Структура конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 11:56, доклад

Описание

Конфликт как многомерное явление имеет свою структуру. Иногда структура рассматривается как устройство, порядок расположения элементов. Применительно к конфликту такой подход неприемлем, так как наряду с тем, что он является системой, конфликт представляет собой процесс. поэтому структура конфликта понимается как совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни, без которых он не может существовать как динамически взаимосвязанная целостная система и процесс.

Работа состоит из  1 файл

Структура конфликтов.docx

— 24.68 Кб (Скачать документ)

IV.Структура конфликтов

 

 Конфликт как многомерное  явление имеет свою структуру.  Иногда структура рассматривается  как устройство, порядок расположения  элементов. Применительно к конфликту  такой подход неприемлем, так  как наряду с тем, что он  является системой, конфликт представляет  собой процесс. поэтому структура конфликта понимается как совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни, без которых он не может существовать как динамически взаимосвязанная целостная система и процесс.

 

 Каждая конфликтная ситуация  имеет объективное содержание  и субъективное значение. Рассмотрим  их более подробно. Начнем с  объективного содержания конфликтной  ситуации.

 

1. ^ Участники конфликта. В любом  социальном конфликте, будь то  межличностный или межгосударственный  конфликт, основными действующими  лицами являются люди. Они могут  выступать в конфликте как  частные лица (семейный конфликт), как официальные лица (конфликт  по вертикали) или как юридические  лица (представители учреждений  и организаций). Вам в своей  работе безусловно надо подчеркивать свой юридический статус, поскольку в этом случае все действия, предпринимаемые по отношению к вам, будут одновременно и действиями, предпринимаемыми по отношению к организации, которую вы представляете. Шансы получить поддержку и защиту возрастают. Кроме того, участники конфликта могут образовывать различные группировки и социальные группы вплоть до таких образований, как государство.

 

 Степень участия в конфликте  может быть различной: от непосредственного  противодействия до опосредованного  влияния на ход конфликта. Исходя из этого выделяют: основных участников конфликта; группы поддержки; других участников.

 

 Основные участники конфликта.  Их часто называют сторонами  или противоборствующими силами. Это те субъекты конфликта,  которые непосредственно совершают  активные (наступательные или защитные) действия друг против друга.  Некоторые авторы вводят такое  понятие, как "оппонент", что  в переводе с латинского означает  возражающий, противник в споре.

 

 Противоборствующие стороны  - ключевое звено любого конфликта.  Когда одна из сторон уходит  от конфликта, то он прекращается. Если в межличностном конфликте  один из участников заменяется  новым, то и конфликт изменяется, начинается новый конфликт. Это  происходит потому, что интересы  и Часто в конфликте можно  выделить сторону, которая первой  начала конфликтные действия. Ее  называют инициатором конфликта.  Однако в длительных затяжных  межгрупповых конфликтах бывает  сложно определить инициатора. Многие  из таких конфликтов имеют  многолетнюю историю, поэтому  сложно бывает назвать тот  шаг, который стал причиной  конфликта.

 

 Часто выделяют такую характеристику  оппонента, как его ранг, то  есть уровень возможностей оппонента  по реализации своих целей  в конфликте, "сила", выражающаяся  в сложности и влиятельности  его структуры и связей, его  физические, социальные, материальные  и интеллектуальные возможности,  знания. Навыки и умения, его социальный  опыт конфликтного взаимодействия. Это широта его социальных  связей, масштабы общественной и  групповой поддержки.

 

 Ранги оппонентов отличаются  также наличием и величиной  их деструктивных потенциалов  - физической силы, оружия и т.п.

 

 Анализируя возможности своего  поведения в предстоящем конфликте,  проранжируйте себя и оппонента по указанным характеристикам. Во время конфликта постарайтесь избегать тех стратегий, которые помогут вашему противнику реализовать те стороны, в которых он превосходит вас по рангу.

 

 Группы поддержки. Практически  всегда в любом конфликте за  оппонентами стоят силы, которые  могут быть представлены отдельными  индивидами, группами и т.д. Они  либо активными действиями, либо  своим присутствием, молчаливой  поддержкой могут коренным образом  воздействовать на развитие конфликта,  его исход. Даже если учесть, что отдельные инциденты в  ходе конфликта могут проходить  без свидетелей, исход конфликта  во многом определяется их  существованием.

