Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 21:54, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности подросткового возраста, показать сложный и противоречивый характер данного периода, его решающее влияние на развитие личности.
Задачи исследования:
- проследить развитие теоретических взглядов на проблемы
подросткового возраста
- рассмотреть главные особенности этого периода
- определить особенности механизмов подражания и конкуренции у детей в подростковом возрасте
- обобщить материал о подростковом возрасте
Введение……………………………………………………………................................3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения развития личности в подростковом возрасте……………………………………………...........................................................5
1.1.Особенности психосоматических изменений в подростковом возрасте....5
1.2.Сущность кризиса подросткового возраста…………………………...........6
1.3.Особенность развития самосознания в подростковом возрасте………......9
Глава 2. Психологический анализ типичных поведенческих реакций в подростковом возрасте…………………………………………………………………15
2.1.Анализ ведущей деятельности в подростковом возрасте:
- значение группы сверстников
-сущность подражания……………………………………………….…………15
2.2.Негативизм как основа конкуренции в подростковом возрасте……….22
2.3.Анализ причин отклоняющегося поведения подростков (девиантное и делинквентное поведение)……………………………………………………………..26
Заключение……………………………………………………………………………...34
Список использованных источников...………………………………………………..36
2.2.Негативизм как основа конкуренции в подростковом возрасте
Подростковые поведенческие реакции часто пугают родителей и учителей. А между тем есть совершенно обычные, или как говорят специалисты, нормативные возрастоспецифические поведенческие реакции, которые проходят с возрастом, не оставляя существенных последствий в жизни человека. Вот некоторые из наиболее часто встречающихся поведенческих реакций подросткового возраста.
Реакция группирования со сверстниками - подросток перестает быть "домашним" ребёнком, вовлечённым в дела семьи, и для него становится важным мнение сверстников, подросток уже мало интересуется жизнью семьи, его тянет к друзьям-приятелям. Это очень важная и необходимая поведенческая реакция в жизни подростка - это залог будущих успешных или неуспешных отношений с людьми, залог умения строить отношения, отстаивать свою точку зрения, уметь выслушивать чужую. Это также построение своей самооценки и представления о себе, понимание себя через познание других таких же подростков, понимание своих мыслей и поступков. Установки, привитые родителями и социальными институтами, подвергаются критике, а свое отношение к различным аспектам взрослой жизни еще не сформировано и не осознанно. Если родители жестко противостоят стремлению подростка общаться со сверстниками, то это может привести к заострению этой реакции, к её усилению, и тогда реакция из нормативной, возрастоспецифической перерастет в условно патологическую, когда по каждому удобному и неудобному поводу подросток будет демонстрировать родителям и педагогам, кто для него важнее, и чьё мнение он ценит больше всего на свете. Однако нормативная реакция группирования может и сразу принимать условно-патологический характер, когда подросток в силу тех или иных обстоятельств попадает под влияние каких-либо "неблагополучных" товарищей, которые подсаживают на наркотики, предлагают алкоголь (о курении уж и не говорю), вовлекают в криминал. В этом случае тревогу надо бить сразу. [3,c.128-137]
Ещё одна часто пугающая родителей и педагогов подростковая реакция - это реакция эмансипации, когда подросток с особой щепетильностью и даже враждебностью начинает отстаивать свою независимость в тех или иных вопросах. Родители жалуются, что подросток перестаёт выполнять просьбы, устраивает всё по-своему, в ответ на настойчивость со стороны родителей - грубит, раздражается, замыкается, хлопает дверьми и тому подобное. Смысл этой реакции - пробовать контролировать события своей жизни самому. Это тоже очень важно, так как формирует жизненную позицию во взрослой жизни - плыть по течению, подчиняться, или самому активно влиять на свою судьбу, руководить, управлять. Кроме того, сознание того, что что-то решил или сделал сам, очень влияет на самооценку и представление о себе, придает уверенности. Если родители и педагоги чрезмерно реагируют на проявление попыток независимости подростка, то это заостряет и усиливает эту реакцию, переводя её в условно-патологическую, проявлениями которой может быть ранний уход подростка из дома, из родительской семьи, разрыв отношений с родителями.
В принципе, можно помнить, что подростковый возраст - это важнейший период для становления самостоятельности. Во многом успешность достижения самостоятельности определяется семейными факторами, а точнее тем, как осуществляется процесс отделения подростка от семьи. Под отделением подростка от семьи обычно понимается выстраивание между подростком и его семьей нового типа взаимоотношений, основанного уже не на опеке, а на партнерстве. Это достаточно трудный процесс, как для самого подростка, так и для его семьи, поскольку семья не всегда готова отпустить подростка. А подросток не всегда может адекватно распорядиться своей самостоятельностью. Однако последствия незавершенного отделения от семьи - неумение взять на себя ответственность за свою жизнь - могут наблюдаться не только в молодости, но и в зрелом, и даже в пожилом возрасте. Поэтому так важно, чтобы родители умели предоставить подростку такие права и свободы, которыми он может распорядиться без угрозы своему психологическому и физическому здоровью. [7,c.233-254]
Часто родители и педагоги с негодованием, а иногда и ужасом наблюдают за увлечениями своих подрастающих детей. Звучат упрёки типа "лучше бы об учёбе думал(а), а он(а) тем-то и тем-то занимается". Речь идёт о реакциях увлечения, или хобби-реакциях. Нормативной можно считать хобби-реакцию, которая в целом не нарушает адаптацию подростка, то есть хобби не захватывает настолько, что подросток ничем, кроме хобби, не занимается. Другое дело, что хобби подростков может в принципе не нравится взрослым - но это уже проблемы самих взрослых. Но если родители начнут преследовать подростка за то или иное увлечение, или при каждом удобном случае говорить, что это - полная ерунда, а думать надо о ... (будущем, учебе, карьере и тому подобное), то реакция увлечения выльется в протестные формы и нигилизм всех без исключения взрослых ценностей. Смысл этой реакции может быть разный - от стремления к объединению с себе подобными до эстетического наслаждения в одиночестве, от стремления испытать себя до ощущения чувства безопасности, но в любом случае хобби - это способ получить удовольствие, расслабиться, заглянуть в себя, что тоже чрезвычайно важно для подростка.
Надо помнить, что основной биологический и физиологический смысл подросткового возраста - это половое и психосексуальное созревание, определение своей психосексуальной ориентации и своих предпочтений, и только на втором месте уже стоят психосоциальные приоритеты (к примеру, учёба). Кстати, учеба для подростка в основном - это не приобретение знаний, а возможность пообщаться со сверстниками, "себя показать и других посмотреть", определить свое место в группе.
Поведенческие реакции в подростковом возрасте:
реакция отказа от контактов, игр, от пищи чаще возникает у детей, внезапно оторванных от матерей, семьи, привычного места жизни (помещение в детское учреждение, переезд на новое место жительства и других). Эта реакция наблюдается у инфантильных подростков, когда их насильно отрывали от дома или от привычной компании сверстников. Второй случай эта реакция представляет собой инфантильный вариант реакции группирования. У конформных подростков подобная реакция, но в крайне смягченном виде, появляется при крутой ломке стереотипа жизни. [5,c.123-144]
Реакция оппозиции может быть вызвана у ребенка чрезмерными претензиями к нему, непосильной для него нагрузкой — требованием отлично учиться, проявлять успехи в каких-либо занятиях (музыка и тому подобное). Но чаще эта реакция бывает следствием утраты или резкого уменьшения внимания со стороны матери или близких. У подростка эта реакция может вызвать появление в семье отчима или мачехи. Ребенок разными способами пытается или вернуть прежнее внимание к себе (например, представляясь больным), или досадить «сопернику», избавиться от того, на кого внимание близких переключилось. У подростков, реакция оппозиции может сохраняться, если она укрепилась в детстве. Проявления реакции оппозиции у подростков весьма разнообразны — от прогулов и побегов из дому до краж и попыток к самоубийству — чаще всего несерьезных и демонстративных. При этом и прогулы, и побеги имеют целью либо избавиться от трудностей, либо привлечь к себе внимание. Убежав, часто держатся недалеко от дома, стараются попасть на глаза знакомым или милиции или направляются туда, где, надеются, их будут искать. С той же целью вернуть утраченное особое внимание подростками может использоваться нарочитое бравирование алкоголизацией, вызывающее поведение в общественных местах и тому подобное. Все эти демонстрации языком поступков как бы говорят родным: «Обратите на меня внимание! Избавьте меня от выпавших на мою долю трудностей — иначе я пропаду!»
