Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 12:33, курсовая работа
Целью данной работы является изучения понятия стресса и фактор, оказывающих влияния на работника и на организацию в целом.
Задача курсовой работы осуществляется в следующем:
- Дать полную характеристику понятию стресса;
- Выявить причины стресса на рабочем месте;
- Изучить методы предупреждения стресса и «борьбы» с ним;
Введение
1.Стресс: понятие, причины, симптомы и стадии.
2.Влияние стрессов на эффективность трудовой деятельности.
3.Стресс-менеджмент.
Заключение
Список использованных источников
Приложение А.
В то время как взаимосвязи
между стрессом и физическим здоровьем
человека уделялось пристальное
внимание, особенно медиками, воздействие
стресса на психологическое состояние
исследовано не столь подробно. В
то же время имеются данные [11] , что
имеется прямая зависимость между
высоким уровнем стресса и
такими агрессивными действиями, как
саботаж, межличностная агрессия, враждебное
поведение и жалобы. Психологические
проблемы подобного типа, вызванные
стрессом, приводят в свою очередь
к неудовлетворительному
Высокий уровень стресса оказывает также не всегда заметное, но абсолютно реальное воздействие на продуктивность работы менеджеров, занимающих ключевые посты в организации. Командная работа, а именно таковой является деятельность в организации, полагается на сильные стороны руководителя, авторитетного лидера, и является фактором успеха работы организации. На протяжении последних двух лет проводились исследования влияния перегрузок в работе руководителя на эффективность деятельности предприятия [10]. Так, например, менеджеры, постоянно подвергающиеся воздействию стресса, становятся жертвой резких перепадов настроения, и их подчиненные вскоре приобретают привычку не беспокоить их, даже когда речь идет о серьезных вопросах.
Таким образом, в производственной обстановке работа в условиях повышенного уровня стресса, может вызвать «неэффективное поведение, избыточные реакции или неспособность восстановиться после работы» [8]. Это определение, данное Гайллардом, подытоживает результаты огромного числа публикаций, авторами которых показано, что повышенный стресс на работе, (как бы он ни определялся для ситуации конкретного человека) может привести к ухудшению трудовых показателей, учащению несчастных случаев, затруднениям в общении с людьми, более частым невыходам на работу, пониженной удовлетворенности ею и проблемам, тесно связанным со здоровьем.
Ещё одной отрицательной
тенденций стрессов может стать
профессиональное выгорание, которое
возникает в результате внутреннего
накапливания отрицательных эмоций
без "разрядки" или "освобождения"
от них. Профессиональное выгорание
ведет к истощению
3 Стресс-менеджмент
В буквальном переводе с английского стресс-менеджмент означает «управление стрессом». Дать однозначное определение этому термину не просто: стресс-менеджмент включает в себя и управление собой и своим поведением непосредственно в момент стресса, и преодоление негативных последствий стрессовых ситуаций.
Существует достаточно много способов и методов «борьбы со стрессом», как индивидуального, так и организационного применения.
К индивидуальным методам можно отнести:
1) регулярный активный отдых;
2) релаксация (занятия йогой, медитация, аутотренинг);
3) тренинг навыков самоконтроля поведения;
4) планирование собственного времени;
В зарубежных организациях практикуются такие методы, как включение в социальный пакет работника оплаты занятий в спортивном зале, бассейне.
Некоторые из них стараются обеспечить доведение до сведения работников конкретных простых методик, помогающих справиться со стрессом.
На уровне
организации целесообразно
· регулярный мониторинг и формирование приемлемого социально- психологического климата;
· оптимизация организационной структуры (распределения обязанностей, полномочий и ответственности), осуществляемая с учетом способностей и возможностей конкретных сотрудников;
· исключение (по возможности) ситуаций ролевого конфликта;
· максимально возможное информирование сотрудника о том, что в компании поощряется, а что нет.), о его перспективах (может включать планирование карьеры), о предстоящих изменениях в организации и о том, как они отразятся конкретно на нем;
· обогащение содержания обязанностей работников;
· соблюдение санитарно-гигиенических норм;
· предоставление сотрудникам возможности почувствовать, что они могут влиять на ситуацию (дать им право участвовать в принятии определенных решений, предоставить больше полномочий в организации собственного рабочего места, планирования своего рабочего времени и т.п.);
· предоставление сотрудникам регулярной обратной связи о результатах их труда;
· обучение менеджеров высшего и среднего звена управлению конфликтами, навыкам партнерского общения;
· предоставление сотрудникам консультативной поддержки.
Профилактика стресса на работе необходима. Намного проще предотвратить стрессы, чем в дальнейшем работать с последствиями воздействия стрессовых ситуациях.
