Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 13:10, контрольная работа
Вопросы лидерства вызывали интерес людей с древних времен. Однако систематическое, целенаправленное и широкое изучение лидерства началось только со времен Ф. Тейлора. Было проведено очень много исследований. Тем не менее, все еще не существует полного согласия по поводу того, что такое лидерство и как оно должно изучаться.
Введение…………………………………………………………………………...2
1. Сущность лидерства……………………………………………………………3
2. Теоретические подходы к изучению лидерства……………………………...5
3. Современные тенденции изучения феномена лидерства……………………9
Заключение……………………………………………………………………….13
Список используемой литературы……………………………………………...15
Взаимосвязь между установленными лидером причинами результатов работы и его последующим поведением определяется тем, кто, по мнению лидера, должен нести ответственность за происшедшее. Если лидер считает, что причины носят внутренний характер, то ответственность должен нести подчиненный, и к нему применяются соответствующие меры.
Харизматическое лидерство. Харизма - особая одаренность, исключительность человека. Харизматическим считается лидер, который способен оказывать глубокое воздействие на последователей в силу своих личностных качеств. В целом харизматическому лидеру приписывают уверенность в себе, стремление к власти, убежденность в своей правоте, нестандартное видение решения проблемы, умение обосновать его перед последователями и побудить их к действию, неординарное поведение при реализации своего видения. Присущая такому человеку жажда деятельности передается другим людям, и они искренне верят в прирожденную способность к лидерству.
Технологии развития данного типа лидерства сосредоточены на двух задачах:
Создание (поддержание) харизматического образа какого-либо человека.
Формирование стратегии
его отношений с
Чтобы соответствовать определению «харизматический лидер», надо обладать не только личной привлекательностью. Считается, что вначале необходимо обнаружить проблему, стоящую наиболее остро. Затем необходимо проанализировать пути решения этой проблемы и сформировать собственное видение, в которое должно быть включено что-то новое, ранее никем не предлагавшееся и вселяющее уверенность в то, что оно может немедленно ускорить решение проблемы.
Следующий шаг связан со способностью лидера передать свое видение последователям таким образом, чтобы оно произвело на них сильное впечатление и стимулировало к действиям. Далее лидеру для сплочения последователей вокруг себя важно войти к ним в доверие, проявляя такие качества, как:
На заключительном этапе лидер обязан пересматривать способность к реализации своего видения через делегирование полномочий последователям.
Значение харизматического
лидерства для бизнеса
Преобразующее лидерство. Понятие преобразующего, или реформирующего, лидерства хотя и имеет точки пересечения с харизматическим, но трактуется иначе. Это лидерство эффективно в ситуациях изменений, динамического развития, реинжиринга бизнес-процессов.
Лидер-реформатор мотивирует последователей путем:
повышения уровня их сознательности в восприятии важности поставленной цели;
предоставления им возможности соотношения своих личных интересов с общей целью;
создания атмосферы
Лидер-реформатор - это новатор, стратег-преобразователь, а не спаситель, его цель не изменить мир, а адаптироваться в нем через развитие персонала, организационное развитие.
Модель преобразующего лидерства
предполагает наличие у лидера и
последователей определенного поведения,
которое наиболее подходит для творческого
решения проблемы в кризисной
ситуации. Во-первых, признается необходимость
для лидера влиять на последователей
через привлечение их к участию
в управлении, быть самому частью группы,
а не «стоять над ней», с энтузиазмом
поддерживать совместные усилия. Во-вторых,
поскольку атмосфера доверия
развивает сильную
Теории лидерства весьма разнообразны. Начиная с 1950 года появлялось не менее ста исследований в год. По этой тематике написано свыше трех тысяч книг и статей. Теории лидерства стараются объяснить его природу и носят преимущественно описательный характер. Определяя главные проблемы исследований лидерства, ученые выделили и другие группы теорий: лидерских качеств; ситуационные; личностно-ситуативные; гуманистические; атрибутивные теории; теории «обмена», «трансактного анализа»; мотивационные и др.
Главное, что отличает самые современные подходы - это стремление к максимальной интеграции представлений и обобщению многочисленных накопленных наукой разрозненных фактов и отдельных характеристик лидерства.
Заключение
Лидерство - многоаспектное социальное явление. Феномен лидерства проявляется в любых более или менее организованных группах, стремящейся к какой - либо общей для группы цели. Трудно дать общее определение лидерства. Это объясняется тем, что лидерство проявляется всегда и везде, где группе людей приходится решать какие-либо проблемы, затрагивающие интересы всех или большинства членов группы.
Природа лидерства проявляется как личностными качествами человека, так и средой в которой осуществляется деятельность компании. Для эффективного управления компанией необходимо изучение всех этих вопросов.
Лидерство стало объектом исследования, когда в начале двадцатого столетия начали впервые изучать управление. Однако только в период между 1930 и 1950 гг. было впервые предпринято изучение лидерства в крупных масштабах и на систематической основе.
Все сложившиеся теории лидерства продолжают служить основой для понимания и практики управления сегодняшними организациями. В последние годы появилось много альтернативных теорий, способствующих лучшему пониманию различных типов лидерства.
Таким образом, в изучении
лидерства можно условно
О лидерстве написано много
книг, еще больше статей, тема лидерства
разрабатывается психологами, социологами,
специалистами в области
Список используемой литературы
1. Андреева Г.М. Социальная психология. 3-е изд. - М.: Наука, 1994.- 258 с.
2. Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применение - СПб.: Питер Пресс, 2001. - 608 с.
3. Политическая психология: Учебное пособие для вузов. Под ред. Е.Ю. Красовой. - Воронеж: ВГУ, 2006.- 75 с.
4. Буйко Л.А., Волкова И.Н., Родцевич Н.Г. МЕНЕДЖМЕНТ: Учебное пособие для студентов экономических специальностей. - Бобруйск, 2008. - 149 с.
5. Беляцкий Н.П. Менеджмент: Учебное пособие. - Минск, 2002. - 250 с.