Теоретические и прикладные задачи специальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2011 в 18:14, реферат

Описание

В 70–80-х годах ХХ века в нашей стране происходили серьезные изменения в сфере образования. В практике работы школ возникли и стали совершенствоваться различные варианты систем развивающего обучения. Возможность варьировать системы обучения появилась и в связи с развитием новых видов образовательных учреждений (лицеев, гимназий и др.). Произошедшие перемены сделали необходимым психологическое обоснование и сопровождение процесса обучения учащихся.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………3


1.Специальная психология как наука…………………………………………………………..5


2. Определение специальной психологии……………………………………………………..6


3. Цели и задачи специальной психологии…………………………………………………….7


4. Проблемное поле и задачи специальной психологии…………...……………………….…9


5. Теоретические истоки и значение специальной психологии …………………...…..……11


6. Специальная психология и другие разделы психологии………………………………….13


Заключение………………………………………………………………………………...……

Работа состоит из  1 файл

Реферат.doc

— 121.00 Кб (Скачать документ)

Изучение особенностей психического развития детей с «аномалиями» проводилось специальной психологией с момента ее зарождения в русле дефектологии. Психическое развитие других категорий детей с отклонениями (неярко выраженные нарушения, одаренность и др.) зачастую было предметом изучения детской и педагогической психологии.

Объект изучения специальной психологии — лица (дети и взрослые) с атипиями (врожденными  или приобретенными отклонениями и  нарушениями развития) и отношение  к ним в обществе на разных этапах его существования.

Под атипией  нами понимается развитие, при котором  возникают изменения в виде отклонений или нарушений в функционировании когнитивных, эмоциональных и регуляторных процессов психики.

Следует, однако, сразу же отметить, что единое мнение в определении предмета и объекта изучения специальной психологии отсутствует, как нет и единообразия в ее категориально-понятийном аппарате. 

3. Цели и задачи специальной психологии 

Цель специальной  психологии — изучение индивидуально-типических особенностей при атипичном развитии, причин, механизмов и структуры атипий, а также обоснование и разработка стратегий целенаправленной помощи по улучшению качества жизни людей с атипиями.

Логика специальной  психологии такова: от описания феномена атипии к его психологической  квалификации и от психологической квалификации к определению путей и средств адекватной помощи и поддержки, решающих задачи социализации людей с атипией развития. Другая важная составляющая этой парадигмы — выявление закономерностей формирования отношения общества и отдельных его членов к лицам с нарушениями развития, установление динамики взглядов общества на проблемы, связанные с «инакостью», в целях усиления толерантности к таким лицам и их полноценной адаптации.

Это путь от простого наблюдения к выявлению скрытых причин и механизмов наблюдаемых явлений, к обнаружению того, что находится за «фасадом». Это также путь выработки стратегии и тактики социальной реабилитации или адаптации для людей с атипичными формами психического развития.

Задачи специальной  психологии значительно изменялись в ходе ее развития. Данные изменения были связаны с ее собственным научным пространством и приоритетными связями со смежными науками; уменьшением или увеличением контингента лиц, являющихся объектом изучения; а также взглядами общества на «инакость». В зависимости от того, какие лица рассматривались в качестве объекта специальной психологии, корректировалось содержание ее научных задач.

Большинство задач  специальной психологии ориентировано  на детскую популяцию. Эта популяция, как известно, в аспекте развития включает в себя три большие группы: нормально развивающихся детей (типичное развитие), одаренных детей (атипичное позитивное развитие, «со знаком плюс»), детей с разными отклонениями и нарушениями развития, выраженными в различной степени и с девиантным поведением (атипичное негативное развитие, «со знаком минус») (рис. 1).

Таким образом, задачи специальной психологии должны быть разделены на две категории  по полюсу отклонения от нормативности: относительно людей с позитивными и негативными отклонениями развития.

