Свобода и тветственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 08:54, реферат

Описание

История человечества еще очень далека от этой почти мистической связи свободы и ответственности. На протяжении многих веков были, есть и будут люди, который ради утверждения своей свободы, отказываются от ответственности, более того, именно в своей безответственности они видят всю полноту свободы, заключающейся в возможности делать все, что угодно. Свобода может даже опускаться до преступления.
Существует также призрачная свобода, свобода тоталитарного общества, в котором всякое инакомыслие запрещено; каждый в таком обществе считает себя свободным тогда, когда он лишен распорядительных правомочий. Иногда ответственность является лишь проформой и существует для видимости.
Все эти отклонение не должны заставлять нас упускать из виду главное: не существует свободы без ответственности и наоборот. Именно на этой антропологии покоится наше право, посвященное ответственности, и гуманизм современного европейского общества. Мы пришли к подобному выводу не сразу, этому предшествовала длинная история.

Работа состоит из  1 файл

_Реферат- Свобода и ответств.doc

— 66.50 Кб (Скачать документ)

     ГОУ  СПО  АРХАНГЕЛЬСКИЙ

     ФИНАНСОВО – ПРОМЫШЛЕННЫЙ  КОЛЛЕДЖ 
 
 
 
 
 
 
 

Р Е Ф  Е Р А Т

по дисциплине основы этики

По теме:  " Свобода и ответственность"

                                   

                                                       Выполнила:    студентка 3 курса 

                         

                                                       Проверила:    
 
 
 
 
 

                                                г. Архангельск, 2010г. 
 
 
 

СВОБОДА  И  ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 

                                          "Мы свободны, потому что ответственны

                                          и мы ответственны потому, что свободны;

                                          нет свободы без ответственности, как и нет

                                          ответственности без свободы – они неразрывны".

                                                                          (Филипп Малори, Заслуженный профессор

                                                                            Университета Пантеон-Ассас г. Париж) 

     История человечества еще очень далека от этой почти мистической связи свободы и ответственности. На протяжении многих веков были, есть и будут люди, который ради утверждения своей свободы, отказываются от ответственности, более того, именно в своей безответственности они видят всю полноту свободы, заключающейся в возможности делать все, что угодно. Свобода может даже опускаться до преступления.

     Существует  также призрачная свобода, свобода  тоталитарного общества, в котором  всякое инакомыслие запрещено; каждый в таком обществе считает себя свободным тогда, когда он лишен распорядительных правомочий. Иногда  ответственность является лишь проформой и существует для видимости. 

     Все эти отклонение не должны заставлять нас упускать из виду главное: не существует свободы без ответственности  и наоборот. Именно на этой антропологии покоится наше право, посвященное ответственности, и гуманизм современного европейского общества. Мы пришли к подобному выводу не сразу, этому предшествовала длинная история. 

       Идеи свободы и ответственности  пришли к нам из Греции. Именно великими греческими философами были открыты и провозглашены идеи ответственности и свободы, но при этом они оставались неразвитыми и неопределенными, поскольку в Греции люди оставались жертвами и игрушками богов и поэтому не были ответственными.

     Греки, таким образом, не отделяли свободу  от власти богов, пусть даже благожелательных. Только христианская мысль открыла  миру идею человеческой свободы по отношению к Богу.

     Так понемногу, век за веком, идея ответственности обернулась идеей творения человека самим собой, человек стал хозяином своей судьбы, стал свободным, ответственным, он стал настоящим человеком.

     Мы  подходим к 1789 году с бессмертными словами  первой статьи французской Декларации прав человека и гражданина: "Люди рождаются свободными и равными в правах" и статьи четвертой: "Свобода состоит в возможности делать все, что не наносит вред другим". 

     Отныне  в нашем обществе заложен принцип  необходимой связи между свободой и ответственностью. Он будет беспрерывно  расширяться: чем более свободно общество - тем больших свобод оно требует, чем больше общество налагает ответственности - тем больше оно порождает ответственности, чем больше общество налагает ответственности - тем более оно преуспевает. Эта трилогия подводит итог развития  общества в 20 веке, веке не только тотального ужаса двух мировых войн и кровавых режимов, но также и веке - утвердившему свободу, заложившего ответственность и развившего процветание.

