Стрессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 12:33, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучения понятия стресса и фактор, оказывающих влияния на работника и на организацию в целом.
Задача курсовой работы осуществляется в следующем:
- Дать полную характеристику понятию стресса;
- Выявить причины стресса на рабочем месте;
- Изучить методы предупреждения стресса и «борьбы» с ним;

Содержание

Введение
1.Стресс: понятие, причины, симптомы и стадии.
2.Влияние стрессов на эффективность трудовой деятельности.
3.Стресс-менеджмент.
Заключение
Список использованных источников
Приложение А.

Работа состоит из  1 файл

стрессы ворганизации.docx

— 42.68 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение

1.Стресс: понятие, причины, симптомы и стадии.

2.Влияние стрессов на  эффективность трудовой деятельности.

3.Стресс-менеджмент.

Заключение

Список использованных источников

Приложение А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Стресс в последнее  время становится всё более распространённым явление. Особенно, значима эта тема для управленцев в организации, ведь стрессы, переживаемые работниками, могут оказать разрушительное воздействие  как на них самих, так и на организацию  в целом. Обычно стресс ассоциируется  с двумя основными моментами: препятствиями и неосуществленными  желаниями. Например, получение высокой  оценки по итогам аттестации может  способствовать продвижению по службе и повышении заработной платы, в  то время как неудовлетворительная оценка может стать препятствием для долгожданного повышения  и даже основанием ля увольнения с  работы из-за несоответствия занимаемой должности.

Таким образом, необходимы два  условия, чтобы стресс из потенциального перешёл в состояние реального: неуверенность работника в том, что он обязательно достигнет  результата, и особая важность для  него получения этого результата. Так, если продвижение в данной организации  не представляет для работника существенного  интереса, то он вряд ли будет испытывать состояние стресса в случае неудовлетворительной оценки результатов его работы в  организации.

Слово «стресс» приобрело  в обыденной жизни ярко выраженное отрицательное значение. Стресс является не только естественной, но и абсолютно  нормальной реакцией человеческого  организма и психики на сложные  обстоятельства, следовательно, полное его отсутствие подобно «смерти».

Целью данной работы является изучения понятия стресса и фактор, оказывающих влияния на работника и на организацию в целом.

Задача курсовой работы осуществляется в следующем:

- Дать полную характеристику  понятию стресса;

- Выявить причины стресса  на рабочем месте;

- Изучить методы предупреждения  стресса и «борьбы» с ним;

 

 

 

1 Стресс: понятие, причины, симптомы и стадии.

Модное и вместе с тем  пугающее всех слово «стресс» («нажим») пришло к нам из мира инквизиции, где означало степень физического  давления с помощью натисков, чтобы  во время пыток вырвать из жертвы признание. И, хотя инквизиция давно  прошла, психологические и психофизиологические пытки, которые мы испытываем во время  стресса, не только не прошли, но в процессе развития цивилизации даже усилились. Едва ли сегодня найдется человек, который  в той или иной степени не испытывал  бы стрессовые переживания. С ним  особенно хорошо знакомы все те, кто работают в бизнесе, в мелких, и в крупных компаниях - от простых  исполнителей до менеджеров по управлению персоналом и руководителей фирм. Стресс не знает границ, он интернационален  и пронизывает все государства, цивилизации и культуры и самые  высоко развитые, и наиболее бедные

Первым человеком, который  дал определение понятия стресса, был канадский врач и биолог Ганс Селье (1907-1982). За свою насыщенную жизнь он очень много времени отдал изучению стресса и всего что связано с этим явлением. По Г. Селье "стресс - это неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование" или "общий адаптационный синдром". Само понятие стресса довольно обширное и имеет много разных истолкований: "Стресс - это совокупность защитных физиологических реакций, возникающих в организме животных и человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов". Зачастую понятие зависит от концепции, от которой отталкивается автор. Рассматривая понятие стресса с точки зрения влияния эмоций на сложившиеся обстоятельства окружающего мира, некоторые специалисты дают такие определения как: "Стресс - возникающий в сложных условиях феномен психической деятельности" (Наенко). Состояние стресса достигается людьми, занимающимися сложной работой, сопровождаемой плохими условиями. Ганс Селье выделял три стадии этого "общего адаптационного синдрома":

1 стадия "тревоги" несёт за собой смысл резкого падения сопротивляемости организма, он испытывает серьёзные трудности;

2 стадия "адаптации" - происходит адаптация к внешним условиям

3стадией является "истощение" - резкое снижение активных свойств организма.

