Теории мотивации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:40, реферат

Описание

Основные теории мотивации принято разделять на две группы — содержательные и процессуальные. В содержательных теориях акцент делается на выявлении и изучении тех внутренних побуждений, которые лежат в основе поведения людей. Б процессуальных теориях раскрывается, по каким законам организовано целостное мотивированное поведение с учетом взаимодействия мотивов с другими процессами — восприятием, познанием, коммуникацией. К первой группе теорий относится концепция иерархии мотивов А. Маслоу. Согласно этой концепции, все потребности личности можно разделить на пять основных групп.

Работа состоит из  1 файл

мотивация.docx

— 26.24 Кб (Скачать документ)

§ 4. Теории мотивации

 

Основные теории мотивации  принято разделять на две группы — содержательные и процессуальные. В содержательных теориях акцент делается на выявлении и изучении тех внутренних побуждений, которые  лежат в основе поведения людей. Б процессуальных теориях раскрывается, по каким законам организовано целостное мотивированное поведение с учетом взаимодействия мотивов с другими процессами — восприятием, познанием, коммуникацией. К первой группе теорий относится концепция иерархии мотивов А. Маслоу. Согласно этой концепции, все потребности личности можно разделить на пять основных групп.

1. Физиологические потребности.  Они необходимы для выживания  организма. Это — потребность  в еде, воде, отдыхе, сексуальном  удовлетворении.

2. Потребность в безопасности  включает потребности в защите  от физических и психологических  опасностей.

3. Потребности в социальных  связях (социальные потребности). Это  потребности в социальной присоединенности к группе и принадлежности к ней; в социальных контактах.

4. Потребности в уважении  включают, во-первых, потребности в  уважении со стороны других  — признании ими личных достижений, компетентности, личных качеств  и достоинств; во-вторых, потребность  в самоуважении.

5. Потребности самоактуализации — это потребности личности в реализации своих потенциальных возможностей и способностей, в росте собственной личности, в понимании, осмыслении и развитии собственного Я.

Пять групп потребностей одновременно являются и пятью основными  уровнями потребностей. Потребности  каждого вышележащего уровня возникают  только тогда, когда потребности  всех нижележащих уровней удовлетворены. Существует несколько основных закономерностей  этих групп потребностей. Так, высшие потребности являются генетически  более поздними. Чем выше уровень  потребностей, тем менее они важны  для выживания, тем дальше может  быть отодвинуто их удовлетворение и  тем легче от них на время освободиться. Высшие потребности субъективно  воспринимаются как менее насущные. Удовлетворение их чаще имеет своим  результатом осуществление желаний  и развитие личности, обогащает внутренний мир.

Концепция мотивации Д. Макклелланда. Этот автор основное внимание уделил высшим — специфическим — личностным потребностям. В данной концепции рассматриваются три основные группы потребностей: во власти, в успехе, в причастности.

Впервые в систему побудителей  человеческой активности вводится потребность  во власти как таковой. Она рассматривается  как синтетическая и производная  от потребностей в уважении и самовыражении. Потребность в успехе (или мотивация  достижения) — вторая базовая потребность  личности. Автор одним из первых показал, что человеку свойственно  не просто «хотеть чего-то», но и  определять для себя уровень овладения, достижения объектом своего желания  — вырабатывать для себя «планку» достижений. Сама по себе потребность  в успехе (а через него — в  признании со стороны других) является общей для всех, однако мера ее развития различна. От степени ее развития зависят  достижения человека. Более того, Макклелланд полагал, что от уровня развития данной потребности у граждан зависят процветание и могущество той или иной страны.

В процессуальных теориях  мотивации признается значимость существования  тех потребностей, которые раскрыты в содержательных концепциях, но показывается, что поведение человека определяется не только ими. Оно зависит также  от восприятия и понимания человеком  ситуации, от прогнозирования им последствий  выбираемого типа поведения.

