Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2011 в 18:14, реферат
В 70–80-х годах ХХ века в нашей стране происходили серьезные изменения в сфере образования. В практике работы школ возникли и стали совершенствоваться различные варианты систем развивающего обучения. Возможность варьировать системы обучения появилась и в связи с развитием новых видов образовательных учреждений (лицеев, гимназий и др.). Произошедшие перемены сделали необходимым психологическое обоснование и сопровождение процесса обучения учащихся.
Введение…………………………………………………………………………………………3
1.Специальная психология как наука…………………………………………………………..5
2. Определение специальной психологии……………………………………………………..6
3. Цели и задачи специальной психологии…………………………………………………….7
4. Проблемное поле и задачи специальной психологии…………...……………………….…9
5. Теоретические истоки и значение специальной психологии …………………...…..……11
6. Специальная психология и другие разделы психологии………………………………….13
Заключение………………………………………………………………………………...……
Изучение особенностей психического развития детей с «аномалиями» проводилось специальной психологией с момента ее зарождения в русле дефектологии. Психическое развитие других категорий детей с отклонениями (неярко выраженные нарушения, одаренность и др.) зачастую было предметом изучения детской и педагогической психологии.
Объект изучения специальной психологии — лица (дети и взрослые) с атипиями (врожденными или приобретенными отклонениями и нарушениями развития) и отношение к ним в обществе на разных этапах его существования.
Под атипией
нами понимается развитие, при котором
возникают изменения в виде отклонений
или нарушений в
Следует, однако,
сразу же отметить, что единое мнение
в определении предмета и объекта
изучения специальной психологии отсутствует,
как нет и единообразия в ее категориально-понятийном
аппарате.
3.
Цели и задачи специальной
психологии
Цель специальной психологии — изучение индивидуально-типических особенностей при атипичном развитии, причин, механизмов и структуры атипий, а также обоснование и разработка стратегий целенаправленной помощи по улучшению качества жизни людей с атипиями.
Логика специальной психологии такова: от описания феномена атипии к его психологической квалификации и от психологической квалификации к определению путей и средств адекватной помощи и поддержки, решающих задачи социализации людей с атипией развития. Другая важная составляющая этой парадигмы — выявление закономерностей формирования отношения общества и отдельных его членов к лицам с нарушениями развития, установление динамики взглядов общества на проблемы, связанные с «инакостью», в целях усиления толерантности к таким лицам и их полноценной адаптации.
Это путь от простого наблюдения к выявлению скрытых причин и механизмов наблюдаемых явлений, к обнаружению того, что находится за «фасадом». Это также путь выработки стратегии и тактики социальной реабилитации или адаптации для людей с атипичными формами психического развития.
Задачи специальной психологии значительно изменялись в ходе ее развития. Данные изменения были связаны с ее собственным научным пространством и приоритетными связями со смежными науками; уменьшением или увеличением контингента лиц, являющихся объектом изучения; а также взглядами общества на «инакость». В зависимости от того, какие лица рассматривались в качестве объекта специальной психологии, корректировалось содержание ее научных задач.
Большинство задач специальной психологии ориентировано на детскую популяцию. Эта популяция, как известно, в аспекте развития включает в себя три большие группы: нормально развивающихся детей (типичное развитие), одаренных детей (атипичное позитивное развитие, «со знаком плюс»), детей с разными отклонениями и нарушениями развития, выраженными в различной степени и с девиантным поведением (атипичное негативное развитие, «со знаком минус») (рис. 1).
Таким образом, задачи специальной психологии должны быть разделены на две категории по полюсу отклонения от нормативности: относительно людей с позитивными и негативными отклонениями развития.
Сами позитивные и негативные отклонения неоднородны и требуют дифференцированного изучения.
Большинство атипий развития с возрастом не исчезают ни спонтанно, ни при направленном воздействии, а проявляются в качественно ином виде. Поэтому задачи специальной психологии должны быть дифференцированы и в соответствии с возрастными группами по критерию «дети—взрослые».
Объект специальной психологии как науки неоднороден: это дети и лица других возрастных групп, имеющие атипию развития как «со знаком плюс», так и «со знаком минус». У каждой возрастной группы структура психики, механизмы ее нарушения, а такжевозможности компенсации или коррекции отклонений существенно отличаются, что сказывается и на социализации, а следовательно, образе и качестве жизни. Процесс социализации лиц разного возраста с атипией развития зависит от отношения к ним общества.
Таким образом, при общности задач специальной психологии их конкретное содержание зависит от изучаемого объекта и связано с определенным общественно-историческим контекстом.
