Свобода и тветственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 08:54, реферат

Описание

История человечества еще очень далека от этой почти мистической связи свободы и ответственности. На протяжении многих веков были, есть и будут люди, который ради утверждения своей свободы, отказываются от ответственности, более того, именно в своей безответственности они видят всю полноту свободы, заключающейся в возможности делать все, что угодно. Свобода может даже опускаться до преступления.
Существует также призрачная свобода, свобода тоталитарного общества, в котором всякое инакомыслие запрещено; каждый в таком обществе считает себя свободным тогда, когда он лишен распорядительных правомочий. Иногда ответственность является лишь проформой и существует для видимости.
Все эти отклонение не должны заставлять нас упускать из виду главное: не существует свободы без ответственности и наоборот. Именно на этой антропологии покоится наше право, посвященное ответственности, и гуманизм современного европейского общества. Мы пришли к подобному выводу не сразу, этому предшествовала длинная история.

Работа состоит из  1 файл

_Реферат- Свобода и ответств.doc

— 66.50 Кб (Скачать документ)

     - ответственность человека перед  миром и человечеством, проявляющаяся, пользуясь терминологией экзистенциализма, как забота о мире, вызванная тревогой о нем. Это наиболее сложный и трудно идентифицируемый вид ответственности, выражаемый обычно формулой "Я отвечаю за все". Здесь не может быть ни административной, ни правовой ответственности, более того, эта ответственность может отрицаться и не осознаваться человеком.

     Из  этих трех видов ответственности  наиболее распространенным и общепринятым является второй — он конкретнее, понятнее и привычнее. Попытки внушить человеку ответственность первого и третьего вида, как правило, вызывают негативную реакцию.

       Инстинкт самосохранения заставляет человека в первом случае стремиться всю ответственность за свои ошибки и неудачную жизнь возлагать на судьбу, обстоятельства, родных, близких и т.д. Ответственность третьего вида отпугивает своей глобальностью. 

     Быть ответственным - значит думать о других, о последствиях своих действий - не будут ли они в ущерб другому. Основанием здесь выступает "золотое правило" нравственности  - в наиболее известной форме оно гласит: "И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними" (Евангелие от Луки, 6:31). 

     Мера  моральной ответственности у  разных людей в различных ситуациях  неодинакова. Зависит мера ответственности  прежде всего от самостоятельности  совершаемого действия. Однако наличие  принуждения не снимает ответственности с человека. И если он совершает подлый, низкий поступок под принуждением, то все равно должен нести моральную ответственность: действительно порядочный, честный человек никогда не пойдет на подлость и предательство.

     Поэтому сфера моральной ответственности не совпадает со сферой личной безопасности — даже угроза смерти не может, например, оправдать предательство, совершенное ради спасения собственной жизни.

     "Быть человеком — это значит ощущать свою ответственность", - писал А. де Сент-Экзюпери. Неравнодушие, сопричастность жизни общества, страны, всего мира, тревога и забота о том, что было, есть и будет на Земле, — вот что порождает чувство ответственности и осознание самого себя в мире.

     Нравственная  свобода — это не просто выбор  вариантов поведения, а превращение моральных требований и моральной ответственности во внутренние потребности, в убеждения человека 

     4. Заключение 

     Моральная свобода является ценностью, к достижению которой человек стремится и  обладание которой есть для него благо. Вместе с тем она одновременно и условие проявления его моральности, совершения им нравственных поступков и действий. Это та точка отсчета, от которой можно прийти и к разнузданному "беспределу", и к бегству от действительности, и к ее безоговорочному принятию, и к рациональному нравственному поступку. 
 
 
 
 
 

     ЛИТЕРАТУРА: 

     1.   Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. - 445 с.

     2.  Философский энциклопедический словарь. М., 2000.

     3.   Кондратов В.А. Этика. Эстетика. Ростов-на-Дону, 1998.

     4.   Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика, Минск, 2000.

     5.   А.Гусейнов, Мораль как сфера свободного выбора –

                                                                  http://www.religare.ru/print23666.htm

     6.   http://www.notiss.ru/usrimg/liberte_responsabilite_fr.htm#_ftnref2

     7.   http://www.portal-slovo.ru

Информация о работе Свобода и тветственность