«Теория ожидания» В. Врума. В данной концепции ключевую роль играет понятие «ожидание». Оно определяется как оценка личностью вероятности определенного события. При раскрытии структуры мотивации и самого процесса поведения особое внимание в данной теории уделяется трем основным взаимосвязям. Во-первых, это ожидания в отношении взаимосвязи затрат труда и результатов. Если человек чувствует, что между ними существует прямая связь, то мотивация возрастает, и наоборот. Во-вторых, это ожидания в отношении взаимосвязи результатов и вознаграждений, т.е. ожидания определенного вознаграждения или поощрения в ответ на достигнутый уровень результатов. Если между ними существует прямая связь и человек ясно видит это, то его мотивация увеличивается. В-третьих, это субъективная валентность ожидаемого вознаграждения или поощрения. Валентность — это предполагаемая ценность удовлетворения или неудовлетворения, возникающего вследствие определенного вознаграждения.

«Теория справедливости». В  данной теории исследуется еще одна переменная, сильно влияющая на интенсивность  мотивации в реальных условиях. Люди субъективно определяют отношение  полученного ими вознаграждения к затраченным ими для этого  усилиям, а затем сравнивают его  с вознаграждением, получаемым другими  за аналогичную работу. Если в результате они обнаруживают несправедливость в отношении оценки своего труда, они будут стремиться уменьшить  его интенсивность. Однако если люди чувствуют, что их личное вознаграждение выше, чем у других за аналогичную  работу, то это далеко не всегда оказывает  положительное стимулирующее влияние  на повышение ими интенсивности  своего труда. Гораздо чаще человек  стремится в этом случае просто сохранить  интенсивность труда на уже достигнутом  уровне.

 

§ 5. Потребность, мотив, мотивация, мотивационная сфера личности

 

Одним из важнейших понятий  психологии мотивации является понятие  «мотивационная сфера» личности (точнее — мотивационная система). Как  и любая иная система, мотивационная  сфера личности включает в себя определенную совокупность своих компонентов, а  также закономерные и устойчивые связи между ними. В качестве основных компонентов мотивационной сферы  личности выступают следующие основные психологические образования и  структуры: потребности, влечения, установки, собственно мотивы, интересы, идеалы, намерения, социальные нормы и роли, стереотипы и др. Всем указанным компонентам  присуща одна фундаментальная общая  особенность: они имеют две основные стороны, два аспекта — содержательный и динамический. Содержательный аспект заключается в той или иной репрезентации внешней — отражаемой реальности и выступает чаще всего  в форме определенного знания. Динамический аспект связан с тем, что  любой из отмеченных компонентов  мотивационной сферы обладает определенным потенциалом для инициации, поддержания  и изменения активности субъекта. Именно на этой основе все указанные  компоненты и объединяются в составе  мотивационной сферы личности.

Одним из основных источников активности личности являются потребности. Потребность выражает зависимость  личности от конкретных условий существования. Специфика человеческих потребностей определяется социальной природой деятельности человека, прежде всего трудом. Потребности  различают по предмету и по происхождению. По происхождению потребности бывают естественные и культурные. Естественные потребности отражают зависимость  человека от условий, необходимых для  сохранения и поддержания его  жизни. В культурных потребностях выражается зависимость человека от продуктов  человеческой культуры.

По предмету потребности  подразделяются на материальные, духовные и социальные. К материальным относятся физиологические (например, потребность в пище) и общественно обусловленные (например, потребность в одежде). К духовным потребностям относятся эстетические и познавательные. Социальные отражают потребность в общении, в общественном признании.

Потребности могут приобретать  разную форму. Например, осознаваться человеком с разной степенью отчетливости. В этом случае они приобретают  форму влечения. Это — побуждение к деятельности, представляющее собой  недифференцированную, недостаточно осознанную потребность. Другое неосознаваемое побуждение — установка. Это — неосознавамое человеком состояние готовности к конкретной форме активности. Это может быть и готовность к какой-либо деятельности, к поведению, и к пониманию, и к интерпретации чего-либо. Установка, если она проявляется в интерпретации каких-либо событий, явлений, фактов, может принимать форму предубеждений или стереотипов.