В процессе развития специальной психологии ее задачи конкретизировались, поскольку исследователи, обращаясь к решению научных проблем, объединяли (или разделяли) их по разным основаниям. Систематизация задач относительно негативных атипий развития впервые была представлена В. И. Лубовским (1989). Он сгруппировал эти задачи по научному содержанию и практической направленности.
Первая группа
задач — общенаучные
Вторая группа задач — изучение аномалии формирования и развития конкретных форм психической деятельности и ее психических процессов у разных групп аномальных детей, то есть изучение закономерностей формирования личности, умственной деятельности, речи, восприятия, памяти.
Третья группа задач специальной психологии — выявление путей компенсации дефекта и развития психики в целом.
Четвертая группа задач — разработка научных основ, методов и средств обучения разных групп аномальных детей, теоретическое обоснование конкретных путей их обучения.
Решение этих основных задач стало возможным в ходе исследования целого ряда частных проблем в отдельных областях специальной психологии (например, психологии глухих, умственно отсталых, психологии детей с нарушениями речи и др.).
В работах других авторов задачи специальной психологии обозначались в рамках решаемых исследователями проблем, однако общая их систематизация в литературе отсутствует.
Рассматривая
современную специальную
4. Проблемное поле и задачи специальной психологии
1)Теоретическое
пространство
А.
Структурирование науки
Б.
Предметная область
науки
1.
Атипии развития и
исследование психологических механизмов отклонений и нарушений развития в связи с деятельностью мозга;
установление закономерностей проявления позитивных и негативных атипий развития;
классификация нарушений психического развития;
разработка методов
выявления нарушений
2.
Закономерности освоения
исследование особенностей освоения социокультурного опыта (его структурирования, сохранения и использования);
разработка методов оценки овладения социокультурным опытом.
3.
Система помощи лицам разных
возрастных категорий с
научное обоснование содержания обучающих программ;
научное обоснование и разработка методов социализации.
4.
Общественные установки по
2) Практическое пространство
А.
Практико-ориентированные
задачи
Б.
Организационные
задачи
Таким образом, предмет и задачи специальной психологии позволяют обозначить ее структуру.
1. Психология атипий развития (раздел, посвященный описанию и классификации атипий развития).
2.
Психология направленного и
3. Психология социализации при атипиях развития (раздел, посвященный влиянию атипий на содержание и качество жизни человека).
В аспекте перспектив развития специальной психологии можно рассматривать первые два ее раздела как наиболее разработанные, а третий — как формирующийся, находящийся в стадии становления, хотя отдельные исследования в этом направлении проводились в рамках дефектологии.
В качестве составляющих каждого из разделов можно выделить:
В настоящее
время представляется актуальным рассмотреть
все структурные разделы
5.
Теоретические истоки
и значение специальной
психологии
Специальная психология вносит определенный вклад в развитие общепсихологической теории. По словам Л.С. Выготского, «патологическое изменение процессов развития представляет собой как бы специально оборудованный природный эксперимент, обнаруживающий и раскрывающий перед нами часто с потрясающей силой истинную природу и строение интересующего нас психического процесса», таким образом, на изучении отклонений может быть проверена любая из общепсихологических гипотез.
Наиболее ярким примером этому является создание теории обучения и воспитания слепоглухих детей, основанной на принципах целенаправленного формирования и развития психики человека в условиях выпадения основных функций и обеспечивающей присвоение ребенком общечеловеческого опыта. Этот пример доказывает тезис об общественно-исторической природе человека, компенсаторных возможностях мозга и целый ряд других положений. В этом состоит научное значение специальной психологии.
Выделение Л.С. Выготским системы дефектов (первичный, вторичный) и их иерархии в значительной степени определило системный подход к изучению аномального ребенка. Исследования Л.С. Выготского положили начало не только научному анализу системного строения различных психических процессов, но и разработке теоретического обоснования путей компенсации нарушенных психических функций аномальных детей. На основании этих исследований им были обозначены пути и сформулированы принципы обучения аномальных детей исходя из задач специальной школы, основной из которых объявлялась «установка на норму», приобщение аномальных детей к активному участию в жизни, развитие их сотрудничества с нормально развивающимися детьми. Таким образом, должна была реализовываться выдвинутая Л.С. Выготским идея о социальной компенсации дефекта. Эффективность использования средств и методов лечебной педагогики для преодоления дефекта в развитии психики ребенка, по мнению Л.С. Выготского, неразрывно связана с верой в активные силы самого ребенка.
Информация о работе Теоретические и прикладные задачи специальной психологии