Сущность и классификация методов воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 18:43, доклад

Описание

Под методами воспитания следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Отражая двуединый характер педагогического процесса, методы являются одним из тех механизмов, которые обеспечивают взаимодействие воспитателя и воспитанников. Это взаимодействие строится не на паритетных началах, а под знаком ведущей и направляющей роли учителя, который выступает руководителем и организатором педагогически целесообразной жизни и деятельности учащихся.

Работа состоит из  1 файл

теория воспитания....docx

— 38.08 Кб (Скачать документ)

Сущность  и классификация методов воспитания.

Под методами воспитания следует  понимать способы профессионального  взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Отражая двуединый характер педагогического процесса, методы являются одним из тех механизмов, которые  обеспечивают взаимодействие воспитателя  и воспитанников. Это взаимодействие строится не на паритетных началах, а  под знаком ведущей и направляющей роли учителя, который выступает  руководителем и организатором  педагогически целесообразной жизни  и деятельности учащихся.

Метод воспитания распадается  на составляющие его элементы (части, детали), которые называются методическими  приемами. По отношению к методу приемы носят частный, подчиненный  характер. Они не имеют самостоятельной  педагогической задачи, а подчиняются  той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот  же метод у разных учителей может  включать различные приемы.

Методы воспитания и методические приемы тесно связаны между собой, могут совершать взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. В одних обстоятельствах метод выступает как самостоятельный путь решения педагогической задачи, в других - как прием, имеющий частное назначение. Беседа, например, является одним из основных методов формирования сознания, взглядов и убеждений. В то же время она может стать одним из основных методических приемов, используемых на различных этапах реализации метода приучения.

Система общих методов  воспитания:

·  методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера);

·  методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);

·  методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.);

·  методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

В реальных условиях педагогического  процесса методы выступают в сложном  и противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных "уединенных" средств, а гармонично организованная их система. Разумеется, на каком-то определенном этапе педагогического  процесса тот или иной метод может  применяться в более или менее  изолированном виде. Но без соответствующего подкрепления другими методами, без  взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение, замедляет движение образовательного процесса к намеченной цели.

 

 

Методы воспитания убеждений.

 

Метод убеждения — основной метод воспитания, представляющий собой  воздействие учителя на рациональную сферу сознания учеников. 
       Он обеспечивает решение главной задачи воспитания школьников — формирования их мировоззрения, высоких гражданских и политических качеств, сознательной убежденности. Особое значение убеждение приобретает в условиях преобразований всех сфер жизни нашего общества. Целью убеждения является создание, усиление или изменение взглядов, мнений, оценок, установок у объекта воздействия с тем, чтобы последний принял точку зрения убеждающего и следовал ей в своей деятельности и поведении. 
         Метод убеждения апеллирует к уму, логике, опыту и чувствам молодого человека, обеспечивая добровольное принятие им идей, их самостоятельное осмысливание и превращение и мотивы поведения. Поэтому он наиболее предпочтителен в психолого-педагогическом плане. Важно, чтобы в результате убеждения у детей формировались твердая уверенность в истинности усвоенных идей, способность защищать свои убеждения, активно проводить их в жизнь, бороться с ошибочными, сомнительными взглядами. 
          Важной особенностью убеждения является то, что степень убеждающего воздействия в значительной мере зависит от степени заинтересованности в этом ученика, на которого направлено данное воздействие. Иными словами, убедить людей в чем-либо можно лишь в том случае, если они стремятся понять и осознать адресуемую им информацию, взвесить и оценить соответствие аргументов выводам, а выводов — своему жизненному опыту, и при достаточном или очевидном их соответствии согласиться с ними. 
       Метод убеждения предполагает оперативную систематическую объективную информацию, разъяснение и гласность по важнейшим вопросам из всех сфер общественной жизни, показ места человеческого фактора в совершенствовании нашего общества. Одним из условий такой работы является правдивость, искренность воспитателя. 
          Убеждение не ограничивается информацией и разъяснением, требует доказательства их правильности, логического обоснования, чтобы в сознании школьников не оставалось никаких неясностей, сомнений. Это лучше всего достигается в условиях дискуссии, свободного обсуждения проблемы, когда дети обмениваются мнениями, полемизируют, совместными усилиями устанавливают истину. 
          Большой силой убедительности, доказательности обладают факты, цифры. Факт как часть живой действительности, объективно поданной учителем, обладает рядом свойств действенного педагогического средства: конкретностью, наглядностью, смысловым и эмоциональным содержанием. Для убеждения важно правильно подобрать и подать факты. Их можно приводить и произвольно, но на основе этого обычно делаются совершенно неправильные, необъективные выводы. 
        Существенное значение в убеждении и переубеждении имеет практика, опыт, показательный пример. Убеждение делом, работой, «проповедь действием» особенно нужны тогда, когда требуется доказать необходимость воплощения идей в практику, побудить школьников к овладению новыми приемами и формами деятельности. В этих условиях больше, чем словесное разъяснение и убеждение, действует живой, практический пример.                                                        
        Убеждение на практическом опыте, делом, работой может осуществляться или путем личного показа, или посредством организации совместной деятельности, или показом опыта других. В процессе убеждения опытом, практической деятельностью происходит слияние личного опыта с опытом других, воспринятые идеи проверяются практикой, являющейся критерием истины.

 

Сущность  и структура целостного педагогического  процесса.

 

Педагогическим процессом  называется развивающееся взаимодействие воспитателей

и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее

намеченному  изменению  состояния, преобразованию свойств  и качеств

воспитуемых. Иными словами, педагогический процесс – это процесс, в котором

социальный опыт трансформируется в качества  формируемого человека (личности).

 

Структура целостного педагогического  процесса

Педагогический процесс считают  системой наук и выделяют следующие основные

части:

-         общие  основы;

-         теория  воспитания;

-         дидактика  – теория обучения;

-         школоведение.

Каждая из них решает свои собственные  задачи, результат которых часто

накладывается друг на друга.

Структура – это расположение элементов  в системе. Структуру системы

составляют выделенные по определенному  критерию элементы, или компоненты

системы, а также связи между  ними. Только зная, что и с чем  связано в

целостном педагогическом процессе, можно решить проблему улучшения

организации, управления и качества данного процесса. Связи в педагогической

системе не похожи на связи в других динамических системах. Результат

процесса находится в прямой зависимости от взаимодействия педагога,

применяемой технологии и ученика.

Взаимная активность педагога и  воспитуемого в педагогическом процессе

наиболее полно отражается термином “педагогическое взаимодействие”, которое

включает в себя в  единстве педагогическое влияние, его активное восприятие,

усвоение объектом, собственную  активность воспитуемого, проявляющуюся  в

воздействии на самого себя (самовоспитание). В ходе педагогического

взаимодействия проявляются разнообразные  связи между субъектами и объектами

воспитания. Особенно распространены информационные связи, проявляющиеся  в

обмене информацией между воспитателями и воспитуемыми, организационно-

деятельностные связи. Весьма важное значение имеют связи управления и

самоуправления в педагогическом процессе. От правильного соотношения  их во

многом зависит успешное протекание всего процесса. В свою очередь связи

управления опираются на информационные, организационно-деятельностные и

другие виды связей. При анализе  педагогического взаимодействия надо учитывать

и причинно-следственные связи, выявляя  среди них особо важные. Например,

выявление особо важных причин недостатков  и успехов в педагогическом

процессе, позволяет затем более удачно проектировать новые этапы его

совершенствования. Там, где это  рационально, полезно выявить и  функциональные

связи между педагогическими явлениями, описывая их в математически корректной

форме. Но при этом особо важно  соблюдать требования о ведущей  роли

качественного анализа педагогических явлений, так как чрезвычайная сложность,

многофакторность этих процессов  часто не поддаются корректному

математическому описанию.

Развитие человека требует организации  двух взаимосвязанных процессов  –

обучения и воспитания. Эти два  процесса имеют различные задачи и потому,

пересекаясь, друг с другом, а иногда даже совпадая во времени, принципиально

отличаются друг от друга методами и формами организации. Рассмотрим основные

теоретические проблемы воспитания и  образования.

     Воспитание есть относительно самостоятельный процесс, имеющий ряд особенностей:

Во-первых, воспитание – процесс  целенаправленный. Воспитание становится

эффективным, когда педагог специально выделяет цель воспитания, к которой он

стремится. Наибольшая эффективность  достигается в том случае, когда  эта цель

известна и понятна воспитаннику, и он согласен принять ее.

Во-вторых, это процесс многофакторный. При его осуществлении учитель  должен

учитывать и использовать огромное количество объективных и субъективных

факторов. Личность подвергается воздействию  множества разнофакторных влияний

и накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт, требующий

корректировки. Многофакторность объясняет  эффект неоднозначности результатов

воспитания.

В-третьих, огромную роль в процессе воспитания играет личность педагога: его

педагогическое мышление, черты  характера, личностные качества, ценностные

ориентиры.

В-четвертых, воспитательный процесс  характеризуется отдаленностью  результатов

от момента непосредственного  воспитательного воздействия. Воспитание не дает

мгновенного эффекта. Его результаты не та ощутимы, не так явно обнаруживают

себя, как, например результаты процесса обучения.

В-пятых, особенностью педагогического  процесса выступает его непрерывность.

Воспитание, осуществляемое в ходе педагогического процесса – это  процесс

систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников. Одно

мероприятие, каким бы ярким оно  ни было, не способно сильно повлиять на

поведение воспитуемого, в частности  ученика. Если же процесс воспитания не

регулярен и идет от случая к случаю, то воспитателю приходится заново

закреплять то, что уже осваивалось  учеником, а затем забылось.

     Обучение, как целостная система содержит в себе множество

взаимосвязанных элементов: цель, учебную  информацию, средства педагогической

коммуникации педагога и учащихся, формы их деятельности и способы  осуществления

педагогического руководства учебой и другими видами деятельности и  поведения

учащихся.

Схематически процесс обучения, как целостную систему можно  представить

следующим образом:

                Модель структуры учебного процесса               

    

 
 


 

    

Системообразующим понятием процесса обучения, как системы, выступают цель

обучения, деятельность учителя (преподавание), деятельность учащихся (учение)

и результат. Переменными составляющими  этого процесса выступают средства

управления. Они включают: содержание учебного материала, методы обучения,

материальные средства обучения (наглядные, технические, учебные пособия и

др.), организационные формы обучения как процесса и учебной деятельности

учащихся. Связь средств обучения, как переменных компонентов, с постоянными

смыслообразующими компонентами зависит от цели обучения и его конечного

результата. Они образуют устойчивое единство и целостность, которые  подчинены

общим целям воспитания, так называемым глобальным целям в подготовке

подрастающих поколений к жизни  и деятельности в существующем обществе.

Основанием единства всех этих компонентов  является предметная совместная

деятельность преподавания и учения. Благодаря их единству множественность  и

разнотипность разнокачественных  элементов и связей образуют целостную  систему

обучения и придают ей упорядоченность  и организованность, без чего она, как

таковая вообще лишена смысла и способности  функционировать.

Процесс обучения рассматривается  в дидактике, как деятельность, и  потому в

нем четко просматриваются:

-         анализ  исходной ситуации, определение  и постановка цели обучения  и

принятие ее учащимися;

-         планирование  работы, отбор содержания и средств  достижения цели –

предъявление нового фрагмента  учебного материала разными способами  и его

осознанное восприятие;

-         исполнение  обучающих и учебных операций, организация совместной

работы учителя и учеников;

-         организация  обратной связи, контроль и  корректирование работы по

усвоению содержания материала  и самоконтроль;

-         анализ  и самоанализ, оценка результатов  обучения;

-         подготовка  и работа учащихся вне школы.

Такова структура процесса обучения в его теоретическом представлении. В

Информация о работе Сущность и классификация методов воспитания