Сами позитивные и негативные отклонения неоднородны  и требуют дифференцированного  изучения.

Большинство атипий развития с возрастом не исчезают ни спонтанно, ни при направленном воздействии, а проявляются в качественно ином виде. Поэтому задачи специальной психологии должны быть дифференцированы и в соответствии с возрастными группами по критерию «дети—взрослые».

Объект специальной  психологии как науки неоднороден: это дети и лица других возрастных групп, имеющие атипию развития как «со знаком плюс», так и «со знаком минус». У каждой возрастной группы структура психики, механизмы ее нарушения, а такжевозможности компенсации или коррекции отклонений существенно отличаются, что сказывается и на социализации, а следовательно, образе и качестве жизни. Процесс социализации лиц разного возраста с атипией развития зависит от отношения к ним общества.

Таким образом, при общности задач специальной  психологии их конкретное содержание зависит от изучаемого объекта и  связано с определенным общественно-историческим контекстом.

В процессе развития специальной психологии ее задачи конкретизировались, поскольку исследователи, обращаясь  к решению научных проблем, объединяли (или разделяли) их по разным основаниям. Систематизация задач относительно негативных атипий развития впервые была представлена В. И. Лубовским (1989). Он сгруппировал эти задачи по научному содержанию и практической направленности.

Первая группа задач — общенаучные теоретические  задачи, касающиеся проблем развития психики аномального ребенка (терминология автора). Среди них можно выделить такие направления изучения:

  • раскрытие закономерностей развития и проявлений психики, общих для нормальных и аномальных детей;
  • раскрытие общих закономерностей развития, присущих всем аномальным детям; раскрытие специфических закономерностей развития и проявлений психики разных групп аномальных детей;
  • установление зависимости развития и проявлений психики от характера, механизмов и степени выраженности аномалии.

Вторая группа задач — изучение аномалии формирования и развития конкретных форм психической деятельности и ее психических процессов у разных групп аномальных детей, то есть изучение закономерностей формирования личности, умственной деятельности, речи, восприятия, памяти.

Третья группа задач специальной психологии — выявление путей компенсации дефекта и развития психики в целом.

Четвертая группа задач — разработка научных основ, методов и средств обучения разных групп аномальных детей, теоретическое  обоснование конкретных путей их обучения.

Решение этих основных задач стало возможным в ходе исследования целого ряда частных проблем  в отдельных областях специальной  психологии (например, психологии глухих, умственно отсталых, психологии детей  с нарушениями речи и др.).

В работах других авторов задачи специальной психологии обозначались в рамках решаемых исследователями проблем, однако общая их систематизация в литературе отсутствует.

Рассматривая  современную специальную психологию как науку, обращенную к изучению позитивных и негативных атипий развития, а также как науку, прослеживающую закономерности формирования взглядов и отношений общества к людям с атипией развития, можно представить задачи специальной психологии в ее проблемном поле следующим образом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  4. Проблемное поле и задачи специальной психологии

 

1)Теоретическое пространство 

А. Структурирование науки 

  1. Установление  границ компетентности.
  2. Определение объекта изучения.
  3. Уточнение системы понятий.
  4. Дифференциация от других наук.
  5. Интеграция с другими науками.
  6. Перспективные проблемы.
 

Б. Предметная область  науки 

1.         Атипии развития и закономерности  их проявления:

исследование  психологических механизмов отклонений и нарушений развития в связи  с деятельностью мозга;

установление  закономерностей проявления позитивных и негативных атипий развития;

классификация нарушений психического развития;

разработка методов  выявления нарушений психического развития и определения их структуры.

2.         Закономерности освоения социокультурного  опыта при атипиях развития:

исследование  особенностей освоения социокультурного опыта (его структурирования, сохранения и использования);

разработка методов  оценки овладения социокультурным  опытом.

3.         Система помощи лицам разных  возрастных категорий с атипией  развития:

научное обоснование  содержания обучающих программ;

научное обоснование  и разработка методов социализации.

