Технология работы социального педагога с семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 17:16, реферат

Описание

Социальный педагог сталкивается с разными неблагополучными семьями. Это семьи где ребёнок живет в постоянных ссорах родителей, где родители пьяницы или наркоманы, хронически больные или инвалиды. Современные условия добавили ещё и безработицу родителей. Задача социального педагога в работе с семьей - это разрешение кризисных ситуаций.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….. 2
Глава 1. Технология работы социального педагога с семьей
1.1. Формы и методы работы социального педагога с семьей…………… 4
Глава 2. Работа социального педагога в школе
2.1. Методика работы социального педагога с родителями……………. 8
2.2. Работа социального педагога с детьми……………………………... 11
Заключение…………………………………………………………………..14
Литература…………………………………………………………………. 15

Работа состоит из  1 файл

Методика работы социального педагога с семьей КОНТРОЛЬНАЯ.docx

— 41.34 Кб (Скачать документ)

  Социально - психологический тренинг определяется как область практической психологии, ориентированная на использование  активных методов групповой психологической  работы с целью развития компетентности в общении.

  Групповые методы работы дают возможность родителям  обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать  на себя роль лидера при обмене информацией  развивает активность и уверенность  родителей. [1, 188 - 191]

  Еще одна форма работы социального педагога с семьей - социально - педагогический мониторинг семьи - это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения  и анализа социально - педагогической информации о процессах, протекающих  в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений.

  Основные  принципы мониторинга: полнота, достоверность, системность информации; оперативность  получения сведений и их систематическая  актуализация; сопоставимость получаемых данных, которая обеспечивается единством  избранных позиций при сборе  и анализе информации; сочетание  обобщающих и дифференцированных оценок и выводов.

  Сущность  социально - педагогического мониторинга  семьи состоит в комплексном  использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как носящих естественный характер (информация, предлагаемая членами  семьи по собственной инициативе; непосредственное и опосредованное наблюдение, сочинения и графические работы детей о семье и т. д.), так и полученных в ходе специально организованного исследования (опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, биографический метод, психологические методики на выявление показателей внутрисемейных отношений и т. д.).

  Важную  роль в осуществлении социально - педагогического мониторинга играет умение социального педагога систематизировать  сбор информации и полученные результаты. Способов систематизации может быть несколько. Рассмотрим один из них.

  Поскольку семья - это сложная система, социальный педагог принимает во внимание подсистемы внутри семьи, отношения между индивидами и подсистемами.

  Родительская  подсистема (мать - отец). Социальный педагог  концентрирует внимание на взаимодействии брачной пары в качестве родителей  ребенка (детей), принятые в семье  нормы взаимоотношений: мать - дети, отец - дети, стиль родительского  отношения.

  Воспитательный  потенциал семьи во многом определяется содержанием и характером функционирования родительской подсистемы. Ошибки, которые  допускают родители, их искаженные ценностные установки, противоречия в  системах требований и влияние семьи на ребенка.

  Подсистема  «братья - сестры». Социальный педагог  концентрирует внимание на отношениях детей, особенностях социальной роли каждым ребенком, установившемся в семье  разделении обязанностей между братьями - сестрами.

  Отношения между детьми в семье - незаменимый  опыт общения и взаимодействия длительного  характера, когда обязательны распределение  обязанностей, терпимость, умение разрешать  и предупреждать конфликты, делить проявляемую по отношению к ним  заботу и внимание взрослых, и многое другое. Для большинства детей  данные отношения на длительный период приобретают характер наиболее значимых. Однако здесь скрыт значительный потенциал десоциализирующего влияния (отношения подчинения, «семейная  дедовщина». Моральное и психологическое  насилие, конкурентное противостояние и многое другое).