 

 Другие участники - субъекты, которые оказывают эпизодическое  влияние на ход и результаты  конфликта. Это подстрекатели  и организаторы, медиаторы (посредники, судьи).

 

^ 2. Предмет конфликта. Как мы  отмечали ранее, ядром любого  конфликта является противоречие. В нем отражается столкновение  интересов и целей сторон. Борьба, ведущаяся в конфликте, отражает  стремление сторон разрешить  это противоречие, как правило,  в свою пользу. В ходе конфликта  борьба может затухать и обостряться.  В такой же мере затухает и обостряется противоречие. Однако проблема конфликта остается неизменной до тех пор, пока противоречие не разрешится.

 

 В большинстве случаев суть  противоречия в конфликте не  видна, не лежит на поверхности.  Участники конфликта оперируют  таким понятием, как предмет конфликта.  Предмет конфликта - это объективно  существующая или воображаемая  проблема, служащая основой конфликта.  Это противоречие, из-за которого  и ради которого стороны вступают  в противоборство.

 

^ 3. Объект конфликта. Сразу выделить  его в каждом случае не всегда  удается. Объект является ядром  проблемы. Объектом конфликта может быть материальная (ресурс), социальная (власть) или духовная (идея, норма, принцип) ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента.

 

 Объект конфликта может быть  делимым и неделимым. Условием  для конфликта является притязание  хотя бы одной из сторон  на неделимость объекта, желание  считать его неделимым, полностью  владеть им. Такое понимание открывает  более широкий спектр вариантов  решения конфликта, т.е. для  конструктивного разрешения конфликта  необходимо изменять не только  его объективные составляющие, но  и субъективные.

 

4. ^ Микро- и макросреда - условия,  в которых действуют участники.  Микросреда - ближайшее окружение  сторон. Макросреда - социальные группы, представителем которых является  сторона и качества которых она унаследовала.

 

 Помимо объективных составляющих  конфликта существуют также субъективные  составляющие - устремления сторон, стратегии и тактики их поведения,  а также их восприятие конфликтной  ситуации, т.е. те информационные  модели конфликта, которые имеются  у каждой из сторон и в  соответствии с которыми оппоненты организуют свое поведение в конфликте.

 

1. 1. Мотивы сторон - это побуждения  к вступлению в конфликт, связанные  с удовлетворением потребностей  оппонента, совокупность внешних  и внутренних условий, вызывающих  конфликтную активность субъекта. В конфликте часто сложно выявить  мотивы оппонентов, так как они  в большинстве случаев их скрывают, предъявляя открыто мотивировку,  которая отличается от истинных  мотивов.

 

2. ^ Конфликтное поведение состоит  из противоположно направленных  действий оппонентов. Этими действиями  реализуются скрытые от внешнего  восприятия процессы в мыслительной, эмоциональной и волевой сферах  оппонентов. Чередование взаимных  реакций, направленных на реализацию  интересов каждой стороны и  ограничение интересов оппонента,  составляет видимую социальную  реальность конфликта.

 

 Конфликтное поведение имеет  свои принципы, стратегию и тактики.  Среди основных принципов выделяются: концентрация сил, координация  сил, нанесение удара по наиболее  уязвимому пункту в расположении  противника, экономия сил и времени.

 

 Стратегия поведения в конфликте  рассматривается как ориентация  личности по отношению к конфликту,  установка на определенные формы  поведения в ситуации конфликта.  В основе выделения стратегий  лежит концепция о "силовом  поле" мотивации руководителя, ориентированного  либо на производство, либо на  человека, производителя. Первая "силовая  линия" ведет к максимально  высоким объемам прибыли и  рассматривается как напористость. Вторая направлена на человека, на то, чтобы условия труда  в наибольшей степени отвечали  его потребностям и запросам. Она рассматривается как кооперативность. Выделяются 5 стратегий.

 

Соперничество - заключается в навязывании  другой стороне предпочтительного  для себя решения.

 

Сотрудничество - позволяет осуществить  поиск такого решения, которое удовлетворяло  бы обе стороны.

 

Компромисс - предполагает взаимные уступки  в чем-то важном и принципиальном для каждой стороны.

 

Приспособление - основывается на понижении  своих стремлений и принятии позиций  оппонента.

 

 При избегании - участник  находится ситуации конфликта,  но без всяких активных действий  по его разрешению.

