Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 10:17, реферат
Отличительным свойством субъекта становится наличие у него цели – предполагаемого результата. Что касается субъекта социальной работы, то он также не является однородным, а распадается на три уровня. Действительно, непосредственную работу с клиентами осуществляют социальные работники, но все они принадлежат к тем или иным организациям, специализирующимся на оказании помощи нуждающимся (или агентствам), которые основывают свою деятельность на законах, принимаемых государством [4, 87].
Переосмысление сущности и фундаментального
значения добровольчества в жизни
общества в экономически развитых странах
мира происходило примерно 20 лет
назад. Вклад добровольцев, не только
в социальное, но и в экономическое
развитие, рассматривается одним
из важнейших факторов устойчивого
развития общества. Международный опыт
показал, что чем раньше в истории
любой страны государство начнет
инвестировать в развитие общественных
ресурсов через поддержку
Импульсом для современного этапа
развития добровольческого движения в
России послужили демократические
преобразования в стране, которые
привели к активизации
В настоящее время существуют два основных типа добровольческой деятельности: управляемая и неуправляемая. Как правило, неуправляемая добровольческая деятельность представляет собой спонтанную помощь друзей и соседей: присмотр за детьми, оказание мелких услуг, использование каких-либо вещей, взятых у соседей, помощь во время стихийных бедствий, катастроф. Управляемая деятельность добровольцев как правило, осуществляется через некоммерческие, государственные или частные организации, считается более организованной и регулярной [26, 31].
К организованным формам добровольчества можно отнести многообразные виды гражданской активности, направленные на социальные, экологические, экономические, культурные изменения через деятельность добровольцев в неправительственных организациях; органах государственной власти и местного самоуправления (консультации, лоббирование законодательства, общественные советы, реализация совместных проектах, др.); в организациях взаимопомощи, создающихся для решения общих проблем (например, инвалидов, жилищных, одиноких матерей, др.); избирательных кампаниях; в школьной и студенческой жизни, включая общественно-полезный досуг, творческая деятельность молодежи, др.
Во многих странах спонтанное или
неуправляемое добровольчество
является доминирующей формой проявления
добровольческой деятельности. Организованное
добровольчество – это
В связи с этим, субъектами социальной
работы являются те, кто оказывает
помощь, поддержку, осуществляет защиту.
В качестве субъектов социальной
работы выступают люди, учреждения,
организации (благотворительные
Характер субъектно-объектных отношений в социальной работе.
Говоря о объекте и субъекте социальной работы следует иметь в виду тот факт, что данная деятельность носит субъектно-объектный характер, так как главным объектом и одновременно субъектом социальной работы является человек [18, 76].
Не всегда человек может
быть субъектом, а объектом выступает
постоянно. Это связано с разными
этапами его возрастного
Дети в старшем возрасте также могут выполнить роль субъекта (члена каких-либо организаций, помогающих старшим людям и маленьким детям, организатора спортивных, оздоровительных и других мероприятий и т.д.). У молодого и взрослого человека шансы стать объектом или субъектом социальной работы примерно равны. Однако именно во взрослом состоянии, как правило, люди могут выполнить роль субъекта в социальной сфере, что предопределяется их зрелостью, получением образования, соответствующей профессии, специальности, участием в трудовой и общественной деятельности [17, 87].
Каждый человек в любое
время, в любой период своей жизни
нуждается в более полном удовлетворении
своих потребностей и интересов.
При этом в каждой сферу жизнедеятельности
они могут удовлетворяться
В то же время надо иметь в виду, что человек является целостным биосоциальным существом, в котором биологическое (физиологическое и психическое) и социальное находятся в диалектическом единстве, взаимодействии и взаимопроникновении. Именно эти стороны (компоненты качества) человека обусловливают его положение и в качестве объекта, и в качестве субъекта. Так, больной (с неизлечимыми и трудноизлечимыми болезнями), перенесший психологический шок, есть объект социальной работы. В то же время, имея знания и овладевая умениями, человек этот может выступать и субъектом. Не говоря уже о специалистах (врачах, психиатрах и т.д.).
Человек есть существо и природное (биологическое), и производящее, политическое (социальное), и разумное, культурнoe, нравственное (духовное). Он аккумулирует в себе весь комплекс общественных отношений и таким образом реализует свою социальную сущность. Он есть дитя человеческой истории, результат развития общественного исторического процесса [19, 96].
Одновременно он и творец
этого общества, объект и субъект
общественных отношений. Связь между
человеком и обществом носит
коррелятивный характер. Это такая
взаимозависимость, которая не «растворяет»
их относительную
Как объект человек имеет дело с социальными проблемами (трудоустройством, оформлением пенсионных и иных дел, помещением престарелых в дома-интернаты и т.д.). Но он же их может и сам решать (целиком или частично), тем самым выступая в роли субъекта. Роль субъекта социальной работы человек выполняет в качестве родителя в семье, члена трудового коллектива, той или иной организации и т.д.
Роль субъекта или объекта
человека предопределяется его «личностью»,
т.е. совокупностью социально
При этом роль субъекта может носить профессиональный либо непрофессиональный характер. Являясь объектами, указанные группы могут в той или иной мере выполнять также роль субъектов, т.е. помогать самим себе хотя бы частично решать возникающие (возникшие) социальные проблемы. Рассмотренные компоненты социальной работы объединены в целостную систему. Являясь представителями одной профессии, понимаемой как помощь людям в решении проблем, с которыми они сталкиваются в своей повседневной жизни, социальные работники могут иметь различные специальности. Наличие этих специальностей, то есть, видов занятий в рамках одной профессии, отражает многообразие проблем, с которыми они имеют дело на практике.
В 1991 г. перечень специальностей,
имеющих в России официальный
статус, пополнился еще пятью. Речь
идет о следующих: специалист по социальной
работе, социальный педагог, педагог-организатор,
заведующий отделением социальной помощи
на дому одиноким нетрудоспособным гражданам
и социальный работник. Различаясь
должностными обязанностями и
Социальная работа как практическая деятельность имела место всегда, с самого начала формирования человеческих сообществ, принимая различные формы на разных этапах функционирования и развития человеческого общества. Ныне она выступает преимущественно в форме профессиональной деятельности. Это означает, что она осуществляется субъектами, имеющими соответствующее образование на постоянной, систематической основе. Естественно, что она по-прежнему сочетается с непрофессиональной деятельностью в различных формах.
Тем самым, отношения в
социальной работе носят субъектно-объектный
характер – социальную работу можно
рассматривать как
Заключение
Все функции по оказанию
помощи нуждающимся выполняют субъекты
социальной работы. Субъектом называют
познающее и действующее
Данные субъекты социальной работы имеют разную степень включенности в практику социальной работы, так высокая степень включенности характерна для государственного сектора; средняя – у негосударственного и коммерческого сектора.
Характер субъектно-объектных отношений в социальной работе сводится к тому, что социальная работа как деятельность представляет собой взаимодействие между субъектом и объектом, имеющее своим результатом помощь людям в решении встающих перед ними проблем, то есть улучшение условий их жизни. Основным объектом и субъектом социальной работы выступает человек, который в течении своей жизни сталкивается с теми или иными проблемами и попадает в различные ситуации. Человек с момента рождения до момента смерти является объектом социальной работы, однако субъектом он выступает в определенный возрастной период.
Список литературы.
1 Афанасьев В. О