Специалисты и учёные, занимающиеся учением стрессом и всеми его  отраслями, поделили его на два вида: эвстресс и дистресс.

Эвстресс - вид "положительного" стрессового состояния, который мобилизует множество внутренних процессов организма, активизирует память, познавательную деятельность.

Дистресс - вид "отрицательного" стрессового состояния, в котором организм энергетически ослаблен, наиболее подвержен болезням, чувствует физическую и моральную усталость. Ведут к депрессии, которые в затяжном состоянии ведут к серьёзным болезням, требующим врачебного вмешательства.

Депрессия - неспецифическая  реакция организма на стресс.

Причины  стресса на рабочем  месте

Факторы, вызывающие стресс, или так называемые стрессоры, воздействующие на работников в наши дни, включают:

1)Факторы стресса вне  организации.

Стресс на работе нельзя ограничивать событиями и условиями, имеющими место непосредственно  на рабочем месте. Любая организация  является открытой социальной системой, и на ее элементы - работников - естественно  воздействуют внешние факторы, такие  как изменения в обществе, экономические  и финансовые условия, изменения  в их личной жизни (семейные проблемы, старение, смерть близкого родственника, рождение ребенка и т.п.).

Так, можно сказать, что  неудовлетворительное финансовое положение  может побуждать людей брать  дополнительную работу, в результате чего сокращается время отдыха и  усиливается стресс. Серьезным фактором стресса работников являются и семейные кризисы. Имеются также данные о  том, что в семьях, где работают оба супруга, находящийся в стрессовых условиях муж может "передать" свой стресс жене.

2)К групповым факторам  стресса можно отнести следующие:

а) отсутствие групповой  сплоченности - отсутствие возможности  для работника чувствовать себя членом коллектива вследствие специфики  рабочего места, из-за того, что руководитель не допускает или ограничивает эту  возможность, или потому, что другие члены группы не принимают его  в свои ряды, может явиться источником сильного стресса, особенно для работников с высоким стремлением к аффилиации;

б) наличие внутриличностных, межличностных и внутригрупповых конфликтов - наличие серьезных противоречий или несовместимости отдельных характеристик личности работника, например, его личных целей, нужд, ценностей, с социально одобряемыми в группе, где он работает, а значит, вынужден постоянно находиться, общаться, взаимодействовать, также является серьезным стрессогенным фактором.

3) Факторы стресса, связанные  с организацией.

Причины связанного с работой  стресса исследуются уже немалое  время, и перечень потенциальных  факторов, вызывающих стресс, весьма длинен. В нем можно найти физические факторы, превращающие рабочее место  во враждебную среду (повышенная температура, шум, многолюдность и т.д.), а также  массу психосоциальных факторов, обусловленных конкретной комбинацией  трудовых, организационных и социальных особенностей рабочего места. К наиболее точно установленным стрессорам, связанным с производственной средой, относятся:

·  неуверенность в  завтрашнем дне - для многих работников постоянным стрессором является боязнь потерять свою работу из-за сокращения, неадекватных трудовых показателей, возраста или по другой причине;

·  невозможность влиять на свою работу - как отмечают многие исследователи, то, в какой степени  человек влияет на свою работу, может  быть связано со стрессовым состоянием. Монотонная механическая работа и ответственность  за вещи, на которые люди не могут  влиять, являются особенно стрессовыми  факторами для некоторых работников;

·  характер выполняемой  работы - сложность решаемых задач, самостоятельность в работе, степень  ответственности, условия труда:

·  степень опасности  при выполнении работы, уровень шума и т.п., как показывают результаты многочисленных исследований, могут  быть также отнесены к факторам, нередко провоцирующим стресс у  работников;

·  ролевая двусмысленность  и ролевой конфликт - оба эти  условия в большинстве случаев  воспринимаются как стрессоры. Здесь  под ролевой двусмысленностью подразумевается  неопределенность в отношениях с  человеком, исполняющим ту или иную роль, а под ролевым конфликтом - различные несовместимые ожидания в отношении значимых людей на работе;

·  специфическая организационная  структура - например, матричная структура  организации, предполагающая двойное  подчинение, нередко является источником стресса для работника, вынужденного одновременно выполнять распоряжения двух руководителей;

