Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2011 в 17:31, реферат
Темперамент — проявление типа нервной системы в деятельности человека, индивидуально – психологические особенности личности, в которых проявляется подвижность его нервных процессов, сила, уравновешенность.
Введение
Психологическая характеристика темпераментов
Темперамент. Деятельность
Темперамент и характер
Свойства темперамента
Тест
Министерство культуры Челябинской области
ГОУ СПО
«Челябинское художественное училище»
Реферат
на тему: «Темперамент»
Выполнила: Вологодская Ксения
группы №24
Проверила:
Чертова Е. В.
Челябинск, 2011
Оглавление
Введение
Темперамент
— проявление типа нервной системы в деятельности
человека, индивидуально – психологические
особенности личности, в которых проявляется
подвижность его нервных процессов, сила,
уравновешенность.
В нервных центрах
коры человеческого мозга протекают
в сложном взаимодействии два
противоположных активных процесса:
возбуждение и торможение. Возбуждение
одних участков мозга вызывает торможение
других, этим можно объяснить, почему человек,
увлеченный чем – то, перестает воспринимать
окружающее. Так, например, переключение
внимания связано с переходом возбуждения
с одних участков мозга на другие и соответственно
торможением покинутых участков мозга.
Возбуждение и
торможение могут уравновешиваться
или преобладать друг над другом,
могут протекать с различной
силой, переходить из центра в центр
и сменять друг друга в одних
и тех же центрах, т.е. обладать определенной
подвижностью.
II. Психологическая
характеристика темпераментов
По мнению И.П.
Павлова, темпераменты являются "основными
чертами" индивидуальных особенностей
человека. Их принято различать следующим
образом:
· сангвинический,
· флегматичный,
· холерический,
· меланхолический.
Сангвинический темперамент
Сангвиник
быстро сходится с людьми, жизнерадостен,
легко переключается с одного
вида деятельности на другой,
но не любит однообразной
У сангвиника
быстро возникают чувства
Флегматический
темперамент
Человек этого
темперамента медлителен, спокоен, нетороплив,
уравновешен. В деятельности проявляет
основательность, продуманность, упорство.
Он, как правило, доводит начатое до конца.
Все психические процессы у флегматика
протекают как бы замедленно. Чувства
флегматика внешне выражаются слабо, они
обычно невыразительны. Причина этого
– уравновешенность и слабая подвижность
нервных процессов. В отношениях с людьми
флегматик всегда ровен, спокоен, в меру
общителен, настроение у него устойчивое.
Спокойствие человека флегматического
темперамента проявляется и в отношении
его к событиям и явлениям жизни флегматика
нелегко вывести из себя и задеть эмоционально.
У человека флегматического темперамента
легко выработать выдержку, хладнокровие,
спокойствие. Но у флегматика следует
развивать недостающие ему качества –
большую подвижность, активность, не допускать,
чтобы он проявлял безразличие к деятельности,
вялость, инертность, которые очень легко
могут сформироваться в определенных
условиях. Иногда у человека этого темперамента
может развиться безразличное отношение
к труду, к окружающей жизни, к людям и
даже к самому себе.
Холерический темперамент
Люди этого
темперамента быстры, чрезмерно
подвижны, неуравновешенны, возбудимы,
все психические процессы
Меланхолический
темперамент
У меланхоликов
медленно протекают психические
процессы, они с трудом реагируют на сильные
раздражители; длительное и сильное напряжение
вызывает у людей этого темперамента замедленную
деятельность, а затем и прекращение ее.
В работе меланхолики обычно пассивны,
часто мало заинтересованы (ведь заинтересованность
всегда связана с сильным нервным напряжением).
Чувства и эмоциональные состояния у людей
меланхолического темперамента возникают
медленно, но отличаются глубиной, большой
силой и длительностью; меланхолики легко
уязвимы, тяжело переносят обиды, огорчения,
хотя внешне все эти переживания у них
выражаются слабо. Представители меланхолического
темперамента склонны к замкнутости и
одиночеству, избегают общения с малознакомыми,
новыми людьми, часто смущаются, проявляют
большую неловкость в новой обстановке.
