Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 13:10, контрольная работа
Вопросы лидерства вызывали интерес людей с древних времен. Однако систематическое, целенаправленное и широкое изучение лидерства началось только со времен Ф. Тейлора. Было проведено очень много исследований. Тем не менее, все еще не существует полного согласия по поводу того, что такое лидерство и как оно должно изучаться.
Введение…………………………………………………………………………...2
1. Сущность лидерства……………………………………………………………3
2. Теоретические подходы к изучению лидерства……………………………...5
3. Современные тенденции изучения феномена лидерства……………………9
Заключение……………………………………………………………………….13
Список используемой литературы……………………………………………...15
Сущность феномена лидерства
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Сущность лидерства………………………………
2. Теоретические подходы
к изучению лидерства…………………………
3. Современные тенденции
изучения феномена лидерства………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………...
Введение
Вопросы лидерства вызывали
интерес людей с древних
Лидерство - это понятие, отражающее способность одного человека влиять определенным образом на поведение других людей. Ранние подходы к исследованию этого процесса акцентировали внимание на личностных характеристиках лидерства.
За этими изысканиями последовало тщательное изучение в первую очередь поведения лидеров, а не того, к какому типу людей они относятся. Вероятностные теории лидерства пытаются определить оптимальные методы лидерства, описывая ситуацию, в которой каждая модель поведения срабатывает наиболее эффективно.
В последнее время подходы
к лидерству стали учитывать
аспект взаимодействия, рассматривая
как влияние подчиненных на лидеров,
так и обратный процесс. Также
уделяется внимание отношениям между
лидерами и индивидуальными
Цель работы - изучение современных подходов к феномену лидерства.
Задачи: Охарактеризовать особенности современного понимания лидерства.
Исследовать основные научные подходы к изучению феномена лидерства.
Предмет исследования - теории и концепции подходов к феномену лидерства.
Объект исследования - феномен лидерства.
1. Сущность лидерства
Слово лидерство (leadership) произошло от английского глагола «lead», что значит «вести». В широком, социальном смысле лидерство - это способность влиять на отдельные личности и группы людей, направляя их усилия на достижение целей организации или индивида.
Лидер - это авторитетный член организации или социальной группы, личностное влияние которого позволяет ему играть существенную роль в социально-политических процессах и ситуациях, в регулировании взаимоотношений в коллективе, группе, обществе.
Лидерство представляет собой
исторически сложившуюся
Лидер - это лицо, которое может оказывать реальное влияние на поведение работников. Формальный руководитель не всегда является лидером. На выдвижение лидера оказывают влияние объективные и субъективные факторы.
Процесс влияния на людей с позиции занимаемой в организации должности называется формальным лидерством. Однако в своём влиянии на людей официальный руководитель не может полагаться только на занимаемую должность и связанные с ней полномочия. Процесс влияния на основе авторитета, доверия, уважения, способностей или других ресурсов, необходимых людям, получил название неформального лидерства. Идеальным для менеджмента является гармоничное сочетание обеих основ лидерства.
Стиль лидерства - это совокупность
характерных приёмов и методов,
используемых руководителем для
оказания влияния на подчинённых
в процессе управления. Стиль включает
степень делегирование
Невзирая на то, что лидерству уделялось много внимания и все признавали важность этой темы, оно во многом по-прежнему является «черным ящиком», или необъяснимым понятием. Известно, что лидерство существует и оказывает огромное влияние на человеческое поведение, но его внутренние механизмы и конкретные параметры не получили точного выражения.
2. Теоретические подходы к изучению лидерства
В исследовании лидерства выделяют три основных подхода - теория личностных качеств, поведенческий подход и ситуационный подход. Начиная с 1920-х годов, последователи теории личностных качеств пытались выяснить, какие характеристики человека обеспечивают лидерство. Развивая эту мысль, исследователи полагали, что если бы эти «особые» качества могли быть выявлены, люди могли бы научиться «воспитывать» в себе лидера. Теория черт исходит из положений немецкой психологии конца XIX - начала XX в. и концентрирует свое внимание на врожденных качествах лидера. Это использование личной власти, преданность общему делу, четкое видение будущего, способность брать на себя риск и эффективно действовать в ситуации неопределенности.
Лидером, согласно этой теории,
может быть лишь такой человек, который
обладает определенным набором личностных
качеств или совокупностью
Поведенческий подход направлен
на анализ лидерства в контексте
реализуемого лидером поведения
и выделение универсальных
Общим для всех этих теорий
является признание того, что лидерство
невозможно понять в отрыве от характеристик
группы и ситуации. Таким образом,
в настоящее время лидерство
предстает как сложное
Все вышеназванные теории
лидерства рассматривают
существуют другие концепции, - назовем их, соответственно, экзогенными теориями, - в которых лидерство рассматривается исключительно как результат влияния внешних, социальных (а не личностных) факторов.
Одна из них - теория лидерства как функции группы. Основатель данной теории Дж. Хоманс считает, что каждая социальная группа - это группа ведомых, нуждающихся в лидере, а лидера он определяет как человека, наиболее полно отражающего групповые ценности, способного удовлетворить потребности и ожидания группы.
Следующий шаг на пути осмысления лидерства - теория ситуативного лидерства. Основатель этой теории Р. Стогдилл считал, что личность становится лидером не в силу своих особых черт и потребностей членов группы, а в силу ситуации. Экспериментально он установил, что одна и та же личность в одной и той же группе становится лидером в одной ситуации и не становится в другой. Некоторые авторы пытаются сочетать внешние факторы (фактор окружения, фактор ситуации и пр.), создавая комбинированные теории лидерства. Так, например, по мнению Ф. Фидлера, имеются три главные переменные, присутствующие в групповых процессах и оказывающие влияние на эффективность деятельности лидера и группы в целом: характер взаимоотношений между лидером и членами группы, степень структурированности задачи, позиционная власть лидера, определяемая его полномочиями.
Ни экзогенные, ни эндогенные не смогли полноценно объяснить природу лидерства. Абсолютизация внутренних факторов приводит к представлению о лидере как о своеобразной «вещи в себе», которая существует независимо от окружения и ситуации, напротив, крайнее «овнешнение» феномена лидерства превращает лидера в «пустую фикцию», ничем не обоснованную «изнутри». Поэтому многие исследователи пытаются создать интегративный подход к лидерству, в котором будут обобщены все факторы, инициирующие и поддерживающие процесс лидерства в группе. Например, американский социолог и психолог Дуглас Мак-Грегор создал теорию взаимосвязанных факторов; в которой выделил четыре основных фактора: характеристики личности лидера, отношения, потребности, интересы, личностные характеристики ведомых, особенности организации, ее структура, природа решаемых в ней задач, политическая, экономическая, социальная.
В последние годы в лидерологии не просто появились новые теории, а изменился принцип рассмотрения лидерства: произошел переход от группового к диадическому его пониманию и от транзакционного - к трансформационному. Наметилось и сближение различных подходов и теорий. В этом сближении подходов можно увидеть прогресс лидерологии: сейчас важны не исследовательские идеологии, а идеи.
3. Современные тенденции изучения феномена лидерства
Традиционные концепции,
рассмотренные выше, предполагают возможность
измерения лидерства и его
управленческого эффекта. Развитие
концепций привело к
Атрибутивное лидерство.
Концепция атрибутивного
Концепции и этические признаки, разработанные на этой основе, пытаются ответить на вопрос, почему люди ведут себя так, а не иначе. При этом учитывается, что в большинстве случаев лидер не имеет возможности непосредственно наблюдать за работой сотрудника. Определение лидером причин поведения подчиненного базируется на трех признаках: личность, сама работа, организационное окружение или обстоятельства.
В поиске причин лидер пытается получить три вида информации о поведении последователей: степень отличия задания, последовательность поведения и степень его уникальности. Первое связано с желанием руководителя понять связь между поведением и работой с той точки зрения, насколько определенное поведение может быть вызвано отличительными особенностями задания. Во-вторых, лидера интересует то, насколько подчиненный последователен в проявлении данного поведения или как часто поведение у него проявляется. И, наконец, лидер учитывает, насколько другие подчиненные ведут себя таким же образом, то есть, является ли данное поведение уникальным, характерным для одного подчиненного или наблюдается у всей группы.