·  стрессогенный стиль управления - частое использование методов неоправданного давления и угроз является одним из самых сильных факторов стресса для подчиненных;

·  давление рабочего графика - сменная работа, а в особенности  работа по скользящему графику, часто  создает потребность в ряде психологических  и связанных с внерабочей жизнью изменений, являющихся потенциальными стрессорами. С другой стороны, очень  напряженный рабочий график, который  делает затруднительным либо невозможным  одновременное удовлетворение производственных и личностных потребностей, может  также являться сильным стрессором для людей в самых разных трудовых ситуациях.  Нужно учиться узнавать симптомы стресса. Без этого невозможно сохранить здоровье.

Ученые выделяют четыре группы симптомов, по которым можно «заметить» стресс.

1 группа. Физиологические  симптомы стресса:

боли в разных частях тела (спина, желудок) неопределенного характера; особенно головные боли;

повышение или понижение  артериального давления;

нарушения процессов пищеварения;

напряжение в мышцах;

дрожь или судороги в конечностях;

появление высыпаний аллергического характера;

увеличение или потеря веса;

повышенная потливость.

нарушения сна и/или аппетита

нарушение сексуальной активности

2 группа. Эмоциональные  симптомы стресса:

раздражительность, приступы гнева;

равнодушие;

ощущение постоянной тоски, депрессия;

беспокойство, повышенная тревожность;

чувство одиночества;

чувство вины;

недовольство собой или  своей работой.

3 группа. Поведенческие  симптомы стресса:

увеличение числа ошибок при выполнении привычной работы;

потеря внимания к своему внешнему виду;

нарушения сна и/или аппетита;

резкое увеличение количества выкуриваемых сигарет; более интенсивное  употребление алкоголя;

увеличение конфликтных  ситуаций на работе или в семье;

трудоголизм, полное погружение в рабочие проблемы в ущерб отдыху и семейным обязательствам; либо наоборот

суетливость; ощущение хронической  нехватки времени.

4 группа. Интеллектуальные  симптомы стресса:

проблемы с необходимостью сосредоточиться;

ухудшение памяти;

постоянное и чаще всего  бесплодное возвращение к одной  и той же мысли, одной и той  же проблеме;

трудности в принятии решений;

преобладание негативных мыслей.

Наиболее «говорящими» являются симптомы физиологического и эмоционального плана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Влияние стрессов на эффективность трудовой деятельности.

Следует отметить, что экстремальное  воздействие далеко не всегда оказывает  отрицательное влияние на эффективность  выполняемой деятельности. В противном  случае вообще было бы невозможно успешное преодоление трудностей, возникающих  при усложнении условий. Устойчивость человека к возникновению различных  форм стрессовых реакций определяется, прежде всего, индивидуально-психологическими особенностями и мотивационной ориентацией личности. Однако работа в стрессогенной ситуации обязательно приводит к дополнительной мобилизации внутренних ресурсов, что может иметь неблагоприятные отсроченные последствия. У каждого человека есть свой индивидуальный временной предел стресса.

         Как показывают исследования, один и тот же раздражитель воздействует на разных людей неодинаково. В то время как для одних он превращается в стрессор и порождает стрессовую реакцию, другие его просто не замечают. Это обусловлено индивидуальными личностными различиями. В конечном счете, все определяет система ценностей личности, проявляющаяся в соответствующих чертах и свойствах.

Зная о печальных последствиях стресса, мы просто вынуждены заниматься защитой своей психики от перенапряжений. Оборону нашей психики принято  называть стрессоустойчивостью.

Стрессоустойчивость – человека - умение преодолевать трудности, подавлять  свои эмоции, понимать человеческие настроения, проявляя выдержку и такт.

Стрессоустойчивость определяется совокупностью личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные  нагрузки, обусловленные особенностями  профессиональной деятельности, без  особых вредных последствий для  деятельности, окружающих и своего здоровья.

Различают три  типа личностей по устойчивости к стрессу:

            · «Волы» - лица, способные выдерживать большие длительные перегрузки, адаптируясь к стрессу.

            · «Кролики» - лица, которых даже небольшая дополнительная нагрузка может выбить из колеи, они избегают стресса.

            · «Львы» - лица, которых стресс мобилизует и они могут долго с полной отдачей работать на пределе своих возможностей.

Информация о работе Стрессы