Теоретические основы игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 17:06, дипломная работа

Описание

Актуальность работы. Успешное решение задач воспитания требует пристального внимания к проблемам детской игры.

В настоящее время специалисты дошкольной педагогики единодушно признают, что игра как важнейшая специфическая деятельность ребенка должна выполнять общевоспитательные социальные функции.

Работа состоит из  1 файл

диплом.docx

— 39.96 Кб (Скачать документ)

Дети западают на ролевом диалоге. В играх дошкольников редки ролевые диалоги, которые  предполагают общение детей из своей  роли. В предложенных заданиях: "Способность  оригинально обыграть игрушку" и "Придумай сюжет по условию" дети в основном используют сюжет, предложенный взрослым и другими детьми; редко  предлагают новые варианты игры, новое  использование для известного объекта; не всегда реализуют свой замысел деятельности. Лишь некоторые дети самостоятельно выбирают тему; способны домысливать предложенный вариант сюжета; могут увлечь своими идеями остальных детей; быстро адаптироваться к игровой задаче; могут предложить не один вариант сюжета.

В результате проведенной  работы на констатирующем этапе исследования нами было отмечено, что 20% детей действуют  самостоятельно в проигрываемых  нами играх, придумывают новые сюжеты, фантазируют, комбинируя свои знания из окружающего мира со своими фантазиями. Эти дети проявляют инициативу во всем: могут самостоятельно выбрать  тему продуктивной игровой деятельности, продумать содержание работы, способны домысливать предложенный вариант сюжета, с легкостью реализуют свои замыслы, придумывая что-то необычное, оригинальное. Они могут увлечь своими идеями остальных детей группы, поэтому мы их отнесли к первому (высшему) уровню развития творческих способностей. Ко второму  (среднему) уровню креативности было отнесено 60% из всех детей, задействованных в эксперименте, детей. Эти дети эпизодически могут выбирать тему, продуктивной, игровой деятельности, но чаще принимают тему детей – лидеров, взрослого; в своей самостоятельной деятельности они могут заимствовать сюжеты известных сказок, фильмов, мультфильмов; не всегда реализуют свой замысел деятельности.

И к третьему (низкому) уровню мы отнесли 20% дошкольников. Эти  дети мало общительны, почти все время играют по одному. Они затрудняются в придумывании темы, сюжета продуктивной игровой деятельности, не могут дополнить предложенный вариант, редко изъявляют желание самостоятельно заниматься продуктивной игровой деятельностью. У них отсутствует способность фантазировать, придумывать что-то необычное, оригинальное. Без интереса принимают предложенную тему и часто не доводят ее до конца (см. приложение 2).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Все  качества, свойства личности формируются в активной деятельности тех ее различных видах, которые составляют жизнь личности, ее общественное бытие.

Игра, как вид деятельности, направлена на познание ребенком окружающего мира, путем активного соучастия в труде и повседневной жизнедеятельности людей.

Игровая деятельность ребенка всегда есть обобщенной, потому что мотивом есть не отражение  какого-то конкретного явления, а  совершение самого действия, как личного  отношения.

Данные нашего исследования показали, что процесс развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста требует целенаправленного  педагогического руководства, которое заключается в установлении влиятельных способов  руководства этим процессом. Под руководством мы понимаем процесс, в котором используются такие методы и приемы, которые бы содействовали лучшему развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Педагогическое руководство процессом развития творческих способностей детей мы осуществляли с помощью творческих упражнений и заданий.  Практическая ценность работы лежит в выполнении уровня развития способностей детей и проверке эффективного применения творческих упражнений, и задач на практике.

Практическое применение творческих заданий в экспериментальной  группе благоприятствовало появлению  позитивных тенденций в этом процессе. У детей улучшилось творческое представление, фантазия, память. Они могут самостоятельно играть, инсценировать…

Данные нашего эксперимента могут быть использованы в обучающей  воспитательной работе воспитателем и  студентами-практикантами.