 

 Как правило, в конфликте  используются комбинации стратегий,  порой доминирует одна из них.  Например, в значительной части  конфликтов по вертикали в  зависимости от изменения обстановки  оппоненты меняют стратегию поведения,  причем подчиненные идут на  это в полтора раза чаще, чем  руководители - 71% и 46% соответственно.

 

 Соперничество - наиболее часто  применяемая стратегия: оппоненты  пытаются реализовать данный  способ достижения своей цели  в более чем 90% конфликтов, а  сотрудничество - только в 2-3% ситуаций.

 

 Стратегии в конфликте реализуются  через различные тактики.

 

^ Тактика захвата и удержания  объекта конфликта. Применяется  в конфликтах, где объект материален.

 

Тактика физического насилия (ущерба). Применяются такие приемы, как  уничтожение материальных ценностей, физическое воздействие, нанесение  телесных повреждений, блокирование чужой  деятельности, причинение боли и т.п.

 

^ Тактика психологического насилия  (ущерба) вызывает у оппонента  обиду, задевает самолюбие, достоинство  и честь. Ее проявления: оскорбление, грубость, оскорбительные жесты, негативная личностная оценка, дискриминационные меры, клевета, дезинформация, обман, унижение, жесткий контроль за поведением и деятельностью, диктат в межличностных отношениях. Часто (более 40%) применяется в межличностных конфликтах.

 

^ Тактика давления. Спектр приемов  включает предъявление требований, указаний, приказов, угрозы, вплоть  до ультиматума, предъявление  компромата, шантаж. В конфликтах  по вертикали применяется в  двух из трех случаев.

 

^ Тактика демонстративных действий. Применяется с целью привлечения  внимания окружающих к своей  персоне. Это могут быть публичные  высказывания и жалобы на состояние  здоровья, невыход на работу, заведомо  неудавшаяся попытка самоубийства, неотменяемые обязательства (бессрочные  голодовки, перекрытие железнодорожных  путей, автомагистралей, использование  транспарантов, плакатов, лозунгов  и т.п.).

 

Санкционирование - воздействие на оппонента с помощью взыскания, увеличения рабочей нагрузки, наложение  запрета, установление блокад, невыполнение распоряжений под каким-либо предлогом, открытый отказ от выполнения.

 

^ Тактика коалиций. Цель - усиление  своего ранга конфликте. Выражается в образовании союзов, увеличение группы поддержки за счет руководителей, общественности, друзей, родственников, обращении в СМИ, различные органы власти. Используется в более чем одной трети конфликтов.

 

^ Тактика фиксации своей позиции  - наиболее часто применяемая  тактика (80% конфликтов). Основана на использовании фактов, логики для подтверждения своей позиции. Это убеждение, просьбы, критика, выдвижение предложений и т.д.

 

^ Тактика дружелюбия. Включает  корректное обращение, подчеркивание  общего, демонстрацию готовности  решать проблему, предъявление необходимой  информации, предложение помощи, оказание  услуги, извинение, поощрение.

 

^ Тактика сделок предусматривает  взаимный обмен благами, обещаниями, уступками, извинениями.

 

 Тактики бывают жесткими, нейтральными  и мягкими. в конфликтах перемены тактик идут обычно от мягких к жестким.

 

^ 3. Информационные модели конфликтной  ситуации. По-другому этот компонент  конфликтной ситуации называют  восприятием оппонентами конфликта.

 

 Степень соответствия образа  конфликтной ситуации реальности  может быть различной. Исходя из этого выделяют четыре случая.

 

-Конфликтная ситуация объективно  существует, но не осознается, не  воспринимается участниками. Конфликта  как социально-психологического  явления нет.

 

-Объективная конфликтная ситуация  существует и стороны воспринимают  ситуацию как конфликтную, однако  с теми или иными существенными  отклонениями от действительности (случай неадекватно воспринятого  конфликта).

 

-Объективная конфликтная ситуация  отсутствует, но тем не менее  отношение сторон ошибочно воспринимаются  ими как конфликтные (случай ложного конфликта).

 

-Конфликтная ситуация объективно  существует и по ключевым характеристикам  адекватно воспринимается участниками.  Такой случай может быть назван  адекватно воспринимаемым конфликтом.

 

 Обычно конфликтная ситуация  характеризуется значительной степенью  искаженности и неопределенности. Поэтому именно эта "неопределенность" исхода является необходимым  условием возникновения конфликта,  ибо только в этом случае  в конфликт могут вступать  те его участники, которые с  самого начала обречены на  поражение.

Информация о работе Структура конфликтов