Темперамент и индивидуальный стиль деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 11:18, контрольная работа

Описание

Темперамент легко определить по скорости движений человека, по темпу его речи, по умению быстро и легко включаться в работу, по отзывчивости на чувства других людей, по умению увлекаться делом, проявляя при этом большую настойчивость и страстность, по суетливости, по желанию общаться с товарищами, по быстроте смены настроений, по смелости и даже по выражению лица и тембру голоса.

Содержание

Введение 2
1. Понятие темперамента, характеристики типов темперамента. 4
2. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. 10
2.1. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. 10
Отличия и общие черты индивидуального стиля деятельности и темперамента. 12
Факторы, влияющие на формирование и развитие индивидуального стиля деятельности. 18
3. Взаимосвязь темперамента и личности. 20
4.. Значение темперамента в психологии и жизни человека. 22
Заключение. 25
Список использованной литературы. 27

Работа состоит из  1 файл

Психология реферат.docx

— 52.02 Кб (Скачать документ)
justify">          Особенности психики у каждого  человека индивидуальны и имеют  существенное значение при общении  между людьми. Прежде всего, индивидуальность личности проявляется в особенностях протекания психических процессов и свойствах темперамента. Реализуя свои интересы и убеждения, стремясь в жизни к определённым целям, в своём поведении и поступках люди проявляют различные индивидуальные особенности и своеобразно реагируют на происходящее. В этом и проявляются основы темперамента и неповторимости личности. У каждого человека свой тип темперамента и формирующиеся на его основе устойчивые свойства нервной системы. С этим нельзя не считаться и необходимо учитывать. В жизни человека и общества темперамент имеет огромное значение. Его особенности необходимо учитывать при приёме на работу. Деятельность, требующая своевременного и быстрого реагирования, принятия решений подходит далеко не для каждого человека. В учёбе и массовых профессиях свойства темперамента необходимые для продуктивной работы встречаются не у всех, поэтому необходимо компенсировать их за счёт других свойств. Зная и понимая свойства личности можно с пользой для каждого использовать каждый тип темперамента. Невнимательность к детскому темпераменту со стороны родителей может привести к очень пагубным последствиям. Агрессивная реакция на поведение холерика, приведёт к ответной агрессии, аналогичная реакция на поведение сангвиника доведёт до того, что ребёнок потеряет доверие к родителям, у ранимого меланхолика вообще чрезвычайно легко развить замкнутость и стремление к одиночеству, флегматики зачастую являются объектами насмешек даже среди сверстников. Важно помнить, что, к примеру, холерика необходимо постоянно занимать важным для него делом, в противном случае это может привести к сложным конфликтам в коллективе. В нашей стране сейчас очень не хватает детских и подростковых организаций, которые могли бы занять школьников интересным для них делом. Все эти факторы во всех случаях ведут к осложнению внутреннего климата в семье, росту агрессивности и замкнутости детей, развитием недоверия и т.д. В итоге школьники остаются, предоставлены самим себе. Очень многие беды современного общества берут свои истоки как раз в непрофессионализме педагогов и родителей, а между тем в наше время, в эпоху, когда подростковая преступность, бродяжничество, преступления в отношении детей, приняли устрашающие масштабы, наши дети как никогда нуждаются в родительском понимании любви и ласке. Следовательно, в массовых профессиях и в учебе свойства темперамента, влияя на деятельность, оказывают прямое влияние на жизнь и проблемы в обществе.  В таких профессиях, как летчик-испытатель, космонавт, спасатель, чья работа связана с постоянным физическим и умственным экстренным перенапряжением, риском, опасностью, повышенным уровнем ответственности, требования к психике крайне высоки. Такие свойства темперамента как высокая тревожность, низкая пластичность не могут компенсироваться другими свойствами. В этих профессиях свойства темперамента вообще определяют профессиональную пригодность человека. В таких  видах труда проводится предварительный отбор людей по определённым свойствам, чтобы человек соответствовал требованиям и нагрузкам выбранной им специальности. Это и есть профессиональный отбор и подбор. Каждое свойство темперамента накладывает на человека свой отпечаток. Меланхолики быстро устают. Поэтому им нужны более частые перерывы для отдыха, чем представителям другого типа. От темперамента зависят и эмоции личности, а значит и эффективность дисциплины, к которой плохо поддаются экстровертные типы, а также побудительной силы мотива. От темперамента зависит и влияние уровня нервно-психического напряжения. Каждый по-разному оценивает свою деятельность, ожидает её проверки и контроля, определяет скорость своей работы, реагирует на силу дисциплинарных воздействий. Всё это необходимо учитывать тому человеку, чья профессия непосредственно связана работой с людьми. Абсолютно при любом типе темперамента можно воспитать в себе все общественно  важные и ценные свойства личности. Но методы их развития будут сильно зависеть от темперамента. Подводя итог, развитию теории темперамента Русалов в своей статье пишет: «Таким образом, темперамент следует рассматривать как совокупность таких психических черт, признаков и свойств человека, которые возникли в результате обобщения динамических, формальных характеристик, выступающих как проявление психических деятельностей под влиянием устойчивых индивидуальных биологических детерминант».  Таким образом, темперамент является одним из важнейших условий, с которым необходимо считаться при персональном подходе к воспитанию, обучению, социализации, формированию в человеке гармоничной и всесторонне развитой личности. Темперамент – это дар природы, поэтому он не может быть хорошим или плохим. Человек проявляет свой темперамент, под воздействием социальных условий, общественных норм и требований. Мы понимаем, что деление людей на четыре типа темперамента условно. Цельная человеческая личность возникает благодаря сложному и тонкому взаимодействию различных структур головного мозга. Кора больших полушарий – наиболее загадочное образование. Будем надеяться, что в XXI веке нас ждут удивительные открытия в области нейрофизиологии и психологии.  
 