Если потребности осознаются, то они приобретают форму мотивов. Это — осознаваемые потребности  личности, побуждающие ее поступать, вести себя в соответствии со своими взглядами, знаниями, принципами. Вся  совокупность убеждений объединяется в мировоззрение. Если человек не только осознает в принципе, как  надо себя вести (убеждение), но и знает  конкретные способы поведения, определяемые целями такого поведения, то говорят  о мотивах поведения в узком  смысле. Таким образом, мотив —  это осознанная потребность, обогащенная  представлениями о способах ее удовлетворения и о целях поведения, которое  может ее удовлетворить. В широком  значении под мотивом понимается любое внутреннее побуждение человека к деятельности, поведению, мотив  выступает как форма проявления потребностей.

А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, В.Г. Асеев и другие считают, что мотивы — это и осознаваемые, и неосознаваемые побуждения. По мнению Леонтьева, даже когда мотивы не осознаются субъектом, т.е. когда он не отдает себе отчета в том, что побуждает его осуществлять ту или иную деятельность, они выступают в своем косвенном выражении — в форме переживания, желания, хотения. Леонтьев выделяет главным образом две функции мотивов: побуждения и смыслообразования. Смыслообразующие мотивы придают деятельности личностный смысл, другие, сопутствующие им мотивы выполняют роль побудительных факторов (положительных или отрицательных) — порой остро эмоциональных, аффективных, лишенных смыслообразующей функции. Это — мотивы-стимулы. В то же время различение обоих видов мотивов относительно. В одной иерархической структуре данный мотив может выполнять смыслообразующую функцию, а другой — функцию дополнительной стимуляции. Слияние обеих функций мотива — побуждающей и смыслообразующей — придает деятельности человека характер сознательно регулируемой деятельности. Если ослабевает смыслообразующая функция мотива, то он может стать только понимаемым. И наоборот, если мотив «только понимаемый», то можно предполагать, что его смыслообразующая функция ослаблена.

X. Хекхаузен рассматривает функции мотива только в связи с этапами действия — началом, выполнением, завершением. На начальной стадии мотив инициирует действие, стимулирует, побуждает его. Актуализация мотива на стадии выполнения обеспечивает постоянно высокий уровень активности действия. Поддержание мотивации на стадии завершения действия связано с оценкой результатов, с успехом, что способствует подкреплению мотивов.

Мотивы классифицируются по различным основаниям:

— По отношению мотивов  к самой деятельности. Если мотивы, побуждающие данную деятельность, не связаны с ней, то их называют внешними по отношению к этой деятельности. Если же мотивы непосредственно связаны  с самой деятельностью, то их называют внутренними.

— По степени осознаваемости: осознаваемые и неосознаваемые мотивы.

— По степени действенности: понимаемые мотивы; действующие, т.е. те, ради которых он действительно осуществляет данную деятельность.

Внешние мотивы делятся, в  свою очередь, на общественные: альтруистические (делать добро людям), мотивы долга  и обязанности (перед Родиной, перед  своими родными и т.п.) и на личностные: мотивы оценки, успеха, благополучия, самоутверждения.

Внутренние мотивы делятся  на процессуальные (интерес к процессу деятельности); результативные (интерес  к результату деятельности, в том  числе познавательный); саморазвития (ради развития каких-либо своих качеств, способностей).

Сложность выявления мотивов  деятельности связана с тем, что  всякая деятельность побуждается не одним мотивом, а несколькими, т.е. деятельность обычно полимотивирована. Совокупность всех мотивов к данной деятельности называется мотивацией деятельности данного индивида. Мотивация — это процесс, увязывающий воедино личностные и ситуационные параметры на пути регуляции деятельности, направленной на преобразование предметной ситуации для реализации релевантного мотива, для осуществления определенного предметного отношения личности к окружающей ситуации. Можно говорить не только о мотивации какой-либо деятельности, но и об общей мотивации, характерной для данного человека, имея в виду совокупность стойких мотивов, соответствующих направленности его личности и определяющих видов его основных деятельностей. Система всех побуждений — мотивов, потребностей, диспозиции, интересов, стремлений, намерений, идеалов, норм, самооценок, оценок других людей, уровня притязаний, установок и т.п. — называется мотивационной сферой личности. При этом они являются мотивационными переменными, или детерминантами, входящими в структуру мотивации.

