justify">
Особенности психики у каждого
человека индивидуальны и имеют
существенное значение при общении
между людьми. Прежде всего, индивидуальность
личности проявляется в особенностях
протекания психических процессов и свойствах
темперамента. Реализуя свои интересы
и убеждения, стремясь в жизни к определённым
целям, в своём поведении и поступках люди
проявляют различные индивидуальные особенности
и своеобразно реагируют на происходящее.
В этом и проявляются основы темперамента
и неповторимости личности. У каждого
человека свой тип темперамента и формирующиеся
на его основе устойчивые свойства нервной
системы. С этим нельзя не считаться и
необходимо учитывать. В жизни человека
и общества темперамент имеет огромное
значение. Его особенности необходимо
учитывать при приёме на работу. Деятельность,
требующая своевременного и быстрого
реагирования, принятия решений подходит
далеко не для каждого человека. В учёбе
и массовых профессиях свойства темперамента
необходимые для продуктивной работы
встречаются не у всех, поэтому необходимо
компенсировать их за счёт других свойств.
Зная и понимая свойства личности можно
с пользой для каждого использовать каждый
тип темперамента. Невнимательность к
детскому темпераменту со стороны родителей
может привести к очень пагубным последствиям.
Агрессивная реакция на поведение холерика,
приведёт к ответной агрессии, аналогичная
реакция на поведение сангвиника доведёт
до того, что ребёнок потеряет доверие
к родителям, у ранимого меланхолика вообще
чрезвычайно легко развить замкнутость
и стремление к одиночеству, флегматики
зачастую являются объектами насмешек
даже среди сверстников. Важно помнить,
что, к примеру, холерика необходимо постоянно
занимать важным для него делом, в противном
случае это может привести к сложным конфликтам
в коллективе. В нашей стране сейчас очень
не хватает детских и подростковых организаций,
которые могли бы занять школьников интересным
для них делом. Все эти факторы во всех
случаях ведут к осложнению внутреннего
климата в семье, росту агрессивности
и замкнутости детей, развитием недоверия
и т.д. В итоге школьники остаются, предоставлены
самим себе. Очень многие беды современного
общества берут свои истоки как раз в непрофессионализме
педагогов и родителей, а между тем в наше
время, в эпоху, когда подростковая преступность,
бродяжничество, преступления в отношении
детей, приняли устрашающие масштабы,
наши дети как никогда нуждаются в родительском
понимании любви и ласке. Следовательно,
в массовых профессиях и в учебе свойства
темперамента, влияя на деятельность,
оказывают прямое влияние на жизнь и проблемы
в обществе. В таких профессиях, как
летчик-испытатель, космонавт, спасатель,
чья работа связана с постоянным физическим
и умственным экстренным перенапряжением,
риском, опасностью, повышенным уровнем
ответственности, требования к психике
крайне высоки. Такие свойства темперамента
как высокая тревожность, низкая пластичность
не могут компенсироваться другими свойствами.
В этих профессиях свойства темперамента
вообще определяют профессиональную пригодность
человека. В таких видах труда проводится
предварительный отбор людей по определённым
свойствам, чтобы человек соответствовал
требованиям и нагрузкам выбранной им
специальности. Это и есть профессиональный
отбор и подбор. Каждое свойство темперамента
накладывает на человека свой отпечаток.
Меланхолики быстро устают. Поэтому им
нужны более частые перерывы для отдыха,
чем представителям другого типа. От темперамента
зависят и эмоции личности, а значит и
эффективность дисциплины, к которой плохо
поддаются экстровертные типы, а также
побудительной силы мотива. От темперамента
зависит и влияние уровня нервно-психического
напряжения. Каждый по-разному оценивает
свою деятельность, ожидает её проверки
и контроля, определяет скорость своей
работы, реагирует на силу дисциплинарных
воздействий. Всё это необходимо учитывать
тому человеку, чья профессия непосредственно
связана работой с людьми. Абсолютно при
любом типе темперамента можно воспитать
в себе все общественно важные и ценные
свойства личности. Но методы их развития
будут сильно зависеть от темперамента.
