Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2011 в 18:14, реферат
В 70–80-х годах ХХ века в нашей стране происходили серьезные изменения в сфере образования. В практике работы школ возникли и стали совершенствоваться различные варианты систем развивающего обучения. Возможность варьировать системы обучения появилась и в связи с развитием новых видов образовательных учреждений (лицеев, гимназий и др.). Произошедшие перемены сделали необходимым психологическое обоснование и сопровождение процесса обучения учащихся.
Введение…………………………………………………………………………………………3
1.Специальная психология как наука…………………………………………………………..5
2. Определение специальной психологии……………………………………………………..6
3. Цели и задачи специальной психологии…………………………………………………….7
4. Проблемное поле и задачи специальной психологии…………...……………………….…9
5. Теоретические истоки и значение специальной психологии …………………...…..……11
6. Специальная психология и другие разделы психологии………………………………….13
Заключение………………………………………………………………………………...……
Реферат
«Теоретические и прикладные
задачи
специальной психологии»
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Специальная психология
как наука…………………………………………………………..5
2. Определение специальной
психологии……………………………………………………
3. Цели и задачи
специальной психологии……………………………………………………
4. Проблемное поле
и задачи специальной психологии…………...……………………….…9
5. Теоретические
истоки и значение специальной психологии
…………………...…..……11
6. Специальная психология
и другие разделы психологии………………………………….13
Заключение……………………………………………………
Введение
В 70–80-х годах ХХ века в нашей стране происходили серьезные изменения в сфере образования. В практике работы школ возникли и стали совершенствоваться различные варианты систем развивающего обучения. Возможность варьировать системы обучения появилась и в связи с развитием новых видов образовательных учреждений (лицеев, гимназий и др.). Произошедшие перемены сделали необходимым психологическое обоснование и сопровождение процесса обучения учащихся. В результате зародилась практическая психология в образовании.
С 1989 года в стране началась подготовка практических психологов для системы образования, в штате школ появились практические психологи. Первоначальный замысел, связанный с обеспечением учебного процесса в русле определенной системы психологического сопровождения, в ходе работы уточнялся, перестраивался и обогащался практическим опытом. Оказалось, что именно к практическому психологу в первую очередь адресуются запросы учителей, учащихся и родителей, связанные с самыми разнообразными проблемами, в том числе с проблемами развития, трудностями в обучении и формировании взаимоотношений. В поле зрения практического психолога стали, следовательно, попадать в основном «трудные», неуспевающие дети, а не дети благополучные, для которых планировалась психологическая помощь как сопровождение ребенка в процессе обучения согласно определенной системе в зависимости от варианта образовательной программы, выбранного школой.
Фокус внимания
практического психолога
В то же
время подобные задачи, но по
отношению к более сложному
контингенту детей, которые в
научной литературе
Дефектология и смежные с ней науки шли от изучения тяжелых нарушений развития детей (умственная отсталость, глухота, слепота и др.), постепенно охватывая и круг детей с неярко выраженными нарушениями развития (задержки психического развития, нарушения развития при минимальной мозговой дисфункции, стертые нарушения развития и др.). Таким образом, дети некоторых категорий стали общим объектом изучения и практической психологии и дефектологии. Это создало условия, при которых стало возможным оптимизировать помощь им с учетом опыта взаимодействующих наук, а также способствовало взаимообогащению теории и практики.
Одновременно для дефектологии актуальными оставались вопросы помощи детям с выраженными формами нарушений развития. Это произошло именно потому, что глобальные изменения в российском обществе, перестройка мировоззрения у миллионов граждан позволили по-иному относиться к любому своеобразию, «инакости» людей и их убеждений.
Громче зазвучали идеи о правах человека, свободе выбора, социальной ответственности. Расширились зарубежные контакты, появилась возможность шире ознакомиться с исследованиями коллег из других стран, публикации которых в большом количестве стали появляться на русском языке. Опыт развитых стран, социальные преобразования в нашей стране сделали востребованными концепции интегрированного обучения детей с нарушениями развития и нормально развивающихся детей, что вполне созвучно Конвенции о правах ребенка, принятой ООН, и получило отражение в Законе об образовании РФ. Вступление России в мировое образовательное сообщество, принятие Болонской конвенции повлияло на формирование программ подготовки специалистов по работе с детьми.
Все это сказалось и на образовательной системе, как общей, так и специальной. Палитра образовательных учреждений начала меняться, затронув и специальные образовательные учреждения.
Наряду со школами с профильным обучением, гимназиями, лицеями, получили дальнейшее распространение классы коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательных школах и другие институты помощи детям с трудностями развития. Вариабельность образовательных учреждений способствовала перераспределению учащихся: часть учащихся оказалась в школах с повышенными требованиями к способностям, часть детей с неярко выраженными трудностями обучения из специальных школ перешла в общеобразовательные школы. В то же время специальная школа осталась важным звеном в системе помощи детям с нарушениями развития.
В создавшейся социальной ситуации расширялась система запросов по отношению к детям с атипией развития от учителей, родителей, учреждений образования, здравоохранения и усиливалось внимание к детям с атипией развития как со стороны психологов, так и со стороны дефектологов. Все это сделало широко востребованным психологическое знание о детях с атипией развития.
