Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2011 в 00:39, практическая работа
Целью работы является выявление технологий организации социального педагога в процессе социальной адаптации подростка в общеобразовательном учреждении.
Задание №1.
Подготовительный этап.
Тема исследования : Технология организация социально-педагогической помощи в процессе социальной адаптации подростка.
Социальная адаптация личности является актуальной и одновременно одной из сложнейших проблем социальной педагогики, так как она представляет собой не только состояние человека, но и процесс, в течение которого личность приобретает равновесие и устойчивость к влиянию и воздействию социальной среды. В процессе адаптации человек выступает объектом воздействия социальной среды и активным субъектом, осознающим влияние этой среды. Но порой, особенно в переломные периоды, как жизнедеятельности человека, так и в периоды радикальных экономических и социальных реформ, возникает несоответствие потребностей личности требованиям окружающей среды. Результатом такого несоответствия является возникновение состояния личностной тревоги. Именно наличие или отсутствие тревоги определяет уровень адаптивности или дезадаптивности личности в социальной среде.
Дезадаптивность личности в социальной среде, как проблема социального функционирования выражается в неготовности индивида к критическим периодам и поворотным моментам его жизни, а также к сознательному пересмотру своей жизненной позиции в новых обстоятельствах. В последнее время в связи с экономической ситуацией в стране, проблема дезадаптации детей и подростков приобрела особую актуальность. По сведениям Российского статистического ежегодника в России в 2006 году 37 тысяч детей превратились в бомжей; 20% имеют опыт употребления наркотических средств; 16% испытывают в школе физическое и 24% испытывают психологическое насилие; до 76% детей школьного возраста имеют различные формы психологических нарушений (среди дезадаптированных школьников эта цифра возрастает до 95%); смертность от самоубийств подростков выросла за последние пять лет на 60%; детско-подростковая преступность, особенно по тяжким и групповым преступлениям растет быстрее, чем преступность взрослого населения.
Такая социальная статистика наиболее полно свидетельствует о наличии в обществе проблемы адаптации на всех возрастных стадиях развития личности. Адаптация занимает существенное место в практике социально-педагогической работы. Поэтому понимание сущности адаптивных процессов, их механизма – необходимое условие профессионализма социального работника.
Объект исследования: процесс социальной адаптации подростка.
Предмет исследования: деятельность социального педагога по обеспечению социальной адаптации подростка в общеобразовательном учреждении.
Целью работы является выявление технологий организации социального педагога в процессе социальной адаптации подростка в общеобразовательном учреждении.
Гипотеза: успешная социальная адаптация возможна при соблюдение следующих условий:
1)повышение воспитательного потенциала социальной среды в общеобразовательном учреждении
2)создание условий амплификации, благоприятного эмоционального климата, способствующих успешной социальной адаптации
Задачи исследования:
Методы теоретического исследования:
Методы эмпирического исследования: изучение литературы, документов; изучение результатов деятельности (учащихся, учителей школ);
наблюдение; анкетирование, опрос; метод экспертных оценок;
обследование;
мониторинг; изучение и обобщение
педагогического опыта; опытная
работа; педагогический эксперимент.
Задание № 2.
Констатирующий этап.
Цель: выявить уровень социально-
Задачи:
Ход
констатирующего этапа:
1. Беседа с социальным педагогом, с целью выявления форм и методов работы социального педагога в образовательном учреждении по профилактике социально-педагогической адаптации подростков.
2. Беседа
с психологом с целью
3. Беседа
с классным руководителем с
целью определения форм и
4. Проведение
наблюдения за учащимися (
Основные методики исследования :
1. Методика
школьной тревожности Филипса,
которая позволяет определить
2. Методика шкалы тревоги и тревожности Ч.Д.Спилбергера и Ю.Л.Ханина, которая позволяет определить и измерить тревожность и как личностное свойство, и как состояние подростка непосредственно связанное с уровнем его адаптированности.
3. Опросник
диагностики социально-
4. Многоуровневый
личностный опросник «
5. Тест
руки Э. Вагнера, определяющий
уровень агрессивность и
6. Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки), с целью определения степени проявления физической, косвенной, вербальной агрессии, раздражения, негативизма, обиды, подозрительности, чувства вины.
7. Тест « Дом-Дерево-Человек », Дж. Бука и Л. Кауфман, дающий информацию о враждебности, конфликтности, дезадаптивности агрессивности, негативизме ребенка.
8. «Кинетический
рисунок семьи » Р.Бернса, исследующий
семейные причины
9. Карта
наблюдения Д. Стотта для
10. Методика диагностики типа эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды В. В. Бойко
11. Методика диагностика агрессивности А. Ассингера
12. Методика «Личностная агрессивность и конфликность»
13. Методика измерения социальной адаптации П.С.Кузнецова, которая позвояет определить количественный, качественный и структурный показатель адаптации.
14. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге, которая позволяет определить степень вашей сопротивляемости стрессу.
15. Тест описания поведения К.Томаса (адаптация Н.В.Гришиной). Тест адаптирован Н.В.Гришиной и используется для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению. К.Томас выделяет типы поведения в конфликтной ситуации.
16. 16-и факторный тест Кетелла, рассматривающий социально- психологические особенности личности.
17. Восьмицветовой тест М. Люшера
18. Портретный тест Л. Сонди, методика позволяет проникнуть в глубины человеческой психики, помогает выявить профессионально важные устойчивые качества человека, а также оценить степень адаптированности , болезненно заостренные черты характера и клинические проявления.
19. Характерологический
тест К. Леонгарда, тест предназначен для
выявления типа акцентуации характера,
т.е. определенного направления характера.
Задание № 3.
Формирующий
этап исследования.
С целью повышения уровня адаптированности подростков к условиям обучения во вновь сформированном классе необходимо составить и апробировать коррекционно-воспитательную программу, на основе коррекционно-воспитательной программы социального педагога школы. Целью данной программы, была абилитация и реабилитация адаптивных способностей развивающейся личности подростка. Основанием составления программы являются результаты первичной диагностики.
Задачи:
Основными методами являлись проблемно-деловая
игра, лекция, ролевая игра, тренинг, театральные
постановки, сказкатерапии, игротерапии.
1. Вводное
занятие с учащимися, с целью ознакомления,
установление контакта, знакомство с социально-смысловыми
нормами поведения подростков на занятии.
2. Психологическая
игра «Адаптация» (М.А.Маяковская) проводится
для выявления лидеров, генераторов идей
и исполнителей, создания творческой атмосферы.
Цель занятия: выявление лидеров и аутсайдеров
класса, генераторов идей и исполнителей,
создания творческой атмосферы.
3. Адаптационное занятие "Атмосфера моего класса" (А.С. Аскарова), с целью создание дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом в классе.