Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 12:33, курсовая работа
Целью данной работы является изучения понятия стресса и фактор, оказывающих влияния на работника и на организацию в целом.
Задача курсовой работы осуществляется в следующем:
- Дать полную характеристику понятию стресса;
- Выявить причины стресса на рабочем месте;
- Изучить методы предупреждения стресса и «борьбы» с ним;
Введение
1.Стресс: понятие, причины, симптомы и стадии.
2.Влияние стрессов на эффективность трудовой деятельности.
3.Стресс-менеджмент.
Заключение
Список использованных источников
Приложение А.
Содержание
Введение
1.Стресс: понятие, причины, симптомы и стадии.
2.Влияние стрессов на
эффективность трудовой
3.Стресс-менеджмент.
Заключение
Список использованных источников
Приложение А.
Введение
Стресс в последнее
время становится всё более распространённым
явление. Особенно, значима эта тема
для управленцев в организации,
ведь стрессы, переживаемые работниками,
могут оказать разрушительное воздействие
как на них самих, так и на организацию
в целом. Обычно стресс ассоциируется
с двумя основными моментами:
препятствиями и
Таким образом, необходимы два условия, чтобы стресс из потенциального перешёл в состояние реального: неуверенность работника в том, что он обязательно достигнет результата, и особая важность для него получения этого результата. Так, если продвижение в данной организации не представляет для работника существенного интереса, то он вряд ли будет испытывать состояние стресса в случае неудовлетворительной оценки результатов его работы в организации.
Слово «стресс» приобрело в обыденной жизни ярко выраженное отрицательное значение. Стресс является не только естественной, но и абсолютно нормальной реакцией человеческого организма и психики на сложные обстоятельства, следовательно, полное его отсутствие подобно «смерти».
Целью данной работы является изучения понятия стресса и фактор, оказывающих влияния на работника и на организацию в целом.
Задача курсовой работы осуществляется в следующем:
- Дать полную характеристику понятию стресса;
- Выявить причины стресса на рабочем месте;
- Изучить методы предупреждения стресса и «борьбы» с ним;
1 Стресс: понятие, причины, симптомы и стадии.
Модное и вместе с тем
пугающее всех слово «стресс» («нажим»)
пришло к нам из мира инквизиции,
где означало степень физического
давления с помощью натисков, чтобы
во время пыток вырвать из жертвы
признание. И, хотя инквизиция давно
прошла, психологические и
Первым человеком, который
дал определение понятия
1 стадия "тревоги" несёт за собой смысл резкого падения сопротивляемости организма, он испытывает серьёзные трудности;
2 стадия "адаптации" - происходит адаптация к внешним условиям
3стадией является "истощение" - резкое снижение активных свойств организма.
Специалисты и учёные, занимающиеся учением стрессом и всеми его отраслями, поделили его на два вида: эвстресс и дистресс.
Эвстресс - вид "положительного" стрессового состояния, который мобилизует множество внутренних процессов организма, активизирует память, познавательную деятельность.
Дистресс - вид "отрицательного" стрессового состояния, в котором организм энергетически ослаблен, наиболее подвержен болезням, чувствует физическую и моральную усталость. Ведут к депрессии, которые в затяжном состоянии ведут к серьёзным болезням, требующим врачебного вмешательства.
Депрессия - неспецифическая реакция организма на стресс.
Причины стресса на рабочем месте
Факторы, вызывающие стресс, или так называемые стрессоры, воздействующие на работников в наши дни, включают:
1)Факторы стресса вне организации.
Стресс на работе нельзя ограничивать событиями и условиями, имеющими место непосредственно на рабочем месте. Любая организация является открытой социальной системой, и на ее элементы - работников - естественно воздействуют внешние факторы, такие как изменения в обществе, экономические и финансовые условия, изменения в их личной жизни (семейные проблемы, старение, смерть близкого родственника, рождение ребенка и т.п.).
Так, можно сказать, что неудовлетворительное финансовое положение может побуждать людей брать дополнительную работу, в результате чего сокращается время отдыха и усиливается стресс. Серьезным фактором стресса работников являются и семейные кризисы. Имеются также данные о том, что в семьях, где работают оба супруга, находящийся в стрессовых условиях муж может "передать" свой стресс жене.
2)К групповым факторам
стресса можно отнести
а) отсутствие групповой
сплоченности - отсутствие возможности
для работника чувствовать себя
членом коллектива вследствие специфики
рабочего места, из-за того, что руководитель
не допускает или ограничивает эту
возможность, или потому, что другие
члены группы не принимают его
в свои ряды, может явиться источником
сильного стресса, особенно для работников
с высоким стремлением к
б) наличие внутриличностных, межличностных и внутригрупповых конфликтов - наличие серьезных противоречий или несовместимости отдельных характеристик личности работника, например, его личных целей, нужд, ценностей, с социально одобряемыми в группе, где он работает, а значит, вынужден постоянно находиться, общаться, взаимодействовать, также является серьезным стрессогенным фактором.
3) Факторы стресса, связанные с организацией.
