Сущность феномена лидерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 13:10, контрольная работа

Описание

Вопросы лидерства вызывали интерес людей с древних времен. Однако систематическое, целенаправленное и широкое изучение лидерства началось только со времен Ф. Тейлора. Было проведено очень много исследований. Тем не менее, все еще не существует полного согласия по поводу того, что такое лидерство и как оно должно изучаться.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
1. Сущность лидерства……………………………………………………………3
2. Теоретические подходы к изучению лидерства……………………………...5
3. Современные тенденции изучения феномена лидерства……………………9
Заключение……………………………………………………………………….13
Список используемой литературы……………………………………………...15

Работа состоит из  1 файл

психология упр.docx

— 31.37 Кб (Скачать документ)

Взаимосвязь между установленными лидером причинами результатов  работы и его последующим поведением определяется тем, кто, по мнению лидера, должен нести ответственность за происшедшее. Если лидер считает, что  причины носят внутренний характер, то ответственность должен нести  подчиненный, и к нему применяются  соответствующие меры.

Харизматическое лидерство. Харизма - особая одаренность, исключительность человека. Харизматическим считается лидер, который способен оказывать глубокое воздействие на последователей в силу своих личностных качеств. В целом харизматическому лидеру приписывают уверенность в себе, стремление к власти, убежденность в своей правоте, нестандартное видение решения проблемы, умение обосновать его перед последователями и побудить их к действию, неординарное поведение при реализации своего видения. Присущая такому человеку жажда деятельности передается другим людям, и они искренне верят в прирожденную способность к лидерству.

Технологии развития данного  типа лидерства сосредоточены на двух задачах:

Создание (поддержание) харизматического образа какого-либо человека.

Формирование стратегии  его отношений с последователями.

Чтобы соответствовать определению  «харизматический лидер», надо обладать не только личной привлекательностью. Считается, что вначале необходимо обнаружить проблему, стоящую наиболее остро. Затем необходимо проанализировать пути решения этой проблемы и сформировать собственное видение, в которое должно быть включено что-то новое, ранее никем не предлагавшееся и вселяющее уверенность в то, что оно может немедленно ускорить решение проблемы.

Следующий шаг связан со способностью лидера передать свое видение последователям таким образом, чтобы оно произвело на них сильное впечатление и стимулировало к действиям. Далее лидеру для сплочения последователей вокруг себя важно войти к ним в доверие, проявляя такие качества, как:

  • знание дела;
  • умение добиться успеха;
  • принятие на себя риска;
  • совершение неординарных поступков.

На заключительном этапе  лидер обязан пересматривать способность  к реализации своего видения через  делегирование полномочий последователям.

Значение харизматического лидерства для бизнеса возрастает по мере необходимости проведения в  организации радикальных изменений. В стабильной ситуации оно не всегда эффективно.

Преобразующее лидерство. Понятие  преобразующего, или реформирующего, лидерства хотя и имеет точки  пересечения с харизматическим, но трактуется иначе. Это лидерство эффективно в ситуациях изменений, динамического развития, реинжиринга бизнес-процессов.

Лидер-реформатор мотивирует последователей путем:

повышения уровня их сознательности в восприятии важности поставленной цели;

предоставления им возможности  соотношения своих личных интересов  с общей целью;

создания атмосферы доверительности  и убеждения последователей в  необходимости саморазвития.

Лидер-реформатор - это новатор, стратег-преобразователь, а не спаситель, его цель не изменить мир, а адаптироваться в нем через развитие персонала, организационное развитие.

Модель преобразующего лидерства  предполагает наличие у лидера и  последователей определенного поведения, которое наиболее подходит для творческого  решения проблемы в кризисной  ситуации. Во-первых, признается необходимость  для лидера влиять на последователей через привлечение их к участию  в управлении, быть самому частью группы, а не «стоять над ней», с энтузиазмом  поддерживать совместные усилия. Во-вторых, поскольку атмосфера доверия  развивает сильную взаимозависимость  лидера и последователей, то возникает  серьезная опасность того, что  руководитель окружит себя соглашателями  либо, наоборот, пойдет на поводу у подчиненных. Эти два традиционных подхода  непригодны для лидера-преобразователя.

Теории лидерства весьма разнообразны. Начиная с 1950 года появлялось не менее ста исследований в год. По этой тематике написано свыше трех тысяч книг и статей. Теории лидерства стараются объяснить его природу и носят преимущественно описательный характер. Определяя главные проблемы исследований лидерства, ученые выделили и другие группы теорий: лидерских качеств; ситуационные; личностно-ситуативные; гуманистические; атрибутивные теории; теории «обмена», «трансактного анализа»; мотивационные и др.

Главное, что отличает самые  современные подходы - это стремление к максимальной интеграции представлений  и обобщению многочисленных накопленных  наукой разрозненных фактов и отдельных  характеристик лидерства.

 

 

Заключение

 

Лидерство - многоаспектное социальное явление. Феномен лидерства проявляется в любых более или менее организованных группах, стремящейся к какой - либо общей для группы цели. Трудно дать общее определение лидерства. Это объясняется тем, что лидерство проявляется всегда и везде, где группе людей приходится решать какие-либо проблемы, затрагивающие интересы всех или большинства членов группы.

Природа лидерства проявляется  как личностными качествами человека, так и средой в которой осуществляется деятельность компании. Для эффективного управления компанией необходимо изучение всех этих вопросов.

Лидерство стало объектом исследования, когда в начале двадцатого столетия начали впервые изучать  управление. Однако только в период между 1930 и 1950 гг. было впервые предпринято  изучение лидерства в крупных  масштабах и на систематической  основе.

Все сложившиеся теории лидерства  продолжают служить основой для  понимания и практики управления сегодняшними организациями. В последние  годы появилось много альтернативных теорий, способствующих лучшему пониманию  различных типов лидерства.

Таким образом, в изучении лидерства можно условно выделить несколько этапов, для каждого  из которых характерно преобладание одной или нескольких концепций. Появление этих концепций было подготовлено всем предшествующим ходом развития научной (в т.ч. управленческой) и  социально-философской мысли. Подходы  к изучению лидерства различаются  комбинацией трех основных переменных, привлекающих внимание исследователей по сей день: лидерские качества, лидерское поведение и ситуация, в которой действует лидер. Важную роль при этом играют характеристики и поведение последователей. Каждый из подходов предлагает свое решение проблемы эффективного лидерства.

О лидерстве написано много  книг, еще больше статей, тема лидерства  разрабатывается психологами, социологами, специалистами в области менеджмента  и в области качества, но одной  признанной и принятой концепции  лидерства до сих пор не существует.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1. Андреева Г.М. Социальная  психология. 3-е изд. - М.: Наука, 1994.- 258 с.

2. Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применение - СПб.: Питер Пресс, 2001. - 608 с.

3. Политическая психология: Учебное пособие для вузов.  Под ред. Е.Ю. Красовой. - Воронеж: ВГУ, 2006.- 75 с.

4. Буйко Л.А., Волкова И.Н., Родцевич Н.Г. МЕНЕДЖМЕНТ: Учебное пособие для студентов экономических специальностей. - Бобруйск, 2008. - 149 с.

5. Беляцкий Н.П. Менеджмент: Учебное пособие. - Минск, 2002. - 250 с.

 


Информация о работе Сущность феномена лидерства