Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 15:35, курсовая работа
В данной работе, я хочу рассмотреть понятия агрессии и методы оценки агрессивного поведения личности.
Агрессия, в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения.
Введение
Определение свойства личности - «Агрессия»
Методы исследования агрессивного поведения
Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири
Методика диагностики показателей и форм агрессии А.Басса и А.Дарки
Тест Г. Роршаха
«Тест руки» Э. Вагнера
Методика рисуночной фрустрации С. Розенцвейга
Личностные шкалы измерения агрессии
Анализ методик диагностики агрессивности, сходства и различия
Типы личности дифиринцируемые по уровню выраженности агрессии
Список Литературы
Несмотря
на то что и по настоящее время нет
завершенной теории, связывающей особенности
интерпретации стимулов с личностными
характеристиками, валидность
теста Роршаха доказана многочисленными
исследованиями. Специальными исследованиями
80-90 гг. подтверждена и высокая надежность
ретестовая как отдельных групп показателей
теста, так и методики в целом (Дж. Экснер,
1980, 1986 и др). Развитие теста Роршаха привело
к появлению шести наиболее известных
в мировой психодиагностической практике
схем анализа полученных результатов,
которые имеют как формальные, так и интерпретативные
различия. Известны тесты «чернильных
пятен», разработанные по образцу теста
Роршаха, его модификации для проведения
группового обследования.
2.4. «Тест руки» Э. Вагнера.
Из
проективных методик для
Данная методика была публикована Б. Брайклином, 3. Пиотровским и Э. Вагнером в 1961 г. (идея теста принадлежит Э. Вагнеру) и предназначена для предсказания открытого агрессивного поведения.
Стимульный материал теста Роршаха — стандартные 9 изображений кистей рук и одна пустая таблица, при показе которой просят представить кисть руки и описать ее воображаемые действия, Изображения предъявляются в определенных последовательности и положении. Обследуемый должен ответить на вопрос о том, какое, по его мнению, действие выполняет нарисованная рука (или сказать, что способен выполнять человек, рука которого принимает такое положение). Помимо записи ответов регистрируется положение, в котором обследуемый держит таблицу, а также время с момента предъявления стимула до начала ответа.
Оценка полученных данных осуществляется по следующим 11 категориям: 1) агрессия — рука воспринимается как доминирующая, наносящая повреждения, активно захватывающая какой-либо предмет; 2) указания — рука ведущая, направляющая, препятствующая, господствующая над другими людьми; 3) страх — рука выступает в ответах как жертва агрессивных проявлений другого лица или стремится оградить кого-либо от физических воздействий, а также воспринимается в качестве наносящей повреждения самой себе; 4) привязанность — рука выражает любовь, позитивные эмоциональные установки к другим людям; 5) коммуникация — ответы, в которых рука общается, контактирует или стремится установить контакты; 6) зависимость — рука выражает подчинение другим лицам; 7) эксгибиционизм — рука разными способами выставляет себя напоказ; 8) увечность — рука деформирована, больна, неспособна к каким-либо действиям; 9) активная безличность — ответы, в которых рука проявляет тенденцию к действию, завершение которого не требует присутствия другого человека или людей, однако рука должна изменить свое физическое местоположение, приложить усилия; 10) пассивная безличность — также проявление тенденции к действию, завершение которого не требует присутствия другого человека, но при этом рука не изменяет своего физического положения; 11) описание — ответы, в которых рука только описывается, тенденция к действию отсутствует.
Ответы, относящиеся к первым двум категориям, рассматриваются авторами как связанные с готовностью обследуемого к внешнему проявлению агрессивности, нежеланием приспособиться к окружению. Четыре последующие категории ответов отражают тенденцию к действиям, направленным на приспособление к социальной среде, вероятность агрессивного поведения незначительна. Количественный показатель открытого агрессивного поведения рассчитывается путем вычитания суммы «адаптивных» ответов из суммы ответов по первым двум категориям.
Э.
Вагнер (1978) на основе изучения работ, выполненных
с помощью теста Роршаха, сделал вывод
о его высокой валидности
и надежности. В 90-е гг. тест приобрел популярность
в СНГ, русскоязычный адаптированный вариант
издан ГП ИМАТОН (Санкт-Петербург).
2.5. Методика рисуночной фрустрации С. Розенцвейга.
Предложена С. Розенцвейгом в 1945 г. на основе разработанной им теории фрустрации (от латинского — обман, тщетное ожидание, расстройство).