Подводя итог, развитию теории темперамента
Русалов в своей статье пишет: «Таким образом,
темперамент следует рассматривать как
совокупность таких психических черт,
признаков и свойств человека, которые
возникли в результате обобщения динамических,
формальных характеристик, выступающих
как проявление психических деятельностей
под влиянием устойчивых индивидуальных
биологических детерминант». Таким
образом, темперамент является одним из
важнейших условий, с которым необходимо
считаться при персональном подходе к
воспитанию, обучению, социализации, формированию
в человеке гармоничной и всесторонне
развитой личности. Темперамент – это
дар природы, поэтому он не может быть
хорошим или плохим. Человек проявляет
свой темперамент, под воздействием социальных
условий, общественных норм и требований.
Мы понимаем, что деление людей на четыре
типа темперамента условно. Цельная человеческая
личность возникает благодаря сложному
и тонкому взаимодействию различных структур
головного мозга. Кора больших полушарий
– наиболее загадочное образование. Будем
надеяться, что в XXI веке нас ждут удивительные
открытия в области нейрофизиологии и
психологии.
Заключение.
Таким
образом, темперамент является одним
из важнейших условий, с которым
необходимо считаться при персональном
подходе к воспитанию, обучению,
социализации, формированию в человеке
гармоничной и всесторонне развитой личности.
Темперамент – это дар природы, поэтому
он не может быть хорошим или плохим. Человек
проявляет свой темперамент, под воздействием
социальных условий, общественных норм
и требований. Мы понимаем, что деление
людей на четыре типа темперамента условно.
Цельная человеческая личность возникает
благодаря сложному и тонкому взаимодействию
различных структур головного мозга. Кора
больших полушарий – наиболее загадочное
образование. Будем надеяться, что в XXI
веке нас ждут удивительные открытия в
области нейрофизиологии и психологии.
Темперамент
- это прирожденные свойства человека,
которыми определяются особенности
динамики его психической деятельности.
Они характеризуются скоростью
возникновения, устойчивостью и
силой протекания психических процессов.
Особенности
динамики психической деятельности
распространяются на все психические
процессы: познавательные, эмоции и
чувства, волю. Они обнаруживаются в
особенностях общения и деятельности.
Темперамент
характеризует динамику психических
процессов и состояний личности
по определенным признакам - сенситивности,
реактивности, активности и их соотношения,
темпа реакции, пластичности и ригидности,
экстраверсии и интроверсии. Эти свойства
в их сложном взаимодействии прослеживаются
в каждом типе темперамента, но о типе
темперамента судят по наиболее ярко выраженным
признакам.
Различие
людей по темпераменту определенным
образом проявляется в их деятельности.
Однако люди с любым типом темперамента
могут достигать значительных успехов
в различных сферах деятельности.
Для
достижения успехов в деятельности
важно, чтобы человек владел своим
темпераментом, умел приспособить его
к условиям и требованиям деятельности,
опираясь на его сильные свойства
и компенсируя слабые. Такое приспособление
выражается в индивидуальном стиле
деятельности.
Индивидуальный
стиль деятельности - это целесообразная,
соответствующая особенностям темперамента
система способов, приемов выполнения
деятельности, обеспечивающая наилучшие
ее результаты. Важными условиями
формирования индивидуального стиля
деятельности являются:
-
выяснение типов нервной системы
и темперамента с оценкой выраженности
их психологических свойств;
-
выявление совокупности сильных
и слабых свойств;
-
свобода выбора способов выполнения
действий или условий, средств,
ведущих к достижению цели.
Список
использованной литературы.
- Климов
Е.А. Индивидуальный стиль деятельности
// Психология индивидуальных различий:
Тексты. — М., 1982.
- Немов Р.С.
Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб.
заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит.
изд. центр ВЛАДОС, 2003.
- Абульханова-Славская
К. А. Деятельность и психология личности.
– М.: Наука, 1987.
- Бодалев В.
В. Личность и общение: Избранные психологические
труды. – 2-е изд., перераб. – М.: Международная
педагогическая академия, 1995.
- Петровский
А. В. Введение в психологию. – М.: Академия,
1995.
- Введение
в психологию: Учебник /Под ред. А. В. Петровского.
– М.: Академия, 1996.
- Дружинин
В. Н. Психология общих способностей. –
М.: "Латерна" "Вита", 1995.
- Батаршев
А.В. Темперамент и характер. Психологическая
диагностика. ВЛАДОС-ПРЕСС М. 2001 С. 51