Происходившие процессы обусловили необходимость подготовки специалистов, владеющих системой психологических знаний о детях с атипией развития, об их трудностях и особенностях их обучения и жизни. В вузах начали обеспечивать такую направленность и при подготовке практических психологов, и при подготовке дефектологов.
В учебные планы
государственных стандартов в качестве
обязательной дисциплины профессионального
образования и для психологов, и для дефектологов
была введена учебная дисциплина «Специальная
психология». Аналогичное название получила
и специализация психолога по работе с
детьми, имеющими нарушения (атипии) развития.
Эти изменения коснулись подготовки психологов
во всех высших учебных заведениях, включая
классические университеты. Педагогические
университеты и дефектологические факультеты
институтов и университетов приступили
к подготовке студентов по вышеназванной
специализации.
1.
Специальная психология
как наука
Специальная психология — относительно молодая наука.
Она является областью научного знания, возникшего в связи с запросами практической жизни на стыке ряда наук: психологии, дефектологии, медицины. Изучая закономерности и механизмы освоения социокультурного опыта при атипичном психическом развитии и занимаясь разработкой методов комплексной помощи детям с таким развитием, специальная психология выстраивает теоретические модели и систему практической помощи детям с атипией развития.
Специальная психология ставит также своей задачей изучение общественного мнения в отношении детей и лиц других возрастных категорий с нарушениями и атипиями развития. Таким образом, сфера практического труда психолога значительно расширяется. Следовательно, работающий в этой области специалист должен иметь четкую гражданскую позицию, он должен хорошо ориентироваться в достижениях смежных наук и уметь преломлять все это в русле профессиональных задач.
В связи с этим в данное пособие включены те наиболее важные на наш взгляд, составляющие научного знания, которые связаны с формированием мировоззрения будущего специалиста. Они создают основу для профессионального мышления, позволяют обозначить и выделить актуальные проблемы современной специальной психологии, могут способствовать решению проблем науки на современном уровне с учетом ситуации развития общества.
Специальная психология как учебная дисциплина сегодня также находится в стадии становления.
Методологические,
теоретические и прикладные аспекты
профилактики и коррекции отклонений
от нормы психического развития у детей
с врожденными или приобретенными дефектами
сенсорной, интеллектуальной, эмоциональной
сфер; общепсихологические, психофизиологические,
клинико-психологические и социально-психологические
принципы возрастной динамики развития
детей с отклонениями в психике и поведении;
методы организации системной комплексной
помощи таким детям, включая психологическое
обеспечение эффективной интеграции лиц
с отклонениями в развитии в общекультурное
образовательное и жизненное пространство
— вот далеко не полный перечень вопросов
подготовки будущего психолога по специальной
психологии.
2.
Определение специальной
психологии
Специальная психология — это наука, занимающаяся изучением закономерностей атипичного развития, его проявлений и влияния на жизненный путь человека.
Специальная психология возникла и развивалась как пограничная область знаний, имеющая широкие связи с другими науками, особенно с общей психологией, медициной, педагогикой. Она вбирает в себя достижения гуманитарных и естественных наук (философии, социологии, юриспруденции; биологии, генетики, анатомии, физиологии и др.).
Как и любая наука, являющаяся самостоятельной отраслью человеческого знания, специальная психология имеет свой предмет. Это закономерности атипичного развития, его причины и механизмы, особенности освоения социокультурного опыта людьми с атипиями (отклонениями и нарушениями психического развития), в частности, закономерности спонтанного и направленного познания окружающего мира, приобретения практического опыта, социализации и тех изменений в психике, которые происходят в процессе корректирующего воздействия специалистов.
Специальная психология изучает спонтанное и направленное формирование психических новообразований при атипичном развитии и определяет способы управления им в целях эффективной и оптимальной социализации каждого индивидуума с атипией.
Исторический взгляд на содержание науки позволяет констатировать, что специальная психология в общепринятом понимании традиционно рассматривает те отклонения, которые вмещаются в рамки сурдопсихологии, олигофренопсихологии, тифлопсихологии, логопсихологии как разделов дефектологии. Поэтому специальную психологию определяют как психологию особых состояний, возникающих преимущественно в детском или подростковом возрасте под влиянием различных групп факторов (органической или функциональной природы). Они проявляются в замедлении или выраженном своеобразии психосоциального развития ребенка, затрудняют его социально-психологическую адаптацию, включение в образовательное пространство и дальнейшее профессиональное самоопределение (Кузнецова Л. В., 2002).
Однако специальная психология не ограничивается дефектологическим ракурсом. Отдельные исследования в ее контексте посвящены изучению детей со сложными комбинированными расстройствами; с эмоционально-волевыми нарушениями и аутизмом; с двигательными нарушениями; с девиантным поведением. Некоторые авторы рассматривают в качестве направления специальной психологии и психологию детей-сирот, детей-инвалидов (Трошин О. В., 2000). В отдельных случаях к компетенции специальной психологии относят также одаренных детей. Таким образом, содержание специальной психологии как науки тесно связано с объектом ее изучения.
Информация о работе Теоретические и прикладные задачи специальной психологии