Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 21:54, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности подросткового возраста, показать сложный и противоречивый характер данного периода, его решающее влияние на развитие личности.
Задачи исследования:
- проследить развитие теоретических взглядов на проблемы
подросткового возраста
- рассмотреть главные особенности этого периода
- определить особенности механизмов подражания и конкуренции у детей в подростковом возрасте
- обобщить материал о подростковом возрасте
Введение……………………………………………………………................................3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения развития личности в подростковом возрасте……………………………………………...........................................................5
1.1.Особенности психосоматических изменений в подростковом возрасте....5
1.2.Сущность кризиса подросткового возраста…………………………...........6
1.3.Особенность развития самосознания в подростковом возрасте………......9
Глава 2. Психологический анализ типичных поведенческих реакций в подростковом возрасте…………………………………………………………………15
2.1.Анализ ведущей деятельности в подростковом возрасте:
- значение группы сверстников
-сущность подражания……………………………………………….…………15
2.2.Негативизм как основа конкуренции в подростковом возрасте……….22
2.3.Анализ причин отклоняющегося поведения подростков (девиантное и делинквентное поведение)……………………………………………………………..26
Заключение……………………………………………………………………………...34
Список использованных источников...………………………………………………..36
Делинквентность обычно начинается со школьных прогулов и приобщения к асоциальной группе сверстников. За этим следует мелкое хулиганство, издевательство над младшими и слабыми , отнимание мелких карманных денег у малышей, угон (с целью покататься) велосипедов и мотоциклов. Реже встречаются мошенничество и мелкие спекулятивные сделки, вызывающее поведение в общественных местах. К этому могут присоединиться «домашние кражи» небольших сумм денег. Все эти действия в несовершеннолетнем возрасте не являются поводом для наказания в соответствии с Уголовным Кодексом.
Однако подростки могут проявлять большую делинквентную активность и тем причинять много беспокойства. Обычно именно делинквентность служит наиболее частой причиной для разбирательств в комиссиях по делам несовершеннолетних.
Юношеский возраст вообще и ранняя юность в особенности представляют собой группу риска. [7,c.346-353]
Во-первых, сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и кончая перестройкой Я-концепции.
Во-вторых, пограничность и неопределённость социального положения подростков.
В-третьих, противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие дисциплину и самоконтроль ещё не сложились или не окрепли.
Подростковая делинквентность в подавляющем большинстве имеет чисто социальные причины-недостатки воспитания прежде всего. От 30 до 85% делинквентнтных подростков вырастают в неполной семье, т.е. без отца, или в семье деформированной – с недавно появившимся отчимом, реже, с мачехой.
Росту делинквентности среди подростков сопутствуют социальные потрясения, влекущие безотцовщину и лишающие семейной опеки.
Делинквентность далеко не всегда связана с аномалиями характера, с психопатологиями. Однако при некоторых из этих аномалий, включая крайние варианты нормы в виде акцентуаций характера, имеется меньшая устойчивость в отношении неблагоприятного воздействия непосредственного окружения, большая податливость пагубным влияниям.
Появление социально неодобряемых форм поведения говорят о состоянии, называемом социальной дезадаптацией. Как бы ни были разнообразны эти формы, они почти всегда характеризуются плохими отношениями с другими детьми, которые проявляются в драках, ссорах, или, например, агрессивностью, демонстративным неповиновением, разрушительными действиями или лживостью. Они также могут включать антиобщественные поступки, такие, как воровство, прогулы школы и поджоги. Между этими различными формами поведения существуют важные связи. Они проявляются в том, что те дети, которые в раннем школьном возрасте были агрессивными и задиристыми, став старше, с большей вероятностью станут проявлять склонность к асоциальному поведению.
Синдром социальной дезадаптации гораздо чаще встречается среди мальчиков. Что отчётливо проявляется в случаях антиобщественных поступков. [7,c.312-326]
Подросткам с так называемыми социализированными формами антиобщественного поведения не характерны эмоциональные расстройства и, более того, они легко приспосабливаются к социальным нормам, внутри тех антиобщественных групп друзей чем родственников, к которым принадлежат. Такие дети часто происходят из больших семей, где применяются неадекватные меры воспитания и где антиобщественные формы поведения усваиваются из непосредственного семейного окружения.
Наоборот, плохо социализированный, агрессивный ребёнок находится в очень плохих отношениях с другими детьми и со своей семьёй. Негативизм, агрессивность, дерзость и мстительность – вот основные черты его характера.
Все формы отклоняющего поведения закономерно приводят к нарушению законодательных норм. Выход за рамки социальных правил, сопровождающийся необычайной жестокостью, всегда подозрителен как возможная психическая аномалия.
Девиантные и делинквентные формы поведения – это приспособление к социальным и психологическим реалиям отрочества и юности, хотя и осуждаемое обществом за свой экстремизм. [4,c.340-349]
Заключение
Главное содержание работы включает:
-развитие теории подросткового периода в истории психологии;
-характеристику исследуемой проблемы в современной науке;
-характеристику подросткового возраста
-сущность подражания для подросткового возраста.
Результаты данной работы позволяют сделать следующие выводы:
-изучение данной проблемы не завершено, продолжаются споры психологов относительно некоторых положений, появляются новые данные, новые гипотезы;
-в современных научных представлениях подтверждается существование подросткового кризиса как необходимого этапа развития личности, признается его важность;
-несмотря на значительные научные достижения, сами подростки и их родители плохо осведомлены в этой области, что приводит к значительным трудностям и болезненности в протекании данного периода;
-хотя основные психологические характеристики подросткового возраста постоянны, но некоторые его черты изменяются в зависимости от исторических, социальных, культурных, образовательных и других условий;
Переходный самый трудный возраст. За достаточно короткий период примерно с 12 до 15 (девочки чуть раньше, мальчики чуть позже) – человек из ребенка превращается во взрослого. В курсовой работе я расширил свою тему (Развитие психики в подростковом возрасте), и рассмотрел некоторые другие проблемы и вопросы, которые неизбежны в этот трудный период. Также я хочу добавить, что трудности подросткового возраста неизбежны. Но далеко не для всех он становится тяжелым и травматичным периодом. Многое зависит от того, насколько благополучным был предшествующий опыт человека, какая у него группа поддержки – друзья, семья, учителя, круг его общения. Но многое зависит и от самого подростка, от пути который он выбрал сам для себя. Ещё можно отметить, что забота о собственной привлекательности, стремление подогнать свой облик под образцы моды могут отнимать очень много времени, особенно у девочек. Некоторые подростки уже в 5-6 классах начинают с помощью товарищей учиться модным танцам. Для них становится важным, чтобы форма проявления симпатии была не "детской", а "взрослой" - назначались свидания, оказывались в традиционной форме знаки внимания, устраивались вечеринки с танцами и вином. В таких ситуациях подростки нередко "начале испытывают неловкость: им не о чем разговаривать, они не знают, как себя вести, но соблюдение определенной формы поведения, отношений и развлечений имеет само по себе первостепенное значение. В целом ребята нередко ориентируются на студентов, подражают увиденному в кино, по телевидению, на улице. Усваивается то, что представляется популярным ("все так делают", "это модно"), и соответствующие этому образцы, становятся критериями оценки и самооценки. Степень увлеченности модами, танцами, свиданиями и вечеринками может быть разной. Достаточно часто это становится существенным содержанием жизни определенной группы подростков, особенно в 7-8 классах. Однако интерес к собственной внешности и другому полу может проявляться иначе - без копирования взрослых.
Часто конкретными образцами становятся более взрослые одноклассники или другие ребята. Нередко именно они приобщают подростков к более или менее запретным сторонам взрослой жизни, становятся для них своеобразными "учителями" и "просветителями". Очень опасно, когда основой общения старших подростков (7-8 классы) становится подражание.
Таким образом, подводя итог работе еще раз отмечу важность подросткового возраста для всего развития личности, считаем необходимым продолжение глубокого всестороннего исследования данной проблемы, постоянного поддерживания связи теории с практикой, и, наконец, подчеркиваю важность применения этих знаний в реальной жизни группы подростков на предмет их отношения к себе и к другим людям.
Список использованных источников:
Литература:
1. Баттерводт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития: Пер. с англ. Москва: Когито-Центр, 2000. - 350 с.
2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. Москва.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 910 с.
3. Матюхина М.В., Г. С. Михальчик, II. Ф. Протна, Л. К. Максимов, Е. Я. Гурьянова, Л. Н. Конев. Возрастная и педагогическая психология, 1984, Москва: Просвещение. - 256с.
4. Мухина В.С.. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество, 1999, 4-е издание, стереотипное, Москва. - 456с.
5. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. Москва.: Аспект Пресс, 2001.- 460 с.
6. Флэйк-Хопсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. М.С. Мацковского. Москва: Центр общечеловеческих ценностей, 1993. - 511 с.
7. И.В. Шаповаленко. Возрастная психология Москва: Гардарики, 2005. - 349 с.
Интернет-источники:
8. http://www.ido.rudn.ru/psychol
1
Информация о работе Сущность механизмов подражания и конкуренции в подростковом возрасте