Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 20:29, контрольная работа
Свою контрольную работу я разделила на 2 части: первой части речь пойдет о регулировании напряжения, которое возникает при индивидуальных встречах консультанта с клиентом. Такое напряжение может быть вызвано тем, что клиент испытывает некий дискомфорт, делясь своими мыслями со специалистом. А во второй части - о помощи консультанта клиенту в регулировании психологического напряжения, которое возникает при повышенном эмоциональном возбуждении и ведет к созданию конфликтных ситуаций.
Можно просто повторить последние слова, произнесенные клиентом, но в вопросительной форме, ожидая, соответственно, от него подтверждения или опровержения правильности сказанных слов.
Прием: обобщение
Ситуация: консультанту необходимо уточнение всего сказанного клиентом, для того чтобы убедиться в том, что они правильно понимают друг друга
Поведение консультанта: этот прием внешне чем-то напоминает перифразу, но относится не к тому последнему, что сказал клиент, а к целому высказыванию, состоящему из нескольких суждений или предложений. В отличие от перифразы, которая буквально повторяет последнюю мысль клиента, обобщение представляет собой вольную, но достаточно точную передачу его мысли в обобщенной форме.
Пример: Обобщение можно начинать, например, со следующих слов: «Итак, если обобщить и в краткой форме выразить то, что вы сказали, то можно ли это сделать так...?» «Если подвести краткий итог сказанному, то можно ли это передать так...?» «Если я вас правильно понял, то смысл сказанного вами сводится к следующему... Так ли это?»
Прием: эмоциональная поддержка
Ситуация: поведение клиента говорит о том, что он чувствует себя скованно, некомфортно
Поведение консультанта: психолог-консультант внимательно выслушивает клиента, следует за его мыслью, стараясь в нужные моменты речи клиента, в то время, когда клиент обращает на него внимание, внешне выражать поддержку того, что говорит клиент, в том числе демонстрировать положительные эмоции, подкрепляющие слова и действия клиента.
Пример: Это может быть выражение клиенту сочувствия, сопереживания, удовлетворения тем, что он говорит. Обычно выражается мимикой, кивком головы.
Прием: постановка перед клиентом стимулирующих его мышление вопросов
Ситуация: прием используется тогда, когда психологу-консультанту необходимо что-либо прояснить для себя в мыслях клиента, а также тогда, когда сам клиент испытывает определенные затруднения в том, что и как говорить дальше.
Поведение консультанта: в ходе рассказа клиента консультант задает вопросы
Пример: Если консультанту не достаточно того, что говорит клиент, он может задавать сопутствующие тексту вопросы типа "что?" "как?" "каким образом?" "зачем?" "почему?"
Прием: Овладение и использование в разговоре с клиентом особенностей его языка
Ситуация: консультант замечает что клиент не достаточно расположен к нему или чувствует себя «не в своей тарелке»
Поведение консультанта: Консультант, внимательно слушая клиента, старается уловить особенности стиля его речи, обращая внимание на слова, фразы, выражения и обороты, часто используемые клиентом.
Пример:
уловив стиль речи клиента психолог-консультант
через некоторое время сам начинает сознательно
пользоваться теми же речевыми приемами,
то есть незаметно для клиента начинает
воспроизводить особенности его речи.
Важно, однако, не переборщить в использовании
этого приема, чтобы у клиента не возникло
впечатление, что психолог-консультант
передразнивает его. (3)
В
результате внедрения таких приемов между
клиентом и психологом-консультантом
возникает психологическая общность и
большее взаимопонимание, чем было вначале.
Клиент, в свою очередь, бессознательно
начинает воспринимать психолога-консультанта
как психологически близкого к нему человека
и оказывается более расположенным к нему.
2.
Помощь консультанта
в регулировании напряжения
клиента в повседневной
жизни.
В
состоянии неконтролирования
Для того чтобы в дальнейшем предотвращать конфликтные ситуации, специалист может порекомендовать некоторые техники, которые клиент может использовать в своей жизни. Конфликты часто порождают такое эмоциональное состояние, в котором трудно мыслить, делать выводы, подойти творчески к разрешению проблемы.
Я хочу привести некоторые методы корректировки поведения, которые советуют психологи-консультанты, благодаря которым можно снять напряжение, освободиться от раздражения и гнева. Они помогают продуктивно пройти через кризис, а гнев и раздражение.
Нужно помнить, что в конфликте у человека доминирует не разум, а эмоции, что ведет к аффекту, когда сознание просто отключается, и человек не отвечает за свои слова и поступки, за которые впоследствии бывает обидно и неудобно. Поэтому из делового общения необходимо устранить суждения и оценки, ущемляющие достоинство собеседников, покровительствующие суждения и оценки, иронические замечания, высказываемые с чувством плохо скрытого превосходства или пренебрежения. Следует стремиться к уважительной манере разговора. Такие фразы, как «Прошу извинить», «Буду очень признателен», «Если это вас не затруднит», препятствуют формированию у оппонента внутреннего сопротивления, снимают отрицательные эмоции. Стремление вести обсуждение не по поводу занимаемых сторонами позиций, а по существу проблемы, основываясь на объективных критериях так же поможет избежать ненужного напряжения. Надо старайться выслушать собеседника, так как умение слушать — один из критериев коммуникабельности.
Психологи-консультанты советуют придерживаться многоальтернативного подхода и, настаивая на своем предложении, не отвергать предложение партнера, лучше задать себе вопрос «А разве я никогда не ошибаюсь?» Нужно постараться выслушать оба предложения и посмотреть, какую сумму выгод и потерь они принесут в ближайшее время и потом.
Следует осознать значимость разрешения конфликта для себя, задав вопрос «Что будет, если выход не будет найден?» Это позволит перенести центр тяжести с отношений на проблему.
Независимо от результатов разрешения противоречий нужно постараться не разрушать отношения. (2)
В психологии проведено много исследований по изучению возможностей индивидуальной и групповой психокоррекции конфликтного поведения. Можно привести некоторые из методов, приемов, благодаря которым можно снять напряжение, освободиться от раздражения и гнева.
Прием: переключение на другой вид деятельности — связан с двигательной активностью, требующей физического напряжения, благодаря которой сжигается адреналин. Можно порекомендовать клиенту воспользоваться этим методом, когда тот находится на работе. Суть метода - занятие любым видом деятельности отличным от того, чем занимался клиент в момент возникновения напряжения. Можно посоветовать следующее: перебирание бумаги; поливка цветов; заваривание чая; перестановка стола; ходьба в быстром темпе по коридору; омовение в течении 4-5 минут рук под холодной водой; можно подойти к окну и посмотреть на небо, деревья. Нужно постараться практиковать данный метод как можно чаще в те моменты, когда чувствуется, потеря самоконтроля. Кроме того, нужно постараться хотя бы раз в неделю заниматься делом, которое радует, успокаивает и приносит удовлетворение.
Прием: визуализация — мысленное выражение своих чувств и переживаний человеку, который вызвал негативную реакцию. Он приемлем, если клиент не может излить свое раздражение, например, на руководителя или если предполагается, что гнев только ухудшит и без того напряженную ситуацию. В результате можно добиться освобождения от гнева, ничем при этом не рискуя.
Прием: заземление — представление того, как гнев входит в тебя от оппонента как пучок отрицательной энергии. Затем представить себе, как эта энергия отпускается в ноги и свободно уходит в землю.
Прием: уменьшение оппонента в росте — консультант советует клиенту представить, что в ходе общения оппонент настолько уменьшается в росте, что превращается в комок грязи, в которую можно наступить, а голос его при этом становится все слабее и слабее. В результате он покажется менее значительным и влиятельным.