  Подсистема  «родители - дети». Социальный педагог  стремится определить специфические  черты взаимодействия между родителями и детьми, границы власти, свободы  и ответственности, ставшие нормой [4, 159 - 160]

  Социально - педагогическая деятельность с семьей будет эффективна, если она будет  основана на комплексном подходе. Он предполагает изучение и использование  данных демографии (изучение рождаемости), социологии и социальной психологии (исследование и анализ удовлетворенности  браком и семейными отношениями, причин семейных конфликтов), педагогики (воспитательная функция семьи); права; экономики (бюджет семьи); этнографии (быт, культурные особенности); истории и  философии (исторические формы семьи, брака, проблемы семейного счастья, долга); религии. [1, 191]

  Итак, любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии личности подростка. Можно выделить два типа деформации семьи: структурную и психологическую. Структурная деформация семьи есть не что иное, как нарушение ее структурной целостности, что в настоящее время связывается с отсутствием одного из родителей. Психологическая деформация семьи связана с нарушением системы межличностных отношений в ней, а также с принятием и реализацией в семье системы негативных ценностей, асоциальных установок и т.п. В настоящее время все большее внимание уделяется именно фактору психологической деформации семьи. Многочисленные исследования убедительно свидетельствуют, что психологическая деформация семьи, нарушение системы межличностных отношений и ценностей в ней оказывают мощнейшее влияние на негативное развитие личности ребенка, подростка, приводя к различным личностным деформациям - от социального инфантилизма до асоциального и делинквентного поведения. Имеются данные, что хотя родители как центр ориентации и идентификации отступают в подростковом и юношеском возрасте на второй план, это относится лишь к определенным областям жизни. Для большинства молодых людей родители, и особенно мать, остаются главными эмоционально близкими лицами и в этом возрасте. 

 Глава  2. Работа социального педагога  в школе 

2.1. Методика  работы социального педагога  с родителями 

  Идеалом, к которому стремится семья, школа  все наше общество, является всесторонне  развитый человек, образованный, здоровый физически и нравственно, умеющий  и любящий трудиться.

  О роли школы в организации процесса семейного воспитания детей писал  А.С.Макаренко: "Семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает как  следует, нельзя. Говорить, что семья  может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом  должна быть школа, как представительница  государственного воспитания"[2,45].

  С этих позиций и определяются основные задачи работы социальных педагогов  с родителями:

  - Систематическое разностороннее  педагогическое просвещение родителей,  т.е. ознакомление их как с  основами теоретических знаний, так и с практикой работы  с учащимися.

  - Привлечение родителей к активному  участию в учебно-воспитательном  процессе.

  - Формирование у родителей потребности  в самообразовании.

  - Ознакомление учителей предметников  с разнообразными методами семейного  воспитания, отбор и обобщение  лучшего опыта.

  При проведении этой большой и ответственной  работы учитываются проблемы, выдвигаемые  перед обществом самой жизнью: Малочисленность семьи, воспитание в ней одного ребенка; отдельное  проживание молодых супругов и отсюда - утрачивание семейных традиций, затрудненность передачи опыта семейного воспитания, специфика влияния неполной семьи на ребенка; дефицит общения родителей с детьми в связи с большой занятостью родителей, продолжением учения молодых родителей; поглощение духовных интеллектуальных запасов так называемым "вещизмом". Правильное педагогическое руководство семейным воспитанием возможно при условии комплексного подхода к воспитанию, обеспечение координации усилий по всем направлениям воспитания - идейно-политического, трудового, нравственного, эстетического, физического.

  Работа  социальных педагогов с родителями осуществляется в двух направлениях: с коллективом родителей и индивидуально. В практике сложились наиболее рациональные ее формы: общие и классные собрания родителей, коллективные и индивидуальные консультации, беседы, лекции, конференции, посещение семей учащихся, оформление различных по форме и содержанию текстовых материалов, фотомонтажи, выставки работ учащихся. Родители привлекаются к участию в организации учебною - воспитательного процесса: руководство кружками, выступления перед родителями и детьми, подготовка и участие в проведении внеклассной и внешкольной работы, хозяйственная помощь.

  Налаживание с родителями доброжелательных контактов  происходит легче, если педагог строит общение целенаправленно, учитывая ситуацию, заранее продумывает не только содержание беседы, но и ее ход, возможные варианты и неожиданные  повороты. Давая советы, стремясь, если это необходимо, внести коррективы в воспитательные воздействия родителей  на ребенка, нужно помнить, что прямое нетактичное вмешательство во внутренние дела семьи может вызвать как  протест и нанести трудно поправимый вред. Ведь каждый родитель воспитывает  своих детей так, как считает  нужным, исходя из своих знаний, умений, чувств и убеждений.

  Большая социальная значимость целенаправленного  общения с семьей заключается  в том, что направляя по нужному  руслу воздействие родителей  на детей, педагог влияет и на перестройку  внутрисемейных отношений, способствует совершенствованию личности самих  родителей, тем самым повышает уровень  общей культуры населения.

  Индивидуальная  работа с родителями и другими  взрослыми членами семьи учащегося  сложна и разнообразна.

  Преимуществом индивидуальной работы является то, что  находясь наедине с социальным педагогом, родители откровеннее рассказывают ему о своих проблемах внутрисемейных отношений, о которых никогда  бы ни сказали при посторонних. При  индивидуальных беседах необходимо придерживаться главного правила: содержание индивидуальной беседы должно быть достоянием только беседующих, оно не должно разглашаться.

  Очень внимательно следует относится  к просьбам родителей. Не выполнить  просьбу можно только в том  случае, если ее выполнение может нанести  вред ребенку.

  Индивидуальное  общение не только дает возможность  учителю оказать влияние на родителей, но и в свою очередь, во многом помогает ему в выборе правильного подхода  к детям.

  Многое  в отношении школы и семьи  зависит от первой встречи. В первом разговоре с родителями не следует  говорить о трудностях работы с детьми. Нужно постараться, чтобы у родителей  появилась уверенность, что учить  и воспитывать их сына или дочь будут квалифицированные педагоги и для этого подготовлены все  необходимые условия. Особенно это  относится к родителям первоклассников - ведь некоторые из них, если ребенок  не ходил в детский сад, впервые  расстаются с ним и очень волнуются.

  Очень важна форма проведения индивидуальной беседы. Каждый собеседник должен уметь  слушать. При знакомстве с родителями это правило особенно необходимо соблюдать.

  В обязанности социального педагога входит посещение семей, с девиантным поведением. Первый визит в семью - ответственный момент часто решающий, будут ли родители доверять учителю, прислушиваться к его советам. Педагог  заранее готовится к посещению  той или иной семьи: узнает ее состав, материальное положение, выясняется, где  работают родители, продумывают возможные  вопросы членов семьи и отвечает на них, намечает, какие сведения о  ребенке ему нужно получить.

  Посещение семьи во второй и третий раз учитель  планирует, учитывая результаты предварительного знакомства; поведение ребенка в  школе, отношение родителей к  своим обязанностям, их участие в  жизни школы.

  Идя в семью, социальный педагог ставит перед собой задачу выявления, обобщения и распространения лучшего опыта семейного воспитания. Опыт семейного воспитания в каждой семье педагог собирает по крупинкам. В одной семье это может быть оборудование детского уголка, в другой интересная организация досуга и т.д.

  Особенно  большие трудности представляют семьи, в которых мать или отец пьют, и даже если пьянство не имеет  злостной формы, а выражается в застольях, периодическом употреблении спиртного, социальный педагог берет такие  семьи под особый контроль. Он регулярно  посещает эту семью, целенаправленно  проводит с родителями отдельные, индивидуальные беседы. Самым опасным для воспитания детей становится непонимание такими родителями вреда, который может  принести алкоголь растущему организму.

  Задача  социального педагога - раскрыть перед  родителями вред пьянства в семье, особенно приобщение детей к употреблению алкоголя, необходимо эмоционально настраивать  детей против алкоголя.

  Дети  должны ясно представлять себе все  аспекты проблемы: физиологический, социальный, экологический. Практика работы говорит об эффективности индивидуальной работы по антиалкогольной пропаганде с семьями учащихся.

  Социальный  педагог может обратиться к руководителям  предприятий, на которых работают родители. В крайних случаях, формы общественного  воздействия не действуют, используется более строгая форма воздействия  общественное порицание, предупреждения, налагают штраф. Крайней мерой, когда поведение родителей, несовместимо с выполнением ими родительских обязанностей, становится лишением ими родительских прав.

  Часто беседы с родителями помогают найти  правильный подход к ученику - ведь близкие хорошо знают его и  могут многое подсказать, помочь определить причину того или иного поступка.

Информация о работе Технология работы социального педагога с семьей