Теоретические основы игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 17:06, дипломная работа

Описание

Актуальность работы. Успешное решение задач воспитания требует пристального внимания к проблемам детской игры.

В настоящее время специалисты дошкольной педагогики единодушно признают, что игра как важнейшая специфическая деятельность ребенка должна выполнять общевоспитательные социальные функции.

Работа состоит из  1 файл

диплом.docx

— 39.96 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  работы. Успешное решение задач воспитания требует пристального внимания к  проблемам детской игры.

В настоящее время  специалисты дошкольной педагогики единодушно признают, что игра как  важнейшая специфическая деятельность ребенка должна выполнять общевоспитательные социальные функции.

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Выдающий исследователь  в области советской психологии Л.С. Выготский подчеркивал неповторимую специфику дошкольной игры. Она заключается  в том, что свобода и самостоятельность  играющих сочетаний  со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры.

Огромная роль в  развитии и воспитании ребенка принадлежит  игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр; " Игра имеет важное значение  в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. По этому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего,  в игре... "

Объектом исследования являются: дети дошкольного возраста.

Предметом исследования данной работы является педагогический процесс, а именно процесс развития творческих способностей у детей  в дошкольном возрасте в процессе игры.

Цель исследования - изучение психологической сущности и развитие детей – дошкольников в игре.

Задачи исследования:

1.            Проанализировать научную литературу по проблемам формирования игровой деятельности у детей – дошкольников.

2.            Изучить происхождение, сущность игры как психологического феномена.

3.            Определить влияние игры на психическое и личностное развитие ребенка.

4.            Изучить характеристику игровой деятельности.

5.            Экспериментально опробировать систему использования психологических игр, направленных на развитие познавательной сферы: развития мышления, на межличностное развитие творческих способностей детей со сверстниками и взрослыми.

Методы исследования:

1.            анализ научной и методической литературы по проблеме исследования.

2.            целенаправленные наблюдение за процессом развития детей, анализ существующих программ и научно-воспитательной документации, диагностические срезы  развития детей

3.            педагогический эксперимент количественных и качественный анализ экспериментальных данных.

 

Глава 1. Теоретические основы игровой деятельности детей  старшего дошкольного возраста.

1.2         Сущность игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Игра издавна привлекает к себе внимание не только психологов и педагогов, но и философов, этнографов, искусствоведов [п. 12, с.10].

Г. В. Плеханов, теоретик и пропагандист марксизма, доказывает, что в жизни общества труд предшествует игре и определяет ее содержание. В  играх первобытных племен изображается война, охота, земледельческие работы. Несомненно, что сначала была война, а затем игра, изображающая военные  сцены. Сначала было впечатление, произведенное  на дикаря смертью раненого товарища, а затем появилось стремление воспроизвести это впечатление  в пляске. Таким образом, игра связана  с искусством, она возникла еще  в первобытном обществе вместе с  разными видами искусства. Дикари играли как дети, в игру входили пляски, песни, элементы драматического и изобразительного  искусства. Иногда играм приписывали магическое действие. 

В жизни же отдельного индивидуума наблюдается обратное соотношение: ребенок вначале подражает  труду взрослых в игре и лишь позже  начинает принимать участие в  настоящей работе. Плеханов доказывает закономерность такого явления: игра служит средством подготовки к труду, средством  воспитания.

Изучение происхождения  игры как особого вида человеческой деятельностидает возможность определить ее сущность: игра – образное, действенное отражение жизни; она возникла из труда, и готовит молодое поколение к труду.

В педагогической литературе понимание игры как отражения  действительной  жизни впервые было высказано великим педагогом К.Д.Ушинским. Окружающая  обстановка, говорит он, имеет сильнейшее влияние на игру, «она дает для нее материал гораздо разнообразнее и действительнее того, который предлагается игрушечной лавкою» [п. 21, c.439-440].  

К.Д. Ушинский доказывает, что содержание игры влияет на формирование личности ребенка [п. 21, c.439-440] .

В создании теории игры особенно велика роль Н.К.Крупской. Она  считает игру потребностью растущего организма и объясняет это двумя факторами: стремление ребенка познавать окружающую жизнь и свойственной ему подражательностью, активностью. «Игра для дошкольников – способ познания окружающего» [п. 9, c.244].