Стимульный материал стоит из 24 рисунков, на которых изображены лица, находящиеся во фрустрационной ситуации переходящего типа. Персонаж произносит слова, которыми описывается фрустрация собственная или другого индивидуума. Над одним из персонажем, имеется пустой квадрат, в который обследуемый должен вписать первый пришедший на ум ответ. Черты и мимика персонажей в рисунках отсутствуют. Изображенные на рисунках ситуации достаточно обыденны и могут быть разделены на две группы: 1) ситуации-препятствия, или, по терминологии С. Розенцвейга, «эгоблокинговые». Здесь какое-либо препятствие или действующее лицо обескураживает, сбивает с толку, фрустрирует любым прямым способом; 2)ситуации обвинения, или «суперэгоблокинговые». В этих ситуациях персонаж, обвиняется в чем-либо или его привлекают к ответственности.
Оценка полученных ответов, в соответствии с теорией С. Розенцвейга, осуществляется по направлению реакции (агрессии) и ее типу.
По направленности реакции подразделяются на: а) экстрапунитивные - реакция направлена на живое или неживое окружение, осуждается внешняя причина фрустрации и подчеркивается ее степень, иногда разрешения ситуации требуют от другого лица; б) интропунитивные - реакция направлена на самого себя с принятием вины или же ответственности за исправление возникшей ситуации, фрустрирующая ситуация не подлежит осуждению; в) импунитивные - фрустрирующая ситуация рассматривается как нечто незначительное или неизбежное, преодолимое со временем; обвинение окружающих или самого себя отсутствует. Для обозначения экстрапунитивной, интропунитивной и импунитивной направленности в общем, без учета типа реакции.
В соответствии с теорией С. Розенцвейга фрустрация возникает в тех случаях, когда организм встречает более или менее существенные препятствия на пути к удовлетворению какой-либо жизненной потребности. Защита организма во фрустрирующих ситуациях осуществляется на трех уровнях: клеточном (действие фагоцитов, антител и т. п.), автономном -защита организма в целом от физических «агрессий» (соответствует в психологическом плане состояниям страха, страдания, а в физиологическом - изменениям, происходящим в организме при стрессе), кортикальном, психологическом уровне, на котором и осуществляется выделение соответствующих типов и направленности реакций личности. Хотя теории С. Розенцвейга присуща расширенная трактовка фрустрации, вбирающая в себя понятие стресса,. предназначена прежде всего для диагностики особенностей поведения в ситуациях, связанных с появлением трудностей, помех, препятствующих достижению цели.
Будучи достаточно структурированной, направленной на определенную область поведения и обладая относительно объективной процедурой оценки, более доступна статистическому анализу, нежели большинство проективных методик. По имеющимся в зарубежной литературе данным, коэффициент надежности ретестовой составляет 0,60-0,80. Достаточно высока валидностью.
Разработан
вариант для обследования детей
в возрасте от 4 до 14 лет (С. Розенцвейг,
1948). Возможно групповое обследование.
Имеются модификации предназначенные
для изучения отношения к национальным
меньшинствам, проблемам сохранения мира
и др. В СССР использовался для дифференциальной
диагностики неврозов, при прогнозировании
общественно опасных действий психически
больных (Н. В. Тарабрина, 1973). Имеются нормативные
данные, полученные на выборке студентов
вузов (К. Д. Шафранская, 1976). В настоящее
время в СНГ тест является весьма популярным
инструментом изучения личности.
2. 6. Личностные шкалы измерения агрессии.
Шкала
ориентации гнева (Шпилберген, Джонсон,
Рассел). Создана в 1985 году. Использует
две субшкалы - "гнев внутрь", указывающий
на подавление гнева, и "гнев наружу",
измеряющую выражение гнева. Общий счет
свидетельствует об уровне гнева в общем,
независимо от его направленности. Валидность
данной шкалы подтверждается корреляцией
между стилем ориентации гнева и другими
мерами гнева.
Шкала враждебности
Кука и Медли создана в 1954 году. Это часть
батареи субтестов, разработанных для
измерения установок учителей. Эта шкала
состоит из вопросов, заимствованных в
MMPI. Обладает адекватной устойчивостью,
существуют некоторые ограниченные подтверждения
ее валидности.
Шкала проявлений
враждебности (Сигела) состоит из вопросов
MMPI, отобранных клиническими психологами.
Эта шкала, разработанная для измерения
враждебности, не содержит в своих вопросах
открытых упоминаний о враждебности. Хорошая
внутренняя согласованность.
Шкала сверхконтролируемой
агрессии (Мегарджи) составлена из вопросов
MMPI, предназначенных для выявления лиц
с хроническим сверхконтролем - то есть
крайне подавленных в своем проявлении
агрессии, но склонных к необузданному
насилию при экстремально сильной провокации.
