Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 21:55, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности подросткового возраста, показать сложный и противоречивый характер данного периода, его решающее влияние на развитие личности.
Задачи исследования:
- проследить развитие теоретических взглядов на проблемы
подросткового возраста
- рассмотреть главные особенности этого периода
- определить особенности механизмов подражания и конкуренции у детей в подростковом возрасте
- обобщить материал о подростковом возрасте
Введение……………………………………………………………................................3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения развития личности в подростковом возрасте……………………………………………...........................................................5
1.1.Особенности психосоматических изменений в подростковом возрасте....5
1.2.Сущность кризиса подросткового возраста…………………………...........6
1.3.Особенность развития самосознания в подростковом возрасте………......9
Глава 2. Психологический анализ типичных поведенческих реакций в подростковом возрасте…………………………………………………………………15
2.1.Анализ ведущей деятельности в подростковом возрасте:
- значение группы сверстников
-сущность подражания……………………………………………….…………15
2.2.Негативизм как основа конкуренции в подростковом возрасте……….22
2.3.Анализ причин отклоняющегося поведения подростков (девиантное и делинквентное поведение)……………………………………………………………..26
Заключение……………………………………………………………………………...34
Список использованных источников...………………………………………………..36
Возникшее чувство взрослости заставляет искать ответа на вопрос: а что значит быть взрослым? По-видимому, подросток сам себе дает такой ответ: нужно присматриваться к взрослым, к тому, что они делают, как они себя ведут. Как они себя ведут, так, видимо, и ему следует себя вести, если он хочет быть взрослым, рассуждает подросток. Поэтому очень важно, чтобы педагог своим личным примером воспитывал подростка, чтобы, глядя на старшего, наблюдая за его поведением, отношением к людям, к себе самому, подросток воспринимал хорошее, подражал правильному. Для подростка пример поведения взрослых, и в частности личный пример учителей, приобретает особо важное значение.
В связи с формированием чувства взрослости у подростков появляется черта, которую можно определить как проявление повышенной критичности по отношению к взрослым. Одним из признаков взрослости подросток считает свое умение подмечать недостатки и промахи старших. Делается это не для того, чтобы принизить их, а для того, чтобы утвердить себя в состоянии взрослости. И ход рассуждения подростка таков: если я способен видеть недостатки взрослых людей, то это лишнее свидетельство того, что я и сам взрослый. У подростков критичность по отношению к учителям, к их поведению, знаниям, суждениям, желание подметить промах учителя приобретает различные формы.
Школьники замечают ошибки произношения, неправильные обороты речи, отсутствие у учителей некоторых бытовых навыков, неумение ответить на отдельные вопросы и так далее. Критичность сознания выражается и в том, что подростки не склонны все принимать на веру: у них возникает критическое отношение к словам взрослых, причем иногда это приобретает форму критиканства: подростки во всех случаях требуют логического пояснения — почему должно быть так, а не иначе?
Подробно исследовал товарищеские и дружеские взаимоотношения подростков И.В. Страхов. Он различает три основные формы взаимоотношений подростков — общительность, товарищество и дружбу, которые являются важным фактором развития их личности. Общительность предполагает совместное выполнение общих дел, контакты в учебной работе, в трудовой деятельности, в проведении досуга, взаимопомощь различных видов. Все это сопровождается специфической эмоциональной атмосферой общения.
Товарищество — более сложное явление. Его психологической основой является чувство коллективизма, товарищеская спайка, единство мнений по различным вопросам, атмосфера товарищеского сотрудничества, интеллектуальное общение как широкий и свободный обмен мыслями, суждениями, а также такой эмоциональный фактор, как привязанность друг к другу, чувство взаимной симпатии.
По отношению к дружбе товарищество будет генетически ранней формой взаимоотношений. Дружба более избирательна, более интимна, предполагает тесное сближение подростков, тесный психологический контакт, доверительность отношений. Дружба подростков основывается на единстве потребностей и интересов, целей и стремлений, общности в понимании различных вопросов. Подлинная дружба подростков носит активно-действенный характер, что проявляется в готовности помочь другу, доброжелательной критике его недостатков.
Товарищество и дружба широко распространены среди детей разных возрастов, но, как отмечает И.В. Страхов, на стадии подросткового возраста дружба по своей структуре и функциям представляет новый уровень развития этой формы взаимоотношений, служит взаимодополнению и обогащению личности друзей, осознанию качеств своей личности, самовоспитанию и в итоге — нравственному развитию подростков.
