Теоретические и прикладные задачи специальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2011 в 18:14, реферат

Описание

В 70–80-х годах ХХ века в нашей стране происходили серьезные изменения в сфере образования. В практике работы школ возникли и стали совершенствоваться различные варианты систем развивающего обучения. Возможность варьировать системы обучения появилась и в связи с развитием новых видов образовательных учреждений (лицеев, гимназий и др.). Произошедшие перемены сделали необходимым психологическое обоснование и сопровождение процесса обучения учащихся.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………3


1.Специальная психология как наука…………………………………………………………..5


2. Определение специальной психологии……………………………………………………..6


3. Цели и задачи специальной психологии…………………………………………………….7


4. Проблемное поле и задачи специальной психологии…………...……………………….…9


5. Теоретические истоки и значение специальной психологии …………………...…..……11


6. Специальная психология и другие разделы психологии………………………………….13


Заключение………………………………………………………………………………...……

Работа состоит из  1 файл

Реферат.doc

— 121.00 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат 

«Теоретические  и прикладные

задачи  специальной психологии» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                   Выполнил:

                                                                                                   гр. ПИП-07

                                                                                                          В. Д. Семенова 

                                                                                                   Проверил:

                                                                                                         преподаватель

                                                                        И.Л. Фарафонова  
 
 
 
 
 

Содержание 
 

Введение…………………………………………………………………………………………3 

1.Специальная психология как наука…………………………………………………………..5 

2. Определение специальной психологии……………………………………………………..6 

3. Цели и задачи специальной психологии…………………………………………………….7 

4. Проблемное поле и задачи специальной психологии…………...……………………….…9 

5. Теоретические истоки и значение специальной психологии …………………...…..……11 

6. Специальная психология и другие разделы психологии………………………………….13 

Заключение………………………………………………………………………………...……15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

В 70–80-х годах  ХХ века в нашей стране происходили  серьезные изменения в сфере  образования. В практике работы школ возникли и стали совершенствоваться различные варианты систем развивающего обучения. Возможность варьировать  системы обучения появилась и в связи с развитием новых видов образовательных учреждений (лицеев, гимназий и др.). Произошедшие перемены сделали необходимым психологическое обоснование и сопровождение процесса обучения учащихся. В результате зародилась практическая психология в образовании.

С 1989 года в стране началась подготовка практических психологов для системы образования, в штате  школ появились практические психологи. Первоначальный замысел, связанный  с обеспечением учебного процесса в  русле определенной системы психологического сопровождения, в ходе работы уточнялся, перестраивался и обогащался практическим опытом. Оказалось, что именно к практическому психологу в первую очередь адресуются запросы учителей, учащихся и родителей, связанные с самыми разнообразными проблемами, в том числе с проблемами развития, трудностями в обучении и формировании взаимоотношений. В поле зрения практического психолога стали, следовательно, попадать в основном «трудные», неуспевающие дети, а не дети благополучные, для которых планировалась психологическая помощь как сопровождение ребенка в процессе обучения согласно определенной системе в зависимости от варианта образовательной программы, выбранного школой.

Фокус внимания практического психолога постепенно смещался в сторону прогнозирования и профилактики таких трудностей. Это требовало создания диагностического аппарата, методов работы психолога с учителями в направлении профилактики, объяснения и преодоления затруднений, возникающих у детей в процессе обучения, разработки новых форм работы с родителями.

 В то же  время подобные задачи, но по  отношению к более сложному  контингенту детей, которые в  научной литературе обозначаются  как «аномальные», «дефективные»,  решались в русле дефектологии. В рамках психологических исследований  учеными-дефектологами, совместно с врачами и специалистами других смежных профессий, были выявлены особенности развития таких детей, причины и механизмы имеющихся у них затруднений и нарушений, разработаны системы медико-психолого-педагогической помощи таким детям и обоснована система их дифференцированного обучения в специализированных учреждениях.

Дефектология  и смежные с ней науки шли  от изучения тяжелых нарушений развития детей (умственная отсталость, глухота, слепота и др.), постепенно охватывая  и круг детей с неярко выраженными нарушениями развития (задержки психического развития, нарушения развития при минимальной мозговой дисфункции, стертые нарушения развития и др.). Таким образом, дети некоторых категорий стали общим объектом изучения и практической психологии и дефектологии. Это создало условия, при которых стало возможным оптимизировать помощь им с учетом опыта взаимодействующих наук, а также способствовало взаимообогащению теории и практики.

Одновременно  для дефектологии актуальными оставались вопросы помощи детям с выраженными формами нарушений развития. Это произошло именно потому, что глобальные изменения в российском обществе, перестройка мировоззрения у миллионов граждан позволили по-иному относиться к любому своеобразию, «инакости» людей и их убеждений.

Громче зазвучали  идеи о правах человека, свободе  выбора, социальной ответственности. Расширились  зарубежные контакты, появилась возможность  шире ознакомиться с исследованиями коллег из других стран, публикации которых  в большом количестве стали появляться на русском языке. Опыт развитых стран, социальные преобразования в нашей стране сделали востребованными концепции интегрированного обучения детей с нарушениями развития и нормально развивающихся детей, что вполне созвучно Конвенции о правах ребенка, принятой ООН, и получило отражение в Законе об образовании РФ. Вступление России в мировое образовательное сообщество, принятие Болонской конвенции повлияло на формирование программ подготовки специалистов по работе с детьми.

Все это сказалось  и на образовательной системе, как общей, так и специальной. Палитра образовательных учреждений начала меняться, затронув и специальные образовательные учреждения.

