Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 10:17, реферат
Отличительным свойством субъекта становится наличие у него цели – предполагаемого результата. Что касается субъекта социальной работы, то он также не является однородным, а распадается на три уровня. Действительно, непосредственную работу с клиентами осуществляют социальные работники, но все они принадлежат к тем или иным организациям, специализирующимся на оказании помощи нуждающимся (или агентствам), которые основывают свою деятельность на законах, принимаемых государством [4, 87].
Субъекты социальной работы.
Отличительным свойством субъекта становится наличие у него цели – предполагаемого результата. Что касается субъекта социальной работы, то он также не является однородным, а распадается на три уровня. Действительно, непосредственную работу с клиентами осуществляют социальные работники, но все они принадлежат к тем или иным организациям, специализирующимся на оказании помощи нуждающимся (или агентствам), которые основывают свою деятельность на законах, принимаемых государством [4, 87].
Будучи социальным институтом, государство входит в политическую систему общества. Наряду с определенной территорией, на которую распространяется юрисдикция государства, его признаками являются наличие органов и учреждений, осуществляющих функции государственной власти, а также право, закрепляющее систему санкционированных им норм. Для управления различными сферами жизни общества государство создает органы, представляющие собой иерархические системы во главе с соответствующими министерствами (например, органы здравоохранения или народного образования).
Помимо министерств, эти системы включают в себя местные органы управления. Объектами управления со стороны государства являются учреждения, действующие в различных сферах жизни общества (например, больницы или учебные заведения). Если они принадлежат государству, то их управление осуществляется непосредственно им, а если общественным организациям или частным лицам, то опосредованно, т. е. через существующее законодательство [10, 39].
Управление социальной сферой осуществляется государством с помощью создаваемых им органов, а также системы законов, в которых находит свое выражение его политика. Осуществлявшаяся первоначально лишь эпизодически, когда общественные или природные катаклизмы требовали принятия экстраординарных мер, направленных на помощь людям, попавшим в беду, социальная политика государства приобрела систематический характер только в XIX в. Именно тогда были заложены основы социального законодательства, а задачу оказания помощи нуждающимся стали возлагать на органы государственного управления, в частности, министерства здравоохранения и внутренних дел. В настоящее время это законодательство представляет собой довольно разветвленную систему, в основе которой лежит Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН в 1948 г. [24, 124].
В Преамбуле к Всеобщей декларации
прав человека говорится, что признание
достоинства, присущего всем членам
человеческой семьи, а также их равных
и неотъемлемых прав является основой
свободы, справедливости и всеобщего
мира. Эти права сформулированы в
тридцати статьях Декларации, провозглашенной
ООН в качестве задачи, к выполнению
которой должны стремиться все государства.
К Всеобщей декларации прав человека
примыкает целый ряд
Статус социального агентства,
т. е. принадлежность его к тому или
иному сектору, не является для него
существенной характеристикой. В одних
странах (например, в Англии) он может
быть преимущественно
Социальная работа невозможна без государства, создающего для нее законодательную основу, а также без социальных агентств, которые занимаются ее организацией. Ведущая роль в осуществлении социальной работы принадлежит, однако, не государству и не организациям, занимающимся профессиональной помощью нуждающимся, а социальным работникам, поскольку именно на них лежит непосредственная работа с людьми, которые нуждаются в помощи.
Являясь представителями одной
профессии, понимаемой как помощь людям
в решении проблем, с которыми
они сталкиваются в своей повседневной
жизни, социальные работники могут
иметь различные специальности.
Наличие этих специальностей, т. е. видов
занятий в рамках одной профессии,
отражает многообразие проблем, с которыми
они имеют дело на практике. В 1991
г. перечень специальностей, имеющих
в России официальный статус, пополнился
еще пятью. Речь идет о следующих:
специалист по социальной работе, социальный
педагог, педагог-организатор, заведующий
отделением социальной помощи на дому
одиноким нетрудоспособным гражданам
и социальный работник. Различаясь
должностными обязанностями и
Главным субъектом социальной работы являются, разумеется, не организации, не объединения, а люди, занимающиеся социальной работой профессионально или на общественных началах. Профессиональных работников не так много. В России в результате принятых в последние годы мер подготовлено несколько десятков тысяч профессиональных социальных работников. Основная нагрузка по социальному обслуживанию нуждающихся падает на плечи непрофессиональных работников, не имеющих специального диплома и занимающихся социальной работой в силу сложившихся обстоятельств. Нет сведений о том, сколько граждан России занимается социальной работой на общественных началах.
