Теории мотивации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:40, реферат

Описание

Основные теории мотивации принято разделять на две группы — содержательные и процессуальные. В содержательных теориях акцент делается на выявлении и изучении тех внутренних побуждений, которые лежат в основе поведения людей. Б процессуальных теориях раскрывается, по каким законам организовано целостное мотивированное поведение с учетом взаимодействия мотивов с другими процессами — восприятием, познанием, коммуникацией. К первой группе теорий относится концепция иерархии мотивов А. Маслоу. Согласно этой концепции, все потребности личности можно разделить на пять основных групп.

Работа состоит из  1 файл

мотивация.docx

— 26.24 Кб (Скачать документ)

2. Деятельностный характер формирования мотивации. Мотивация не только побуждает человека к какой-либо деятельности, но и сама формируется в процессе деятельности. Например, человек может при выполнении какой-либо деятельности побуждаться социальными мотивами («пишу доклад, потому что поручили и не хочется никого подводить»). В процессе выполнения деятельности (в ходе подготовки доклада) может возникнуть интерес к ее содержанию (самому материалу), появляется другой мотив — познавательный. В этом случае речь идет о механизме «сдвига мотива на цель» (ф. Олпорт, А.Н. Леонтьев), т.е. мотивация не только побуждает человека к какой-либо деятельности, но и сама формируется в ее процессе. Деятельностный характер формирования мотивации — одно из условий, способствующих рождению новых мотивов.

3. Тенденция переключения  мотивации на успешные виды  деятельности. Суть данной закономерности  заключается в том, что человек  часто неосознанно и неуклонно  предпочитает заниматься тем,  что у него лучше получается.

4. Смысловая интеграция  как способ разрешения мотивационных конфликтное. Поведение человека носит полимотивированный характер. В силу этого часто возникает борьба мотивов. Способом разрешения мотивационных конфликтов является так называемая смысловая интеграция. Когда сталкиваются два мотива — сильный, но узкоситуативный и относительно слабый в данный момент, но согласующийся с общими интересами и личности, и общественными нормами, то конфликт между ними разрешается путем сравнения смысла, значения тех последствий, к которым приведет следование тому или иному. Чаще всего побеждает второй мотив.

5. Развитие динамики мотивов.  Различают развитие мотивов как  таковых и возрастные особенности  развития мотивов. С возрастом  мотивы меняются, преобразуются,  изменяются. В процессе жизни  у человека постепенно формируются  и становятся устойчивыми определенные  мотивы его поведения и деятельности. Устойчиво доминирующие мотивы  поведения приобретают для человека  ведущее значение и тем самым  подчиняют себе все иные его  мотивы. Развитие мотивов как  таковых заключается в усилении  или ослаблении существующих; в  появлении новых и устранении  существующих; в появлении синтетических  мотивов.

6. Развитие систем внешней  и внутренней мотивации. Внутренняя  мотивация — это та, которая  лежит внутри деятельности, непосредственно  связана с ее содержанием. Она  имеет место, когда деятельность  выполняется ради самой себя, ради удовлетворения от ее  процесса, а не от ее результата. Побудительная сила к такой  деятельности и называется внутренней  мотивацией. Существует пять основных  свойств внутренней мотивации:  стремление к новизне, стремление  к двигательной активности, стремление  к умелому и эффективному освоению  мира (это постулируется как потребность,  от удовлетворения которой человек  получает удовольствие). Эти стремления  лежат в основе мотивации обучения. Четвертым свойством является  стремление к самодетерминации: человек стремится быть причиной своего поведения, стремится быть самостоятельным. Пятое свойство — стремление к самоактуализации, к самоосуществлению: стремление осуществить то, что ты способен осуществить.

Внешняя мотивация — это  та, которая лежит вне деятельности. Например, «учусь для того, чтобы  получать пятерки» — это внешняя  мотивация. «Учусь, так как нравится учиться» — пример внутренней мотивации.


Информация о работе Теории мотивации