Технология организация социально-педагогической помощи в процессе социальной адаптации подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2011 в 00:39, практическая работа

Описание

Целью работы является выявление технологий организации социального педагога в процессе социальной адаптации подростка в общеобразовательном учреждении.

Работа состоит из  1 файл

НИР.doc

— 83.50 Кб (Скачать документ)

                                                    

Задание №1.

Подготовительный  этап.

Тема  исследования : Технология организация социально-педагогической помощи в процессе социальной адаптации подростка.

      Социальная адаптация личности является актуальной и одновременно одной из сложнейших проблем социальной педагогики, так как она представляет собой не только состояние человека, но и процесс, в течение которого личность приобретает равновесие и устойчивость к влиянию и воздействию социальной среды. В процессе адаптации человек выступает объектом воздействия социальной среды и активным субъектом, осознающим влияние этой среды. Но порой, особенно в переломные периоды, как жизнедеятельности человека, так и в периоды радикальных экономических и социальных реформ, возникает несоответствие потребностей личности требованиям окружающей среды. Результатом такого несоответствия является возникновение состояния личностной тревоги. Именно наличие или отсутствие тревоги определяет уровень адаптивности или дезадаптивности личности в социальной среде.

      Дезадаптивность личности в социальной среде, как проблема социального функционирования выражается в неготовности индивида к критическим периодам и поворотным моментам его жизни, а также к сознательному пересмотру своей жизненной позиции в новых обстоятельствах. В последнее время в связи с экономической ситуацией в стране, проблема дезадаптации детей и подростков приобрела особую актуальность. По сведениям Российского статистического ежегодника в России в 2006 году 37 тысяч детей превратились в бомжей; 20% имеют опыт употребления наркотических средств; 16% испытывают в школе физическое и 24% испытывают психологическое насилие; до 76% детей школьного возраста имеют различные формы психологических нарушений (среди дезадаптированных школьников эта цифра возрастает до 95%); смертность от самоубийств подростков выросла за последние пять лет на 60%; детско-подростковая преступность, особенно по тяжким и групповым преступлениям растет быстрее, чем преступность взрослого населения.

     Такая социальная статистика наиболее полно свидетельствует о наличии в обществе проблемы адаптации на всех возрастных стадиях развития личности. Адаптация занимает существенное место в практике социально-педагогической работы. Поэтому понимание сущности адаптивных процессов, их механизма – необходимое условие профессионализма социального работника.

     Объект исследования:  процесс социальной адаптации подростка.

     Предмет исследования: деятельность социального педагога по обеспечению социальной адаптации подростка в общеобразовательном учреждении.    

      Целью работы является выявление технологий организации социального педагога в процессе социальной адаптации подростка в общеобразовательном учреждении.

      Гипотеза: успешная социальная адаптация возможна при соблюдение следующих условий:

1)повышение  воспитательного потенциала социальной среды в общеобразовательном учреждении

2)создание  условий амплификации, благоприятного эмоционального климата, способствующих успешной социальной адаптации

     Задачи исследования:

  1. Провести анализ социально-педагогической литературы, определить социально-педагогическую направленность воспитательного процесса по адаптации подростка. 
  2. Выявить особенности подростка и трудности в социальной адаптации.
  3. Систематизировать  опыт работы социального педагога по социальной адаптации подростка в общеобразовательной школе.
  4. Провести диагностическое исследование адаптивного потенциала учащихся 8-х классов и на основании полученных результатов составить программу работы социального педагога по адаптации подростка в ОУ.

  

Методы  теоретического исследования:

    • теоретический анализ,
    • синтез,
    • абстрагирование
    • конкретизация
    • аналогия,
    • моделирование

Методы  эмпирического исследования:  изучение литературы, документов; изучение результатов деятельности (учащихся, учителей школ);

наблюдение; анкетирование, опрос; метод экспертных оценок;

обследование; мониторинг; изучение и обобщение  педагогического опыта; опытная  работа; педагогический эксперимент. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Задание № 2. 

Констатирующий  этап.

         Цель: выявить уровень социально-педагогической  адаптации; определить уровень  знаний у подростков о проблеме  дезадаптации, адаптационного потенциала.

Задачи:

  • определить формы и методы профилактической деятельности, проводимые в образовательном учреждении;
  • определить уровень социально-педагогической адаптации;
  • проанализировать полученные результаты;
  • выявить причины и факторы социально-педагогической адаптации.
 

Ход  констатирующего этапа: 

1. Беседа с социальным педагогом, с целью выявления форм и методов  работы социального педагога в  образовательном учреждении по профилактике социально-педагогической адаптации подростков.

2. Беседа  с психологом с целью выявления  форм и методов работы психолога  в данном образовательном учреждении по профилактике социально-педагогической адаптации подростков.

