Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 17:06, дипломная работа
Актуальность работы. Успешное решение задач воспитания требует пристального внимания к проблемам детской игры.
В настоящее время специалисты дошкольной педагогики единодушно признают, что игра как важнейшая специфическая деятельность ребенка должна выполнять общевоспитательные социальные функции.
Дети западают на ролевом диалоге. В играх дошкольников редки ролевые диалоги, которые предполагают общение детей из своей роли. В предложенных заданиях: "Способность оригинально обыграть игрушку" и "Придумай сюжет по условию" дети в основном используют сюжет, предложенный взрослым и другими детьми; редко предлагают новые варианты игры, новое использование для известного объекта; не всегда реализуют свой замысел деятельности. Лишь некоторые дети самостоятельно выбирают тему; способны домысливать предложенный вариант сюжета; могут увлечь своими идеями остальных детей; быстро адаптироваться к игровой задаче; могут предложить не один вариант сюжета.
В результате проведенной
работы на констатирующем этапе исследования
нами было отмечено, что 20% детей действуют
самостоятельно в проигрываемых
нами играх, придумывают новые сюжеты,
фантазируют, комбинируя свои знания из
окружающего мира со своими фантазиями.
Эти дети проявляют инициативу во
всем: могут самостоятельно выбрать
тему продуктивной игровой
деятельности, продумать содержание
работы, способны домысливать предложенный
вариант сюжета, с легкостью реализуют
свои замыслы, придумывая что-то необычное,
оригинальное. Они могут увлечь своими
идеями остальных детей группы, поэтому
мы их отнесли к первому (высшему) уровню
развития творческих способностей. Ко
второму (среднему) уровню креативности
было отнесено 60% из всех детей, задействованных
в эксперименте, детей. Эти дети эпизодически
могут выбирать тему, продуктивной, игровой
деятельности, но чаще принимают тему
детей – лидеров, взрослого; в своей самостоятельной деятельности о
И к третьему (низкому)
уровню мы отнесли 20% дошкольников. Эти
дети мало общительны, почти все время
играют по одному. Они затрудняются в придумывании
темы, сюжета продуктивной игровой
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Все качества, свойства личности формируются в активной деятельности тех ее различных видах, которые составляют жизнь личности, ее общественное бытие.
Игра, как вид деятельности, направлена на познание ребенком окружающего мира, путем активного соучастия в труде и повседневной жизнедеятельности людей.
Игровая деятельность ребенка всегда есть обобщенной, потому что мотивом есть не отражение какого-то конкретного явления, а совершение самого действия, как личного отношения.
Данные нашего исследования
показали, что процесс развития творческих
способностей детей старшего дошкольного
Практическое применение творческих заданий в экспериментальной группе благоприятствовало появлению позитивных тенденций в этом процессе. У детей улучшилось творческое представление, фантазия, память. Они могут самостоятельно играть, инсценировать…
Данные нашего эксперимента могут быть использованы в обучающей воспитательной работе воспитателем и студентами-практикантами.
Таким образом, наше предположение о том, что развитие творчества у старших дошкольников в игре возможно, если соблюдать следующие условия:
· создание эмоционально – благополучной атмосферы в группе детского сада;
· гарантия свободы и самостоятельности в игре ребенка в условиях педагогического руководства воспитателя;
· специальная работа, проводимая взрослым по развитию творческих способностей старших дошкольников в сюжетно – ролевой игре;
· нашло подтверждение в ходе экспериментально – опытной части проведенного исследования.
ГЛОССАРИЙ
ПОНЯТИЕ | ОПРЕДЕЛЕНИЕ |
Ведущий
вид деятельности |
Такая деятельность, которая соответствует основным потребностям ребенка и определяет характер его психического развития на том или ином этапе детства |
Гипотеза | (от греч. hypothesis – основание, предположение) — предположение об отдельных свойствах окружающего мира, возникающее как фактор ориентировкидеятельности и обусловленное существующей у индивида субъективной картиной мира. |
Дошкольный возраст | Этап психического развития от 3 до 6–7 лет. |
Игра | Форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры |
Игровые
условия |
Участвующие в игре дошкольника дети, куклы, другие игрушки и предметы |
Наблюдение | восприятие того или иного процесса, имеющее целью выявление инвариантных признаков этого процесса без активного включения в сам процесс |
Содержание
игры |
Те моменты в деятельности и отношения взрослых, которые воспроизводятся дошкольником в игре |
Сюжет |
Та сфера действительности, которая отражается в игре дошкольника |
Сюжетно – ролевая игра |
Вид игры дошкольника, в котором игра в роли взрослых дополняется определенным сюжетом, отражающемся в игре |
Эксперимент | от лат. experimentum —
проба, опыт) — один из основных (наряду
с наблюдением) методов научного познания
вообще, психологического исследования
в частности. Отличается от наблюдения
активным вмешательством в ситуацию со
стороны исследователя, осуществляющего
планомерное манипулирование одной или
несколькими переменными (факторами) и
регистрацию сопутствующих изменений
в
поведении изучаемого объекта |
Библиографический список используемой литературы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
Информация о работе Теоретические основы игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста