Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 12:03, контрольная работа
Темперамент в переводе с латинского означает "смесь, соразмеренность". Этим термином обычно характеризуют врожденные особенности человека, определяющие характер его психики,- степень уравновешенности, эмоциональной подвижности. Темперамент не следует путать с характером, который представляет собой сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности. В основе характера лежит темперамент.
Темперамент обусловлен типом нервной системы. В темпераменте выражается отношение человека к происходящим вокруг него событиям. Любой человек должен постоянно учитывать особенности темперамента людей, с которыми ему приходится работать и общаться. Это необходимо для эффективного взаимодействия с ними, уменьшения вероятности возникновения конфликтных ситуаций, избежания возможного стресса. Не существует лучших или худших темпераментов. Поэтому усилия при контакте с человеком должны быть направлены не на его исправление, а на грамотное использование достоинств и преимуществ темперамента с одновременной нейтрализацией отрицательных проявлений.
Темперамент человека определяет его типичные реакции на те жизненные ситуации, а соответственно и реакции окружающих на его поведение. От этих реакций зависят отношения, складывающиеся между людьми, особенно в тех случаях, когда люди встречаются впервые и еще недостаточно хорошо знают друг друга.
Тип темперамента определяет динамические особенности индивидуального поведения человека: скорость реакций, темп работы или общение людей, эмоциональность и уровень общей активности. К каждому типу темперамента надо приспосабливаться и, зная заранее индивидуальные расхождения в темпераментах, можно предупредить возникновение напряженности в отношениях между людьми.
Различая между людьми, по свойствам темперамента могут быть достаточно заметными и, чаще всего они столь велики, что их нельзя не учесть и как - то приспособиться к ним, установив добрые деловые отношения и личные взаимоотношения.
Темперамент является динамической характеристикой человека, от темперамента зависят психический темп и ритм, быстрота возникновения чувств, их длительность и устойчивость, смекалистость, направленность на определенные контакты с предметами и людьми, на интерес человека к себе или другим.
Под темпераментом следует понимать природные особенности поведения, типичные для данного человека и проявляющиеся в динамике, тонусе и уравновешенности реакций на жизненные воздействия. Но нужно помнить, что от темперамента не зависят ни интересы, ни увлечения, ни социальные установки, ни моральная воспитанность личности. Ученые выделяют большое число самых различных свойств темперамента, среди которых импульсивность, тревожность, пластичность, эмоциональная возбудимость, сила эмоций, реактивность и многое другое. Но основными считаются две характеристики темперамента – это общая активность и эмоциональность.
Введение 3
1. Теоретические данные по теме «Темперамент» 5
1.1 Понятие о темпераменте как динамической стороне психической деятельности 5
1.2 История учений о темпераменте 8
1.3 Физиологическая основа темперамента 10
1.4 Психологическая характеристика темпераментов 12
1.5 Темперамент и характер 14
1.6 Основные характеристики типов темперамента. 16
2. Практическая часть по теме «Темперамент». 19
Заключение 29
Список использованной литературы 30
Соотнесём данные ответы с «ключом» опросника. Если ответ совпадает с данными в ключе, то по соответственному качеству выставляем 1 балл. Суммируем данные по каждому качеству.
Далее обратимся к системе свойств темперамента (таблица 1). Отыщем по шкале экстраверсии – интроверсии точку, соответствующую полученным данным. Такую же точку найдём по шкале нейротизма – эмоциональной стабильности. Получим по шкале нейротизма – 17, экстраверсии – 15. Тип темперамента – холерик.
Сравнивая с моими жизненными наблюдениями, можно сказать, что в Дмитрии очень ярко выражен его темперамент, он очень чувствителен к критике в свой адрес. Очень ценит свою свободу и при любом ограничении в действиях и поступках агрессивно реагирует, грубит; возбуждается при затрагивании своих интересов. В то же время уважает мнение друзей и поддаётся чужому влиянию. Часто не задумывается о последствиях своих принятых решений и действиях.
Заключение.
Таким образом, на основании проанализированной литературы и проведённых тестов, посвященных темпераменту и личности можно сделать выводы о том, что данная тема интересовала людей со времен древности, что темперамент был предметом исследования многих ученых. Попытки формирования различных подходов к классификации темпераментов привели к тому, что, во всяком случае, в российской науке, наиболее признанным и обоснованным оказался подход, учитывающий особенности нервной системы и психики человека.
До сих пор существуют несколько разные взгляды на природу темперамента. Значительная часть ученых считает темперамент врожденным качеством. Мне ближе подход, сформулированный Крутецким , считающим, что роль среды (воспитания) при формировании темперамента велика и что при правильном учете свойств темперамента и на основе этих свойств возможно формирование полноценной для общества личности. Это перекликается с точкой зрения Немова о сложном процессе взаимодействия темперамента и характера, темперамента и личности в целом.
Исследования связи темперамента и деятельности показывают важность учета этого фактора при выборе профессии, как самим человеком, так и образовательными организациями и производствами при приеме на учебу и работу.
За пределами рассмотрения остались вопросы о связи темперамента с особенностями культуры и психологии различных этносов, о влиянии темперамента на творческий процесс.
Знакомство с литературой по рассмотренной теме позволяет взглянуть по новому на себя как личность, понять, как особенности темперамента повлияли на характер, на учебу и попытаться разрешить некоторые проблемы общения, учебы, изменить отношение к себе. Знание типа темперамента и умение определить тип у конкретного человека или группы людей помогает человеческой личности найти подход к конкретному человеку и лучше построить отношения с ним и в коллективе. Помогает избежать конфликтные ситуации, разрешить споры.
Список
использованной литературы
1. Венгер Л.А, Мухина
В.С "Психология" Москва "Просвещение"
1988.
2. Крутецкий В.А
"Психология" Москва "Просвещение"
1988.
3. Крыло А.А. учебник
“Психология”. Москва – 2000.
4. Крысько В.Г. Общая
психология в схемах и комментариях к
ним. Учебно- методическое пособие. М.:
«Флинта». 1998.
5. Немов Р.С. «Общие
основы психологии» Москва- 1999.
6. Рогов Н. «Психология
человека», Москва, 1999 o Л.Д. Столяренко,
С.И. Самыгин «100 экзаменационных ответов
по психологии», Ростов-на-Дону,2000.
7.Столяренко Л.Д.,
Самыгин С.И. Психология и педагогика в
вопросах и ответах (для студентов вузов).
- Ростов – на Дону 2000.
Информация о работе Темперамент. История учений о темпераменте