     В этом состоит странный парадокс. Принято  было считать, что чем больше распространяется ответственность, тем большая сфера деятельности рискует быть парализованной: перспектива уплачивать большие суммы в возмещение вреда сдерживает активность. Однако в действительности все оказалось с точностью наоборот: 20 век был золотым веком ответственности и вместе с тем золотым веком человеческой деятельности.

     О, свобода, какими благами ты нас наделила. Ты заставила нас снискать благополучие, ты освободила нас от власти судьбы, ты сделала нас ответственными – настоящими людьми.

     Да  здравствует свобода!

     Да  здравствует ответственная свобода! 

     1.  Свобода и необходимость 

     Проблема  свободы - одна из самых сложных нравственных проблем, встающих перед человеком и человечеством. Что значит это понятие? Насколько человек свободен в своих действиях? Чем ограничивается его свобода и чем она чревата? Все эти вопросы философия и этика традиционно решали с позиций соотношения свободы и необходимости.

     Необходимость является для морального субъекта теми внешними условиями и обстоятельствами, в которых он вынужден действовать. При этом в качестве необходимости могут выступать как объективные факторы и ситуации жизни (гражданская война, цены на рынке, землетрясение), так и устоявшиеся нормы и традиции морали и даже капризы другого человека, предписывающие субъекту определенный тип поведения. В какой мере человек свободен в рамках заданной ему необходимости?

     Существуют, по крайней мере, две крайние и  непримиримые точки зрения на эту проблему - этический фатализм и этический волюнтаризм.

     Первый, абсолютизируя необходимость, ставит человека в полную - фатальную зависимость от объективных обстоятельств, превращает его в запрограммированное устройство, действующее по строго определенной (Богом, судьбой, космическими силами и т.п.) схеме. Поэтому человек несвободен в своих поступках: вся его жизнь заранее предопределена, он не в силах ничего изменить в ней, но зато он и не несет никакой ответственности за свои действия. Следствием такой позиции выступает, как правило, нравственная пассивность, покорность обстоятельствам и зависимость от них: "Чему быть, того не миновать".

     Другая, казалось бы, противоположная точка зрения — этический волюнтаризм — отрицает всякую необходимость и утверждает, что человек абсолютно свободен в своих моральных решениях и должен поступать лишь в соответствии с собственной волей. Такое понимание свободы приводит, в конечном счете, к полному отказу от нравственных норм, а это, в свою очередь, позволяет человеку утверждать произвол собственных действий как образец поведения.

     Но  свобода отнюдь не равнозначна произволу. В отличие от него свобода невозможна без ограничений. Более того, наличие этих ограничений - необходимое условие свободы каждого. Дело в том, что запреты обращены ко всем людям, и поэтому, ограничивая, они в то же время защищают нас от возможного произвола других, создают в обществе атмосферу реальной безопасности и обеспечивают право на спокойную жизнь каждому члену общества.

     Таким образом, и фаталистская, и волюнтаристская  концепции в конечном счете отрицают нравственную свободу (фаталист, абсолютизирующий необходимость, становится ее рабом; волюнтарист, отрицающий роль необходимости, становится жертвой собственного произвола). Где же выход из этой ситуации? - Как всегда, его следует искать между двумя крайностями. 
 

     2.  Свобода выбора и выбор свободы 

     Что же представляет собой "механизм" свободы, как она осуществляется? Формой проявления свободы выступает выбор, который делает человек.

     В свою очередь, свободный выбор обеспечивается волей — духовной побудительной силой — и разумом. Поэтому выбор зависит от уровня познания и сознания личности, ибо решение принимается прежде всего разумом, подготавливающим почву для свободного выбора.

       Достоинство свободной личности  заключено не только в осуществлении действия, но и в распознавании его цели и средства, осуществляемом разумом. Не случайно молитва Иоанна Кронштадтского гласит: "Господи! Дай мне терпение вынести то, что изменить невозможно; дай мне силы изменить то, что возможно; и дай мне мудрость, чтобы отличить первое от второго".

