Субъекты социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 10:17, реферат

Описание

Отличительным свойством субъекта становится наличие у него цели – предполагаемого результата. Что касается субъекта социальной работы, то он также не является однородным, а распадается на три уровня. Действительно, непосредственную работу с клиентами осуществляют социальные работники, но все они принадлежат к тем или иным организациям, специализирующимся на оказании помощи нуждающимся (или агентствам), которые основывают свою деятельность на законах, принимаемых государством [4, 87].

Работа состоит из  1 файл

Субъекты социальной работы.docx

— 31.98 Кб (Скачать документ)

Переосмысление сущности и фундаментального значения добровольчества в жизни  общества в экономически развитых странах  мира происходило примерно 20 лет  назад. Вклад добровольцев, не только в социальное, но и в экономическое  развитие, рассматривается одним  из важнейших факторов устойчивого  развития общества. Международный опыт показал, что чем раньше в истории  любой страны государство начнет инвестировать в развитие общественных ресурсов через поддержку добровольчества, тем быстрей общество сможет раскрыть свой потенциал и тем быстрее  страна начнет набирать темпы социально  экономических реформ. К числу  основных мер по созданию благоприятной  среды для добровольчества, рекомендуемых  ООН, относятся: формирование государственной  политики поддержки добровольчества; создание и функционирование системы  добровольческих центров [3, 53].

Импульсом для современного этапа  развития добровольческого движения в  России послужили демократические  преобразования в стране, которые  привели к активизации добровольных гражданских инициатив, новым формам самоорганизации граждан и формированию нового для России некоммерческого  «третьего» сектора. Экономическая  оценка добровольческой деятельности не может сравниться с истинной ценностью  вклада, произведенного добровольцами, его измерение служит важнейшим  инструментом, позволяющим определить и представить обществу огромную ценность добровольчества.

В настоящее время существуют два  основных типа добровольческой деятельности: управляемая и неуправляемая. Как  правило, неуправляемая добровольческая  деятельность представляет собой спонтанную помощь друзей и соседей: присмотр за детьми, оказание мелких услуг, использование  каких-либо вещей, взятых у соседей, помощь во время стихийных бедствий, катастроф. Управляемая деятельность добровольцев как правило, осуществляется через некоммерческие, государственные  или частные организации, считается более организованной и регулярной [26, 31].

К организованным формам добровольчества  можно отнести многообразные  виды гражданской активности, направленные на социальные, экологические, экономические, культурные изменения через деятельность добровольцев в неправительственных  организациях; органах государственной  власти и местного самоуправления (консультации, лоббирование законодательства, общественные советы, реализация совместных проектах, др.); в организациях взаимопомощи, создающихся  для решения общих проблем (например, инвалидов, жилищных, одиноких матерей, др.); избирательных кампаниях; в  школьной и студенческой жизни, включая  общественно-полезный досуг, творческая деятельность молодежи, др.

Во многих странах спонтанное или  неуправляемое добровольчество  является доминирующей формой проявления добровольческой деятельности. Организованное добровольчество – это спланированный, мобильный и управляемый процесс, осуществляемый профессионально подготовленными  людьми, работающими на оплачиваемой основе, а также добровольцами. В  основном организованные формы добровольчества  существуют в странах с высоко развитой экономикой [3, 54].

В связи с этим, субъектами социальной работы являются те, кто оказывает  помощь, поддержку, осуществляет защиту. В качестве субъектов социальной работы выступают люди, учреждения, организации (благотворительные организации, общества милосердия типа Общества Красного Креста и Красного Полумесяца; это  и общественные организации: Российская ассоциация социальных служб, Ассоциация социальных педагогов и социальных работников, Союз офицеров), социальные институты, призванные решать и решающие те или иные задачи, проблемы, стоящие перед объектами социальной работы. Существующие в настоящее время субъекты социальной работы имеют разную степень включенности в практику социальной работы, так высокая степень включенности характерна для государственного сектора; средняя – у негосударственного и коммерческого сектора.

 

Характер субъектно-объектных  отношений в социальной работе.

Говоря о объекте и  субъекте социальной работы следует  иметь в виду тот факт, что данная деятельность носит субъектно-объектный  характер, так как главным объектом и одновременно субъектом социальной работы является человек [18, 76].

Не всегда человек может  быть субъектом, а объектом выступает  постоянно. Это связано с разными  этапами его возрастного развития: ребенок, юноша (девушка), взрослый человек, пожилой человек. Ясно, что на первом и последнем этапах он выступает  прежде всего в качестве объекта  социальной работы, хотя в определенной ситуации и на разных этапах старости он может также быть субъектом (воспитателем, помощником, организатором, советчиком и т.д.).

Дети в старшем возрасте также могут выполнить роль субъекта (члена каких-либо организаций, помогающих старшим людям и маленьким  детям, организатора спортивных, оздоровительных  и других мероприятий и т.д.). У  молодого и взрослого человека шансы  стать объектом или субъектом  социальной работы примерно равны. Однако именно во взрослом состоянии, как правило, люди могут выполнить роль субъекта в социальной сфере, что предопределяется их зрелостью, получением образования, соответствующей профессии, специальности, участием в трудовой и общественной деятельности [17, 87].

Каждый человек в любое  время, в любой период своей жизни  нуждается в более полном удовлетворении своих потребностей и интересов. При этом в каждой сферу жизнедеятельности  они могут удовлетворяться неравномерно: богатый человек нуждается в  сохранении и укреплении здоровья, в более спокойной обстановке, не связанной со стрессовой ситуацией; здоровый человек может быть бедным, не имеющим возможности реализовать  свои разнообразные установки; в  любой семье могут обостриться  отношения между супругами или  между родителями и детьми (особенно это проявляется в условиях кризисного состояния общества), – т. е. каждый человек в той или иной степени  нуждается в поддержке, помощи, защите.

В то же время надо иметь  в виду, что человек является целостным  биосоциальным существом, в котором  биологическое (физиологическое и  психическое) и социальное находятся  в диалектическом единстве, взаимодействии и взаимопроникновении. Именно эти  стороны (компоненты качества) человека обусловливают его положение  и в качестве объекта, и в качестве субъекта. Так, больной (с неизлечимыми и трудноизлечимыми болезнями), перенесший психологический шок, есть объект социальной работы. В то же время, имея знания и  овладевая умениями, человек этот может выступать и субъектом. Не говоря уже о специалистах (врачах, психиатрах и т.д.).

Человек есть существо и  природное (биологическое), и производящее, политическое (социальное), и разумное, культурнoe, нравственное (духовное). Он аккумулирует в себе весь комплекс общественных отношений и таким  образом реализует свою социальную сущность. Он есть дитя человеческой истории, результат развития общественного  исторического процесса [19, 96].

Одновременно он и творец этого общества, объект и субъект  общественных отношений. Связь между  человеком и обществом носит  коррелятивный характер. Это такая  взаимозависимость, которая не «растворяет» их относительную самостоятельность. Общество производит человека как человека — человек производит общество. Общество со своими экономическими политическими  отношениями, культурными формами  не есть некое самодовлеющее целое, независимое от человека и его  деятельности Оно само выступает  как человек в его общественных связях и отношениях, т. е. совокупность отношений и форм практической деятельности людей.

Как объект человек имеет  дело с социальными проблемами (трудоустройством, оформлением пенсионных и иных дел, помещением престарелых в дома-интернаты  и т.д.). Но он же их может и сам  решать (целиком или частично), тем  самым выступая в роли субъекта. Роль субъекта социальной работы человек  выполняет в качестве родителя в  семье, члена трудового коллектива, той или иной организации и  т.д.

Роль субъекта или объекта  человека предопределяется его «личностью», т.е. совокупностью социально значимых качеств. И здесь следует учитывать, что человеку вообще, как известно, присуще диалектическое единство общего (общечеловеческого, родового), особенного (формационного, социально-классового) и единичного (индивидуального) способов существования. И от того, как и  в каких условиях реализуются  эти способы существования, человек  выступает преимущественно либо объектом, либо субъектом, порой органически  соединяя эти две роли [17, 88].

При этом роль субъекта может  носить профессиональный либо непрофессиональный характер. Являясь объектами, указанные  группы могут в той или иной мере выполнять также роль субъектов, т.е. помогать самим себе хотя бы частично решать возникающие (возникшие) социальные проблемы. Рассмотренные компоненты социальной работы объединены в целостную систему. Являясь представителями одной профессии, понимаемой как помощь людям в решении проблем, с которыми они сталкиваются в своей повседневной жизни, социальные работники могут иметь различные специальности. Наличие этих специальностей, то есть, видов занятий в рамках одной профессии, отражает многообразие проблем, с которыми они имеют дело на практике.

В 1991 г. перечень специальностей, имеющих в России официальный  статус, пополнился еще пятью. Речь идет о следующих: специалист по социальной работе, социальный педагог, педагог-организатор, заведующий отделением социальной помощи на дому одиноким нетрудоспособным гражданам  и социальный работник. Различаясь должностными обязанностями и квалификационными  требованиями, эти специальности  образуют иерархию, высшее положение  в которой занимает специалист по социальной работе, а низшее — социальный работник [24, 133].

Социальная работа как  практическая деятельность имела место  всегда, с самого начала формирования человеческих сообществ, принимая различные  формы на разных этапах функционирования и развития человеческого общества. Ныне она выступает преимущественно  в форме профессиональной деятельности. Это означает, что она осуществляется субъектами, имеющими соответствующее  образование на постоянной, систематической  основе. Естественно, что она по-прежнему сочетается с непрофессиональной деятельностью  в различных формах.

Тем самым, отношения в  социальной работе носят субъектно-объектный  характер – социальную работу можно  рассматривать как взаимодействие между субъектом и объектом, имеющее  своим результатом помощь людям  в решении встающих перед ними проблем, то есть улучшение условий  их жизни. Основным объектом и субъектом социальной работы выступает человек, который в течении своей жизни сталкивается с теми или иными проблемами и попадает в различные ситуации. Человек с момента рождения до момента смерти является объектом социальной работы, однако субъектом он выступает в определенный возрастной период.

 

                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                        Заключение

Все функции по оказанию помощи нуждающимся выполняют субъекты социальной работы. Субъектом называют познающее и действующее существо, противостоящее внешнему миру как объекту  познания или преобразования. К субъекту относятся все те люди и организации, которые ведут социальную работу и управляют ею. Это и государство  в целом, осуществляющее социальную политику. Это и благотворительные  организации, общества милосердия типа Общества Красного Креста и Красного Полумесяца. Это и общественные организации: Российская ассоциация социальных служб, Ассоциация социальных педагогов и  социальных работников, Союз офицеров и др. Субъекта социальной работы является не однородным, а распадается на определенные уровни. Субъектами социальной работы являются организации, учреждения, социальные институты общества; общественные, благотворительные и другие организации  и учреждения; люди, занимающиеся практической социальной работой профессионально  или на общественных началах; преподаватели, а также те, кто способствует закреплению  знаний, навыков, умений; и наконец, исследователи социальной работы. От профессионализма субъектов социальной работы, применяемых ими технологий и их реализации зависит и отдача социальной работы, ее эффективность.

Данные субъекты социальной работы имеют разную степень включенности в практику социальной работы, так  высокая степень включенности характерна для государственного сектора; средняя  – у негосударственного и коммерческого  сектора.

Характер субъектно-объектных  отношений в социальной работе сводится к тому, что социальная работа как  деятельность представляет собой взаимодействие между субъектом и объектом, имеющее  своим результатом помощь людям в решении встающих перед ними проблем, то есть улучшение условий их жизни. Основным объектом и субъектом социальной работы выступает человек, который в течении своей жизни сталкивается с теми или иными проблемами и попадает в различные ситуации. Человек с момента рождения до момента смерти является объектом социальной работы, однако субъектом он выступает в определенный возрастной период.

 

                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         Список литературы.

1 Афанасьев В. О закономерностях  и принципах социальной работы / В. Афанасьев // Власть. – 2007. –  № 10. – С. 52 – 54.

Информация о работе Субъекты социальной работы