4.         Общественные установки по отношению  к людям с атипией развития  и разработка системы воздействия  на эти установки:

  • научное обоснование и разработка методов, способствующих социальному принятию лиц с атипией развития;
  • нахождение путей формирования общественного сознания по отношению к людям с атипией развития.
 

2) Практическое пространство

 

А. Практико-ориентированные  задачи 

  1. Разработка технологии различных видов психологической помощи детям с атипией развития и их семьям.
  2. Обоснование и разработка психологических и социальных мероприятий, позитивно влияющих на качество жизни людей с атипией развития.
  3. Разработка технологий формирования общественного сознания по отношению к людям с атипией развития.
  4. Профессиональная подготовка специального психолога.
  5. Повышение психологической компетентности населения и профессионалов разного профиля.
 
 
 

Б. Организационные  задачи 

  1. Определение стратегии, направлений и путей организации системы помощи людям с атипией развития в современном обществе.
  2. Разработка стратегии и тактики взаимодействия параллельных служб.

Таким образом, предмет и задачи специальной  психологии позволяют обозначить ее структуру.

1.         Психология атипий развития (раздел, посвященный описанию и классификации атипий развития).

2.         Психология направленного и спонтанного  познания при атипиях развития (раздел, посвященный закономерностям  познавательной деятельности при  атипиях).

3.         Психология социализации при атипиях развития (раздел, посвященный влиянию атипий на содержание и качество жизни человека).

В аспекте перспектив развития специальной психологии можно  рассматривать первые два ее раздела  как наиболее разработанные, а третий — как формирующийся, находящийся в стадии становления, хотя отдельные исследования в этом направлении проводились в рамках дефектологии.

В качестве составляющих каждого из разделов можно выделить:

  • психологию детей с отклонениями развития;
  • психологию одаренных детей

В настоящее  время представляется актуальным рассмотреть  все структурные разделы специальной  психологии в современной логике, объединив их в границах научного познания и выделив единые смысловые  доминанты.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5. Теоретические истоки и значение специальной психологии 

Специальная психология вносит определенный вклад в развитие общепсихологической теории. По словам Л.С. Выготского, «патологическое изменение  процессов развития представляет собой  как бы специально оборудованный природный эксперимент, обнаруживающий и раскрывающий перед нами часто с потрясающей силой истинную природу и строение интересующего нас психического процесса», таким образом, на изучении отклонений может быть проверена любая из общепсихологических гипотез.

Наиболее ярким  примером этому является создание теории обучения и воспитания слепоглухих  детей, основанной на принципах целенаправленного  формирования и развития психики  человека в условиях выпадения основных функций и обеспечивающей присвоение ребенком общечеловеческого опыта. Этот пример доказывает тезис об общественно-исторической природе человека, компенсаторных возможностях мозга и целый ряд других положений. В этом состоит научное значение специальной психологии.

Выделение Л.С. Выготским системы дефектов (первичный, вторичный) и их иерархии в значительной степени определило системный подход к изучению аномального ребенка. Исследования Л.С. Выготского положили начало не только научному анализу системного строения различных психических процессов, но и разработке теоретического обоснования путей компенсации нарушенных психических функций аномальных детей. На основании этих исследований им были обозначены пути и сформулированы принципы обучения аномальных детей исходя из задач специальной школы, основной из которых объявлялась «установка на норму», приобщение аномальных детей к активному участию в жизни, развитие их сотрудничества с нормально развивающимися детьми. Таким образом, должна была реализовываться выдвинутая Л.С. Выготским идея о социальной компенсации дефекта. Эффективность использования средств и методов лечебной педагогики для преодоления дефекта в развитии психики ребенка, по мнению Л.С. Выготского, неразрывно связана с верой в активные силы самого ребенка.

Информация о работе Теоретические и прикладные задачи специальной психологии