Далеко не всегда дружба подростков носит безоговорочно положительный характер. Иногда она возникает на почве нездоровых интересов или увлечений, совместного пустого времяпрепровождения. Иногда наблюдается паразитическая форма дружбы по расчету, когда один человек пользуется трудом другого. Ира дружит с Юлей, потому что Юлина мама работает в театре и может достать билеты на любой спектакль; Петя дружит с Колей, так как тот всегда дает кататься на своем велосипеде.
В основе дружбы и товарищества подростков лежит очень ценное качество — взаимопомощь. Но, как известно, часто подлинная помощь заменяется ее суррогатом: друг дает списать задание, подсказывает, выгораживает провинившегося товарища, замалчивает и скрывает его неблаговидный поступок. Все это не считается у подростков предосудительным, а расценивается как проявление подлинно товарищеской солидарности. «Рассказать о плохом поступке товарища? По-моему, это предательство и подлость» (14 лет); «Я думаю, что мы правильно делаем, когда выручаем товарища из беды любым способом и при любых условиях» (13лет).
Бороться с подобными проявлениями дружбы — неблагодарная задача. Во-первых, это мало кому удается, а во-вторых, не надо забывать, что в основе этих проявлений лежит ценное качество — товарищеская солидарность. Поэтому следует не просто «бороться» с ними, искоренять их, а стараться перестроить эти отношения, сохранив их здоровую основу, здоровый мотив.
Отдавая должное добрым намерениям подростков, надо в то же время разъяснять им, что-то, что они делают, не подлинная товарищеская помощь, а, наоборот, желание уйти от настоящей помощи, отделаться от своего товарищеского долга таким дешевым способом. Истинное товарищество, истинная дружба — это мужественное товарищество и требовательная дружба, которые предполагают подлинную помощь, а также прямую, честную и открытую критику ошибок товарища.
Эмоционально окрашенное стремление подростка принимать активное участие в жизни коллектива имеет для него огромное значение. Приобретаемый опыт коллективных взаимоотношений прямо сказывается на развитии его личности. В коллективе разбивается чувство долга и ответственности, стремление к взаимопомощи, солидарности, привычка подчинять, когда это нужно, личные интересы интересам коллектива. Для подростка очень важно мнение коллектива сверстников, оценка коллективом его поступков и поведения.
Как правило, общественная оценка классного коллектива значит для подростка больше, чем мнение учителей или родителей, и он обычно очень чутко реагирует на дружное воздействие коллектива товарищей. Поэтому предъявление требований к подростку в коллективе и через коллектив — один из путей формирования его личности. В воспитательной работе с подростками особенно надо стремиться к тому, чтобы прямое педагогическое воздействие постепенно перерастало в косвенное педагогическое воздействие через коллектив. Организация здорового, единого, целеустремленного коллектива и правильных взаимоотношений в нем, здорового общественного мнения, включение подростка в жизнь такого коллектива, в частности в жизнь пионерской организации,— важнейший путь формирования полноценной личности в подростковом возрасте.
Новообразование критической фазы начала подросткового возраста, чувство взрослости, — это особая форма подросткового самосознания, субъективное представление, себе как о человеке, скорее принадлежащем к миру взрослых. [5,c.97-103]
2. Психологический анализ типичных поведенческих реакций в подростковом возрасте
2.1.Анализ ведущей деятельности в подростковом возрасте:
- значение группы сверстников
- сущность подражания
Наиболее важная область социального поведения подростков является среда сверстников. Степень притягательности среды сверстников также зависит от индивидуальных особенностей тинэйджеров, однако подавляющее большинство из них находится в той или иной степени в тесном, продуктивном контакте со сверстниками. Около 80% подростков входят в группы сверстников, и только 20% являются одиночками. Общение со сверстниками необходимо формирующейся личности для развития коммуникативных навыков и самосознания. Опыт общения, приобретенный в подростковом возрасте, играет важную роль при вступлении в самостоятельную жизнь.
Помимо этой основной функции общение в этом возрасте выполняет ряд специфических функций.
Во-первых, оно представляет собой канал той информации, которую не сообщают взрослые (например, по вопросам пола).
Во-вторых, общение со сверстниками способствует отработке навыков социального взаимодействия.
В-третьих, общение дает подростку возможность пережить эмоциональный контакт с группой, чувство солидарности, групповой принадлежности, взаимной поддержки. А это приводит к переживанию подростком не только чувства автономии от взрослых, но и чувства устойчивости и эмоционального комфорта.