Прием: настроение — нужно взять цветные фломастеры или карандаши и расслабленной левой рукой начать рисовать любой рисунок: линии, пятна, фигуры и т.п. Следует полностью погрузиться в свои переживания, т.е. выбрать и провести линии в соответствии со своим настроением, как бы материализуя на бумаге свои переживания. Зарисовав весь лист бумаги, нужно перевернуть его и на обратной стороне написать 8—10 слов, отражающих настроение (переживание). Писать следует те слова, которые первыми приходят на ум. Затем еще раз посмотреть на рисунок, как бы заново переживая свое состояние, перечитать слова и энергично, с удовольствием разорвать его, скомкать обрывки и выбросить в мусорное ведро. Вместе с выброшенным рисунком можно избавиться от напряжения и обрести успокоение.
Прием: внутренний луч — метод можно использовать на начальной стадии раздражения, когда возникает напряжение, нарушение самоконтроля, исчезает психологический контакт в общении, появляется отчуждение. Для его выполнения необходимо расслабиться и представить следующие картинки. В верхней части возникает светлый луч, который движется сверху вниз и медленно освещает лицо, шею, плечи, руки теплым, ровным и приятным светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляются складки на лбу, «опадают» брови, «охлаждаются» глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Светлый внутренний луч создает внешность нового спокойного, уверенного и благополучного человека.
Прием: мой дом — для реализации этого упражнения необходимо сесть, расслабиться и начать строить в воображении свой любимый дом или комнату с видом на речку, озеро, лес или куда-то еще. Можно обставить его любой мебелью, представить свое любимое кресло. Консультанты советуют запомнить это место и мысленно уходите в него отдыхать в любое время в течение дня. «Побыв» в нем 5—7 минут, можно ощутить снятие напряжения и прилив сил.
Прием: спросите себя. Консультант советует клиенту задать себе вопросы «Какой урок я могу извлечь из этой ситуации, чтобы быть подготовленным(ой) к аналогичным случаям в будущем? Как я могу приобрести уверенность в себе, если столкнусь с подобным случаем снова?» Такой подход поможет освободиться от отрицательных эмоций, поскольку научит поступать грамотно в аналогичных ситуациях и избегать стресса. (4)
Я
привела в пример лишь несколько
методов, регулярное использование которых
приведет к тому, что гнев и раздражение
отступают, напряжение спадает, а конфликтная
ситуация и оппонент уже кажутся малозначительными.
Заключение.
Опыт
общения с психологом-
В первой части этой работы я рассказала о регулировании напряжения, которое возникает при индивидуальных встречах консультанта с клиентом. Казалось бы – сделан первый шаг на пути к избавлению от стресса, проблем. Но в кабинете консультанта, возникает новое напряжение, тем самым усугубляя уже имеющееся состояние. Чтобы расположить к себе клиента, помочь ему сконцентрироваться, быть открытее у психологов-консультантов существует ряд техник, которые и были описаны в первой главе работы. Используя эти методы консультант помогает клиенту почувствовать себя в «своей тарелке» и снять возникшее напряжение.
А
во второй части контрольной работы был
затронут вопрос о снятии напряжения в
тех ситуациях, когда оно возникает, вызывая
срыв эмоций, агрессию, ссоры с близкими.
Был приведен ряд полезных техник которыми,
обычно делится психолог-консультант
на своих приемах, для того, чтобы при возникновении
«опасной» ситуации клиент мог контролировать
свое поведение и с легкостью регулировать
возникшее у него напряжение.
Библиографический список.
2) Бодров
В.А. Психологический стресс: развитие
учения и современное состояние проблемы.
- М.,1995. - 120 с.
3) Основы
психологического консультирования –
сайт [электронный ресурс] Постоянный
доступ по адресу: www.psihodeliksite.ru
4) Элитариум.
Центр дистанционного образования – официальный
сайт [электронный ресурс].
Способы снятия психологического напряжения. Постоянный доступ
по адресу: www.elitarium.ru
Информация о работе Техники регулирования напряжения клиента