Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 17:16, реферат
Социальный педагог сталкивается с разными неблагополучными семьями. Это семьи где ребёнок живет в постоянных ссорах родителей, где родители пьяницы или наркоманы, хронически больные или инвалиды. Современные условия добавили ещё и безработицу родителей. Задача социального педагога в работе с семьей - это разрешение кризисных ситуаций.
Введение…………………………………………………………………….. 2
Глава 1. Технология работы социального педагога с семьей
1.1. Формы и методы работы социального педагога с семьей…………… 4
Глава 2. Работа социального педагога в школе
2.1. Методика работы социального педагога с родителями……………. 8
2.2. Работа социального педагога с детьми……………………………... 11
Заключение…………………………………………………………………..14
Литература…………………………………………………………………. 15
Социально
- психологический тренинг
Групповые
методы работы дают возможность родителям
обмениваться друг с другом опытом,
задавать вопросы и стремиться получить
поддержку и одобрение в
Еще одна форма работы социального педагога с семьей - социально - педагогический мониторинг семьи - это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально - педагогической информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений.
Основные принципы мониторинга: полнота, достоверность, системность информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация; сопоставимость получаемых данных, которая обеспечивается единством избранных позиций при сборе и анализе информации; сочетание обобщающих и дифференцированных оценок и выводов.
Сущность социально - педагогического мониторинга семьи состоит в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как носящих естественный характер (информация, предлагаемая членами семьи по собственной инициативе; непосредственное и опосредованное наблюдение, сочинения и графические работы детей о семье и т. д.), так и полученных в ходе специально организованного исследования (опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, биографический метод, психологические методики на выявление показателей внутрисемейных отношений и т. д.).
Важную
роль в осуществлении социально
- педагогического мониторинга
Поскольку семья - это сложная система, социальный педагог принимает во внимание подсистемы внутри семьи, отношения между индивидами и подсистемами.
Родительская подсистема (мать - отец). Социальный педагог концентрирует внимание на взаимодействии брачной пары в качестве родителей ребенка (детей), принятые в семье нормы взаимоотношений: мать - дети, отец - дети, стиль родительского отношения.
Воспитательный потенциал семьи во многом определяется содержанием и характером функционирования родительской подсистемы. Ошибки, которые допускают родители, их искаженные ценностные установки, противоречия в системах требований и влияние семьи на ребенка.
Подсистема «братья - сестры». Социальный педагог концентрирует внимание на отношениях детей, особенностях социальной роли каждым ребенком, установившемся в семье разделении обязанностей между братьями - сестрами.
Отношения
между детьми в семье - незаменимый
опыт общения и взаимодействия длительного
характера, когда обязательны
Подсистема «родители - дети». Социальный педагог стремится определить специфические черты взаимодействия между родителями и детьми, границы власти, свободы и ответственности, ставшие нормой [4, 159 - 160]
Социально - педагогическая деятельность с семьей будет эффективна, если она будет основана на комплексном подходе. Он предполагает изучение и использование данных демографии (изучение рождаемости), социологии и социальной психологии (исследование и анализ удовлетворенности браком и семейными отношениями, причин семейных конфликтов), педагогики (воспитательная функция семьи); права; экономики (бюджет семьи); этнографии (быт, культурные особенности); истории и философии (исторические формы семьи, брака, проблемы семейного счастья, долга); религии. [1, 191]
Итак,
любая деформация семьи приводит к негативным
последствиям в развитии личности подростка.
Можно выделить два типа деформации семьи:
структурную и психологическую. Структурная
деформация семьи есть не что иное, как
нарушение ее структурной целостности,
что в настоящее время связывается с отсутствием
одного из родителей. Психологическая
деформация семьи связана с нарушением
системы межличностных отношений в ней,
а также с принятием и реализацией в семье
системы негативных ценностей, асоциальных
установок и т.п. В настоящее время все
большее внимание уделяется именно фактору
психологической деформации семьи. Многочисленные
исследования убедительно свидетельствуют,
что психологическая деформация семьи,
нарушение системы межличностных отношений
и ценностей в ней оказывают мощнейшее
влияние на негативное развитие личности
ребенка, подростка, приводя к различным
личностным деформациям - от социального
инфантилизма до асоциального и делинквентного
поведения. Имеются данные, что хотя родители
как центр ориентации и идентификации
отступают в подростковом и юношеском
возрасте на второй план, это относится
лишь к определенным областям жизни. Для
большинства молодых людей родители, и
особенно мать, остаются главными эмоционально
близкими лицами и в этом возрасте.
Глава
2. Работа социального педагога
в школе
2.1. Методика
работы социального педагога
с родителями
Идеалом, к которому стремится семья, школа все наше общество, является всесторонне развитый человек, образованный, здоровый физически и нравственно, умеющий и любящий трудиться.
О роли школы в организации процесса семейного воспитания детей писал А.С.Макаренко: "Семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает как следует, нельзя. Говорить, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа, как представительница государственного воспитания"[2,45].