Таким образом, наше предположение о том, что развитие творчества у старших дошкольников в игре возможно, если соблюдать  следующие условия:

·               создание эмоционально – благополучной атмосферы в группе детского сада;

·               гарантия свободы и самостоятельности в игре ребенка в условиях педагогического руководства воспитателя;

·               специальная работа, проводимая взрослым по развитию творческих способностей старших дошкольников в сюжетно – ролевой игре;

·               нашло подтверждение в ходе экспериментально – опытной части проведенного исследования.

ГЛОССАРИЙ

ПОНЯТИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Ведущий 

вид

деятельности

Такая деятельность, которая соответствует основным потребностям ребенка и определяет характер его психического развития на том или ином этапе детства
Гипотеза (от греч. hypothesis – основание, предположение) — предположение об отдельных свойствах окружающего мира, возникающее как фактор ориентировкидеятельности и обусловленное существующей у индивида субъективной картиной мира. 
Дошкольный  возраст Этап  психического развития от 3 до 6–7 лет.
Игра Форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры
Игровые

условия

Участвующие в игре дошкольника дети, куклы, другие игрушки  и предметы
Наблюдение восприятие  того или иного процесса, имеющее целью выявление инвариантных признаков этого процесса без активного включения в сам процесс
Содержание  

игры

Те моменты в деятельности и отношения взрослых, которые воспроизводятся дошкольником в игре
 
Сюжет
Та сфера действительности, которая отражается в игре дошкольника
 
Сюжетно – ролевая 

игра 

Вид игры дошкольника, в котором игра в роли взрослых дополняется определенным сюжетом, отражающемся в игре
Эксперимент от лат. experimentum — проба, опыт) — один из основных (наряду с наблюдением) методов научного познания вообще, психологического исследования в частности. Отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацию сопутствующих     изменений        в

поведении изучаемого объекта

Библиографический список  используемой литературы

1.                                   Асмолов А. Г. Психология личности., Принципы общепсихологического анализа. М. изд-во Моск. ун-та, 1990

2.                                   Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М. Просвещение 1991

3.                                   Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре. М. Просвещение, 1983.

4.                                   Возрастная и педагогическая психология: Тексты. Эльконин Д.Б. / Сост. и коммент. Шуаре Марта О. – М.:1992..

5.                                   Выготский Л.С.  Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. – М.: Педагогика,1991.

6.                                   Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. – М.: Педагогика, 1984.

7.                                   Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии: Учебное пособие. – Мн.: Харвест; М.: 2000

8.                                   Кандибур Г. Р. Развитие интеллектуальных способностей у детей 4-12 лет. Днепропетровск 1997.

9.                                   Крупская Н.К. Пед.соч. М., 1980, т. 6

10.                               Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.  Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов ВУЗ. – М.:ТЦ Сфера,2004.

11.                               Макаренко А. С. Игра. – Соч. М.,  1957

12.                               Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре.- М., Просвещение,1982

13.                               Михайленко И., Короткова И. Дошкольное воспитание, 1993

14.                               Печора К. Л. и др. Дети раннего возраста в дошкольных учреждения. М. Просвещение 1986.

15.                               Популярная психология для родителей / Под ред. Бодалева А.А.– М.: Педагоги

16.                               Проскура Е. Ф. Развитие познавательных способностей дошкольника. Киев 1985.

17.                               Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей / Под ред. Поддьякова Н.Н, Аванесовой В.Н. – М.: Просвещение, 1981.

18.                               Спиваковская А.С. Игра – это серьезно. – М.: Педагогика, 1981.

19.                               Уронтаева Г. Дошкольноле воспитание. Дидактическая игра как средство разивития произвольной образной памяти у старших дошкольников

20.                               Уронтаева Г. Дошкольное воспитание. Дидактическая игра как средство развития произвольной образной памяти у старших дошкольников. 1992

21.                               Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. – Собр. соч. Фаир-пресс, 1981, т.VIII

22.                               Эльконин Д. Б. Психология игры. – М., 1978

Информация о работе Теоретические основы игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста