Стрессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 12:33, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучения понятия стресса и фактор, оказывающих влияния на работника и на организацию в целом.
Задача курсовой работы осуществляется в следующем:
- Дать полную характеристику понятию стресса;
- Выявить причины стресса на рабочем месте;
- Изучить методы предупреждения стресса и «борьбы» с ним;

Содержание

Введение
1.Стресс: понятие, причины, симптомы и стадии.
2.Влияние стрессов на эффективность трудовой деятельности.
3.Стресс-менеджмент.
Заключение
Список использованных источников
Приложение А.

Работа состоит из  1 файл

стрессы ворганизации.docx

— 42.68 Кб (Скачать документ)

В то время как взаимосвязи  между стрессом и физическим здоровьем  человека уделялось пристальное  внимание, особенно медиками, воздействие  стресса на психологическое состояние  исследовано не столь подробно. В  то же время имеются данные [11] , что  имеется прямая зависимость между  высоким уровнем стресса и  такими агрессивными действиями, как  саботаж, межличностная агрессия, враждебное поведение и жалобы. Психологические  проблемы подобного типа, вызванные  стрессом, приводят в свою очередь  к неудовлетворительному исполнению служебных обязанностей, заниженной самооценке, сопротивлению указаниям  руководства, неспособности сосредоточиться  и принять решение и к неудовлетворенности  работой. Эти последствия стресса  приносят прямые убытки организации.

            Высокий уровень стресса оказывает также не всегда заметное, но абсолютно реальное воздействие на продуктивность работы менеджеров, занимающих ключевые посты в организации. Командная работа, а именно таковой является деятельность в организации, полагается на сильные стороны руководителя, авторитетного лидера, и является фактором успеха работы организации. На протяжении последних двух лет проводились исследования влияния перегрузок в работе руководителя на эффективность деятельности предприятия [10]. Так, например, менеджеры, постоянно подвергающиеся воздействию стресса, становятся жертвой резких перепадов настроения, и их подчиненные вскоре приобретают привычку не беспокоить их, даже когда речь идет о серьезных вопросах.

Таким образом, в производственной обстановке работа в условиях повышенного  уровня стресса, может вызвать «неэффективное поведение, избыточные реакции или  неспособность восстановиться после  работы» [8]. Это определение, данное Гайллардом, подытоживает результаты огромного числа публикаций, авторами которых показано, что повышенный стресс на работе, (как бы он ни определялся для ситуации конкретного человека) может привести к ухудшению трудовых показателей, учащению несчастных случаев, затруднениям в общении с людьми, более частым невыходам на работу, пониженной удовлетворенности ею и проблемам, тесно связанным со здоровьем.

Ещё одной отрицательной  тенденций стрессов может стать  профессиональное выгорание, которое  возникает в результате внутреннего  накапливания отрицательных эмоций без "разрядки" или "освобождения" от них. Профессиональное выгорание  ведет к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов человека, а  это в свою очередь ведёт к  профессиональной деформации- когнитивное искажение, психологическая дезориентация личности, формирующаяся из-за постоянного давления внешних и внутренних факторов профессиональной деятельности, и приводящая к формированию специфически-профессионального типа личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Стресс-менеджмент

В буквальном переводе с  английского стресс-менеджмент означает «управление стрессом». Дать однозначное  определение этому термину не просто: стресс-менеджмент включает в  себя и управление собой и своим  поведением непосредственно в момент стресса, и преодоление негативных последствий стрессовых ситуаций.

Существует достаточно много  способов и методов «борьбы со стрессом», как индивидуального, так  и организационного применения.

К индивидуальным методам можно отнести:

1) регулярный активный  отдых;

2) релаксация (занятия йогой,  медитация, аутотренинг);

3) тренинг навыков самоконтроля  поведения;

4) планирование собственного  времени;

В зарубежных организациях практикуются такие методы, как включение  в социальный пакет работника  оплаты занятий в спортивном зале, бассейне.

Некоторые из них стараются  обеспечить доведение до сведения работников конкретных простых методик, помогающих справиться со стрессом.

На уровне организации целесообразно применять  следующие меры по управлению стрессом:

· регулярный мониторинг и  формирование приемлемого социально- психологического климата;

· оптимизация организационной  структуры (распределения обязанностей, полномочий и ответственности), осуществляемая с учетом способностей и возможностей конкретных сотрудников;

· исключение (по возможности) ситуаций ролевого конфликта;

· максимально возможное  информирование сотрудника о том, что  в компании поощряется, а что нет.), о его перспективах (может включать планирование карьеры), о предстоящих  изменениях в организации и о  том, как они отразятся конкретно  на нем;

· обогащение содержания обязанностей работников;

· соблюдение санитарно-гигиенических  норм;

· предоставление сотрудникам  возможности почувствовать, что  они могут влиять на ситуацию (дать им право участвовать в принятии определенных решений, предоставить больше полномочий в организации собственного рабочего места, планирования своего рабочего времени и т.п.);

· предоставление сотрудникам  регулярной обратной связи о результатах  их труда;

· обучение менеджеров высшего  и среднего звена управлению конфликтами, навыкам партнерского общения;

· предоставление сотрудникам  консультативной поддержки.

Профилактика  стресса  на работе необходима. Намного проще предотвратить стрессы, чем в дальнейшем работать с последствиями воздействия стрессовых ситуациях.

Способы по профилактике стресса:

  • Отношение на работе:

-семинары, тренинги,  ролевые игры, которые направлены на повышения стрессоустойчивости, на умение справляться с непредвиденными обстоятельствами; 

-доверительные отношения сотрудников друг с другом, дружный коллектив, возможность поговорить с коллегами о том, что тревожит;

-производственная гимнастика, музыкальная пауза или чаепитие , а так же корпоративные выезды на природу;

-возможность рассказать руководителю о том, «ЧТО ВОЛНУЕТ»;

  • Личное отношение к работе:

-умение планировать свою деятельность;

-работа только в рабочее  время (работа создана для работы, а дом – для отдыха и общения с семьей, следуйте этому важному правилу, отпускайте мысли о своей профессиональной деятельности, как только вы закрыли дверь в кабинет и вышли на улицу);

-умение говорить нет  (если вам дают новые поручения, а вы чувствуйте, что не справляетесь, то откажите);

-поиск своего любимого  дела (спросите себя: «Чем вам действительно нравится заниматься?» Идите к своему предназначению);

-перестаньте гоняться за деньгами. Деньги – это не цель, а средство. Лучше поработайте со своим мышлением и поймите истинную причину недостатка финансов. Займитесь личностным ростом.

  • Вне работы

-стрессы у персонала могут быть не только связаны с работой. Человек может принести негативные переживания из других сфер жизни. Поэтому сам человек в первую очередь должен заботиться о своем психо-эмоциональном состоянии, а не его работодатель.  Нужно давать своему организму отдых. Для этого подойдут различные техники релаксации и медитации, фитнес, плаванье, йога, езда на велосипеде или любой другой вид спорта. Ну и хотелось бы подчеркнуть важность установок. Нужно настраивать себя на успех. Важно поддерживать себя в любой ситуации.  И любить себя, что бы не случилось.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, в данной работе рассмотрено явление и понятие  стресса, дано его определение. Также  в работе представлен анализ причин стресса на рабочем месте, факторов, способствующих его проявлению, понятие стрессоустойчивости. Показаны основные эффекты стресса на рабочем месте, а так же последствия, но и приведены меры по предупреждению стресса на организационном уровне.

Выше говорилось о том, что стресс имеет не только негативную, но и позитивную сторону. Более того, очевидно, что невозможно полностью  избавить от него человека. Поэтому, разрабатывая и осуществляя меры по борьбе со стрессом, менеджер должен сосредоточиться  на тех аспектах стрессовых состояний  работников, которые прямо и непосредственно  оказывают негативное влияние на производственное поведение и эффективность  их трудовой деятельности. Борьба с  чрезмерным стрессом - это прежде всего выявление и устранение стрессоров - факторов, его вызывающих.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  А

Наше тело посылает нам  сигналы S.O.S., которые мы не должны игнорировать.

1. Боль в мышцах - боль  в области шеи, которую вы  объясняете долгой работой за  компьютером, на самом деле  может быть признаком стресса.  “Стресс, безусловно, влияет на  работу нашего опорно-двигательного  аппарата, проявляясь болью или  спазмами в мышцах”, - объясняет  психолог и физиотерапевт Элизабет  Ломбардо. “Это подготавливает нас к условиям выживания, таким, какие были необходимы нашим предкам. Но, тем не менее, в отличие от них, сегодня наш организм не нуждается в подобной реакции”.

2. Раздражение глазного  нерва - вы когда-нибудь чувствовали,  как непроизвольно сокращаются  мышцы глаза, при этом, он слегка  подергивает? Если это случается  достаточно часто, то вызывает  беспокойство и доставляет неудобства, а в некоторых случаях, это  является симптомом стресса. “Это  состояние известно как тонический  блефароспазм”, - рассказывает Дебби  Мандель, веллнес - эксперт. "Постоянно давайте вашим глазам отдых. При работе на компьютере каждые 20 минут отвлекайтесь и смотрите на пейзаж за окном, если такового не имеется, просто закройте глаза и представьте себе прогулку по парку". Поменьше смотрите телевизор, особенно вредна информация вызывающая отрицательные эмоции.

3. Неаккуратные ногти  и кутикула - у вас неопрятный, оборванный вид кутикулы или  ногтей? Подобное их состояние  может быть результатом нервной  привычки, вызванной стрессом. “Нервные  привычки, такие как, привычка  грызть ногти, - это именно то, благодаря чему мы отвлекаем  себя от стрессовых мыслей”, - говорит Мандель. Также она утверждает, что таким образом многие женщины “зажевывают стресс”. Если именно таким образом вы успокаиваетесь, то старайтесь всегда под рукой держать предмет наподобие мягкого шарика, который можно держать в руке в периоды стресса, к примеру, во время разговора с трудным клиентом. Такая подмена позволяет “выжать стресс из тела”.

4. Кариес - всем нам известно, что пренебрежительное отношение  к гигиене полости рта –  это первый шаг на пути к  кариесу, но, по утверждениям экспертов,  стресс также может быть причиной развития заболевания, особенно если у вас есть такая привычка, как скрежетать зубами. Проблема состоит в том, что эта плохая привычка повреждает зубы, делая их более восприимчивыми к кариесу. Мендель предлагает перенаправить ваши тревоги на бумагу и ручку. “Найдите время для того, чтобы записать все ваши проблемы на бумаге, объективно их проанализируйте, а затем напишите список видимых вами решений”, - добавила она.

5. Сыпь - это звучит странно,  но ваша кожа может быть  очень хорошим показателем уровня  стресса. “Стресс может вызывать  покраснения, как правило, это  красные пятна или сыпь на  животе, спине, руках или лице”, - отмечает Ломбардо. “Пока нам неизвестны точные причины происходящего, но некоторые эксперты полагают, что именно таким образом наша иммунная система реагирует на стресс: выделяется гистамин, в результате чего тело начинает зудить”.

6. Тошнота - стресс может нарушить работу желудка, а тошнота, в таком случае, является ничем иным, как побочном эффектом. Если ваше беспокойство вызывает тошноту, то попробуйте следующий трюк, который, по утверждению Мандель, обязательно подействует: при очередном приступе тошноты, подержите руки под проточной теплой водой.

7. Сонливость - чувствуете себя вялым? Виной этому может быть стресс. “Гормон стресса заставляет наше тело вырабатывать чрезмерное количество адреналина, что, в конечном итоге, приводит к возникновению сонливости”, - говорит Мандель. “Стресс также неизменно влияет и на качество сна, поэтому часто человек просыпается уставшим и раздраженным”. Для решения этой проблемы, она предлагает ложиться спать раньше или же выделять полчаса в обед для сна.  Кроме того стоит обратить особое внимание на свое здоровье и постараться вести по возможности здоровый образ жизни.

8. Забывчивость - исследования показывают, что хронический стресс в буквальном смысле уменьшает размер гиппокампа, часть мозга, отвечающая за хранение воспоминаний. Но, к счастью, его размер возвращается в норму, как только уровень стресса снижается. Ломбардо советует для поддержания функционирования мозга на оптимальном уровне больше времени уделять физическим нагрузкам. Это поможет вам быть более подготовленным к будущим стрессовым моментам.


Информация о работе Стрессы