Дошкольный возраст  – первоначальный этап усвоения общественного  опыта. Игра – наиболее доступный  ребенку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений.

А. С. Макаренко дал  глубокий анализ психологии игры, показал, что игра – осмысленная деятельность, а радость игры – «радость творческая», «радость победы» [п. 11].

Игра – социальная деятельность, возникшая в ходе исторического  развития из трудовых процессов; игра всегда отражает действительную жизнь, поэтому ее содержание меняется с  изменением общественных условий; игра – сознательная, целенаправленная деятельность, которая имеет много  общего с трудом и служит подготовкой  к труду. 

Возникновение игры

Впервые семь лет  ребенок проходит большой и сложный  путь развития. Это ярко отражается в играх, которые год от года становятся богаче по содержанию, сложнее по организации, разнообразнее по характеру.

Изучение детских  игр обнаруживает закономерности их развития, связанные с общими закономерностями развития в дошкольном возрасте, формирование мышления, воображения, нравственных качеств, количественных навыков, творческих способностей. В то же время в игре проявляются индивидуальные особенности детей, различные интересы, характеры. Чтобы понять сущностьигры и закономерности их развития, важно проследить возникновение игры, изучить ее начальные формы [п.12, c.25].

В первые два года жизни, когда воображение ребенка  еще не развито, игры в настоящем  смысле слова нет. В этом возрасте можно говорить о подготовительном периоде игры, который часто называют «предметной деятельностью».

К двум годам в  детских играх прослеживаются те черты, которые ярко проявляются  в более позднем возрасте: подражанием  взрослым,  создание воображаемых образов, стремление активно действовать, знакомиться с окружающем.

На третьем году жизни начинает развиваться воображение, в играх появляется несложный  сюжет.          

Влияние игры на психическое  и личностное развитие ребенка

Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в  том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями  взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые  для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя  его подчиняться правилам, соответствующим  взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции  поведения. 
Игра как ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста оказывает воздействие на развитие. Начинает формироваться произвольность психических процессов. Прежде всего, развивается произвольное восприятие, внимание и память. Потребность в общении со сверстником вынуждает ребенка точно выполнять правила игры, а это требует специальных усилий и целенаправленности. Развитие мышления - осуществляется переход от мысли в действии к мысли в плане представлений. Действуя с предметом-заместителем, ребенок учится мыслить о реальном предмете. Для развития воображения игра имеет определяющее значение, поскольку в игровой деятельности ребенок учится замещать один предмет другим и "примерять" на себя различные роли,  образы и действия.  Влияние игры на развитие личности заключается в том, что в ней ребенок осваивает взаимоотношения между людьми по образу и подобию взрослых, приобретая, таким образом, навыки общения и способы волевой регуляции своего поведения.  В игре развивается знаковая функция речи (предмет - знак - его наименование). Игра способствует развитию рефлексии как способности соотносить свои действия, мотивы, поступки с общечеловеческими ценностями. В игре эта возможность открывается потому, что ребенок находится в двойной позиции - исполняющего роль и контролирующего качество (правильность) ее исполнения. 
В игре же продолжают развиваться продуктивные виды деятельности, появляются элементы учебной трудовой деятельности
Игра - это самостоятельная, творческая, свободная деятельность ребенка [п.16].
 

 

  Психологическая сущность игры дошкольника 

В период дошкольного детства игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что ребенок большую часть времени проводит в развлекающих его играх, - игра вызывает качественные изменения ребенка. Собственно игровое действие будет происходить тогда, когда ребенок под одним действием подразумевает другой. Игровое действие носит знакомый (символический) характер. Именно в игре наиболее ярко обнаруживается формулирующаяся знаковая функция сознания ребенка. Ее проявление в игре имеет свои особенности: игровые заместители предметов могут иметь значительно меньшее сходство с самими предметами, чем, например, рисунок с изображаемой действительностью. Однако игровые заместители должны давать возможность действовать с ними так, как с замещаемым предметом.  Поэтому, давая свое название избранному предмету – заместителю и приписывая ему определенные свойства, ребенок учитывает и некоторые особенности самого предмета – заместителя. При выборе предметов – заместителей дошкольник исходит из реальных отношений предметов. Он с готовностью соглашается, что полспички будет мишуткой, целая спичка  мишкой – мамой, коробок – постелькой для мишутки. Но он ни за что не примет такого варианта, где мишуткой будет коробок, а постелью – спичка.  «Так не бывает», - обычная реакция ребенка.

