Свойсво личности агрессивность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 15:35, курсовая работа

Описание

В данной работе, я хочу рассмотреть понятия агрессии и методы оценки агрессивного поведения личности.
Агрессия, в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения.

Содержание

Введение
Определение свойства личности - «Агрессия»
Методы исследования агрессивного поведения
Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири
Методика диагностики показателей и форм агрессии А.Басса и А.Дарки
Тест Г. Роршаха
«Тест руки» Э. Вагнера
Методика рисуночной фрустрации С. Розенцвейга
Личностные шкалы измерения агрессии
Анализ методик диагностики агрессивности, сходства и различия
Типы личности дифиринцируемые по уровню выраженности агрессии

Список Литературы

Работа состоит из  1 файл

агрессивность 2.doc

— 111.00 Кб (Скачать документ)

      Содержание

Введение

  1.      Определение свойства личности - «Агрессия»
  2. Методы исследования агрессивного поведения
    1. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири
    2. Методика диагностики показателей и форм агрессии А.Басса и А.Дарки
    3. Тест Г. Роршаха
    4. «Тест руки» Э. Вагнера
    5. Методика рисуночной фрустрации С. Розенцвейга
    6. Личностные шкалы измерения агрессии
  3. Анализ методик диагностики агрессивности, сходства и различия
  4. Типы личности дифиринцируемые по уровню выраженности агрессии

Список Литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение

      В данной работе, я хочу рассмотреть  понятия агрессии и методы оценки агрессивного поведения личности.

      Агрессия, в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения.

      В наше время агрессия является предметом активных научно-практичных исследований. Психологи отмечают, что в наше время мало кто оказывается в состоянии реально управлять собственной агрессивностью.

          Чтобы понять сущность агрессии, необходимо точно сформулировать сам термин. Многие авторы сходятся в определении агрессии как любой формы поведения, которая направлена на то, чтобы причинить другому физический или психологический ущерб. Данное определение достаточно общее,  и его принимает сегодня все большее число исследователей. Однако на сегодняшний момент оно не является общепринятым и термин  «агрессия»  имеет множество определений и пониманий, как в научных трудах, так и в обыденной речи. 

  1. Определение свойства личности - «Агрессия»

     1.1. Определение из Краткого психологического словаря/ Под общей ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского; ред.-составитель Л. А. Карпенко.— 2-е изд., расширенное, испр. и доп.— Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС», 1998.

     Агрессия (от лат. aggredi — нападать) — целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический вред людям или вызывающее у них отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. д. Агрессия объединяет такие разнообразные акты поведения, как злые шутки, сплетни, враждебные фантазии, деструктивные формы поведения, вплоть до убийств и самоубийств. Агрессивные действия могут выступать как средство достижения какой-либо цели (инструментальная Агрессия), как способ психической разрядки, замещения удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности, как форма самореализации и самоутверждения.

     Выделяются  следующие виды Агрессии: 1) физическая Агрессия (нападение) — использование физической силы против другого лица или объекта; 2) вербальная — выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятия, ругань); 3) прямая Агрессия — непосредственно направленная против какого-либо объекта или субъекта; 4) косвенная Агрессия — действия, направленные окольным путем на другое лицо — злобные сплетни, шутки и т. п., а также действия, характеризующиеся не направленностью и неупорядоченностью — взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т. п.; 5) аутоагрессия — проявляющаяся в самообвинении, самоуничижении, нанесении себе телесных повреждений и самоубийстве; 6) враждебная Агрессия — выражается в действиях, целью которых является причинение вреда объекту; 7) инструментальная Агрессия, являющаяся средством достижения какой-либо цели. 

     1.2. Определение из Большого психологического словаря/ Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. Издательство: Прайм-Еврознак,  Год: 2003.

Агрессивность  (лат. aggressio – нападение). Склонность некоторых психически больных к нападению на окружающих и нанесению им телесных повреждений, к разрушительным действиям. Объектом агрессии могут оказаться и неодушевленные предметы. Чаще всего возникает в результате галлюцинаторных и бредовых переживаний, импульсивных поступков кататоников. Наблюдается и при состояниях нарушенного сознания. 

1.3. Определение из Словаря практического психолога/Автор: Головин С.Ю./Интернет консультант.

Агрессивность - устойчивая черта личности - готовность к поведению агрессивному (по-видимому, агрессивность между особями одного вида существует у большей части приматов). Ее уровни определяются как научением в процессе социализации, так и ориентацией на культурно-социальные нормы, важнейшие из коих - нормы социальной ответственности и нормы возмездия за акты агрессии. Важная роль принадлежит и таким ситуативным переменным: истолкованию намерений окружающих, возможности получения связи обратной, провоцирующему влиянию оружия, и пр.

         Рассмотрев определения терминов, в своей работе я буду опираться на обозначение, где агрессия – это мотивированные внешние действия, нарушающие нормы и правила сосуществования, наносящие вред, причиняющие боль и страдание людям. Термин «агрессия» будет использоваться лишь для обозначения крайних форм – намеренного стремления причинить серьезный физический ущерб другому человеку. Так же в данной работе, под «агрессией» мы будем понимать «агрессию» как несправедливость, обиду, дурное обращение и тому подобное,  так как эти формы поведения могут быть вызваны намеренным стремлением причинить ущерб другому человеку. 

  1. Методы  исследования агрессивного поведения

     Научное исследование агрессивного поведения порождает ряд проблем, потому что интересующее исследователя поведение опасно. Недопустимо применять методы исследования, при которых люди могут причинить друг другу вред. Поэтому для исследования агрессии безопасным и одновременно строго научным способом разработаны методики, позволяющие изучать агрессию, не причиняя никому реального вреда.

     В своей работе я рассмотрела такие методы оценки агрессивного поведения, как:

2.1. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.

     Методика создана Т. Лири, Г. Лефорджем, Р. Сазеком в 1954 году. Была предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном "Я", а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке. При исследовании межличностных отношений выделяются два фактора: доминирование подчинение и дружелюбие-агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессе межличностного восприятия. Для представления основных социальных ориентаций Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены 4 ориентации: доминирование-подчинение и дружелюбие-враждебность. 
Схема Лири основана на предположении, что чем ближе результаты опрашиваемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. По специальным формулам определяются показатели по двум основным факторам: доминирование и дружелюбие. Анализ данных проводится путем сравнения дискограмм, демонстрирующих различие между представлениями разных людей.

     Т. Лири проходил проверку на валидность конструктную путем сопоставления с данными обследования по Миннесотскому многоаспектному личностному опроснику. Была установлена достоверная связь между типами интерперсонального поведения, выделенными Т. Лири, и некоторыми клинически определенными состояниями, проявляющимися аналогичными поведенческими характеристиками, отраженными и в профилях MMPI. Имеются данные о наличии связи факторов Т. Лири с некоторыми показателями «Шестнадцати личностных факторов» опросника. Исследование факторной валидности показало, что исследуемые показатели связаны с двумя биполярными факторами: «доминантность—подчиненность» и «дружественность—враждебность». Это привело к заключению о зависимости стилей интерперсонального поведения от указанных факторов. Комбинация этих факторов в наибольшей степени определяет вид дискограммы, разделенной на квадранты вертикальным вектором (доминантность— подчиненность) и горизонтальным вектором (дружественность—враждебность). Надежность ретестовая (интервал ретеста — 10 дней) колеблется по отдельным показателям от 0,63 до 0,81. Коэффициенты внутренней согласованности для факторов, полученных в ходе исследования при установке испытуемому дать оценку собственного «Я*, имеют значения от 0,35 до 0,72, а в случае моделирования идеала «Я» — от 0,16 до 0,66.

2.2. Методика диагностики показателей и форм агрессии А.Басса и А.Дарки.

