Сущность феномена лидерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 13:10, контрольная работа

Описание

Вопросы лидерства вызывали интерес людей с древних времен. Однако систематическое, целенаправленное и широкое изучение лидерства началось только со времен Ф. Тейлора. Было проведено очень много исследований. Тем не менее, все еще не существует полного согласия по поводу того, что такое лидерство и как оно должно изучаться.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
1. Сущность лидерства……………………………………………………………3
2. Теоретические подходы к изучению лидерства……………………………...5
3. Современные тенденции изучения феномена лидерства……………………9
Заключение……………………………………………………………………….13
Список используемой литературы……………………………………………...15

Работа состоит из  1 файл

психология упр.docx

— 31.37 Кб (Скачать документ)

Сущность феномена лидерства

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...2

1. Сущность лидерства……………………………………………………………3

2. Теоретические подходы  к изучению лидерства……………………………...5

3. Современные тенденции  изучения феномена лидерства……………………9

Заключение……………………………………………………………………….13

Список используемой литературы……………………………………………...15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Вопросы лидерства вызывали интерес людей с древних времен. Однако систематическое, целенаправленное и широкое изучение лидерства  началось только со времен Ф. Тейлора. Было проведено очень много исследований. Тем не менее, все еще не существует полного согласия по поводу того, что  такое лидерство и как оно должно изучаться.

Лидерство - это понятие, отражающее способность одного человека влиять определенным образом на поведение  других людей. Ранние подходы к исследованию этого процесса акцентировали внимание на личностных характеристиках лидерства.

За этими изысканиями  последовало тщательное изучение в  первую очередь поведения лидеров, а не того, к какому типу людей  они относятся. Вероятностные теории лидерства пытаются определить оптимальные  методы лидерства, описывая ситуацию, в которой каждая модель поведения  срабатывает наиболее эффективно.

В последнее время подходы  к лидерству стали учитывать  аспект взаимодействия, рассматривая как влияние подчиненных на лидеров, так и обратный процесс. Также  уделяется внимание отношениям между  лидерами и индивидуальными подчиненными, как и поведению лидеров, адекватному  более современным групповым  формам планирования работы, которые  делают упор на работу в бригадах и  сотрудничество.

Цель работы - изучение современных  подходов к феномену лидерства.

Задачи: Охарактеризовать особенности современного понимания лидерства.

Исследовать основные научные  подходы к изучению феномена лидерства.

Предмет исследования - теории и концепции подходов к феномену лидерства.

Объект исследования - феномен  лидерства.

 

1. Сущность лидерства

 

Слово лидерство (leadership) произошло от английского глагола «lead», что значит «вести». В широком, социальном смысле лидерство - это способность влиять на отдельные личности и группы людей, направляя их усилия на достижение целей организации или индивида.

Лидер - это авторитетный член организации или социальной группы, личностное влияние которого позволяет ему играть существенную роль в социально-политических процессах  и ситуациях, в регулировании  взаимоотношений в коллективе, группе, обществе.

Лидерство представляет собой  исторически сложившуюся социальную потребность людей в организации  их совместной деятельности.

Лидер - это лицо, которое  может оказывать реальное влияние  на поведение работников. Формальный руководитель не всегда является лидером. На выдвижение лидера оказывают влияние  объективные и субъективные факторы.

Процесс влияния на людей  с позиции занимаемой в организации должности называется формальным лидерством. Однако в своём влиянии на людей официальный руководитель не может полагаться только на занимаемую должность и связанные с ней полномочия. Процесс влияния на основе авторитета, доверия, уважения, способностей или других ресурсов, необходимых людям, получил название неформального лидерства. Идеальным для менеджмента является гармоничное сочетание обеих основ лидерства.

Стиль лидерства - это совокупность характерных приёмов и методов, используемых руководителем для  оказания влияния на подчинённых  в процессе управления. Стиль включает степень делегирование руководителем  полномочий своим подчинённым, используемый тип власти, методы работы с внешней  средой, способы влияния на персонал и манеру поведения.

Невзирая на то, что лидерству  уделялось много внимания и все  признавали важность этой темы, оно  во многом по-прежнему является «черным  ящиком», или необъяснимым понятием. Известно, что лидерство существует и оказывает огромное влияние  на человеческое поведение, но его внутренние механизмы и конкретные параметры  не получили точного выражения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Теоретические  подходы к изучению лидерства

 

В исследовании лидерства  выделяют три основных подхода - теория личностных качеств, поведенческий  подход и ситуационный подход. Начиная  с 1920-х годов, последователи теории личностных качеств пытались выяснить, какие характеристики человека обеспечивают лидерство. Развивая эту мысль, исследователи  полагали, что если бы эти «особые» качества могли быть выявлены, люди могли бы научиться «воспитывать»  в себе лидера. Теория черт исходит  из положений немецкой психологии конца XIX - начала XX в. и концентрирует свое внимание на врожденных качествах лидера. Это использование личной власти, преданность общему делу, четкое видение  будущего, способность брать на себя риск и эффективно действовать в  ситуации неопределенности.

Лидером, согласно этой теории, может быть лишь такой человек, который  обладает определенным набором личностных качеств или совокупностью определенных психологических черт. Различные  авторы пытались выделить эти необходимые  лидеру черты или характеристики. В американской социальной психологии эти наборы черт фиксировались особенно тщательно, поскольку они должны были стать основанием для построения систем тестов для отбора лиц - возможных  лидеров. Однако очень быстро выяснилось, что задача составления перечня  таких черт нерешаема. [3, c. 62] Неудачные попытки в определении универсальных личностных черт заставили ученых в начале 1950-х годов взглянуть на проблему лидерства с другой стороны. Теперь исследователей интересовал вопрос о поведении лидеров в организации: какие роли они играют, как управляют и взаимодействуют с людьми.

Поведенческий подход направлен  на анализ лидерства в контексте  реализуемого лидером поведения  и выделение универсальных поведенческих  особенностей, обеспечивающих ему успех. Сторонники поведенческого подхода предполагают, что лидерству можно обучать. Представители поведенческого подхода к исследованию лидерства считают, что лидером становится человек, который обладает нужной формой поведения. В рамках этого подхода были выполнены многочисленные исследования стилей лидерства и разработаны их классификации. Наибольшую известность получили классификации стилей лидерства К. Левина, описавшего и исследовавшего автократический, демократический и либеральный стили лидерства, и Р. Лайкерта, выделявшего стиль лидерства, ориентированный на задачу, и стиль лидерства, ориентированный на человека. Результаты эмпирических исследований свидетельствуют об отсутствии однозначной связи между характеристиками стиля лидерства и его эффективностью. Наконец, приверженцы ситуационного подхода считают, что лидерство - это продукт конкретной ситуации. Основная идея данного подхода заключается в том, что эффективный лидер может оценить ситуацию и адаптировать к ней свое поведение. Теория черт в данной концептуальной схеме не отбрасывается полностью, но утверждается, что в основном лидерство - продукт ситуации. В различных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других, по крайней мере, в каком-то одном качестве, но поскольку именно это качество и оказывается необходимым в данной ситуации, человек, им обладающий, становится лидером. Таким образом, идея о врожденности качеств была отброшена, и вместо нее принята идея о том, что лидер просто лучше других может актуализировать в конкретной ситуации присущую ему черту (наличие которой в принципе не отрицается и у других лиц). Свойства, черты или качества лидера оказывались относительными. В рамках данного подхода были разработаны четыре теории: ситуационная модель руководства Фидлера, подход Митчелла и Хауса «путь - цель», теория жизненного цикла Херси и Бланшара и модель принятия решений руководителем Врума-Йеттона.

Общим для всех этих теорий является признание того, что лидерство  невозможно понять в отрыве от характеристик  группы и ситуации. Таким образом, в настоящее время лидерство  предстает как сложное многоплановое  явление, определяемое целым рядом  факторов. Особняком от этой дискуссии  о врожденности и приобретенности лидерских качеств стоят компенсаторные теории лидерств, обязанные своим происхождением психодинамической парадигме (в основном последователям неофрейдизма). Общая идея этих теорий состоит в том, что лидерство рассматривается как поведение, нейтрализующее или компенсирующее некоторые болезненные переживания и внутриличностные противоречия. Например, среди движущих мотивов лидерства называют стремление к власти, которое компенсирует чувство неполноценности (А. Адлер), стремление к контролю ситуации, компенсирующее тревогу, связанную с фрустрированной потребностью в безопасности (К. Хорни)].

Все вышеназванные теории лидерства рассматривают лидерство  как внутренний феномен, связанный  с характеристиками самого лидера - будь то врожденными или приобретенными. Наряду с этими эндогенными теориями

существуют другие концепции, - назовем их, соответственно, экзогенными  теориями, - в которых лидерство  рассматривается исключительно  как результат влияния внешних, социальных (а не личностных) факторов.

Одна из них - теория лидерства  как функции группы. Основатель данной теории Дж. Хоманс считает, что каждая социальная группа - это группа ведомых, нуждающихся в лидере, а лидера он определяет как человека, наиболее полно отражающего групповые ценности, способного удовлетворить потребности и ожидания группы.

Следующий шаг на пути осмысления лидерства - теория ситуативного лидерства. Основатель этой теории Р. Стогдилл считал, что личность становится лидером не в силу своих особых черт и потребностей членов группы, а в силу ситуации. Экспериментально он установил, что одна и та же личность в одной и той же группе становится лидером в одной ситуации и не становится в другой. Некоторые авторы пытаются сочетать внешние факторы (фактор окружения, фактор ситуации и пр.), создавая комбинированные теории лидерства. Так, например, по мнению Ф. Фидлера, имеются три главные переменные, присутствующие в групповых процессах и оказывающие влияние на эффективность деятельности лидера и группы в целом: характер взаимоотношений между лидером и членами группы, степень структурированности задачи, позиционная власть лидера, определяемая его полномочиями.

Ни экзогенные, ни эндогенные не смогли полноценно объяснить природу  лидерства. Абсолютизация внутренних факторов приводит к представлению  о лидере как о своеобразной «вещи  в себе», которая существует независимо от окружения и ситуации, напротив, крайнее «овнешнение» феномена лидерства превращает лидера в «пустую фикцию», ничем не обоснованную «изнутри». Поэтому многие исследователи пытаются создать интегративный подход к лидерству, в котором будут обобщены все факторы, инициирующие и поддерживающие процесс лидерства в группе. Например, американский социолог и психолог Дуглас Мак-Грегор создал теорию взаимосвязанных факторов; в которой выделил четыре основных фактора: характеристики личности лидера, отношения, потребности, интересы, личностные характеристики ведомых, особенности организации, ее структура, природа решаемых в ней задач, политическая, экономическая, социальная.

В последние годы в лидерологии не просто появились новые теории, а изменился принцип рассмотрения лидерства: произошел переход от группового к диадическому его пониманию и от транзакционного - к трансформационному. Наметилось и сближение различных подходов и теорий. В этом сближении подходов можно увидеть прогресс лидерологии: сейчас важны не исследовательские идеологии, а идеи.

 

 

3. Современные  тенденции изучения феномена  лидерства

 

Традиционные концепции, рассмотренные выше, предполагают возможность  измерения лидерства и его  управленческого эффекта. Развитие концепций привело к формированию различных теорий лидерства и  подходов к нему. Новые подходы  концентрируют внимание на групповой  работе, для которой лидер создает  условия, а также новое видение  не только решения, но и самой проблемы. Стратегическая компетентность лидера вдохновляет сотрудников. Развитие концептуальных положений лидерства  привело к относительно новым  его определениям. Рассмотрим основные из них - атрибутивное, харизматическое и преобразующее.

Атрибутивное лидерство. Концепция атрибутивного лидерства  основана на причинно-следственных взаимосвязях между тем, что произошло, и тем, что люди считают причиной произошедшего. Такую связь объясняет теория атрибуции. Атрибутивный подход исходит  из того, что выбор лидера в равной мере, как и поведение последователей, обусловлены реакцией лидера на поведение последних. Наблюдая за работой сотрудников, лидер получает информацию о том, как она выполняется. В зависимости от этого он делает выводы о поведении каждого из работников и корректирует стиль своего поведения таким образом, чтобы адекватно реагировать на действия подчиненного.

Концепции и этические  признаки, разработанные на этой основе, пытаются ответить на вопрос, почему люди ведут себя так, а не иначе. При  этом учитывается, что в большинстве  случаев лидер не имеет возможности  непосредственно наблюдать за работой  сотрудника. Определение лидером  причин поведения подчиненного базируется на трех признаках: личность, сама работа, организационное окружение или  обстоятельства.

В поиске причин лидер пытается получить три вида информации о поведении  последователей: степень отличия  задания, последовательность поведения и степень его уникальности. Первое связано с желанием руководителя понять связь между поведением и работой с той точки зрения, насколько определенное поведение может быть вызвано отличительными особенностями задания. Во-вторых, лидера интересует то, насколько подчиненный последователен в проявлении данного поведения или как часто поведение у него проявляется. И, наконец, лидер учитывает, насколько другие подчиненные ведут себя таким же образом, то есть, является ли данное поведение уникальным, характерным для одного подчиненного или наблюдается у всей группы.

Информация о работе Сущность феномена лидерства