Способы по профилактике стресса:
-семинары, тренинги, ролевые игры, которые направлены на повышения стрессоустойчивости, на умение справляться с непредвиденными обстоятельствами;
-доверительные отношения сотрудников друг с другом, дружный коллектив, возможность поговорить с коллегами о том, что тревожит;
-производственная гимнастика, музыкальная пауза или чаепитие , а так же корпоративные выезды на природу;
-возможность рассказать руководителю о том, «ЧТО ВОЛНУЕТ»;
-умение планировать свою деятельность;
-работа только в рабочее время (работа создана для работы, а дом – для отдыха и общения с семьей, следуйте этому важному правилу, отпускайте мысли о своей профессиональной деятельности, как только вы закрыли дверь в кабинет и вышли на улицу);
-умение говорить нет (если вам дают новые поручения, а вы чувствуйте, что не справляетесь, то откажите);
-поиск своего любимого дела (спросите себя: «Чем вам действительно нравится заниматься?» Идите к своему предназначению);
-перестаньте гоняться за деньгами. Деньги – это не цель, а средство. Лучше поработайте со своим мышлением и поймите истинную причину недостатка финансов. Займитесь личностным ростом.
-стрессы у персонала могут быть не только связаны с работой. Человек может принести негативные переживания из других сфер жизни. Поэтому сам человек в первую очередь должен заботиться о своем психо-эмоциональном состоянии, а не его работодатель. Нужно давать своему организму отдых. Для этого подойдут различные техники релаксации и медитации, фитнес, плаванье, йога, езда на велосипеде или любой другой вид спорта. Ну и хотелось бы подчеркнуть важность установок. Нужно настраивать себя на успех. Важно поддерживать себя в любой ситуации. И любить себя, что бы не случилось.
Заключение
Таким образом, в данной работе рассмотрено явление и понятие стресса, дано его определение. Также в работе представлен анализ причин стресса на рабочем месте, факторов, способствующих его проявлению, понятие стрессоустойчивости. Показаны основные эффекты стресса на рабочем месте, а так же последствия, но и приведены меры по предупреждению стресса на организационном уровне.
Выше говорилось о том,
что стресс имеет не только негативную,
но и позитивную сторону. Более того,
очевидно, что невозможно полностью
избавить от него человека. Поэтому, разрабатывая
и осуществляя меры по борьбе со
стрессом, менеджер должен сосредоточиться
на тех аспектах стрессовых состояний
работников, которые прямо и
Список использованных источников
Приложение А
Наше тело посылает нам сигналы S.O.S., которые мы не должны игнорировать.
1. Боль в мышцах - боль
в области шеи, которую вы
объясняете долгой работой за
компьютером, на самом деле
может быть признаком стресса.
“Стресс, безусловно, влияет на
работу нашего опорно-
2. Раздражение глазного
нерва - вы когда-нибудь чувствовали,
как непроизвольно сокращаются
мышцы глаза, при этом, он слегка
подергивает? Если это
3. Неаккуратные ногти
и кутикула - у вас неопрятный,
оборванный вид кутикулы или
ногтей? Подобное их состояние
может быть результатом
4. Кариес - всем нам известно,
что пренебрежительное
5. Сыпь - это звучит странно,
но ваша кожа может быть
очень хорошим показателем
6. Тошнота - стресс может нарушить работу желудка, а тошнота, в таком случае, является ничем иным, как побочном эффектом. Если ваше беспокойство вызывает тошноту, то попробуйте следующий трюк, который, по утверждению Мандель, обязательно подействует: при очередном приступе тошноты, подержите руки под проточной теплой водой.
7. Сонливость - чувствуете себя вялым? Виной этому может быть стресс. “Гормон стресса заставляет наше тело вырабатывать чрезмерное количество адреналина, что, в конечном итоге, приводит к возникновению сонливости”, - говорит Мандель. “Стресс также неизменно влияет и на качество сна, поэтому часто человек просыпается уставшим и раздраженным”. Для решения этой проблемы, она предлагает ложиться спать раньше или же выделять полчаса в обед для сна. Кроме того стоит обратить особое внимание на свое здоровье и постараться вести по возможности здоровый образ жизни.
8. Забывчивость - исследования показывают, что хронический стресс в буквальном смысле уменьшает размер гиппокампа, часть мозга, отвечающая за хранение воспоминаний. Но, к счастью, его размер возвращается в норму, как только уровень стресса снижается. Ломбардо советует для поддержания функционирования мозга на оптимальном уровне больше времени уделять физическим нагрузкам. Это поможет вам быть более подготовленным к будущим стрессовым моментам.