Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 08:54, реферат
История человечества еще очень далека от этой почти мистической связи свободы и ответственности. На протяжении многих веков были, есть и будут люди, который ради утверждения своей свободы, отказываются от ответственности, более того, именно в своей безответственности они видят всю полноту свободы, заключающейся в возможности делать все, что угодно. Свобода может даже опускаться до преступления.
Существует также призрачная свобода, свобода тоталитарного общества, в котором всякое инакомыслие запрещено; каждый в таком обществе считает себя свободным тогда, когда он лишен распорядительных правомочий. Иногда ответственность является лишь проформой и существует для видимости.
Все эти отклонение не должны заставлять нас упускать из виду главное: не существует свободы без ответственности и наоборот. Именно на этой антропологии покоится наше право, посвященное ответственности, и гуманизм современного европейского общества. Мы пришли к подобному выводу не сразу, этому предшествовала длинная история.
-
ответственность человека
Из этих трех видов ответственности наиболее распространенным и общепринятым является второй — он конкретнее, понятнее и привычнее. Попытки внушить человеку ответственность первого и третьего вида, как правило, вызывают негативную реакцию.
Инстинкт самосохранения заставляет человека
в первом случае стремиться всю ответственность
за свои ошибки и неудачную жизнь возлагать
на судьбу, обстоятельства, родных, близких
и т.д. Ответственность третьего вида отпугивает
своей глобальностью.
Быть
ответственным - значит думать о других,
о последствиях своих действий - не будут
ли они в ущерб другому. Основанием здесь
выступает "золотое правило" нравственности
- в наиболее известной форме оно гласит:
"И как хотите, чтобы с вами поступали
люди, так и вы поступайте с ними" (Евангелие
от Луки, 6:31).
Мера моральной ответственности у разных людей в различных ситуациях неодинакова. Зависит мера ответственности прежде всего от самостоятельности совершаемого действия. Однако наличие принуждения не снимает ответственности с человека. И если он совершает подлый, низкий поступок под принуждением, то все равно должен нести моральную ответственность: действительно порядочный, честный человек никогда не пойдет на подлость и предательство.
Поэтому
сфера моральной
"Быть человеком — это значит ощущать свою ответственность", - писал А. де Сент-Экзюпери. Неравнодушие, сопричастность жизни общества, страны, всего мира, тревога и забота о том, что было, есть и будет на Земле, — вот что порождает чувство ответственности и осознание самого себя в мире.
Нравственная
свобода — это не просто выбор
вариантов поведения, а превращение
моральных требований и моральной ответственности
во внутренние потребности, в убеждения
человека
4.
Заключение
Моральная
свобода является ценностью, к достижению
которой человек стремится и
обладание которой есть для него
благо. Вместе с тем она одновременно
и условие проявления его моральности,
совершения им нравственных поступков
и действий. Это та точка отсчета, от которой
можно прийти и к разнузданному "беспределу",
и к бегству от действительности, и к ее
безоговорочному принятию, и к рациональному
нравственному поступку.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. - 445 с.
2. Философский энциклопедический словарь. М., 2000.
3. Кондратов В.А. Этика. Эстетика. Ростов-на-Дону, 1998.
4. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика, Минск, 2000.
5. А.Гусейнов, Мораль как сфера свободного выбора –
6.
http://www.notiss.ru/usrimg/
7. http://www.portal-slovo.ru