Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 18:43, доклад
Под методами воспитания следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Отражая двуединый характер педагогического процесса, методы являются одним из тех механизмов, которые обеспечивают взаимодействие воспитателя и воспитанников. Это взаимодействие строится не на паритетных началах, а под знаком ведущей и направляющей роли учителя, который выступает руководителем и организатором педагогически целесообразной жизни и деятельности учащихся.
реальной педагогической действительности процесс обучения носит цикличный
характер. Каждый дидактический цикл процесса обучения представляет собой
функциональную схему, основанную на совместной работе всех его звеньев.
Остановимся подробнее на цикличном анализе учебного процесса. Такой анализ
позволяет четче обозначить структурные связи компонентов процесса обучения.
В развитии всех педагогических процессов можно легко обнаружить одни и те же
этапы. Этапы – это не составные части, а последовательности развития
процесса. Главными этапами можно назвать подготовительный, основной и
заключительный. Рассмотрим их подробнее.
На этапе подготовки педагогического процесса создаются надлежащие
условия для его протекания в заданном направлении и с заданной скоростью. На
этом этапе решаются следующие важные задачи: обоснование и постановка цели,
диагностика условий, прогнозирование, проектирование и планирование развития
процесса. Сущность первой, состоит в том, чтобы трансформировать общую
педагогическую цель, стоящую перед системой народного образования в целом, в
конкретные задачи, достижимые на заданном отрезке педагогического процесса. На
этом этапе функционирования педагогического процесса выявляются противоречия
между требованиями общей педагогической цели и конкретными возможностями
контингента учеников учебного заведения и т.д., намечаются пути разрешения этих
противоречий в проектируемом процессе.
Поставить правильную цель, определить задачи процесса невозможно без
диагностики. Ее главная цель получить ясное представление о тех причинах,
которые будут помогать или препятствовать достижению намеченных результатов. В
процессе диагностики
возможностях педагогов и учеников, уровне их предшествующей подготовки и многих
других важных обстоятельствах. В процессе диагностики происходит корректировка
первоначальных задач: очень часто конкретные условия заставляют их
пересматривать, приводить в соответствие с реальными возможностями.
Далее проводится прогнозирование хода и результатов
педагогического процесса. Сущность прогнозирования заключается в том, чтобы еще
до начала процесса оценить его возможную результативность в имеющихся
конкретных условиях. Применяя научное прогнозирование, можем заранее
теоретически взвесить и рассчитать параметры процесса. Оно осуществляется по
довольно сложным методам, но затраты на получение прогноза окупаются, поскольку
в этом случае педагоги получают возможность
активно вмешиваться в
ход педагогического процесса, не дожидаясь, пока он окажется малоэффективным
или приведет к нежелательным последствиям.
Завершается подготовительный этап скорректированным на основе результатов
диагностики и прогнозирования проектом организации процесса, который
после окончательной доработки воплощается в план. Планы педагогических
процессов имеют определенный срок действия. Таким образом, план – это итоговый
документ, в котором точно определено кому, когда и что нужно сделать.
Этап осуществления педагогического процесса – основной этап. Его можно
рассматривать как относительно обособленную систему, включающую в себя важные
взаимосвязанные элементы:
- постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности;
- взаимодействие педагогов и учеников;
- использование намеченных методов, средств и форм педагогического
процесса;
- создание благоприятных условий;
- осуществление
разнообразных мер
школьников;
- обеспечение
связи педагогического
Эффективность процесса зависит от того, насколько целесообразно эти элементы
связаны между собой, не противоречит ли их направленность и практическая
реализация общей цели, и друг другу.
Важную роль на этапе осуществления педагогического процесса играют обратные
связи, служащие основой для принятия оперативных управленческих решений.
Обратная связь – основа качественного управления процессом, ее развитию и
укреплению каждый педагог обязан придавать приоритетное значение, только
опираясь на нее, удается найти рациональное соотношение педагогического
управления и самоуправления своей деятельностью со стороны воспитуемых.
Завершается цикл педагогического процесса этапом анализа достигнутых
результатов. Важно еще раз внимательно проанализировать ход и результаты
педагогического процесса после его завершения, чтобы в будущем не повторить
ошибок, неизбежно возникающих в любом, даже очень хорошо спланированном и
организованном процессе, чтобы в следующем цикле учесть неэффективные моменты
предыдущего.
Особенно важно понять причины неполного соответствия результатов и процесса
первоначальному замыслу, где, как и почему возникли ошибки. Практика
подтверждает, что больше всего ошибок появляется тогда, когда педагог
игнорирует диагностику и
Информация о работе Сущность и классификация методов воспитания