Темперамент и индивидуальный стиль учебной деятельности студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 10:17, курсовая работа

Описание

Древнегреческий врач Гиппократ, живший в 5 веке до н.э., описал четыре темперамента, которые получили следующие названия: сангвинический темперамент, флегматический темперамент, холерический темперамент, меланхолический темперамент. Он описал основные типы темпераментов, дал им характеристики, однако связывал темперамент не со свойствами нервной системы, а с соотношением различных жидкостей в организме: крови, лимфы и желчи. Первую классификацию темпераментов предложил Гален, и она в относительно малоизмененном виде дошла до наших дней. Последнее из известных ее описаний, которое используется и в современной психологии, принадлежит немецкому философу И. Канту.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1.
§ 1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ТЕМПЕРАМЕНТЕ 4
Глава 2.
§ 1. О Лабораторном, комплексном, естественном методах исследования темперамента и методе наблюдения. 24
Глава 3.
§ 1. Результаты исследования.
1.1. Анализы тестирования. 40
Заключение 43
ЛИТЕРАТУРА 44
Приложение 1 45

Работа состоит из  1 файл

Tyempyeramyent.doc

— 253.00 Кб (Скачать документ)
 

    Таблица 2

    Ключ

вопросов

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
0 Э+ П- Н+ Л- Э+ П- Н+ Н- П+ Э+
10 П- Н+ Л+ П+ Э+ Н+ Л- Э+ П- Н+
20 Л+ Э- П+ Н+ Л- Э+ П+ Н+ Л- Э-
30 П+ Н+ Л+ Э+ П+ Н+ Л+ Э+ П- Н+
40 Л- Э+ П- Н+ Л- Э- П+ Н+ Л- Э+
50 П+ Н+ Л- Э+ П+ Н+ Л- Э+ П- Н+
60 Л+ Э+ П- Н+ Л- Э+ П- Н+ Л- Э+
70 П+ Н+ Л+ Э+ Н+ Л- Э+ П- Н+ Л-
80 Э+ Л- Н+ Э- П+ Н+ Л+ П+ Н+ Э+
90 Л- Э+ П+ Н+ Л- Э+ П+ Н+ Л+ П-

      П – психотизм;  Э – экстра, интроверсия;

      Н – нейротизм;  Л – «шкала лжи».

Глава 3.  
§ 1. Результаты исследования. 
1.1. Анализы тестирования.

    Первый  испытуемый 45 лет, женского пола работает не по специальности. На то, чтобы я протестировала  её, согласилась сразу, удивление неожиданности не было. Уговаривать или давить на испытуемого. При ответах на вопрос наблюдались такие факторы: вдумывалась в вопросы, рассуждала и давала четкие и точные ответы. Время исследования тестирования было не ограничено.

    В приложении 1 видны её ответы. Результаты показали, что Галина Викторовна –  человек с чертами меланхолика, она человек с типичной интроверсией – спокойный, застенчивый, интроективный человек: склонный к самоанализу. Сдержанный и отдаленный ото всех, кроме близких и друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, её не легко вывести из себя.

    Также выражены черты нейротизма. Нейротизм  выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз.

    По  шкале искренности ответы не превышают 10 баллов, что значит испытуемый отвечал  честно и протестировать его не было необходимости. По классификации Павлова, выделили показатели темперамента личности испытуемого.

    Меланхолик. У него реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Ему трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию (опускаются руки). Ему свойственны сдержанность и приглушенность моторики и речи, застенчивость, робость, нерешительность. В нормальных условиях меланхолик — человек глубокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами. При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.

    Второй  испытуемый 18 лет, мужского пола, не работающий. Сам предложил провести с ним тест, к вопросам относился спокойно, но некоторые были непонятны потому, что их можно было понять по-разному.  Его эмоции нормальные, естественные для нормального человека. Время тестирования было неограниченно.

    Из  приложения 2 видны его ответы. При подсчете результатов выяснилось, что Рожков Михаил также является человеком с типичной интроверсией – спокойный, застенчивый, склонный к самоанализу. Сдержанный и отдаленный ото всех, кроме близких и друзей. По шкале нейротизма: Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз.

    Испытуемый  имеет главные черты своей  личности: легко расстраивающийся, тревожный, ригидный, склонный к рассуждениям, пессимистичный, сдержанный, необщительный, тихий. По классификации Павлова испытуемый является также меланхоликом. Меланхолик. У него реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Ему трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию (опускаются руки). Ему свойственны сдержанность и приглушенность моторики и речи, застенчивость, робость, нерешительность. В нормальных условиях меланхолик — человек глубокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами. При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.

Вывод по главе: эти два испытуемых оказались со схожими темпераментами личности. Поскольку характеристика темперамента определяет динамику психических процессов, то можно было бы предположить, что темперамент определяет успешность деятельности человека. Бессмысленно стремиться к тому, чтобы изменить темперамент. 
 

Заключение

    Итак, подводя итог вышесказанному хочется еще раз отметить, что  изучением темперамента занимались и занимаются психологи разных стран. Методы изучения его достаточно условны и не объективны, но работы в этом направлении ведутся и приносят свои плоды.  Выдвинуто множество теории относительно природы темперамента и методов его изучения. К методам как уже говорилось выше относятся лабораторный, комплексный, естественный методы исследования темперамента и метод наблюдения.

    О природе темперамента высказывались  различные точки зрения начиная с Гиппократа и Галена, которые выделили 4 типа темперамента (эти типы практически неизменно дошли и до наших дней и используются в исследованиях современных психологов); Э.Кречмер связывал природу темперамента с химическим составом крови, его теорию поддержали   У. Мак-Дауголл и японский психолог Т. Фурукова; Альбрехт Галлер ввел понятия возбудимости и чувствительности, а его ученик Г. Врисберг  связал темперамент с особенностями нервной системы; И.П. Павлов экспериментально подтвердил теорию о физиологической основе темперамента; К.Сиго связал различие темпераментальных особенностей с телосложением, а В. Вундт с силой и скоростью изменения эмоций. На основе этих исследований изучение темперамента продолжается и сегодня.

    Не  малый вклад в изучение данного вопроса внесли работы Павлова И.П., Теплова Б.М., Мерлина В.С., Палей И.М., Ермолаевой-Томиной Л.Б и многих других.

    В своей работе я постаралась освятить  физиологическую основу темперамента, дать психологическую характеристику темпераментов, раскрыть связь темперамента с личностью, а так же о достижениях психологов в этой области. На мой взгляд, мне это удалось.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ковалев А. Г. Психология личности, изд. 3. М., "Просвещение", 1970.
  2. Краткий словарь системы психологических понятий /К.К.Платонов - М. Высшая школа 1984.
  3. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента, М., 1964
  4. Павлов И. П. Полн. собр. Соч. Т.3.Кн.2. М.-Л., 1951. С.269.
  5. Немов Р.С. Психология (в трех книгах), книга 1, М., 1998.
  6. Общая психология  /Состав. Е.И. Рогов - М. ВЛАДОС, 1995 .
  7. Психология индивидуальных различий ТЕКСТЫ /под ред. Ю.Б. Гиппенрейтера, В.Я.Романова - М. изд-во МГУ, 1982 .
  8. Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность, изд. М., "Наука", 1984.
  9. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982.
  10. Теоретические проблемы психологии личности, под ред. Е.В. Шорохова, М., 1974.
  11. Практическая психология в тестах, или как  научиться понимать себя и других, М., изд. «АСТ-Пресс Книга», 2001 г. С. 174-185.
 

Приложение 1 

    Ф.И.О.  

    Возраст  Специальность _____________________  
 

    Бланк для ответов

вопросов

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
0                    
10                    
20                    
30                    
40                    
50                    
60                    
70                    
80                    
90                    
 

Приложение 2 

    Ф.И.О.  

    Возраст  Специальность _____________________  
 

    Бланк для ответов

вопросов

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
0                    
10                    
20                    
30                    
40                    
50                    
60                    
70                    
80                    
90                    

Информация о работе Темперамент и индивидуальный стиль учебной деятельности студентов