Технология работы социального педагога с семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 17:16, реферат

Описание

Социальный педагог сталкивается с разными неблагополучными семьями. Это семьи где ребёнок живет в постоянных ссорах родителей, где родители пьяницы или наркоманы, хронически больные или инвалиды. Современные условия добавили ещё и безработицу родителей. Задача социального педагога в работе с семьей - это разрешение кризисных ситуаций.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….. 2
Глава 1. Технология работы социального педагога с семьей
1.1. Формы и методы работы социального педагога с семьей…………… 4
Глава 2. Работа социального педагога в школе
2.1. Методика работы социального педагога с родителями……………. 8
2.2. Работа социального педагога с детьми……………………………... 11
Заключение…………………………………………………………………..14
Литература…………………………………………………………………. 15

Работа состоит из  1 файл

Методика работы социального педагога с семьей КОНТРОЛЬНАЯ.docx

— 41.34 Кб (Скачать документ)

  Основная  задача социального педагога - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер.

  Основная  форма работы с коллективом родителей - родительское собрание, вместе с учителями  начальных классов, которое проводит ежемесячно, а если это необходимо еженедельно.

  Родительские  собрания сближают учителей и родителей, приближают семью к школе, помогают определить наиболее оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии  на ребенка. На собраниях родителей  систематически знакомят с целями и  задачами, содержанием, формами и  методами, воспитания и обучения детей  в семье и школе.

  Привлечение родителей к выполнению поручений  к ежедневной доброжелательной помощи школе - важная, насущная задача в работе учителя, социального педагога с  семьей.

  Формы и методы работы с родителями разнообразны, но главное то ,что педагогу необходимо делать правильный выбор, учитывая все  особенности работы учителей с данным коллективом родителей, особенности  системы работы школы в целом.

  Социальной  помощи и более пристального к  себе внимания требуют семьи, имеющие  статус беженцев. Число таких семей  за последние годы сильно возросло, семей, в которых родители имеют  статус безработных.

  Силами  социальных педагогов в школе  организуется работа "Телефона доверия". Желательно каждому социальному педагогу организовать в школе телефон доверия и для детей и для родителей. 

2.2. Работа  социального педагога с детьми 

  Деятельность  социального педагога в образовательном  учреждении представлена весьма многообразно, в том числе в проведении диагностического этапа в аспекте профилактики.

  Диагностический этап предполагает фиксацию факта правонарушения, всесторонний анализ социокультурной  ситуации, выявление основной проблематики подростка и факторов риска. После  анализа ситуации и выявления  основных проблем подростка определяется комплекс причин вызвавших данную ситуацию и приведших к противоправному  поведению. При этом выявляется круг причин, на которые можно воздействовать с целью их изменения в условиях образовательного учреждения - с одной  стороны и причин, на которые можно  повлиять опосредованно через привлечение  специалистов органов и служб  системы профилактики - с другой.

  Диагностика проводится посредством определения  уровней личностной зрелости на основе описания четырёх статусов подростка: психофизического, педагогического, социального, психологического. Статус определяется с помощью экспертных оценок педагогов и специалистов в данной области по специально разработанной пяти бальной шкале с использованием количественного и качественного анализа. Кроме этого идёт заполнение «Карты личности подростка группы риска» и диагностика, значимых для личностного роста показателей: мотивации достижения, социального интереса, творческого потенциала, а также сложных состояний: фрустрации, тревожности, агрессии.

  Социальный  педагог и психолог знакомятся с  личным делом подростка, выясняют причины  социальной запущенности, степень и  характер дезадаптации, уровень учебной  мотивации, интеллектуального развития личности подростка. Задача специалистов на первом этапе - установить контакт  с воспитанником. Л.Б. Филоновым[8,32] разработана технология установления контакта с дезадаптированными подростками. Он выделяет несколько стадий в разговоре с ним: накопление согласий во взглядах, вызов согласий со стороны подростка; поиск его увлечений, понятие особенностей его увлечений и поведения; определение отрицательных качеств его личности, его реакции на постороннее влияние; выработка общих норм поведения и взаимодействия.

  Поскольку сил нескольких человек - социального  педагога, психолога и инспектора по делам несовершеннолетних (школьного  инспектора) - недостаточно, поэтому  желательно построить такую систему  работы по профилактике правонарушений среди подростков, в осуществлении  которой могли бы принять участие  и учителя-предметники, и специалисты  дополнительного образования, и  волонтеры - старшеклассники, и родительская общественность. Таким образом, деятельность школы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в первую очередь предполагает совместную работу с КДН, а также плановую работу медицинского работника с учащимися, организацию досуга ребят, поиск  возможностей организации их отдыха в каникулярное время.

  Социальный  педагог, осуществляя свою работу в  рамках педагогической этики, профессиональной конфиденциальности, может организовать положительные устойчивые контакты с потенциальными клиентами - несовершеннолетними  и с их родителями.

  Организация контактов социального педагога заключается в следующем:

  - установление доверительно-уважительного  тона отношений с несовершеннолетними  в условиях учреждения, адекватного  отношения к их проблемам и  возможным трудностям;

  - в оформлении обратной связи  с несовершеннолетними и близкими  им людьми путем разнообразных  опросов и нерегламентированного  общения.

  - в осуществлении посреднической  функции в разрешении конфликтов  бытового, правового, экономического  характера. 

  Основные  направления работы по профилактике правонарушений выстраиваются по принципу определения проблем, возникающих  в процессе обучения и воспитания "трудных" детей, решение которых  способствует получению позитивных результатов. Эти направления напрямую вытекают из уставных документов учреждения, и требуют участия всех, кто обучает и воспитывает ребенка: администрации, социального педагога, психолога, родителей.