3. Беседа  с классным руководителем с  целью определения форм и методов  проведения профилактики социально-педагогической  адаптации подростков  в данном  классном коллективе.

4. Проведение  наблюдения за учащимися (определение  уровня социально-педагогической  дезадаптации подростков, а именно  тревожности подростка, реакции  на замечание учителя, определение  эмоционального фона, уровня самоконтроля  в общении и поведении)

     Основные методики исследования :

1. Методика  школьной тревожности Филипса,  которая позволяет определить    уровень тревожности, а также диагностировать дефект социализации, который определяется дефицитом адаптивных потенциалов.

2. Методика шкалы тревоги и тревожности Ч.Д.Спилбергера и Ю.Л.Ханина, которая позволяет определить и измерить тревожность и как личностное свойство, и как состояние подростка непосредственно связанное с уровнем его адаптированности.

3. Опросник  диагностики социально-психологической  адаптации (СПА) К.Роджерса и Р.Даймонда, который позволяет определить уровень целостности личности, а также определить наличие качеств адаптированной личности.

4. Многоуровневый  личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г.Маклакова и С.В.Чермянина, который позволяет определить выявление адаптивных способностей личности подростка, ее нервно-психической устойчивости и моральной нормативности .

5. Тест  руки Э. Вагнера, определяющий  уровень агрессивность  и дезадаптивности.

6. Диагностика   состояния агрессии (опросник Басса-Дарки), с целью определения степени проявления  физической, косвенной, вербальной  агрессии, раздражения, негативизма, обиды, подозрительности, чувства вины.

7. Тест  «  Дом-Дерево-Человек », Дж. Бука  и Л. Кауфман, дающий информацию  о враждебности, конфликтности, дезадаптивности агрессивности, негативизме ребенка.

8. «Кинетический  рисунок семьи » Р.Бернса, исследующий  семейные причины агрессивности  и других видов нарушения поведения;

9.  Карта  наблюдения Д. Стотта для регистрации  форм и синдромов дезадаптивного поведения.

10. Методика диагностики типа эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды В. В. Бойко

11. Методика  диагностика агрессивности А.  Ассингера 

12. Методика  «Личностная  агрессивность и  конфликность»

13. Методика измерения социальной адаптации П.С.Кузнецова, которая позвояет определить количественный, качественный и структурный показатель адаптации.

14. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге, которая позволяет определить степень вашей сопротивляемости стрессу.

15. Тест описания поведения К.Томаса (адаптация Н.В.Гришиной). Тест адаптирован Н.В.Гришиной и используется для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению. К.Томас выделяет типы поведения в конфликтной ситуации.

16. 16-и факторный тест Кетелла, рассматривающий социально- психологические особенности личности.

17. Восьмицветовой тест М. Люшера

18. Портретный тест Л. Сонди, методика позволяет проникнуть в глубины человеческой психики, помогает выявить профессионально важные устойчивые качества человека, а также оценить степень адаптированности , болезненно заостренные черты характера и клинические проявления.

19. Характерологический тест К. Леонгарда, тест предназначен для выявления типа акцентуации характера, т.е. определенного направления характера. 
 
 
 
 

                                                    

                                                      Задание № 3.

Формирующий этап исследования. 

           С целью повышения уровня адаптированности подростков к условиям обучения во вновь сформированном классе необходимо составить  и апробировать коррекционно-воспитательную программу, на основе коррекционно-воспитательной программы социального педагога школы.    Целью данной программы, была абилитация и реабилитация адаптивных способностей развивающейся личности подростка. Основанием составления программы являются результаты первичной диагностики.

Задачи:

  • разработать комплексную программу в помощь учащимся по решению изучаемой проблемы (по результатам исследования на констатирующем этапе)
  • подобрать тренинги и упражнения в помощь подростку по решению проблемы, провести коррекционно-развивающие занятия.

      Основными методами являлись проблемно-деловая игра, лекция, ролевая игра, тренинг, театральные постановки, сказкатерапии, игротерапии. 

1. Вводное занятие с учащимися, с целью ознакомления, установление контакта, знакомство с социально-смысловыми нормами поведения подростков на занятии.  

2. Психологическая  игра «Адаптация» (М.А.Маяковская) проводится для выявления лидеров, генераторов идей и исполнителей, создания творческой атмосферы. Цель занятия: выявление лидеров и аутсайдеров класса, генераторов идей и исполнителей, создания творческой атмосферы.  
 

3. Адаптационное  занятие "Атмосфера моего класса" (А.С. Аскарова), с целью создание дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом в классе.

Информация о работе Технология организация социально-педагогической помощи в процессе социальной адаптации подростка