 
 
 
 

    

   Заключение.

   Таким образом, темперамент является одним  из важнейших условий, с которым  необходимо считаться при персональном подходе к воспитанию, обучению, социализации, формированию в человеке гармоничной и всесторонне развитой личности. Темперамент – это дар природы, поэтому он не может быть хорошим или плохим. Человек проявляет свой темперамент, под воздействием социальных условий, общественных норм и требований. Мы понимаем, что деление людей на четыре типа темперамента условно. Цельная человеческая личность возникает благодаря сложному и тонкому взаимодействию различных структур головного мозга. Кора больших полушарий – наиболее загадочное образование. Будем надеяться, что в XXI веке нас ждут удивительные открытия в области нейрофизиологии и психологии.

   Темперамент - это прирожденные свойства человека, которыми определяются особенности  динамики его психической деятельности. Они характеризуются скоростью  возникновения, устойчивостью и  силой протекания психических процессов.

   Особенности динамики психической деятельности распространяются на все психические  процессы: познавательные, эмоции и  чувства, волю. Они обнаруживаются в  особенностях общения и деятельности.

   Темперамент характеризует динамику психических  процессов и состояний личности по определенным признакам -  сенситивности, реактивности, активности и их соотношения, темпа реакции, пластичности и ригидности,  экстраверсии и интроверсии. Эти свойства в их сложном взаимодействии прослеживаются в каждом типе темперамента, но о типе темперамента судят по наиболее ярко выраженным признакам.

   Различие  людей по темпераменту определенным образом проявляется в их деятельности. Однако люди с любым типом темперамента могут достигать значительных успехов  в различных сферах деятельности.

   Для достижения успехов в деятельности важно, чтобы человек владел своим  темпераментом, умел приспособить его  к условиям и требованиям деятельности, опираясь на его сильные свойства и компенсируя слабые. Такое приспособление выражается в индивидуальном стиле  деятельности.

   Индивидуальный  стиль деятельности - это целесообразная, соответствующая особенностям темперамента система способов, приемов выполнения деятельности, обеспечивающая наилучшие  ее результаты. Важными условиями  формирования индивидуального стиля  деятельности являются:

   - выяснение типов нервной системы  и темперамента с оценкой выраженности  их психологических свойств;

   - выявление совокупности сильных  и слабых свойств; 

   - свобода выбора способов выполнения  действий или условий, средств,  ведущих к достижению цели. 
 
 
 
 
 
 

   Список  использованной литературы. 

  1. Климов  Е.А. Индивидуальный стиль деятельности // Психология индивидуальных различий: Тексты. — М., 1982.
  2. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  3. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. – М.: Наука, 1987.
  4. Бодалев В. В. Личность и общение: Избранные психологические труды. – 2-е изд., перераб. – М.: Международная педагогическая академия, 1995.
  5. Петровский А. В. Введение в психологию. – М.: Академия, 1995.
  6. Введение в психологию: Учебник /Под ред. А. В. Петровского. – М.: Академия, 1996.
  7. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. – М.: "Латерна" "Вита", 1995.
  8. Батаршев А.В. Темперамент и характер. Психологическая диагностика. ВЛАДОС-ПРЕСС М. 2001 С. 51

Информация о работе Темперамент и индивидуальный стиль деятельности