Наряду со школами  с профильным обучением, гимназиями, лицеями, получили дальнейшее распространение  классы коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательных школах и другие институты помощи детям с трудностями развития. Вариабельность образовательных учреждений способствовала перераспределению учащихся: часть учащихся оказалась в школах с повышенными требованиями к способностям, часть детей с неярко выраженными трудностями обучения из специальных школ перешла в общеобразовательные школы. В то же время специальная школа осталась важным звеном в системе помощи детям с нарушениями развития.

В создавшейся  социальной ситуации расширялась система запросов по отношению к детям с атипией развития от учителей, родителей, учреждений образования, здравоохранения и усиливалось внимание к детям с атипией развития как со стороны психологов, так и со стороны дефектологов. Все это сделало широко востребованным психологическое знание о детях с атипией развития.

Происходившие процессы обусловили необходимость  подготовки специалистов, владеющих  системой психологических знаний о  детях с атипией развития, об их трудностях и особенностях их обучения и жизни. В вузах начали обеспечивать такую направленность и при подготовке практических психологов, и при подготовке дефектологов.

В учебные планы  государственных стандартов в качестве обязательной дисциплины профессионального  образования и для психологов, и для дефектологов была введена учебная дисциплина «Специальная психология». Аналогичное название получила и специализация психолога по работе с детьми, имеющими нарушения (атипии) развития. Эти изменения коснулись подготовки психологов во всех высших учебных заведениях, включая классические университеты. Педагогические университеты и дефектологические факультеты институтов и университетов приступили к подготовке студентов по вышеназванной специализации.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Специальная психология как наука 

Специальная психология — относительно молодая наука.

Она является областью научного знания, возникшего в связи  с запросами практической жизни  на стыке ряда наук: психологии, дефектологии, медицины. Изучая закономерности и  механизмы освоения социокультурного опыта при атипичном психическом развитии и занимаясь разработкой методов комплексной помощи детям с таким развитием, специальная психология выстраивает теоретические модели и систему практической помощи детям с атипией развития.

Специальная психология ставит также своей задачей изучение общественного мнения в отношении  детей и лиц других возрастных категорий с нарушениями и  атипиями развития. Таким образом, сфера  практического труда психолога  значительно расширяется. Следовательно, работающий в этой области специалист должен иметь четкую гражданскую позицию, он должен хорошо ориентироваться в достижениях смежных наук и уметь преломлять все это в русле профессиональных задач.

В связи с  этим в данное пособие включены те наиболее важные на наш взгляд, составляющие научного знания, которые связаны с формированием мировоззрения будущего специалиста. Они создают основу для профессионального мышления, позволяют обозначить и выделить актуальные проблемы современной специальной психологии, могут способствовать решению проблем науки на современном уровне с учетом ситуации развития общества.

Специальная психология как учебная дисциплина сегодня  также находится в стадии становления.

Методологические, теоретические и прикладные аспекты  профилактики и коррекции отклонений от нормы психического развития у детей с врожденными или приобретенными дефектами сенсорной, интеллектуальной, эмоциональной сфер; общепсихологические, психофизиологические, клинико-психологические и социально-психологические принципы возрастной динамики развития детей с отклонениями в психике и поведении; методы организации системной комплексной помощи таким детям, включая психологическое обеспечение эффективной интеграции лиц с отклонениями в развитии в общекультурное образовательное и жизненное пространство — вот далеко не полный перечень вопросов подготовки будущего психолога по специальной психологии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Определение специальной психологии 

Специальная психология — это наука, занимающаяся изучением  закономерностей атипичного развития, его проявлений и влияния на жизненный путь человека.

Специальная психология возникла и развивалась как пограничная  область знаний, имеющая широкие  связи с другими науками, особенно с общей психологией, медициной, педагогикой. Она вбирает в себя достижения гуманитарных и естественных наук (философии, социологии, юриспруденции; биологии, генетики, анатомии, физиологии и др.).

Как и любая  наука, являющаяся самостоятельной  отраслью человеческого знания, специальная  психология имеет свой предмет. Это закономерности атипичного развития, его причины и механизмы, особенности освоения социокультурного опыта людьми с атипиями (отклонениями и нарушениями психического развития), в частности, закономерности спонтанного и направленного познания окружающего мира, приобретения практического опыта, социализации и тех изменений в психике, которые происходят в процессе корректирующего воздействия специалистов.

Специальная психология изучает спонтанное и направленное формирование психических новообразований при атипичном развитии и определяет способы управления им в целях эффективной и оптимальной социализации каждого индивидуума с атипией.

Исторический  взгляд на содержание науки позволяет  констатировать, что специальная  психология в общепринятом понимании традиционно рассматривает те отклонения, которые вмещаются в рамки сурдопсихологии, олигофренопсихологии, тифлопсихологии, логопсихологии как разделов дефектологии. Поэтому специальную психологию определяют как психологию особых состояний, возникающих преимущественно в детском или подростковом возрасте под влиянием различных групп факторов (органической или функциональной природы). Они проявляются в замедлении или выраженном своеобразии психосоциального развития ребенка, затрудняют его социально-психологическую адаптацию, включение в образовательное пространство и дальнейшее профессиональное самоопределение (Кузнецова Л. В., 2002).

Однако специальная  психология не ограничивается дефектологическим  ракурсом. Отдельные исследования в  ее контексте посвящены изучению детей со сложными комбинированными расстройствами; с эмоционально-волевыми нарушениями и аутизмом; с двигательными нарушениями; с девиантным поведением. Некоторые авторы рассматривают в качестве направления специальной психологии и психологию детей-сирот, детей-инвалидов (Трошин О. В., 2000). В отдельных случаях к компетенции специальной психологии относят также одаренных детей. Таким образом, содержание специальной психологии как науки тесно связано с объектом ее изучения.

Информация о работе Теоретические и прикладные задачи специальной психологии