный стресс возникает при реальной или предполагаемой опасности (чувство вины за невыполненную работу, отношения с коллегами и др.). Нередко разрушаются глубинные установки и ценности работника, связанные с его профессией.
-Коммуникативный стресс связан
с реальными проблемами делового общения.
Он проявляется в повышенной конфликтности,
в неспособности контролировать себя,
в неумении тактично отказать в чем-либо,
в незнании средств защиты от манипулятивного
воздействия и т.п.
Выделяются также стрессовые сценарии и различные варианты проявления стресса в труде. При этом многое зависит от индивидуальных особенностей работника. Варианты стрессовых сценариев, выделенные по разным основаниям:
-в зависимости от частоты и силы проявления: кто-то "стрессует" каждый день, но в небольших дозах; другие - несколько раз в год, но чрезвычайно сильно;
-в зависимости от направленности стрессовой агрессии: на самого себя (работник обвиняет самого себя); на коллег и начальников (работник винит других работников);
-в зависимости от механизмов запуска стрессовых реакций: в основном стрессовый сценарий запускается почти автоматически (по внешне незначительному поводу); но возможно и длительное "вызревание" стресса с последующим достаточно быстрым его "раскручиванием".
Н.В. Самоукина предлагает
довольно интересные техники саморегуляции
в условиях коммуникативного стресса.
Основные правила поведения в условиях
стресса:
-наблюдать за самим собой;
-искать способы "остановки" самого себя (типа "взять перерыв", "сделать паузу в общении");
-перевести свою энергию в другую форму деятельности (отвлечься);
-задуматься над тем,
что помогает снять напряжение (Что больше
радует? Чем занимаетесь с увлечением?…).
Основные проявления коммуникативного профессионального стресса:
-раздражительность в деловом общении - причины: привычка общаться на повышенных тонах; неуверенность самого человека (как известно, часто "собака громко лает от страха" - Н.П.); тревожность, неудовлетворенность своей работой и т.п.
-коммуникативная агрессия
(главная причина - стремление унизить
или подавить соперника в конкурентной
борьбе), которая проявляется в разных
формах: вербальной (словесной); прямой
(открытый вызов); косвенный (придирчивость,
намеки, отказ от помощи, ложь, мелочность,
угрозы); ситуативной (спонтанные вспышки
ярости); направленной на другого (обвинение
другого) или на самого себя (самообвинение).
В целом можно выделить две
основные линии интерпретации понятия
"стресс в труде":
- В более узкой трактовке стресс - это завышенные
требования среды к наличным возможностям
субъекта, т.е. перегрузка, сверх-стимуляция
и т.п.
- В более широкой трактовке стресс - это
неадекватность в целостной системе взаимоотношений
"человек - среда", которая включает
не только приведенное выше толкование,
но и связи между потребностями человека
и возможностью их удовлетворения в труде
(другими словами, неиспользование человеком
своих возможностей, снижение нагрузки,
низкая стимуляция). Кстати, это в немалой
степени связано с проблемой справедливости
в труде (вклад должен соответствовать
вознаграждению), а эта проблема напрямую
связана с проблемой чувства собственного
достоинства работника.
Анализируя причины низкой удовлетворенности
трудом, С. Касл выделяет следующие их
основные группы
1) Связанные с условиями труда: риск для
здоровья и безопасности; интенсивность
заданного темпа и физической нагрузки;
большая продолжительность труда (особенно,
если она навязана кем-то); вечерние и ночные
смены; неопределенность заданий; недостаток
контроля в течение работы.
2) Связанные с содержанием труда: недостаточное
использование навыков и способностей;
мелкая раздробленность повторяющейся
задачи (одни и те же примитивные операции).
3) Связанные с взаимоотношениями в группе;
отсутствие возможности реально взаимодействовать
с коллегами; большие группы с недостаточным
(реальным) взаимодействием; неприятие
сослуживцами.
4) Связанные с руководством: изоляция
от процесса принятия решения; невозможность
наладить обратную связь с руководителем;
отсутствие оценки хорошего исполнения;
недостаток внимания и понимания со стороны
руководства.
5) Связанные с особенностями организации:
большие организации с уровневым подразделением
(особенно при относительно небольшом
числе уровней в организации, когда особенно
очевидна иерархическая разница); штатная
должность (по сравнению с карьерным перемещением,
ростом в рамках одной должности); дискриминация
при приеме на работу.
6) Связанные с заработной платой и служебным
ростом: низкое материальное вознаграждение;
ощущение несправедливости в зарплате;
отсутствие перспектив в продвижении
по службе.
Купер и Маршалл исследовали источники стресса офисных работников (менеджеров) и выявили следующие их группы
Факторы профессионального стресса, связанные с трудовой деятельностью:
-слишком много работы (перегрузки);
-плохие физические условия труда;
-дефицит времени (когда все время чего-то не успеваешь…);
-необходимость самостоятельного принятия решения.
Факторы стресса, связанные с ролью работника в организации:
-ролевая неопределенность, например недостаточная информированность о профессиональных обязанностях и соответствующих ожиданиях со стороны коллег и начальства ("в том числе и "соблазн сачкануть во время работы" - Н.П.);
-ролевой конфликт, когда субъект считает, что он делает то, чего не должен, или чего он не желает делать…
-ответственность за других людей и за какие-то вещи (за оборудование, за бюджет и т.п.). Заметим, что ответственность за людей - более стрессогенна;
-слишком низкая ответственность (больно бьющая по самолюбию и очень расхолаживающая в работе);
-малая степень участия в принятии решений в организации.
Факторы стресса, связанные с взаимоотношениями на работе:
-взаимоотношения с руководством, с подчиненными, с коллегами. Интересно, что для руководителей с научной и технической ориентацией отношения с другими людьми менее значимы, чем для руководителей, ориентированных на человеческие контакты;
-трудности в делегировании полномочий (например, отказ подчиненных выполнять распоряжения руководителя).
Факторы, связанные с деловой карьерой:
-два основных стрессогенных фактора: профессиональная "неуспешность", боязнь ранней отставки; статус несоответствия, медленное или слишком быстрое продвижение, фрустрация из-за достижения "предела" своей карьеры;
-отсутствие гарантированной работы (постоянное ожидание каких-то изменений);
-несоответствие уровня притязаний данному профессиональному статусу.
Факторы, связанные с организационной структурой и психологическим климатом:
-неэффективное консультирование (невозможность получить своевременную квалифицированную помощь по ряду важных вопросов);
-ограничение свободы
поведения, интриги и т.п.
Синдром
«эмоционального
выгорания в профессиональной
деятельности»
Синдром выгорания представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личностной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. Он рассматривается как результат неудачно разрешенного стресса на рабочем месте.
Синдром эмоционального выгорания представляет собой состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления, возникающее в результате хронического стресса на работе. Развитие данного синдрома характерно в первую очередь для профессий, где доминирует оказание помощи людям (медицинские работники, учителя, психологи, социальные работники, спасатели, работники правоохранительных органов, пожарные). Синдром эмоционального выгорания рассматривается как результат неблагоприятного разрешения стресса на рабочем месте.
Выделяют три ключевых признака синдрома эмоционального выгорания :
1. предельное истощение,
2. отстраненность от клиентов (пациентов, учеников) и от работы,
3. ощущение неэффективности и недостаточности своих достижений
Развитию синдрома
эмоционального выгорания,
Вторым признаком
синдрома эмоционального
Третьим признаком синдрома выгорания является - ощущение утраты собственной эффективности или падение самооценки в рамках выгорания. Люди не видят перспектив для своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности.