Технология предупреждения конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2011 в 03:24, курсовая работа

Описание

Гипотеза: разрешение социального конфликта возможно лишь при изменении конфликтной ситуации. Это изменение может принимать различные формы. Но наиболее эффективным изменением конфликтной ситуации, позволяющим погасить конфликт, считается устранение причин конфликта.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА
КОНФЛИКТОВ ................................................................................................ 5
1.1 ФУНКЦИИ КОНФЛИКТОВ ……………………………………………. 5
1.2 МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ, ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТОВ …………………………………………………………………. 8
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОНФЛИКТОВ ……. 18
2.1 ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОНФЛИКТОВ ……. 18
2.2 ОПТИМАЛЬНЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ …………………. 22
2.3 ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ
НЕКОМПЕТЕНТНЫХ КОНФЛИКТНЫХ РЕШЕНИЙ ............................... 29
2.4 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОНФЛИКТОВ КОМПЕТЕНТНЫМ ОЦЕНИВАНИЕМ ………………………………………………………………. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………… 34
ПРИМЕЧАНИЯ ……………………………………………………………… 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………… 37
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………… 39

Работа состоит из  1 файл

Курсовик по социальной психологии. Конфликты..doc

— 397.50 Кб (Скачать документ)

   Предупреждению  конфликтов способствует поддержание  при взаимодействии людей и социальных групп баланса взаимозависимости в решениях и действиях. Каждому человеку изначально внутренне присуще стремление к свободе и независимости. Однако свобода каждого из нас не может обеспечиваться за счет свободы тех, с кем мы взаимодействуем. В ходе общения необходимо чувствовать, какая зависимость от нас партнера не является для него дискомфортной, и поддерживать комфортный баланс взаимозависимости12.

   В процессе совместной деятельности люди оказывают  друг другу личные услуги. Анализ конфликтов между людьми показывает, что мы осознанно или подсознательно фиксируем услуги, которые оказали мы, и те, которые оказали нам. Нарушение баланса взаимных услуг во взаимодействии людей чревато напряженностью в их взаимоотношениях и возможным конфликтом13. Если человек оказал сослуживцу личную услугу (подмена другого на работе, бескорыстная помощь в выполнении срочного задания, «доставание билета», товара и пр.), а в ответ не получил с течением времени услуги примерно такой же ценности, то баланс услуг нарушается, что приводит к нарушению гармонии во взаимоотношениях, а при значительном дисбалансе — к конфликтам.

   Кроме баланса взаимных услуг люди, взаимодействуя друг с другом, в той или иной степени стремятся поддержать баланс ущерба. Если человеку нанесен существенный ущерб, то он испытывает желание причинить ответный ущерб тем людям, по чьей вине пострадал. Поэтому важным социально-психологическим условием профилактики конфликтов является ненанесение ущерба окружающим в процессе взаимодействия с ними. Нанесение ущерба нарушает сбалансированность межличностного или межгруппового взаимодействия и может стать основой конфликта.

   Пятый баланс, сохранение которого способствует профилактике конфликтов, состоит в сбалансированности самооценки и внешней оценки. В процессе социального взаимодействия люди постоянно оценивают друг друга. Анализ межличностных конфликтов показал, что, оценивая себя и результаты своей деятельности, человек в качестве основы оценки чаще выбирает положительные стороны своей личности и то, что ему удалось сделать в процессе работы. При оценке работы других людей (особенно подчиненных) человек чаще оценивает ее по тому, что подчиненному (или другому человеку) не удалось сделать по сравнению с идеалом, нормативными требованиями к деятельности и ее целью.

   Говоря  о балансах ролей, взаимозависимости в решениях и действиях, услуг, ущерба, самооценки и внешней оценки как предпосылках предупреждения конфликтов, необходимо подчеркнуть, что речь идет не об объективном, а о субъективно оцениваемом балансе. Потенциальной предпосылкой конфликта может быть субъективно оцениваемое нарушение баланса, которое превосходит субъективно оцениваемую партнерами допустимую величину.

   ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОНФЛИКТОВ

   2.1. Основные приемы предупреждения конфликтов.