Исследование мотивационной  сферы личности. Познание психологических  закономерностей мотивационной  сферы личности имеет не только большое  теоретическое значение, но и очень  важно в практическом отношении. Б силу этого необходимо иметь представление о том, какими же конкретными методами и на основе каких общих подходов следует изучать мотивационную сферу личности. Эти подходы и методы положены в основу подавляющего большинства эмпирических исследований мотивации.

В современной психологии выделяют три основных методических подхода к изучению мотивационной  сферы личности (и мотивации в  целом) — прямой, косвенный и проективный. Прямой подход основан на собственных  суждениях испытуемого. При этом он имеет представление об истинной цели исследования, т.е. сама процедура  исследования является для него «разгаданной в отношении ее диагностического замысла». Вопросы имеют прямой, непосредственный характер, а их суть сводится к тому, чтобы субъект  оценил наличие (или отсутствие) того или иного мотива в своем поведении, а также степень его интенсивности. Данный подход имеет свои преимущества и недостатки. Основные достоинства: простота его реализации и обработки  результатов, а также стандартизированность процедуры исследования и его воспроизводимости. Недостатки: он требует достаточно развитой рефлексии, что наблюдается отнюдь не у всех испытуемых; он открывает широкие возможности для намеренной фальсификации данных и формулировке социально одобряемых ответов; он допускает и хаотичные ответы, что имеет место в случае низкой заинтересованности испытуемого в процедуре исследования.

Косвенный подход основан  на заданиях, которые остаются для  обследуемого неразгаданными в отношении  их диагностического смысла. При этом испытуемый выполняет какое-либо задание, а исследователь судит о его мотивации по разного рода косвенным характеристикам. Например, широкое распространение получил способ «альтернативного выбора». Испытуемому ставится вопрос: какой бы работой он хотел заняться, причем дается два варианта ответа, один из которых предполагает индивидуальную, а второй — совместную работу. По характеру ответа можно сделать косвенный вывод о степени развития у субъекта социальных мотивов.

При проективном подходе  испытуемому предъявляется неопределенный, многосмысловой материал и предлагается дать ему интерпретацию. По характеру  последней судят о содержании, направленности и степени выраженности. Человек, стремясь восполнить неопределенность интерпретируемого материала, осмыслить  его, как бы «проецирует» на него особенности  своей психики в целом и  мотивации в особенности.

Закономерности развития мотивационной сферы человека. Основные закономерности развития мотивационной  сферы человека состоят в следующем:

1. Взаимосвязь и взаимодействие  различных компонентов мотивационной  сферы. Все составляющие мотивационной  сферы личности представлены  не хаотично, а целостно: они упорядочены  и взаимосвязаны. Эта взаимосвязь  проявляется, например, в соподчинении (иерархии) различных мотивационных  компонентов. Так, на рубеже  дошкольного и младшего школьного  возрастов происходит, во-первых, значительное  обогащение мотивационной сферы,  что выражается в появлении  новых, различных по характеру  мотивов, во-вторых, переструктурирование мотивационной сферы детей, что проявляется в формировании ведущих мотивов, которые и определяют поведение ребенка, его направленность. Происходит смена относительной выраженности различных мотивов, их иерархизация, соподчинение мотивов и непосредственных побуждений. Таким образом, мотивационная сфера в этот возрастной период не просто усложняется (появляются новые мотивы), а возникают доминирующие мотивы, которые могут подчинять себе все иные побуждения.

Информация о работе Теории мотивации