Причины связанного с работой
стресса исследуются уже
· неуверенность в завтрашнем дне - для многих работников постоянным стрессором является боязнь потерять свою работу из-за сокращения, неадекватных трудовых показателей, возраста или по другой причине;
· невозможность влиять
на свою работу - как отмечают многие
исследователи, то, в какой степени
человек влияет на свою работу, может
быть связано со стрессовым состоянием.
Монотонная механическая работа и ответственность
за вещи, на которые люди не могут
влиять, являются особенно стрессовыми
факторами для некоторых
· характер выполняемой работы - сложность решаемых задач, самостоятельность в работе, степень ответственности, условия труда:
· степень опасности при выполнении работы, уровень шума и т.п., как показывают результаты многочисленных исследований, могут быть также отнесены к факторам, нередко провоцирующим стресс у работников;
· ролевая двусмысленность
и ролевой конфликт - оба эти
условия в большинстве случаев
воспринимаются как стрессоры. Здесь
под ролевой двусмысленностью подразумевается
неопределенность в отношениях с
человеком, исполняющим ту или иную
роль, а под ролевым конфликтом
- различные несовместимые
· специфическая организационная структура - например, матричная структура организации, предполагающая двойное подчинение, нередко является источником стресса для работника, вынужденного одновременно выполнять распоряжения двух руководителей;
· стрессогенный стиль управления - частое использование методов неоправданного давления и угроз является одним из самых сильных факторов стресса для подчиненных;
· давление рабочего графика - сменная работа, а в особенности работа по скользящему графику, часто создает потребность в ряде психологических и связанных с внерабочей жизнью изменений, являющихся потенциальными стрессорами. С другой стороны, очень напряженный рабочий график, который делает затруднительным либо невозможным одновременное удовлетворение производственных и личностных потребностей, может также являться сильным стрессором для людей в самых разных трудовых ситуациях. Нужно учиться узнавать симптомы стресса. Без этого невозможно сохранить здоровье.
Ученые выделяют четыре группы симптомов, по которым можно «заметить» стресс.
1 группа. Физиологические симптомы стресса:
боли в разных частях тела (спина, желудок) неопределенного характера; особенно головные боли;
повышение или понижение артериального давления;
нарушения процессов пищеварения;
напряжение в мышцах;
дрожь или судороги в конечностях;
появление высыпаний аллергического характера;
увеличение или потеря веса;
повышенная потливость.
нарушения сна и/или аппетита
нарушение сексуальной активности
2 группа. Эмоциональные симптомы стресса:
раздражительность, приступы гнева;
равнодушие;
ощущение постоянной тоски, депрессия;
беспокойство, повышенная тревожность;
чувство одиночества;
чувство вины;
недовольство собой или своей работой.
3 группа. Поведенческие симптомы стресса:
увеличение числа ошибок при выполнении привычной работы;
потеря внимания к своему внешнему виду;
нарушения сна и/или аппетита;
резкое увеличение количества выкуриваемых сигарет; более интенсивное употребление алкоголя;
увеличение конфликтных ситуаций на работе или в семье;
трудоголизм, полное погружение в рабочие проблемы в ущерб отдыху и семейным обязательствам; либо наоборот
суетливость; ощущение хронической нехватки времени.
4 группа. Интеллектуальные симптомы стресса:
проблемы с необходимостью сосредоточиться;
ухудшение памяти;
постоянное и чаще всего бесплодное возвращение к одной и той же мысли, одной и той же проблеме;
трудности в принятии решений;
преобладание негативных мыслей.
Наиболее «говорящими» являются симптомы физиологического и эмоционального плана.
2 Влияние стрессов на эффективность трудовой деятельности.
Следует отметить, что экстремальное воздействие далеко не всегда оказывает отрицательное влияние на эффективность выполняемой деятельности. В противном случае вообще было бы невозможно успешное преодоление трудностей, возникающих при усложнении условий. Устойчивость человека к возникновению различных форм стрессовых реакций определяется, прежде всего, индивидуально-психологическими особенностями и мотивационной ориентацией личности. Однако работа в стрессогенной ситуации обязательно приводит к дополнительной мобилизации внутренних ресурсов, что может иметь неблагоприятные отсроченные последствия. У каждого человека есть свой индивидуальный временной предел стресса.
Как показывают исследования, один и тот же раздражитель воздействует на разных людей неодинаково. В то время как для одних он превращается в стрессор и порождает стрессовую реакцию, другие его просто не замечают. Это обусловлено индивидуальными личностными различиями. В конечном счете, все определяет система ценностей личности, проявляющаяся в соответствующих чертах и свойствах.
Зная о печальных последствиях стресса, мы просто вынуждены заниматься защитой своей психики от перенапряжений. Оборону нашей психики принято называть стрессоустойчивостью.
Стрессоустойчивость – человека - умение преодолевать трудности, подавлять свои эмоции, понимать человеческие настроения, проявляя выдержку и такт.
Стрессоустойчивость определяется совокупностью личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки, обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.
Различают три типа личностей по устойчивости к стрессу:
· «Волы» - лица, способные выдерживать большие длительные перегрузки, адаптируясь к стрессу.
· «Кролики» - лица, которых даже небольшая дополнительная нагрузка может выбить из колеи, они избегают стресса.
· «Львы» - лица, которых стресс мобилизует и они могут долго с полной отдачей работать на пределе своих возможностей.