Реакция имитации сказывается в стремлении подражать во всем определенному лицу или образу. В детстве предметом для подражания являются родные или старшие из ближайшего окружения, позднее — герои книг и кино. У подростков моделью для имитации чаще становятся наиболее яркие товарищи или преходящие кумиры молодежной моды. Пример для подражания подросток обычно подбирает не сам, ему он диктуется той группой сверстников, к которой он принадлежит. Взрослый может стать объектом для индивидуальной имитации, если он является для подростка образцом успеха в той области, где сам подросток стремится к достижениям. В силу этого в одежде, манере вести себя, суждениях подросток, увлеченный, например, каким-либо видом спорта, начинает подражать своему спортивному тренеру, а мечтающий об артистической карьере — какому-либо известному актеру кино или эстрады. Отрицательная имитация отмечена нами у подростков относительно редко. Речь идет вовсе не о подражании отрицательным моделям поведения, а о том, что весь модус поведения строится по принципу противоположного от некоего образца. Реакция отрицательной имитации тоже может рассматриваться как форма протеста, но она отлична от реакции оппозиции — здесь нет ни стремления привлечь к себе внимание, ни требования избавить от трудностей. Эта реакция ближе к борьбе за самостоятельность, теснее связана с реакцией эмансипации. Реакция компенсации — желание свою слабость и неудачливость в одной области восполнить успехами в другой — свойственна как детям, так и в неменьшей степени подросткам. Болезненный, хилый, физически слабый мальчик, неспособный постоять за себя в драке, показать себя в подвижных играх, предмет насмешек на уроках физкультуры, компенсирует себя отличными успехами в учебе и поражающими энциклопедическими знаниями в областях, интересующих товарищей, вынужденными то и дело обращаться к нему за справками и признать его определенный авторитет. И наоборот, трудности в учебе могут компенсироваться «смелым» поведением, предводительством в озорстве и стать причиной нарушений поведения. По тем же мотивам, например, шизоидный подросток, неуклюжий и неловкий, после насмешек одноклассников начинает увлекаться гимнастикой йогов и поступает в клуб «моржей». Реакция гиперкомпенсации у подростков встречается даже чаще, чем в детстве. Перенесший в раннем детстве полиомиелит и с тех пор прихрамывающий, мальчик усиленно занимается акробатикой и достигает заметных успехов. Страдающий заиканием подросток с увлечением отдастся занятиям художественным чтением и успешно выступает на любительских концертах. Присущая с детства робость в силу гиперкомпенсации может толкнуть на отчаянные и безрассудные по смелости действия, которые внешне могут казаться банальными нарушениями поведения. Боязливый, тихий и застенчивый подросток на глазах у всего класса перелез по карнизу из окна в окно на высоте четвертого этажа. Поступок старшими был истолкован как хулиганство. Подросток же хотел показать товарищам свою «волю». Именно в силу гиперкомпенсации сенситивные, застенчивые и робкие мальчики при выборе видов спорта отдают предпочтение грубой силе — боксу, самбо, карате. Робкие сенситивные девочки тянутся к общественной работе, а нерешительные, вечно колеблющиеся психастенические подростки вдруг неожиданно поражают безапелляционными заявлениями в ситуациях, где требуется неторопливая осмотрительность.
Отрочество - период, когда подросток начинает по - новому оценивать свои отношения с семьёй. Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех тех, кто привычно из года в год оказывал на него влияние, и в первую очередь это относится к родительской семье. Отчуждение по отношению к семье внешне выражается в негативизме в стремлении противостоять любым предположениям, суждениям, чувствам тех, на кого направленно отчуждение. Негативизм первичная форма механизма отчуждения и она же является началом активного поиска подростком собственной уникальной сущности, собственного "Я". [7,c.218-237]
Подросток требует расширения своих прав соответственно подчёркиваемым взрослыми людьми его обязанностям. Как реакция на недопонимание со стороны взрослого человека у подростка нередко возникают разные виды протеста, неподчинения, которые в крайне выраженной форме проявляются в открытом неповиновении, негативизме.
Вовлечение подростка в орбиту уже не детских интересов побуждает его инициативной перестройке взаимоотношений с окружающими людьми. Он сам начинает предъявлять повышенные требования к себе и к взрослым, сопротивляется и протестует против обращения с ними как с маленькими.
Если взрослый осознает причину протеста со стороны подростка, то он берет на себя инициативу в перестройке взаимоотношений, и эта перестройка осуществляется бесконфликтно.
В противном случае возникает серьезный внешний и внутренний конфликт, кризис подросткового возраста, в который обычно в равной степени оказываются, вовлечены и подросток и взрослый. Конфликты между подростками и взрослыми возникают в частности по причине расхождения их мнений о правах и обязанностях детей и родителей, взрослых и детей. Важное условие предупреждения и преодоление конфликта, если он уже возник переход взрослого на новый стиль общения с подростком, изменение отношения к нему как к неразумному дитя на отношение к подростку как к взрослому. Это, в частности, означает максимально полную, передачу подростку ответственности за свои поступки и предоставление ему свободы для действий. [4,c.300-316]
Однако фактическое сохранение у подростков в их психологии и поведении многих чисто детских черт, в частности недостаточно серьёзного отношения к своим обязанностям, а так же отсутствие у них способностей действовать ответственно и самостоятельно нередко препятствует быстрому изменению отношения подростка к взрослому. И, тем не менее, промедление со стороны взрослого в изменении отношения к подростку в нужном направлении почти всегда вызывает сопротивление со стороны подростка. Это сопротивление при неблагоприятных условиях может перерасти в стойкий межличностный конфликт, сохранение которого нередко приводит к задержкам в личностном развитии подростка. У него появляется апатия, отчуждение, укрепляется убеждение в том, что взрослые вообще не в состоянии его понять. В результате как раз в тот самый момент жизни, когда подросток более всего нуждается в понимании и поддержке со стороны взрослых, они утрачивают возможность оказывать на него влияние.
Снятию межличностного конфликта подростка и взрослого обычно способствует установление между ними доверительных, дружеских взаимоотношений, взаимного уважения. Создание таких отношений помогает обращение к подростку, с какими- либо серьезными просьбами в разных делах.
В подростковом возрасте у детей складывается две разные по своему значению для психического развития системы взаимоотношений: одна - со взрослыми, другая - со сверстниками.
Обе они продолжают формироваться в средних классах школы. Выполняя одну и ту же общую социализирующую роль, эти две системы взаимоотношений нередко входят в противоречия друг с другом по содержанию и по регулирующим их нормам.
Отношения со сверстниками обычно строятся как равнопартнёрские и управляются нормами равноправия, в то время как отношения с родителями и учителями остаются неравноправными. [6,c.100-114]
Поскольку общение с товарищами начинает приносить подростку больше пользы в удовлетворении его актуальных интересов и потребностей, он отходит от школы и от семьи, начинает больше времени проводить со сверстниками. Несмотря на внешние противодействия, проявляемые по отношению ко взрослому, подросток испытывает потребность в поддержке. Особо благоприятной является ситуация когда взрослый выступает в качестве друга. В связи с легкой ранимостью подростка для взрослого очень важно найти формы налаживания и поддержания этих контактов, так как простое навязывание требований, как правило, отвергается. Поэтому для освоения подростком новой системы отношений важна аргументация требований исходящих от взрослого. [2,c.503-507]
2.3.Анализ причин отклоняющегося поведения подростков (девиантное и делинквентное поведение)
Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с какой-то нормой, проблемное поведение часто называют девиантным, отклоняющимся.
Девиантное поведение – это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы (психическое здоровье, права, культура, мораль).
Девиантное поведение подразделяется на две большие категории. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Во-вторых, это поведение антисоциальное, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Когда такие поступки сравнительно незначительны их называют правонарушениями, а когда серьёзны и наказываются в уголовном порядке – преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении.
Девиантное поведение подростков не соответствует закономерностям «взрослого» отклоняющегося поведения. Так, криминология объясняет нарушение преступниками общепринятых норм поведения наличием у них специфической системы ценностей, противостоящей официально одобряемым или общепризнанным нормам поведения. И поэтому анализ преступности, прежде всего профессиональной, опирается на теорию асоциальных субкультур. Но применительно к несовершеннолетним такой подход правомерен не всегда. Чаще бывает, например, что подросток, не отрицая самого факта содеянного, не признает свою вину или нарушает правовой запрет, который в принципе не отвергает. [5,c.367-370]
Информация о работе Сущность механизмов подражания и конкуренции в подростковом возрасте