   Предупреждение  конфликта — это деятельность, направленная на недопущение его возникновения и разрушительного влияния на общественную ситуацию14. Естественно, что такая деятельность представляет собою активное вмешательство управляющего субъекта в реальный процесс общественных отношений людей, в их взаимодействие в различных сферах жизни. В таком случае стихийный ход процесса может быть прерван, при условии разумного вмешательства, целесообразного с точки зрения интересов общественных сил. Каждый конфликт возникает по конкретным причинам и в определенных условиях, что является отражением более общих проблем и противоречий. Для предупреждения конфликтов необходимо выявление и изучение их причин. Устранение причин конфликта является наиболее эффективной формой его предупреждения. Предупреждение конфликта заключается в воздействии на его элементы до того как возникло открытое противостояние.

   Эффективность предупреждения этнических и межгосударственных конфликтов невелика в силу того, что  постороннее вмешательство в  конфликт на латентной стадии может  восприниматься как неэтичное и  неправомерное (из-за навязывания чужого решения, принуждение сторон к согласию или определенному поведению). Невозможно предупредить любой конфликт, возникающий в обществе. Конфликт возникает из отношений господства и подчинения в системе отношений неравенства. Он есть универсальная, абсолютная форма человеческого общежития. Конфликт необходимо сделать предметом общественного сознания и внимания. Это поможет определить реальные причины конфликта, область его возможного распространения.

   Предотвращение конфликта сводится к планированию и реализации ряда операций, предпринимаемых одним из участников конфликта или обеими сторонами. Здесь большое значение имеет уточнение прав и обязанностей, справедливое распределение ответственности и обязательств на основе общепринятых норм и ценностей. Чтобы предотвратить конфликт, надо знать каких норм и правил придерживается каждая сторона конфликта. Когда люди придерживаются различных норм и правил, тогда они в конфликте обвиняют друг друга в недостаточной или чрезмерной ответственности. Желательно, чтобы каждая сторона имела возможность высказать свои претензии без перебивания, по очереди. Полезно бывает, чтобы обе стороны постарались взглянуть на ситуацию глазами стороннего наблюдателя, не привязанного к точке зрения ни одной стороны. Можно использовать тесты (см. прил. 4).

   Стратегия предупреждения конфликтов предусматривает  осуществление таких принципов, как своевременность действий по предупреждению возможных коллизий, оперативность.Не любые конфликты  общественные субъекты стремятся предотвратить. В иных конфликтах они заинтересованы. Стимулирование конструктивных конфликтов, являющихся двигателем прогрессивных изменений, модернизации общественной системы, составляет весьма существенную сторону социального управления. Речь не идет об искусственном нагнетании конфронтаций, о насаждении враждебности в обществе. Стратегия стимулирования конфликта - это стратегия мобилизации активности того или иного общественного субъекта при решении жизненно важных проблем, стратегия развития позитивной инициативы, достижения оптимального эффекта социального управления.

   Для предупреждения конфликтов очень важно знать  не только что необходимо делать, но и как добиться развития проблемной ситуации в конструктивном направлении. Предупреждение конфликтов в узком смысле слова заключается в работе с конкретными конфликтами. Это деятельность участников конфликта, а также третьих лиц по устранению объективных и субъективных причин назревающего столкновения, разрешению противоречия неконфликтными способами. Технология предупреждения конфликтов есть совокупность знаний о способах, средствах, приемах воздействия на предконфликтную ситуацию, а также последовательность действий оппонентов и третьих лиц, в результате которых разрешается возникшее противоречие.

   Воздействовать  на проблемную ситуацию взаимодействия можно по двум направлениям: влиять на свое поведение и воздействовать на психику и поведение оппонента. Второй способ более сложен. Как показывает практика, проще и эффективнее воспользоваться способами и приемами коррекции своего отношения к предконфликтной ситуации и поведения в ней, поскольку ряд субъективных предпосылок предупреждения конфликтов связан с умением человека грамотно общаться. Для предотвращения конфликта часто бывает достаточно изменить свое отношение к ситуации и скорректировать свое поведение в ней.

   Существуют  основные приемы «грамотного общения» с целью предупреждения конфликтов. Предконфликтная ситуация возникает обычно не внезапно, а постепенно. Важно вовремя определить, что эмоциональный накал спора начинает превышать допустимый, и грамотно прекратить его. Признаками обострения спора могут быть мимика, покраснение лица, жесты, содержание, темп и тембр речи15. Грамотно прекратить или сгладить спор можно следующими приемами:

  • Сказать, что в чем-то правы Вы, а в чем-то Ваш оппонент
  • Свести проблему к шутке
  • Перевести разговор на другую тему
  • Уступить, если проблема спора не особенно важна для вас, и словесная уступка не обязывает к каким-то действиям по ее реализации
  • Сказать, что Вы не успели всесторонне разобраться в проблеме и предложить оппоненту вернуться к ее обсуждению, например, завтра (когда эмоции улягутся).