Внутренняя согласованность данной шкалы
невысокая, но Мегарджи с коллегами утверждают,
что на так же хороша, как и большинство
нестандартных MMPI шкал. Было проведено
много исследований валидности шкалы,
как Мегарджи с коллегами, так и другими
психологами. Данная шкала выявляет различие
между группами склонных и не склонных
к насилию и коррелирует в неожиданной
степени с другими мерами самоконтроля,
агрессии и социального отчуждения.
Шкала гнева
как состояния-свойства (Шпилбергер, Якобс,
Рассел) измеряет состояние гнева (то есть
эмоциональное состояние или настроение,
включающее в себя чувство напряжения,
досады, раздражения, злобы и ярости с
сопутствующими активацией или возбуждением
периферической нервной системы) и свойство
гневливости (то есть индивидуальные различия
в том, как часто возникает состояние гнева).
У данной шкалы хорошая внутренняя валидность,
которая подтверждается корреляцией с
мерами враждебности и агрессивности
.
К
непосредственным, прямым способам измерения
агрессивности относится
Не смотря на высокую валидность таких методов оценки как опросник Басса-Дарки, шкала агрессивности из теста Т. Лири, они не позволяют дифференцировать агрессивное поведение и агрессивные свойства личности, во-вторых, многие положения опросников и даже субшкалы (например, чувство вины) нельзя отнести к характеристике агрессивного поведения.
В практике зарубежных и отечественных психологов широкое распространение для оценки склонности к агрессии и агрессивности получило применение теста Роршаха. Следует отметить, что для одних исследователей связь между агрессивностью, выявляемой с помощью теста Роршаха, с одной стороны, явно агрессивных поведением, с другой стороны, представляется отрицательной, другие вовсе не рассматривают зависимости.
Из
проективных методик для
Применение
теста Розенцвейга для
Таким
образом, применение различных психодиагностических
методик для исследования агрессивного
поведения школьников может давать неоднозначные
результаты. Следовательно, для диагностики
агрессии необходимо использовать систему
взаимодополняющих методик, соответствующих
цели и задачам исследования, адекватных
для обследования определенных категории
лиц. Наиболее приемлемыми методами диагностики
агрессии, считается метод наблюдения,
так как он позволяет выявлять агрессивные
действия в естественных условиях; невербальные
проективные методы, в том числе рисуночные,
ибо они определяют скрытые агрессивные
тенденции. Применение опросников для
диагностики агрессии, порой не всегда
позволяет получить достоверную информацию
из-за трудностей восприятия и понимания
содержания вербального материала.
Автор двухфакторной модели личности Г. Айзенк в качестве показателей основных свойств личности использовал экстраверсию, интроверсию и нейротизм (позднее Айзенк ввел еще одно измерение личности - психотизм, под которым понимал склонность субъекта к агрессии, жестокости, аутизму, экстравагантности, демонстративности). В общем смысле экстраверсия - это направленность личности на окружающих людей и события, интроверсия - направленность личности на ее внутренний мир, а нейротизм - понятие, синонимичное тревожности, - проявляется как эмоциональная неустойчивость, напряженность, эмоциональная возбудимость, депрессивность.
Экстраверт, по сравнению с интровертом, труднее вырабатывает условные рефлексы, обладает большей терпимостью к боли, но меньшей терпимостью монотонным действиям, чаще отвлекается во время работы и т. п. Типичными поведенческими проявлениями экстраверта являются общительность, импульсивность, и недостаточный самоконтроль, хорошая приспособляемость к среде, открытость в чувствах. Он отзывчив, жизнерадостен, уверен в себе, стремится к лидерству, имеет много друзей, несдержан, стремится к развлечениям, любит рисковать, остроумен, не всегда обязателен. У данного типа личности средняя выраженность агрессивного поведения. Данному типу порой свойственно проявить агрессивный настрой для достижения своих целей, либо наоборот в не успеха. Не смотря на это агрессия достаточно сдержанная.
У интроверта преобладают следующие особенности поведения: он часто погружен в себя, испытывает трудности, устанавливая контакты с людьми и адаптируясь к реальности. В большинстве случаев интроверт спокоен, уравновешен, миролюбив, его действия продуманны и рациональны. Круг друзей у него невелик. Интроверт высоко ценит этические нормы, любит планировать будущее, задумывается над тем, что и как будет делать, не поддается моментальным побуждениям, пессимистичен. Интроверт не любит волнений, придерживается заведенного жизненного порядка. Он строго контролирует свои чувства и редко ведет себя агрессивно, обязателен. В данном типии личности агрессивное поведение не выражено.