Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 10:17, курсовая работа
Древнегреческий врач Гиппократ, живший в 5 веке до н.э., описал четыре темперамента, которые получили следующие названия: сангвинический темперамент, флегматический темперамент, холерический темперамент, меланхолический темперамент. Он описал основные типы темпераментов, дал им характеристики, однако связывал темперамент не со свойствами нервной системы, а с соотношением различных жидкостей в организме: крови, лимфы и желчи. Первую классификацию темпераментов предложил Гален, и она в относительно малоизмененном виде дошла до наших дней. Последнее из известных ее описаний, которое используется и в современной психологии, принадлежит немецкому философу И. Канту.
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1.
§ 1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ТЕМПЕРАМЕНТЕ 4
Глава 2.
§ 1. О Лабораторном, комплексном, естественном методах исследования темперамента и методе наблюдения. 24
Глава 3.
§ 1. Результаты исследования.
1.1. Анализы тестирования. 40
Заключение 43
ЛИТЕРАТУРА 44
Приложение 1 45
Таблица 2
Ключ
№
вопросов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
0 | Э+ | П- | Н+ | Л- | Э+ | П- | Н+ | Н- | П+ | Э+ |
10 | П- | Н+ | Л+ | П+ | Э+ | Н+ | Л- | Э+ | П- | Н+ |
20 | Л+ | Э- | П+ | Н+ | Л- | Э+ | П+ | Н+ | Л- | Э- |
30 | П+ | Н+ | Л+ | Э+ | П+ | Н+ | Л+ | Э+ | П- | Н+ |
40 | Л- | Э+ | П- | Н+ | Л- | Э- | П+ | Н+ | Л- | Э+ |
50 | П+ | Н+ | Л- | Э+ | П+ | Н+ | Л- | Э+ | П- | Н+ |
60 | Л+ | Э+ | П- | Н+ | Л- | Э+ | П- | Н+ | Л- | Э+ |
70 | П+ | Н+ | Л+ | Э+ | Н+ | Л- | Э+ | П- | Н+ | Л- |
80 | Э+ | Л- | Н+ | Э- | П+ | Н+ | Л+ | П+ | Н+ | Э+ |
90 | Л- | Э+ | П+ | Н+ | Л- | Э+ | П+ | Н+ | Л+ | П- |
П – психотизм; Э – экстра, интроверсия;
Н – нейротизм; Л – «шкала лжи».
Глава
3.
§ 1. Результаты исследования.
1.1. Анализы тестирования.
Первый испытуемый 45 лет, женского пола работает не по специальности. На то, чтобы я протестировала её, согласилась сразу, удивление неожиданности не было. Уговаривать или давить на испытуемого. При ответах на вопрос наблюдались такие факторы: вдумывалась в вопросы, рассуждала и давала четкие и точные ответы. Время исследования тестирования было не ограничено.
В приложении 1 видны её ответы. Результаты показали, что Галина Викторовна – человек с чертами меланхолика, она человек с типичной интроверсией – спокойный, застенчивый, интроективный человек: склонный к самоанализу. Сдержанный и отдаленный ото всех, кроме близких и друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, её не легко вывести из себя.
Также выражены черты нейротизма. Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз.
По шкале искренности ответы не превышают 10 баллов, что значит испытуемый отвечал честно и протестировать его не было необходимости. По классификации Павлова, выделили показатели темперамента личности испытуемого.
Меланхолик. У него реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Ему трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию (опускаются руки). Ему свойственны сдержанность и приглушенность моторики и речи, застенчивость, робость, нерешительность. В нормальных условиях меланхолик — человек глубокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами. При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.
Второй испытуемый 18 лет, мужского пола, не работающий. Сам предложил провести с ним тест, к вопросам относился спокойно, но некоторые были непонятны потому, что их можно было понять по-разному. Его эмоции нормальные, естественные для нормального человека. Время тестирования было неограниченно.
Из приложения 2 видны его ответы. При подсчете результатов выяснилось, что Рожков Михаил также является человеком с типичной интроверсией – спокойный, застенчивый, склонный к самоанализу. Сдержанный и отдаленный ото всех, кроме близких и друзей. По шкале нейротизма: Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз.
Испытуемый имеет главные черты своей личности: легко расстраивающийся, тревожный, ригидный, склонный к рассуждениям, пессимистичный, сдержанный, необщительный, тихий. По классификации Павлова испытуемый является также меланхоликом. Меланхолик. У него реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Ему трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию (опускаются руки). Ему свойственны сдержанность и приглушенность моторики и речи, застенчивость, робость, нерешительность. В нормальных условиях меланхолик — человек глубокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами. При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.
Вывод по
главе: эти
два испытуемых оказались со схожими темпераментами
личности. Поскольку характеристика темперамента
определяет динамику психических процессов,
то можно было бы предположить, что темперамент
определяет успешность деятельности человека.
Бессмысленно стремиться к тому, чтобы
изменить темперамент.
Заключение
Итак, подводя итог вышесказанному хочется еще раз отметить, что изучением темперамента занимались и занимаются психологи разных стран. Методы изучения его достаточно условны и не объективны, но работы в этом направлении ведутся и приносят свои плоды. Выдвинуто множество теории относительно природы темперамента и методов его изучения. К методам как уже говорилось выше относятся лабораторный, комплексный, естественный методы исследования темперамента и метод наблюдения.
О природе темперамента высказывались различные точки зрения начиная с Гиппократа и Галена, которые выделили 4 типа темперамента (эти типы практически неизменно дошли и до наших дней и используются в исследованиях современных психологов); Э.Кречмер связывал природу темперамента с химическим составом крови, его теорию поддержали У. Мак-Дауголл и японский психолог Т. Фурукова; Альбрехт Галлер ввел понятия возбудимости и чувствительности, а его ученик Г. Врисберг связал темперамент с особенностями нервной системы; И.П. Павлов экспериментально подтвердил теорию о физиологической основе темперамента; К.Сиго связал различие темпераментальных особенностей с телосложением, а В. Вундт с силой и скоростью изменения эмоций. На основе этих исследований изучение темперамента продолжается и сегодня.
Не малый вклад в изучение данного вопроса внесли работы Павлова И.П., Теплова Б.М., Мерлина В.С., Палей И.М., Ермолаевой-Томиной Л.Б и многих других.
В своей работе я постаралась освятить физиологическую основу темперамента, дать психологическую характеристику темпераментов, раскрыть связь темперамента с личностью, а так же о достижениях психологов в этой области. На мой взгляд, мне это удалось.
ЛИТЕРАТУРА
Приложение
1
Ф.И.О.
Возраст
Специальность _____________________
Бланк для ответов
№
вопросов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
0 | ||||||||||
10 | ||||||||||
20 | ||||||||||
30 | ||||||||||
40 | ||||||||||
50 | ||||||||||
60 | ||||||||||
70 | ||||||||||
80 | ||||||||||
90 |
Приложение
2
Ф.И.О.
Возраст
Специальность _____________________
Бланк для ответов
№
вопросов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
0 | ||||||||||
10 | ||||||||||
20 | ||||||||||
30 | ||||||||||
40 | ||||||||||
50 | ||||||||||
60 | ||||||||||
70 | ||||||||||
80 | ||||||||||
90 |
Информация о работе Темперамент и индивидуальный стиль учебной деятельности студентов