   Для грамотного общения необходимы не только приемы предупреждения конфликтов, но и необходимо чувствовать, когда именно нужно применять эти приемы, в какой ситуации, с кем и при каких обстоятельствах. От умения правильно сориентироваться и применить нужный прием зависит атмосфера общения с людьми. Это умение является основным условием бесконфликтного взаимодействия16.

  • Умение определить, что общение стало предконфликтным, и «вернуться» из предконфликтной ситуации к нормальному взаимодействию, а не пойти на конфликт.
  • Умение человека понимать партнера по взаимодействию и не идти на конфликт, если нет уверенности в том, что партнером его мотивы правильно поняты.
  • Терпимость к инакомыслию.
  • Забота человека о снижении своей относительно устойчивой тревожности и агрессивности.
  • Умение управлять своим текущим психическим состоянием, избегать предконфликтных ситуаций при переутомлении или перевозбуждении.
  • Умение в общении с окружающими быть внутренне готовым к решению возникающих проблем путем сотрудничества, компромисса, избежания или уступки.
  • В ходе общения с партнером желательно, хотя бы изредка, улыбаться.
  • Не нужно ждать от окружающих слишком многого.
  • Умение общаться с людьми, проявляя искреннюю заинтересованность в партнере по общению.
  • Умение человека сохранять конструктивные способы взаимодействия с окружающими вопреки воздействию конфликтогенных факторов, т.е. обладать высокой конфликтоустойчивостью.
  • Не забывать о чувстве юмора17.

   Воздействовать  на партнера можно разными способами и приемами. При воздействии мы пытаемся изменить, подкорректировать отношение партнера к конфликтной ситуации и поведение в ней.

  • Самый простой способ — не требовать от окружающих невозможного, учитывать, что их способности к различным видам деятельности различны.
  • Не стремиться быстро, радикально, путем прямых воздействий перевоспитать человека. Быстро идут только разрушительные процессы, поэтому не стоит ждать мгновенных результатов
  • Следить за вербальными знаками, менять свои позы в процессе разговора на более открытые и располагающие. Результатом будет копирование позы и открытость со стороны партнера.
  • Очень эффективным способом является предоставление своевременной и точной информации о своих интересах и решениях. Если кто-то из окружающих наступает на «любимую мозоль», то не исключено, что он делает это не специально. Ведь это не его мозоль, и он просто может о ней не знать. Что касается решений, то чем раньше их предоставить, тем лучше, никто не любит находиться в состоянии неопределенности.
  • Одним из важных приемов является умение отделить личность партнера от проблемы. Дать понять партнеру, что он человек и имеет право на слабости. Необходимо следовать принципам этики общения: не перебивать, не критиковать и не быть категоричными18.

   Часто поводом к конфликту служат критика руководителем работы и поступков подчиненного, критические высказывания по отношению к коллеге по работе, члену семьи и т.д. Поэтому важно, чтобы критика носила позитивный, конструктивный характер. Критикуя другого, необходимо соблюдать ряд правил, знать структуру конструктивной критики, понимать характер критики и придерживаться конкретных целей. К критике нужно относиться осторожно, как к оружию, которым можно ранить партнера. Для сохранения отношений сторон важно то, как партнер воспринимает критику. Если критикуемый позитивно настроен на восприятие критики, то она выполняет конструктивную роль. Необходимо помнить следующее:

  • Критика в свой адрес — резерв совершенствования.
  • Объективная критика — это форма помощи критикуемому в поисках и устранении недостатков в работе.
  • Нет критики, из которой нельзя извлечь пользу.
  • Всякий зажим критики вреден, так как затрудняет преодоление недостатков.
  • Не связывать сущность критики с личностью человека, который ее излагает.
  • Не очень важна форма критики, важно ее содержание.
  • Ценная способность — уметь видеть в критике рациональное зерно, даже если оно с первого взгляда не видно.
  • Меня критикуют — значит, верят в мои способности исправить дело
  • Если критика в мой адрес отсутствует — это показатель безразличия ко мне, как к работнику.

Информация о работе Технология предупреждения конфликтов