     Таким образом, нравственная свобода — это не просто выбор вариантов поведения, а превращение моральных требований во внутренние потребности, в убеждения человека.

     Свобода не является чем-то непреложно данным человеку. Это программа его саморазвития. Человек достигает свободы по мере того, как он осуществляет акты свободного выбора, воспринимая ценности, которые сам учится распознавать, иными словами, в той мере, в какой он способен сознательно принимать решения, учитывать последствия собственного поведения и управлять им. Итак, нравственная свобода проявляется в умении: 1) делать осознанный моральный выбор действий и поступков, 2) давать им нравственную оценку, 3) предвидеть их последствия, 4) осуществлять разумный контроль над своим поведением, чувствами, страстями, желаниями.

     У каждого человека есть свобода выбора. Более того, вся его жизнь может быть представлена как цепь выборов, где каждый сделанный выбор погружает человека в новую ситуацию и влечет за собой необходимость нового выбора. Выбор начинается с самого детства и продолжается до последних минут человеческой жизни. Характер этого выбора определяется самим человеком, поэтому его действия могут расцениваться соответственно как добро и зло, и следовательно, рассматриваться под углом зрения его заслуги или вины — в первую очередь, перед самим собой. Поэтому вся наша жизнь и судьба есть результат нашего выбора — более или менее свободного. И благодарить или винить за них нам следует прежде всего самих себя. 

     Особое  внимание проблеме выбора уделяется в этике экзистенциализма (от лат. exsistentia — существование, или философия существования), который утверждает, что человек отличается от других природных существ именно способностью "выбирать самого себя" – творить свою судьбу, быть самим собой и, следовательно, нести ответственность перед собой за свой собственный выбор. Более того, "выбирая себя", человек тем самым "выбирает" и судьбу другого, а через него — и человечества.

     Так что выбор - не просто частное дело каждого. Критерием выбора выступает совесть, которая есть призыв к человеку выбирать себя подлинно, найти себя, быть самим собой, реализовать себя в обществе и быть полезным обществу.

     Вместе  с тем свобода не столько факт, сколько возможность — подлинное завоевание человеческой личности. Она должна достигаться вопреки препятствиям и неблагоприятным обстоятельствам, с которыми мы сталкиваемся. Быть свободным — значит завоевать свободу. Едва ли можно сказать, что свобода существует, скорее, свободы мы добиваемся. В этом смысле свобода есть проявление человеческого достоинства, самой природы человека, того, что он собой являет и на что он способен, превозмогая препятствия, преграды и ограничения. 

     3. Моральная ответственность  личности. 

     С проблемой свободы тесно связан вопрос о нравственной ответственности, которая проявляется как обратная сторона свободно принятого решения, как естественное следствие свободы выбора. Быть свободным, самостоятельным — значит быть ответственным. Более того, свобода и ответственность находятся в прямой зависимости: чем шире свобода, тем больше ответственность. Эта связь и дала основание философам называть свободу не благом, а трудной участью человека.

     Зачастую  и в нашем сознании эти понятия  разделены: свобода относится нами к области прав личности, и без нее невозможно счастье, а ответственность воспринимается как одна из нелегких и малоприятных обязанностей. Нередко люди смешивают стремление к независимости с желанием избежать ответственности, а совершенный поступок оправдывают, объявляя его своим личным делом, которое никого не касается.

     Нам кажется, противоречие между свободой и ответственностью не будет таким  острым, если иметь в виду, что  существуют разные виды и разная мера ответственности.

     Виды  ответственности определяются, на наш  взгляд, тем, перед кем (чем) и за что человек несет ответственность. В этом смысле можно выделить:

     - ответственность человека перед  самим собой: я делаю выбор  и в конечном итоге "выбираю себя", свою жизнь, свою судьбу и поэтому несу за нее ответственность; этот вид ответственности проявляется в наших сомнениях, чувстве вины, страха и пр.;

     - ответственность человека за  свои конкретные действия и  поступки перед другими людьми, особенно если затрагиваются их интересы; здесь моральная ответственность (угрызения совести, боязнь общественного мнения) зачастую совпадает с правовой и административной ответственностью;

Информация о работе Свобода и тветственность