Все новое, необычное вызывает у меланхоликов
тормозное состояние. Но в привычной и
спокойной обстановке люди с таким темпераментом
чувствуют себя спокойно и работают очень
продуктивно. У меланхоликов легко развивать
и совершенствовать свойственную им глубину
и устойчивость чувств, повышенную восприимчивость
к внешним воздействиям.
Знание темперамента,
знание особенностей прирожденной организации
нервной системы, оказывающей влияние
на протекание психической деятельности
человека, необходимо учителю в его учебной
и воспитательной работе. Следует помнить,
что деление людей на четыре вида темперамента
очень условно. Существуют переходные,
смешанные, промежуточные типы темперамента;
часто в темпераменте человека соединяются
черты разных темпераментов. "Чистые"
темпераменты встречаются относительно
редко.
III. Темперамент.
Деятельность
Темперамент и деятельность. Динамические черты личности человека выступают не только во внешней манере поведения, не только в движениях – они проявляются и в умственной сфере, в сфере побуждения, в общей
работоспособности. Естественно, особенности темперамента сказываются в учебных занятиях и в трудовой деятельности. Но главное заключается в том, что различия по темпераментам – это различия не по уровню
возможности психики,
а по своеобразию ее проявлений.
Установлено отсутствие
зависимости между уровнем
В зависимости
от особенностей темперамента люди различаются
не конечным результатом действий, а способом
достижения результатов.
Были проведены
исследования, с целью установить
зависимость между способом выполнения
действий и особенностями темперамента.
В этих исследованиях рассматривался
индивидуальный стиль деятельности как
путь к достижению результатов или способ
решения определенной задачи, обусловленной
главным образом типом нервной системы.
Результаты исследований
подавляющего большинства авторов,
независимо от особенностей исследуемых
групп и экспериментальных ситуаций, в
которых изучался типичный для данных
индивидов способ выполнения действий,
показывают, что именно тип нервных процессов,
оказывает существенное влияние на формирование
определенного стиля деятельности.
Перед сангвиником следует непрерывно ставить новые, по возможности интересные задачи, требующие от него сосредоточенности и напряжения. Необходимо постоянно включать его активную деятельность и
систематически
поощрять его усилия.
Флегматика нужно
вовлечь в активную деятельность
и заинтересовать. Он требует к себе систематического
внимания. Его нельзя переключать с
одной задачи на другую. В отношении меланхолика
недопустимы не только резкость, грубость,
но и просто повышенный тон, ирония. Он
требует особого внимания, следует вовремя
хвалить его за проявленные успехи, решительность
и вол. Отрицательную оценку следует использовать
как можно осторожнее, всячески смягчая
ее негативное действие. Меланхолик –
самый чувствительный и ранимый тип с
ним надо быть предельно мягким и доброжелательным.
От темперамента зависит, каким способом
человек реализует свои действия, но при
этом не зависит их содержательная сторона.
Темперамент проявляется в особенностях
протекания психических процессов. Влияя
на скорость воспоминания и прочность
запоминания, беглость мыслительных операций,
устойчивость и переключаемость внимания.
IV. Темперамент
и характер
Темперамент надо
строго отличать от характера.
Темперамент ни в коей мере не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения интересы и т.п.), не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека
достижений. Он
имеет лишь отношение к динамической
стороне деятельности.
Хотя темперамент,
не может определять отношений
личности, ее стремлений, и интересов,
ее идеалов, т.е. всего богатства содержания
внутренней жизни человека, однако характеристика
динамической стороны имеет существенное
значение для понимания сложного образа
поведения человека, характера человека.
То, насколько человек проявляет уравновешенность
в поведении, гибкость, динамичность и
экспансивность в реакциях, говорит о
качественных особенностях личности и
ее возможностях, определенным образом
складывающихся на трудовой и общественной
деятельности индивида. Таким образом,
темперамент не является чем – то внешним
в характере человека, а органически входит
в его структуру. Жизненные впечатления.
воспитание и обучение на естественной
основной ткани темперамента – типе высшей
нервной деятельности – постепенно ткут
узоры.
Отношение личности,
ее убеждения, стремления, сознание необходимости
и долга позволяют преодолевать одни импульсы,
тренировать другие, чтобы организовать
свое поведение в соответствии с общественными
нормами.