С этих позиций и определяются основные задачи работы социальных педагогов с родителями:
-
Систематическое
-
Привлечение родителей к
-
Формирование у родителей
-
Ознакомление учителей
При проведении этой большой и ответственной работы учитываются проблемы, выдвигаемые перед обществом самой жизнью: Малочисленность семьи, воспитание в ней одного ребенка; отдельное проживание молодых супругов и отсюда - утрачивание семейных традиций, затрудненность передачи опыта семейного воспитания, специфика влияния неполной семьи на ребенка; дефицит общения родителей с детьми в связи с большой занятостью родителей, продолжением учения молодых родителей; поглощение духовных интеллектуальных запасов так называемым "вещизмом". Правильное педагогическое руководство семейным воспитанием возможно при условии комплексного подхода к воспитанию, обеспечение координации усилий по всем направлениям воспитания - идейно-политического, трудового, нравственного, эстетического, физического.
Работа социальных педагогов с родителями осуществляется в двух направлениях: с коллективом родителей и индивидуально. В практике сложились наиболее рациональные ее формы: общие и классные собрания родителей, коллективные и индивидуальные консультации, беседы, лекции, конференции, посещение семей учащихся, оформление различных по форме и содержанию текстовых материалов, фотомонтажи, выставки работ учащихся. Родители привлекаются к участию в организации учебною - воспитательного процесса: руководство кружками, выступления перед родителями и детьми, подготовка и участие в проведении внеклассной и внешкольной работы, хозяйственная помощь.
Налаживание с родителями доброжелательных контактов происходит легче, если педагог строит общение целенаправленно, учитывая ситуацию, заранее продумывает не только содержание беседы, но и ее ход, возможные варианты и неожиданные повороты. Давая советы, стремясь, если это необходимо, внести коррективы в воспитательные воздействия родителей на ребенка, нужно помнить, что прямое нетактичное вмешательство во внутренние дела семьи может вызвать как протест и нанести трудно поправимый вред. Ведь каждый родитель воспитывает своих детей так, как считает нужным, исходя из своих знаний, умений, чувств и убеждений.
Большая социальная значимость целенаправленного общения с семьей заключается в том, что направляя по нужному руслу воздействие родителей на детей, педагог влияет и на перестройку внутрисемейных отношений, способствует совершенствованию личности самих родителей, тем самым повышает уровень общей культуры населения.
Индивидуальная
работа с родителями и другими
взрослыми членами семьи
Преимуществом
индивидуальной работы является то, что
находясь наедине с социальным педагогом,
родители откровеннее рассказывают
ему о своих проблемах
Очень внимательно следует относится к просьбам родителей. Не выполнить просьбу можно только в том случае, если ее выполнение может нанести вред ребенку.
Индивидуальное общение не только дает возможность учителю оказать влияние на родителей, но и в свою очередь, во многом помогает ему в выборе правильного подхода к детям.
Многое
в отношении школы и семьи
зависит от первой встречи. В первом
разговоре с родителями не следует
говорить о трудностях работы с детьми.
Нужно постараться, чтобы у родителей
появилась уверенность, что учить
и воспитывать их сына или дочь
будут квалифицированные
Очень важна форма проведения индивидуальной беседы. Каждый собеседник должен уметь слушать. При знакомстве с родителями это правило особенно необходимо соблюдать.
В
обязанности социального
Посещение семьи во второй и третий раз учитель планирует, учитывая результаты предварительного знакомства; поведение ребенка в школе, отношение родителей к своим обязанностям, их участие в жизни школы.
Идя в семью, социальный педагог ставит перед собой задачу выявления, обобщения и распространения лучшего опыта семейного воспитания. Опыт семейного воспитания в каждой семье педагог собирает по крупинкам. В одной семье это может быть оборудование детского уголка, в другой интересная организация досуга и т.д.
Особенно большие трудности представляют семьи, в которых мать или отец пьют, и даже если пьянство не имеет злостной формы, а выражается в застольях, периодическом употреблении спиртного, социальный педагог берет такие семьи под особый контроль. Он регулярно посещает эту семью, целенаправленно проводит с родителями отдельные, индивидуальные беседы. Самым опасным для воспитания детей становится непонимание такими родителями вреда, который может принести алкоголь растущему организму.
Задача социального педагога - раскрыть перед родителями вред пьянства в семье, особенно приобщение детей к употреблению алкоголя, необходимо эмоционально настраивать детей против алкоголя.
Дети должны ясно представлять себе все аспекты проблемы: физиологический, социальный, экологический. Практика работы говорит об эффективности индивидуальной работы по антиалкогольной пропаганде с семьями учащихся.
Социальный
педагог может обратиться к руководителям
предприятий, на которых работают родители.
В крайних случаях, формы общественного
воздействия не действуют, используется
более строгая форма
Часто беседы с родителями помогают найти правильный подход к ученику - ведь близкие хорошо знают его и могут многое подсказать, помочь определить причину того или иного поступка.
Информация о работе Технология работы социального педагога с семьей