  Чаще  всего, приоритетными направлениями  профилактической деятельности становятся:

  - помощь семье в решении проблем,  связанных с воспитанием ребенка;

  - помощь подростку в устранении  причин, влияющих на совершение  преступления;

  - привлечение детей, родителей  к организации и проведению  социально-значимых мероприятий;

  - изучение, диагностирование, разрешение  проблем, трудных жизненных ситуаций, с целью предотвращения серьезных  последствий;

  - индивидуальное и групповое консультирование  детей, родителей, педагогов по  вопросам разрешения проблемных  ситуаций;

  - помощь конкретным учащимся с  привлечением специалистов из  соответствующих организаций;

  - пропаганда и разъяснение прав и обязанностей детей, членов их семей;

  - организация летних профильных смен для детей «группы риска».

Одну из ведущих ролей в системе работы школы по профилактике правонарушений или их рецидивов выполняет диагностика, осуществляемая по единым критериям. Такая диагностика должна выполнять две основные функции:

  1. Вовремя выявлять факторы неблагополучия  и относить ребёнка к определённой  группе (уровню) риска.

  2. Помочь увидеть как проблемы, так и ресурсы внутренние и  внешние ребёнка для выработки  верной линии в построении  профилактических программ.

  В первом случае школа может простраивать с опережением воспитательную работу, а не ждать когда груз неразрешённых  проблем и педагогическая запущенность приведут ребёнка к серьёзному правонарушению или преступлению. Во втором случае речь идёт о ребёнке, находящемся  в социально опасном положении  и профилактика здесь носит вторичный  характер, т.е. направлена на предупреждение рецидивов правонарушений.

  Для получения общей картины и  анализа ситуации по правонарушениям  в школе, можно использовать разработанную  методику.. Эта методика помогает отслеживать  и фиксировать правонарушения, проявляющие  себя в различных формах девиантного, делинквентного и криминального  поведения и выявлять степень  дезадаптации ребёнка. Она может  быть использована как при анализе  ситуации в школе или классе, так  и применятся в отношении конкретного  ребёнка в качестве определителя причин его неблагополучия через  симптомы противоправного поведения [7,65].

  Со  школьниками, попавшими в группу особого внимания, проводится дальнейшая диагностика, направленная на определение  социокультурной ситуации развития и поиск системообразующих факторов риска через определение «индикаторов детского неблагополучия», показателей  статуса ребёнка и других важных характеристик его развития.  

  Заключение 

  Итак, работа социального педагога - создать в семье ощущение безопасности, он должен быть твердо убежден в правильности своих действий, быть способным четко изложить свои цели клиентам, с которыми собирается работать.

  Социальный  педагог должен постоянно усваивать новые методы и приемы работы с семьей, понимать механизм их воздействия и ответственно подходить к их применению.

  Оказывая  помощь другим людям, он должен отличаться от других профессионалов не только специальными знаниями, но и особым отношением к своим клиентам. С одной стороны, он должен признавать и уважать их права как личностей, а с другой - учитывать неповторимость внутреннего мира каждого человека, что не терпит общего подхода. Для установления контакта социальный педагог должен научиться смотреть на мир глазами своего клиента - с позиции клиентоцентризма.

  Изучив  исследования Мудрика А. В. и Галагузовой  М. А. по вопросам социально - педагогической помощи различным типам семей  и проанализировав алгоритм работы социального педагога мы выделили следующие  этапы работы социального педагога, реализуемые непосредственно через  школу и представили в виде схемы

  Социальный  педагог сталкивается с разными  семьями. Это семьи где ребёнок  живет в постоянных ссорах родителей, где родители пьяницы или наркоманы, хронически больные или инвалиды. Современные условия добавили ещё  и безработицу родителей.

  Требуется повседневная защита социальным педагогом, когда в семье нет отца или  матери и ребенок воспитывается  у бабушки или родственников, когда во время запоев или загулов  родителей ребенок остаётся одиноким, когда родители отвергают любовь ребенка или «спекулируют» любовью  к нему в своих отношениях.

  Именно  в таких семьях у ребенка наблюдается  отклонения в поведении. Когда в  семье нет контактов, когда к  ребенку относятся формально, любовь и доброжелательность взрослых положительно влияют на ребенка.

  Социальный  педагог семье необходим, так  как современная школа занимается только обучением, а 2/3 родителей испытывают трудности в воспитании ребенка.

  Задача  социального педагога в работе с  семьей - это разрешение кризисных  ситуаций. Кроме того, следует обратить внимание и на их своевременное предупреждение и нейтрализацию.

  Главная цель в работе с семьёй - мобилизовать внутренние силы семьи на преодоление кризиса. Для этого, во-первых, необходимо проанализировать проблемы. Во-вторых, следует проконсультироваться со специалистами, в-третьих, определить пути выхода из кризиса. Но любую работу с семьей социальный педагог начинает с её изучения. 

  Литература 
 

  1. Кибирев А.А. «Формы социализации личности безнадзорного ребёнка в социально-ориентированном образовательном пространстве». // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Новосибирск 2003. С. 38-43.
 
  1. Кибирев А.А., Сеньчукова И.В. «Организация деятельности школ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Хабаровск, 2004.
 
  1. Мудрик  А.В. Социальная педагогика: учебное  пособие - М.: «Академия», 2000. - 200с.;
 
  1. Организация профилактики социального сиротства  детей и подростков в условиях их повседневной жизни. // Под общ. ред. Алексеевой Л.С.: М., 2001.
 
  1. Ранняя  профилактика девиантного поведения  детей и подростков // Под ред. А.Б. Фоминой. М., 2003.

Информация о работе Технология работы социального педагога с семьей