     А. Бассом и А. Дарки в 1957 г. и предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций. Авторы данного теста считают, что агрессивность имеет количественную и качественную характеристику. Как всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного значения. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Иначе это будет пассивная и конформная личность. Чрезмерное развитие агрессивности определяет весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д. 
         Исходя из этого, авторы делят агрессивные проявления на два типа: 
мотивационная агрессия, как самоценность; 
инструментальная - как средство. 
        Определив уровень таких деструктивных тенденций. Можно с большей вероятностью прогнозировать возможность проявления агрессивности. 
        А. Басс разделил понятия агрессии и враждебности и определил последнюю как "…реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий". Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности А.Басс и А.Дарки выделили следующие типы реакций: 
Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица; 
Косвенная агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная. 
Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость). 
Негативизм - оппозиционна манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов. 
Обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия. 
Подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют нанести тебе вред. 
Вербальная агрессия - выражение негативных чувств, как через форму, так и через содержание словесных ответов. 
Чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести. 
         Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает "да" или "нет". Ответы оцениваются по восьми указанным шкалам. Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 = - 4, а враждебности 6,5+ - 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности. 
Опросник Баса Дарки следует использовать в совокупности с другими методиками: личностными тестами (Кеттел, Спилберг), проективными методиками (Люшер) и т.д.

     Данная  методика широко распространена в зарубежных исследованиях, в которых подтверждаются его высокие валидность и надежность. Оспросник используется и в отечественных работах (С. Н. Ениколопов, 1989 и др.), однако данные о его стандартизации на отечественных выборках не указываются. Отмечается, что в ситуации экспертизы опросник не защищен от искажений , а достоверность результатов зависит от доверительности в отношениях испытуемого и психолога.

2.3. Тест Г. Роршаха.

     При исследовании выраженности черт враждебности и агрессивности применяется тест Роршаха. Данная методика оценки агрессивности создана Г. Роршахом в 1921 г. По своей популярности в психодиагностических исследованиях личности занимает ведущее место среди других проективных методик (библиография включает около 11000 работ).

     Стимульный  материал состоит из 10 стандартных  таблиц с черно-белыми и цветными симметричными аморфными (слабоструктурированными) изображениями (т. н. «пятна» Роршаха).

     Основным  теоретическим предположением Г. Роршаха является то, что активность индивидуума определяется как внутренними, так и внешними побуждениями. Сообразно такому пониманию причин активности (в которой личность выражается тем отчетливее, чем менее стереотипны вызывающие ее стимулы), автор вводит понятия интроверсии и экстратенсии, соответствующие совокупности определенных черт, связанных с преобладающим видом активности. Экстратенсивный тип — это такой тип личности, который преимущественно обусловливает свое поведение причинами, лежащими вне его «Я», а интровертированный строит свою деятельность, исходя из внутренних, присущих его «Я» интенций. Здесь следует заметить, что содержание рорша-ховских понятий экстратенсии и интроверсии не полностью совпадает с таковым у других психологов, использовавших их в своих работах (К. Юнг, Г. Айзенк и др.). Соотношением между параметрами интроверсии и экстратенсии определяется «тип переживания - важнейший показатель теста Роршаха. Тип переживания указывает на то, «как», а не «что» переживает индивидуум, как он взаимодействует с окружением.

     Помимо  установления общей направленности личности («тип переживания») теста Роршаха позволяет получить диагностические данные о степени реалистичности восприятия действительности, эмоциональном отношении к окружающему миру, тенденции к беспокойству, тревожности, тормозящей или стимулирующей активность индивидуума. Диагностические показатели теста Роршаха. не имеют строго однозначного психологического значения. Однозначность достигается непосредственным контактом с обследуемым, его углубленным изучением. Дифференциально-диагностическое значение данных, получаемых при использовании теста Роршаха, тем определеннее, чем большая совокупность показателей, относящихся к конкретной задаче, изучается.

Информация о работе Свойсво личности агрессивность