Говоря о субъекте социальной работы, важно иметь в виду еще одно обстоятельство. Среди них есть те, кто в основном занимается организацией социальной работы (их можно назвать организаторами или управленцами), а есть те, кто непосредственно оказывает социальную помощь. Их условно можно назвать практическими социальными работниками.
Классификация субъектов социальной работы выглядит следующим образом:
1. Организации, учреждения, социальные
институты общества; к ним относятся:
во-первых, государство со своими
структурами в лице
2. Общественные, благотворительные
и другие организации и
3. Люди, занимающиеся практической
социальной работой
4. Преподаватели, а также те,
кто способствует закреплению
знаний, навыков, умений: руководители
студенческой практики, наставники,
практические социальные
5. Исследователи социальной
Социальная работа существует и реализуется в обществе на профессиональном и непрофессиональном уровнях. В России, принимая во внимание экономическое, политическое и социально-психологическое состояние общества, важной задачей является соединение всех форм и направлений как профессиональной, так и непрофессиональной социальной работы в единую систему, способную к гибким и эффективным изменениям в интересах людей. Современное гражданское общество можно представить в виде трех неотъемлемых составляющих, которые позволяют выделить основные институты, функционирующие в нем:
– государственный: органы государственной
власти на всех уровнях, а также все
виды государственных предприятий
и организаций, действующих в
любой сфере деятельности, в том
числе социальной, основанных на государственной
и смешанной формах собственности,
с преобладающей долей
– коммерческий (бизнес-сектор): неправительственная прибыльная организация;
– «третий сектор», который называют негосударственным, неправительственным, независимым, некоммерческим, неприбыльным, благотворительным, сектором добровольной активности (волонтерским, добровольческим), филантропическим или, как называют эти организации в странах Запада, — «не для прибыли» (not for proft) [7, 23].
К непрофессиональному уровню социальной работы относятся различные виды добровольной помощи и взаимоподдержки, которые являются частью жизни отдельных людей и социальной практики в целом. Участие в социально ценной волонтерской (добровольческой) деятельности само по себе способно вызвать позитивные изменения в личности. В последние несколько лет в Российской Федерации, как и во многих странах мира, наблюдается рост интереса к добровольчеству на общественном и государственном уровнях.
Потенциал добровольчества и
Добровольчество становится все более популярным среди молодого поколения, являясь эффективным способом получения новых знаний, развития навыков активной общественной жизни, проведения общественно полезного досуга. Обозначаются тенденции к развитию корпоративного добровольчества (добровольное участие сотрудников кампаний в решении проблем местных сообществ). В обществе (в основном в организациях некоммерческого сектора) возрастает социальная значимость и признается экономическая эффективность добровольческой деятельности.
Добровольческая деятельность – это деятельность, приносящая пользу обществу, осуществляемая людьми на общественных (добровольных) началах индивидуально или коллективно на основе свободного и осознанного выбора. В рекомендациях и резолюциях ООН термины «добровольчество», «на добровольных началах» и «добровольческая деятельность» рассматриваются как «широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, осуществляемые добровольно на благо общества» [26, 30].
В современной России понятие «добровольцы»
определено в Федеральном законе
«О благотворительной деятельности
и благотворительных
Принимая во внимание экономическое, политическое и социально-психологическое состояние общества в России, важной задачей является соединение субъектов всех уровней в единую систему, способную к гибким и эффективным изменениям в интересах людей. Однако в настоящее время в России добровольческая деятельность не имеет достойной государственной поддержки, развивается хаотично, слабо освещается в средствах массовой информации, но в последнее время активно создаются и развиваются многочисленные социальные движения, фонды, организации, в том числе большое количество детских и молодежных общественных объединений.