Кроме того общение с равными по возрасту, но разными по личным качествам людьми способствует дальнейшему развитию самосознания личности подростка посредством социального сравнения. [2,c.503-507]
Стремление молодых людей к объединению в группы в подростковом возрасте настолько велико и типично, что оно рассматривается в качестве еще одной характерной для этого возраста реакции, получившей название реакции группирования.
В образовании подростковых групп наблюдается определенная возрастная динамика: в младшем подростковом возрасте это почти исключительно однополые группы; в период, совпадающий по времени с первыми свиданиями, к однополой группе целиком присоединяется группа противоположного пола, после чего происходит процесс дальнейшей дифференциации и группирования, и группы становятся смешанными.
Особенно интенсивное развитие общения детей со сверстниками получает в подростковом возрасте. Вовлечение подростка в орбиту уже не детских интересов побуждает его к инициативной перестройке взаимоотношения с окружающими людьми. Он сам начинает предъявлять повышенные требования к себе и к взрослым, сопротивляется и протестует против обращения с ним как с маленьким.
В подростковом возрасте у детей складываются две разные по своему значению для психического развития системы взаимоотношений: одна со взрослыми, другая со сверстниками. Обе они продолжают формироваться в средних классах школы. Выполняя одну и туже общую социализированную роль, эти две системы взаимоотношений нередко входят в противоречие друг с другом по содержанию и по регулирующим их нормам. Отношения со сверстниками обычно строятся как равнопартнерские и управляются нормами равноправия, в то время как отношения с родителями и учителями остаются неравноправными. Поскольку общение с товарищами начинает приносить подростку больше пользы в удовлетворении его актуальных интересов и потребностей, он отходит от школы и от семьи, начинает больше времени проводить со сверстниками.
Отношения подростка с товарищами, сверстниками, одноклассниками сложнее, многообразнее и содержательнее, чем у младшего школьника. Общение с взрослыми уже не решает всех вопросов подростка, а их вмешательство вызывает обиду, протест.
Общение с товарищами приобретает для подростка большую ценность, причем нередко учение отодвигается на второй план. С одной стороны, у подростка ярко проявляется потребность общения, совместной деятельности, коллективной жизни, дружбы, а с другой – желание быть принятым, призванным, уважаемым товарищами.
В содержании общения происходят изменения. Если младшего подростка интересовали вопросы учения и поведения, то старшего подростка интересуют вопросы личностного общения, развития индивидуальности.
В отрочестве, как хорошо известно, общение со сверстниками приобретает исключительную значимость. В отношениях исходного возрастного равенства подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений.
В своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя и сверстника. Взаимная заинтересованность, совместное постижение окружающего мира и друг друга становится самоценными. Общение оказывается настолько притягательным, что дети забывают об уроках и домашних обязанностях. Связи с родителями, столь эмоциональные в детские годы, становятся не столь непосредственными. Подросток теперь менее зависит от родителей, чем в детстве. Свои дела, планы, тайны он доверяет уже не родителям, а обретенному другу. При этом в категорической форме отстаивает право на дружбу со своим сверстником, не терпит никаких обсуждений и комментариев по поводу не только недостатков, но и достоинств друга. Обсуждение личности друга в любой форме даже похвалы воспринимается как покушение на его право выбора, его свободу. В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Чтобы осуществлять эти стремления, ему нужны личная свобода и личная ответственность. И он отстаивает эту личную свободу как право на взрослость. При этом по отношению к родителям подросток, как правило, занимает негативную позицию.
Обособленные группы сверстников в подростковом возрасте становятся более устойчивыми, отношения в них между детьми начинают подчиняться более строгим правилам. Сходство интересов и проблем, которые волнуют подростков, возможность открыто их обсуждать, не опасаясь быть осмеянным и находясь в равных отношениях с товарищами, - вот что делает атмосферу в таких группах более привлекательной для детей, чем сообщества взрослых людей. Наряду с непосредственным интересом друг к другу, который характерен для общения младших школьников, у подростков появляются два других вида отношений слабо или почти не представленные в ранние периоды их развития: товарищеские (начало подросткового возраста) и дружеские (конец подросткового возраста). В старшем подростковом возрасте у детей встречаются уже три разных вида взаимоотношений, отличающихся друг от друга по степени близости, содержанию и тем функциям, которые они выполняют в жизни.
Информация о работе Сущность механизмов подражания и конкуренции в подростковом возрасте