Классификация  игр

В средней группе игры детей становятся более разнообразными. Развитие речи, достаточный запас знаний воспитанников позволяют педагогам формировать у них более сложные умения в различный видах игр: сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных. Дети начинают различать характерные особенности каждого вида игры и использовать в своей деятельности соответствующие игровые способы и средства.

Полноценного развития игра детей достигает лишь, когда  воспитатель систематически и целенаправленно  формирует эту деятельность, отрабатывая  все ее основные компоненты. Так, при сюжетно-ролевой игре он выделяет для ребят на фоне целостного сюжета содержания и способов ролевого взаимодействия; в дидактических играх помогает им выделить и осознать правила, определить последовательность действий и конечный результат, во время организации и проведения подвижных игр знакомит с содержанием правил и требований к игровым действиям, раскрывает смысл игровойсимволики и функции игровых атрибутов, помогает оценивать достижения сверстников. Наряду с этим воспитатель руководит и самостоятельными играми детей, осторожно направляя их в нужное русло с помощью организации игрового пространства и специального подготовительного этапа игры

Сюжетно – ролевые игры дошкольников

В первом полугодии  учебного года воспитатель интенсивно формирует у детей  игровые умения и главным образом ролевое поведение. Он включает ребят в совместную игру или предлагает сюжет в виде небольшого рассказа.

В младших группах  у детей уже сформированы основные игровые умения, позволяющие им развертывать в процессе игры ряд взаимосвязанных  условных предметных действий, относить их к определенному персонажу (роли).

Перед  педагогом стоит задача – стимулировать творческую активность детей в игре. Этому способствует развертывание игры с включением в нее различных ролей: из разных сфер социальной жизни, из разных литературных произведений, сказок, а также соединение сказочных и реальных персонажей. Например, воспитатель детского сада и милиционеров, пожарник и баба-яга, Буратино и врач.

Включение в общий  сюжет таких ролей активизирует воображение детей, их фантазию, побуждает  придумывать новые неожиданные  повороты событий, которые объединяют и делают осмысленным совместное существование и взаимодействие таких различных персонажей. При  этом воспитатель учитывает игровые  интересы детей, которые в обычных  совместных играх часто не могут  реализоваться. Педагог в совместной с детьми игре должен показать, как  можно развернуть сюжет с такими, казалось бы, несоединимыми ролями. Он всячески поощряет детей, которые  вводят в предварительный план игры новые ситуации, события и действующих  лиц, так как это является показателем  свободного владения игровыми способами деятельности и творческой активности ребенка.

Создание обстановки для сюжетно-ролевой игры или  конструирование недостающих предметов  в ходе уже развернувшегося сюжета помогает четче обозначить игровую  ситуацию интереснее осуществить игровые  действия, точнее согласовать замысел  игры между ее участниками. Обычно для  этой цели используют строительный материал готовые детали игрушек. При этом важно помнить, что обстановка должна быть не только удобной для игры, но и похожей на настоящую, так  как не все дети сразу могут  воспринимать чисто символическую, воображаемую ситуацию. Особенно это  относится к групповым  играм, где важно для всех участников обозначить ситуацию игры и предметы.        

Театрализованные  игры

Театрализованные  игры – разыгрывание в особах определенного  литературного произведения и отображение  с помощью выразительных способов (интонации, мимики, жестов) конкретных образов. Театрализованные игры в отличие  от сюжетно-ролевых предлагают наличие  зрителей (сверстники, младшие дети, родители). В их процессе у детей  формируется умение с помощью  изобразительных средств (интонации, мимики, жеста) точно воспроизводить идею художественного произведения и авторский текст. Эта сложная деятельность требует обязательного участия взрослого, особенно в подготовительный ее период. Чтобы театрализованные игры стали по-настоящему зрелищными, нужно обучить ребят не только способам выразительного исполнения, но и сформировать у них умение готовить место для представлений. Все это для детей среднего дошкольного возраста является нелегкой задачей. 

Информация о работе Теоретические основы игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста